Художник фрэнсис бэкон: картины, биография и интересные факты

70-е годы: «Черные триптихи»

В 1971 после продолжительной болезни скончался Джордж Дайер. Бэкон с головой погрузился в работу, он создал так называемый «Черный триптих», где Дайер изображен стоящим перед открывающейся темной дверью. Он продолжал анализировать эту смерть и в последующих работах. В других картинах 70-х Бэкон запечатлел бренность человеческого тела, помечая отдельные компоненты кружочками, как это принято в рентгенографии. В конце 70-х из картин Бэкона исчезли присущие его ранним портретам намеренные «искажения действительности». Теперь Бэкон работал с косой штриховкой, которая позволяла более точно запечатлеть черты человеческого лица. В 1992 художник умер в Мадриде в возрасте 82 лет.

Дж. Лeнc

Научное исследование

Именно эта область работ Бэкона была наиболее влиятельной. Первой задачей Фрэнсиса было пересмотреть подход человека к науке. Он отвергал предположения о «врожденном знании» и считал, что обязанность ученого заключается в том, чтобы скептически относиться к любым предрассудкам, полагаться только на фактические данные и результаты экспериментов

Бэкон подчеркнул важность индукции путем исключения, также он поощрял научный прогресс посредством совместной работы

Novum Organum (1620) был одним из его самых влиятельных произведений, в которых выражен новый стиль логики. Бэкон выступал за использование сокращения и эмпирического понимания. Он отверг более философский «метафизический» подход старых наук. Фрэнсис изобрел метафору «кумир», чтобы указать, как на человека могут ошибочно влиять такие силы, как чрезмерное упрощение, поспешные обобщения или чрезмерное сосредоточение на бессмысленных языковых различиях.

Важность этого научного метода заключается в том, что он открыл возможность оспаривать все существующее научное православие. Современная наука не следует его методу, но дух эмпирических исследований можно отнести к революционному новому подходу Бэкона

Томас Джефферсон написал:

«Бэкон, Локк и Ньютон. Я считаю их тремя величайшими людьми, которые когда-либо жили, без каких-либо исключений, и заложили основу тех надстроек, которые были подняты в Физических и Моральных науках».

Бэкон был героем Роберта Гука и Роберта Бойла, основателей Королевского общества.

Философ науки

Бэкон остался в Сент-Албане после краха его политической карьеры. Уйдя в отставку, он теперь смог сосредоточиться на одном из других своих увлечений — философии науки. С тех пор, как он достиг совершеннолетия, Бэкон был полон решимости изменить лицо естественной философии. Он стремился создать новый план для наук с акцентом на эмпирические научные методы — методы, которые зависели от материальных доказательств — при разработке основ прикладной науки. В отличие от доктрин Аристотеля и Платона, подход Бэкона делал упор на эксперименты и взаимодействие, кульминацией которого стала «торговля разумом с вещами». Новый научный метод Бэкона включает сбор данных, их разумный анализ и проведение экспериментов для наблюдения за природой ».с истинами в организованном порядке. Он полагал, что при таком подходе наука может стать инструментом улучшения человечества.

Биограф Лорен Эйсли описал непреодолимое желание Бэкона изобрести новый научный метод, заявив, что Бэкон «более полно, чем любой человек своего времени воспринимал идею вселенной как проблему, которую нужно решить, исследовать, над ней размышлять, а не как вечно закрепленную стадию, по которой человек шел «. Сам Бэкон утверждал, что его эмпирический научный метод зажжет свет в природе, который «в конечном итоге раскроет и покажет все, что является наиболее скрытым и секретным во вселенной».

В молодости Бэкон пытался поделитесь своими идеями со своим дядей лордом Берли, а затем с королевой Елизаветой в своем письме-рекомендации.Эти два не оказались восприимчивой аудиторией к развивающейся философии науки Бэкона. Только в 1620 году, когда Бэкон опубликовал Книгу Один из Novum Organum Scientiarum (novum organum на латыни «новый метод»), Бэкон утвердился в качестве авторитетного философа науки.

Согласно Бэкону в Novum Органум, научный метод должен начинаться с «Таблиц следствия». Затем следует перейти к «Таблице присутствия», которая представляет собой список обстоятельств, при которых произошло изучаемое событие. «Таблица отсутствия в близости» затем используется для выявления негативных явлений. Далее, «Таблица сравнения» позволяет наблюдателю сравнивать и сопоставлять серьезность или степень события. После выполнения этих шагов,научный наблюдатель должен выполнить краткий обзор, который поможет определить возможную причину возникновения

В отличие от типичной гипотезы, однако, Бэкон не подчеркивал важность проверки своей теории. Вместо этого он полагал, что наблюдения и анализа достаточно для создания более глубокого понимания или «лестницы аксиом», которую творческие умы могут использовать для достижения еще большего понимания

Смерть

Умер Бэкон 9 апреля 1626, в 66-летнем возрасте, по нелепой случайности. Фрэнсис всю жизнь увлекался изучением всевозможных природных явлений, и однажды зимой, катаясь с королевским медиком в экипаже, ученому пришла в голову мысль провести эксперимент, в котором он намеревался проверить, в какой степени холод замедляет процесс гниения.

Памятник на могиле Фрэнсиса Бэкона

Философ купил на рынке тушку курицы и собственноручно закопал ее в снег, от чего простудился, заболел и скончался на пятый день своего научного опыта. Могила адвоката находится на территории церкви Святого Михаила в Сент-Олбанс (Великобритания). Известно, что на месте захоронения, после смерти автора книги «Новая Атлантида», установили монумент.

Философия и учение

Основным литературным трудом Фрэнсиса Бэкона считаются «Опыты, или наставления нравственные и политические». Интересен факт, что для написания этой работы ему потребовалось 28 лет!

В ней автор размышлял о множестве проблем и качеств, присущих человеку. В частности, он высказывал свои идеи относительно любви, дружбы, справедливости, семейной жизни и т.д.

Стоит отметить, что хотя Бэкон был талантливым адвокатом и политиком, главным увлечением всей его жизни являлись философия и наука. Он критически отзывался об аристотелевской дедукции, которая в то время пользовалась необычайной популярностью.

Вместо этого Фрэнсис предложил новый способ мышления. Указывая на плачевное состояние науки, он заявлял, что до этого дня все научные открытия делались случайно, а не методически. Открытий могло быть гораздо больше, если бы ученые использовали правильный метод.

Под методом Бэкон подразумевал путь, называя его главным средством исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит здорового человека, бегущего по бездорожью.

В основе научного познания должны лежать индукция – процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему, и эксперимент – процедура, выполняемая для поддержки, опровержения или подтверждения теории.

Индукция получает знание из окружающего мира посредством эксперимента, наблюдения и проверки теории, а не из толкования, например, тех же трудов Аристотеля.

Стремясь разработать «истинную индукцию», Фрэнсис Бэкон искал не только факты, подтверждающие какой-либо вывод, но и факты, опровергающие его. Таким образом он показывал, что истинное знание является производным от чувственного опыта.

Подобная философская позиция называется эмпиризмом, родоначальником которой, собственно, и был Бэкон. Также философ говорил о препятствиях, которые могут стоять на пути познания. Он выделял 4 группы человеческих ошибок (идолов):

  • 1-й вид – идолы рода (ошибки, допускаемые человеком по причине своего несовершенства).
  • 2-й вид – идолы пещеры (ошибки, вытекающие из предрассудков).
  • 3-й вид – идолы площади (ошибки, рождающимися вследствие неточностей в использовании языка).
  • 4-й вид – идолы театра (ошибки, допускаемые по причине слепого следования авторитетам, системам или устоявшимся традициям).

Открытие Фрэнсисом нового метода познания сделало его одним из крупнейших представителей научной мысли нового времени. Впрочем, при жизни его система индуктивного познания была отвергнута представителями экспериментальной науки.

Интересно, что Бэкон является автором ряда религиозных сочинений. В своих работах он обсуждал различные религиозные вопросы, подвергая жесткой критике суеверия, приметы и отрицание существования Бога. Он заявлял, что «поверхностная философия склоняет человеческий разум к безбожию, глубины же философии обращают ум человека к религии».

Индивидуальные доказательства

  1. Интервью с Дэвидом Сильвестром, 1966. В: «Интервью 2» Дэвида Сильвестра, в: Дэвид Сильвестр, Жестокость фактов: Интервью с Фрэнсисом Бэконом , новое издание. (1976; Лондон, 2016), стр. 45–46.
  2. ↑ См. Среди прочего. Дэвид Сильвестр: Беседы с Фрэнсисом Бэконом. Мюнхен 1997.
  3. Ужасно !, The Guardian, суббота, 30 августа 2008 г.
  4. Роберт Хьюз, Шок нового — Эпизод 6 — Взгляд с края — 21 сентября 1980 — BBC.
  5. Фрэнсис Бэкон. Жестокость фактов. Каталог к ​​выставке коллекции произведений искусства K20 с 16 сентября 2006 г. по 7 января 2007 г. Под редакцией Армина Цвэя. Мюнхен 2006 г., стр. 38 f.
  6. Фрэнсис Бэкон. Жестокость фактов. Каталог к ​​выставке коллекции произведений искусства K20 с 16 сентября 2006 г. по 7 января 2007 г. Под редакцией Армина Цвэя. Мюнхен 2006, с. 11.
  7. Фрэнсис Бэкон. Каталог к ​​выставке в Staatsgalerie Stuttgart с 19 октября 1985 г. по 5 января 1986 г. Под редакцией Ades Dawn. Берлин 1985, стр. 9-29.
  8. Дэвид Сильвестр: Беседы с Фрэнсисом Бэконом. Мюнхен 1997, с. 146.
  9. Фрэнсис Бэкон. Жестокость фактов. Каталог к ​​выставке коллекции произведений искусства K20 с 16 сентября 2006 г. по 7 января 2007 г. Под редакцией Армина Цвэя. Мюнхен 2006, с. 34.
  10. Дэвид Сильвестр: Беседы с Фрэнсисом Бэконом. Мюнхен 1997, с. 82.
  11. Армин Второй: Крик Бэкона . В: Армин Цвей (ред.): Фрэнсис Бэкон. Насилие фактов, Мюнхен, 2006 г., стр. 94.
  12. Армин Второй: Крик Бэкона . В: Армин Второй (Ред.): Фрэнсис Бэкон. Насилие фактов, Мюнхен, 2006 г., стр.79.
  13. ↑ Барбара Стеффен: Крик . В: Вильфрид Зайпель (ред.): Фрэнсис Бэкон и традиция изображения . Вена 2004 г. , стр. 148.
  14. Армин Второй: Крик Бэкона . В: Армин Цвей (ред.): Фрэнсис Бэкон. Насилие фактов, Мюнхен, 2006 г., стр.79.
  15. Андреас Ф. Бейтин: Крик. Искусство и история культуры ключевого мотива в немецкой живописи и графике ХХ века, Uetersen 2004, стр. 293, стр. 298.
личные данные
ФАМИЛИЯ Бэкон, Фрэнсис
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ Ирландско-британский художник
ДАТА РОЖДЕНИЯ 28 октября 1909 г.
МЕСТО РОЖДЕНИЯ Дублин
ДАТА СМЕРТИ 28 апреля 1992 г.
МЕСТО СМЕРТИ Мадрид

Закон

Бэкон был «плодовитым» ученым, предлагая реформы в английском праве, хотя за его жизнь лишь немногие были приняты английской правовой системой. Однако после его смерти некоторые видят общие принципы Бэкона, включенные в современные правовые системы, такие как Наполеоновский кодекс и современное общее право

Наибольший вклад Бэкона состоял в том, чтобы акцентировать внимание на фактах дела, а не на строгом изложении юридического прецедента. Как и его научный эмпиризм, Фрэнсис хотел, чтобы закон был больше связан с доказательствами и фактами дела и не попадал в тупые юридические прецеденты

Критика Бэкона заключалась в том, что он распорядился о пяти ордерах на пытки в отношении подозреваемых, обвиняемых в государственной измене. Бэкон утверждал, что пытки могут быть оправданы, если это необходимо, чтобы раскрыть участки измены; хотя он не признал это полезным для предоставления юридических доказательств.

Самые дорогие картины художника

Сегодня картины Фрэнсиса Бэкона ценятся очень высоко. Цены на некоторые из них исчисляются миллионами и даже десятками миллионов долларов. Так, к примеру, триптих «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» на современном арт-рынке оценивается в баснословную сумму, а именно в 142,4 миллиона американских долларов. Такую поистине колоссальную цену была отдана «Элейн Уинн» в 2013 году на аукционе «Кристис».

Еще одной картиной Бэкона, входящей в список самых дорогих произведений живописи, является «Триптих», написанный им в 1976 году. Его стоимость в 2008 году составила более 86 миллионов долларов США. Покупатель не пожелал раскрыть свое имя.

Третьей картиной, которая была продана за огромные деньги, стал триптих «Три этюда к портрету Джона Эдвардса», созданный художником в 1984 году. Полотно было продано за 80 миллионов в 2014 году. Приобретатель тоже счел уместным не раскрывать свою личность.

В одном ряду в этом списке стоят такие великие художники, как: А. Модильяни, П. Пикассо, Э. Мунк, В. ван Гог и многие другие. Все они стали величайшими, и Бэкон с ними в одном списке.

Тот факт, что люди готовы отдавать многомиллионные состояния за картины Бэкона, уже говорит о его невероятной востребованности как живописца. Творчество художника было оценено по достоинству, а сегодня он уже стал считаться современной классикой. Он один из творцов современного искусства, который во многом определил дальнейшие тенденции, которые стали двигать искусство дальше. Своим примером воодушевив миллионы молодых художников, Бэкон стал для многих настоящим идолом, иконой современного искусства.

1970-е годы

1970 г.
  • Триптих 1970 (холст, масло, 198 x 147,5 см, Национальная галерея Австралии , Канберра) ( большой триптих )
  • Три этюда мужской спины (холст, масло, 198 x 147,5 см (78 x 57,5 ​​дюйма), Кунстхаус, Цюрих)
  • Триптих — Этюды человеческого тела (1970) (холст, масло, 198 x 147,5 см (78 x 58,5 дюйма), частная коллекция Жака Ашуэля, Париж) ( большой триптих )
  • Триптих — Этюды из человеческого тела (1970) (холст, масло, 198 x 147,5 см (78 x 57 дюймов), частная коллекция Жака Ашуэля, Париж) ( большой триптих )
1971 г.
  • Этюд Красного Папы 1962 г. 2-я версия 1971 г. (198 x 147,5 см (78 x 58 дюймов)
  • Памяти Джорджа Дайера (холст, масло, 198 x 147,5 см (78 x 57 дюймов), Фонд Бейлера, Риен, недалеко от Базеля) ( большой триптих )
1972 г.
  • Триптих – август 1972 г. (Холст, масло, 198,1 x 147,3 см, Галерея Тейт , Лондон)
  • Три этюда с фигурами на кроватях (холст, масло, темпера, 198 x 147,5 см (78 x 57 дюймов), частное собрание) ( большой триптих )
1973
  • Три портрета: посмертный портрет Джорджа Дайера, автопортрет и портрет Люсьена Фрейда (холст, масло, 198 x 147,5 см (78 x 57 дюймов), Фонд Бейлера, Риэн, недалеко от Базеля) ( большой триптих )
  • Триптих, май – июнь 1973 г. (холст, масло, 198 x 147,5 см, частное собрание Эстер Гретер , Швейцария) ( большой триптих )
1974 г.
  • Три этюда для автопортрета (холст, масло, 35,6 x 30,5 см, (14 x 12 дюймов), частное собрание) (малый триптих)
  • Триптих март 1974 г. (холст, масло, 198 x 147,5 см, частное собрание, Мадрид) ( большой триптих )
  • Триптих 1974–1977 (Масло и пастель, холст, 198 x 147,5 см (78 x 57 дюймов), Частное собрание Джо Льюиса ) ( большой триптих )
1975 г.
  • Три этюда для автопортрета (холст, масло, 35,5 х 30,5 см каждый, частное собрание) (малый триптих)
  • Три фигуры и портрет (холст, масло, 198,1 × 147,3 см, Галерея Тейт , Лондон)
1976 г.
  • Этюд для автопортрета (холст, масло, 198,0 x 147,5 см (77,9 x 58 дюймов), Художественная галерея Нового Южного Уэльса , Сидней)
  • Триптих 1976 (Холст, Масло, 198 x 147,5 см, Частное собрание Романа Абрамовича ) ( большой триптих )
1979 г.

Триптих — Этюды человеческого тела (1979) (холст, масло, 198 x 147,5 см (78 x 57 дюймов), частное собрание) ( большой триптих )

1979–80

Три этюда для автопортрета (холст, масло, 37,5 см × 31,8 см (14 3/4 x 12,5 дюйма), Музей Метрополитен , Нью-Йорк) (малый триптих)

Истоки вдохновения

Лейтмотивами творчества Бэкона были вещи, которые никак не назовешь вдохновляющими — смерть, страдания, помутнение сознания, рвущиеся наружу крики. Но негативные эмоции, отраженные на полотнах художника, сделали их гениальными. И они же довели его до безумия и смерти. Ближе к концу жизни он постоянно пил, пока в 1992 году не отправился на тот свет из-за сердечного приступа. Сегодня его картины — одни из самых дорогих на аукционах.

Эстетика творчества Бэкона основывалась на страшных и жутких образах, которые обычно пугали людей. Художника нередко называли сумасшедшим и не признавали. Но он вовсе не расстраивался по этому поводу, потому что словно жил в каком-то своем мире. Он своеобразно реагировал на окружающие события, но отнюдь не был бесчувственным. В его жизни было место и приятным эмоциям — великой любви, но она тоже представала на картинах в специфическом ракурсе. Хотя бы потому, что творец был гомосексуалистом и полюбил мужчину.

Из-за своей ориентации Фрэнсис Бэкон разругался с отцом, который насильно отправил отпрыска учиться в Лондон. 17-летний юноша жил на гроши, потому что никак не мог устроиться на нормальную работу. В итоге он не получил образования, зато в подробностях познакомился с миром отверженных и маргиналов, что тоже помогло в его становлении как художника. К богеме и творчеству великих живописцев юноша приобщился благодаря влиянию своего первого любовника, друга семьи Сесила Харкота-Смита. Но его главной страстью стал вор Джордж Дайер, который однажды влез в мастерскую Бэкона и на 8 лет застрял в его жизни. Молодой человек был наркоманом и скончался от этой пагубной привычки. Его гибель стала еще одним мощным толчком в творчестве гения, но также погрузила художника в пучину пьянства, что, в конце концов, привело к летальному исходу.

https://youtube.com/watch?v=JOLvDCCrL58

1944: Триптих «Распятие»

В 1944 Бэкон вернулся к занятиям живописью. В этом же году появились «Три этюда фигур у подножия распятия», триптих, принесший Бэкону молниеносный успех. Эта состоящая из трех частей работа представляет три сюрреалистические комбинации из людей, животных и неких аморфных существ — метафорических воплощений Страха и Ужаса. Гораздо более реалистичной стала появившаяся через год другая картина — «Фигура в окружении ландшафта», на которой изображен лежащий на скамейке в парке мертвый человек с автоматом. В «Картинах» (1946) у Бэкона впервые появляется «трупный» мотив, который становится основополагающим в творчестве художника: перед ширмой сидит чудовище в человеческом облике, а за ширмой лежит зверь с распоротым брюхом.

Детство и юность

Основоположник эмпиризма родился 22 января 1561 года, в особняке Йоркхаус, на центральной лондонской улице Стрэнд. Отец ученого, Николас, был политическим деятелем, а мать Анна (в девичестве Кук) была дочерью Энтони Кука — гуманиста, воспитавшего короля Англии и Ирландии Эдуарда VI.

Портрет Фрэнсиса Бэкона

Мать с юных лет прививала сыну любовь к знаниям, и у нее, девушки, знающей древнегреческий язык и латынь, это с легкостью получалось. К тому же мальчик и сам с нежного возраста проявлял интерес к знаниям. В течение двух лет Фрэнсис учился в Тринити-колледже Кембриджского университета, затем три года провел во Франции, в свите английского посла сэра Эмиаса Паулета.

После смерти главы семейства в 1579-м Бэкон остался без средств к существованию и поступил для изучения права в школу барристеров. В 1582-м Фрэнсис стал адвокатом, а в 1584-м — членом парламента, и вплоть до 1614-го играл видную роль в дебатах на сессиях Палаты общин. Время от времени Бэкон составлял послания королеве Елизавете I, в которых стремился беспристрастно подойти к насущным политическим вопросам.

Фрэнсис Бэкон в молодости

Сейчас биографы сходятся во мнении, что если бы королева последовала его советам, пары конфликтов между короной и парламентом можно было бы избежать. В 1591-м он стал советником фаворита королевы — графа Эссекса. Бэкон сразу дал понять патрону, что предан стране, и когда в 1601 Эссекс попытался организовать переворот, Бэкон, будучи адвокатом, участвовал в его осуждении как государственного изменника.

Из-за того, что люди, стоящие выше Фрэнсиса по званию, видели в нем соперника, и потому, что он часто в эпистолярной форме выказывал свое недовольство относительно политики Елизаветы I, Бэкон вскоре потерял расположение королевы и не мог рассчитывать на продвижение по службе. При Елизавете I адвокат так и не достиг высоких постов, однако после того, как в 1603 на трон взошел Яков I Стюарт, карьера Фрэнсиса пошла в гору.

Статуя Фрэнсиса Бэкона

В 1603 Бэкону было пожаловано звание рыцаря, он был возведен в титул барона Веруламского в 1618-ом и виконта Сент-Олбанского — в 1621-ом. В том же 1621 году философ был обвинен в получении взяток. Он признал, что люди, дела которых разбирались в суде, неоднократно дарили ему подарки. Правда, то, что это влияло на его решение, адвокат отрицал. В итоге Фрэнсиса лишили всех постов и запретили появляться при дворе.

Папа Римский

Живописи Френсис Бэкон, впрочем, никогда не учился. Ко всему, что он умел, он пришел самостоятельно. Единственными его учителями были великие художники прошлого. Бэкон бесконечно перелистывал альбомы с иллюстрациями, разглядывая картины Веласкеса, Пуссена, Рембрандта, Энгра и Микеланджело. Его собственные работы 1940-1950-х годов стали вариациями на тему любимых художников.

Самые известные среди них – это парафразы картины Диего Веласкеса «Портрет Папы Иннокентия X». Бэкон считал этот портрет одним из величайших произведений искусства и рисовал его бесчисленное количество раз. Как признавался художник, больше всего его занимали роскошные красные оттенки папского одеяния и фона.  Хотя не исключено, что причина была не только в «роскошных красных». Рисуя Папу Римского, Бэкон изживал мучительные воспоминания о собственном отце.

Ф. Бэкон. Эскиз портрета Папы Иннокентия X. 1954. Частная коллекция

Ф. Бэкон. Эскиз портрета Папы Иннокентия X. 1989. Частная коллекция

На первый взгляд, кажется, что Бэкон действительно подражает Веласкесу: очертания фигуры, ракурс, сюжет повторяют оригинальный портрет Иннокентия X. Но в действительности на картинах Бэкона почти ничего не осталось от Веласкеса. У Бэкона Папа окрасился в тревожные фиолетовые и грязновато-красные оттенки, а лицо заменила искаженная криком гримаса. У Веласкеса парадный портрет Папы – это прежде всего рассказ о его высоком статусе. Под пышным одеянием совершенно потерялось тело Иннокентия

Да и разве оно важно, если речь идет о самом духовном лице в мире – самом Папе Римском?

Бэкон перевернул все с ног на голову. Ему совершенно не важны ни статус, ни характер Папы. Все это ушло на второй план перед главной эмоцией картины – криком. Папа Бэкона весь превратился в этот крик: исчезли глаза, а лицо заполнил огромный разинутый рот. Кажется, что заточенная плоть наконец вырвалась наружу, и животное начало подчинило себе все остальное. Здесь Папа – больше не глава Римской католической церкви и не хитрец с портрета Веласкеса. У Бэкона Папа – это просто животное, животное из плоти и крови.

Еще одна любопытная деталь: Бэкон рисовал своего Папу по открыткам и репродукциям. Самой картины Веласкеса художник так и не увидел. Даже когда Бэкон приехал в Рим, где хранился портрет кисти Веласкеса, он отказался идти в галерею, потому что испугался встретиться лицом к лицу с оригиналом.

1950: «Папский портретист»

Бэкон, пристрастившийся в послевоенные годы к алкоголю, работал в основном с сериями картин, что позволяло ему глубже проникнуть в тему. Его восхищение пионерами кинематографа нашло свое отражение в одной из картин серии «Головы», прообразом которой послужил кадр из фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» («Голова VI», 1949). На основе этой картины Бэкон создал ряд работ, перекликающихся с «Портретом папы Иннокентия X» кисти Веласкеса, известной из которых был вариант, датируемый 1953 годом («Этюд портрета папы Иннокентия X по Веласкесу», также «Кричащий папа»). На картине изображен раскрытый в крике рот; этот мотив Бэкон использовал и в более поздних своих работах. Бэкон смешивал краски с пылью, песком или грязью и наносил их кистью или пучком стальных волокон на необработанную поверхность холста. На многих картинах он изображал изуродованные или разложившиеся человеческие тела, которые заключал в прямоугольные переплетения линий, напоминающие железную клетку. Картина Бэкона «Ван Гог — Вариации» (1957) представляет великого художника как символ изоляции человека.

Адвокат и государственный деятель

К счастью для Бэкона, в 1581 году он получил работу в качестве члена для Корнуолла в палате общин. Бэкон также смог вернуться в Грэй Инн и закончить свое образование. К 1582 году он был назначен на должность внешнего адвоката. Политическая карьера Бэкона в 1584 году сделала большой шаг вперед,когда он написал «Письмо-совет» королеве Елизавете, его самый первый политический меморандум

Бэкон занимал свое место в парламенте почти четыре десятилетия, с 1584 по 1617 год, в течение которого он был чрезвычайно активным в политике, закон и королевский двор. В 1603 году, за три года до того, как он женился на наследнице Алисе Барнхем, Бэкон был посвящен в рыцари на восхождение Джеймса I на британский престол. Он продолжал стремительно подниматься по юридическим и политическим должностям, достигнув генерального солиситора в 1607 году и генерального прокурора шесть лет спустя. В 1616 году его карьера достигла своего пика, когда его пригласили в Тайный совет. Всего через год он достиг того же положения своего отца, лорда Хранителя Великой Печати. В 1618 году Бэкон превзошел достижения своего отца, когда ему было присвоено высокое звание лорда-канцлера,один из самых высоких политических постов в Англии. В 1621 году Бэкон стал виконтом Сент-Олбанс.

В 1621 году, в том же году, когда Бэкон стал виконтом Сент-Олбанс, он был обвинен в получении взяток и обвинен парламентом в коррупции. Некоторые источники утверждают, что Бэкон был создан его врагами в парламенте и придворной фракции и использовался в качестве козла отпущения, чтобы защитить герцога Букингемского от общественной враждебности. Бэкона судили и признали виновным после того, как он признался. Он был оштрафован на 40 000 фунтов и приговорен к лондонскому Тауэру, но, к счастью, его срок был сокращен, а штраф был отменен. После четырех дней лишения свободы Бэкон был освобожден за счет его репутации и его давнего места в парламенте; скандал серьезно обернул здоровье 60-летнего Бэкона.

Детство и юность

Фрэнсис Бэкон родился 28 октября 1909 года в Дублине, Ирландия. Его отец был потомком сэра Николаса Бэкона — старшего сводного брата философа и мыслителя Фрэнсиса Бэкона, а мать происходила из семьи владельцев Шеффилдского металлургического предприятия. Мальчик рос вместе с братьями Харли и Эдвардом, а также сестрами Иантой и Уинифред.

Глава семьи стремился вырастить из сыновей настоящих мужчин, учил их охотиться и ездить на лошади. Но Фрэнсис был слишком болезненным и слабым, чтобы оправдать надежды отца. К тому же у него обнаружилась тяга к переодеванию в женскую одежду, и отношения с родителем окончательно испортились, когда тот застал юношу примеряющим мамино нижнее белье. Единственной, кто понимал художника, была няня Джесси Лайтфут.

Embed from Getty ImagesФрэнсис Бэкон в молодости

По решению отца молодой человек отправился в Лондон, где жил впроголодь, получая скудное финансирование от матери. Чтобы сэкономить, Фрэнсис уклонялся от оплаты аренды жилья и начал участвовать в мелких кражах. Он пытался подрабатывать домашней прислугой и телефонистом в магазине женской одежды, но нигде не задержался надолго.

Вскоре парень, который еще в ранние годы осознал свою гомосексуальность, начал развлекать богачей, они делали ему дорогие подарки, угощали деликатесами и хорошим вином. Одним из любовников стал родственник по линии матери Сесил Харкот-Смит, к которому юношу отправил отец, надеясь, что тот сможет положительно повлиять на сына.

Поездка в Берлин оказала большое влияние на формирование интереса молодого человека к живописи. Он очутился в окружении немецкой богемы, посещал кинотеатры и выставки. Там Бэкон впервые увидел фильмы Фрица Ланга и Сергея Эйзентшейна. После этого парень отправился в Париж, где продолжил посещать картинные галереи и загорелся идеей стать художником.

Вывод

Бэкон, автор знаменитого афоризма: «Знание – сила», был сторонником научного познания мира. Он считал, что познание природы с помощью разума способствует увеличению власти и могущества человека и улучшению качества его жизни.

Статуя Бэкона в Библиотеке Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия

Бэкон был недоволен состоянием современной ему науки и разработал новый метод познания, главными элементами которого назвал индукцию и эксперимент.

Индукция – метод обобщения, при котором на основе частных признаков отдельных элементов можно вывести общую гипотезу для всей группы.

Учёный считал, что постичь истину можно лишь с помощью чувственного опыта, получая знания из окружающего мира посредством эксперимента и наблюдения. Так он заложил основы эмпиризма.

Также философ выделял признаки разума, которые препятствуют процессу познания. Он назвал их «идолами» и разделил на 4 группы. Это идолы рода (ошибки, заложенные самой человеческой природой), идолы пещеры (ошибки, совершённые под влиянием предрассудков), идолы площади (ошибки, вызванные несовершенством языка) и идолы театра (ошибки, усвоенные от других людей).

Бэкон внёс большой вклад в развитие науки и философии. Он по праву считается основателем мышления нового времени и современного научного метода познания.