Лучшие фильмы по лавкрафту

Оглавление

«Реаниматор» (1985)

Дэн Кейн, молодой студент Мискатоникского Университета, во время учебы на врача знакомится с поселившимся по соседству доктором Гербертом Уэстом, который имеет не самую лучшую репутацию в академических кругах из-за своей одержимости вопросами жизни и смерти, а также из-за пристрастия к сомнительного рода теориям о возможности поддержания жизни в мертвых телах. Вскоре Дэн участвует в одном из экспериментов Уэста, и обнаруживает, что изобретенная доктором сыворотка действительно возвращает мертвецов к жизни – но возвращаются они далеко не безобидными.

Есть определенная ирония в том, что произведение, которое сам Лавкрафт считал одним из самых слабых, дало жизнь одной из самых популярных и качественных экранизаций. «Реаниматор» – несомненно, вечная классика «лавкрафтианского кино», и одна из наиболее точных с точки зрения сюжета адаптаций одноименной повести, написанной Лавкрафтом в начале 1920-х для малоизвестного журнала, издаваемого его другом. В отличие от большинства своих произведений, Лавкрафт историю про Герберта Уэста писал серийно, по главе на номер, из-за чего приходилось в каждом номере заканчивать рассказ клиффхэнгером, а в начале следующего еще и напоминать содержание предыдущих, что Лавкрафта раздражало. Еще одна особенность этой повести состоит в том, что сам концепт сумасшедшего врача, одержимого идеей воскрешения мертвых носил для Лавкрафта изначально пародийный характер, и он иногда добавлял в текст разнообразные отсылки к другой классической истории о воскрешении мертвых – «Франкенштейну».

https://youtube.com/watch?v=NCGGG_NvE4g

Учитывая все это, вполне естественно, что первый фильм легендарного впоследствии режиссера Стюарта Гордона («Куклы», «Дантист», «Крепость») по настроению представляет собой не столько традиционный зомби-хоррор, сколько насыщенную щедрыми дозами крови и изобретательной расчлененки черную комедию, которая за прошедшие тридцать с лишним лет только закрепила свой статус эталонного образца жанра. Этому в немалой степени способствовали отличные актерские работы Джеффри Комбса, Барбары Крэмптон и Дэвида Гейла – не в последнюю очередь благодаря «Реаниматору» эти люди стали иконами хоррора. Гордон воспроизвел большинство сюжетных ходов повести, изменив лишь некоторые детали, связанные с переносом действия в 1980-е вместо начала ХХ века, а кое-что даже использовал в последующих фильмах о Герберте Уэсте — которые, надо сказать, вышли вполне достойными первой части. Но главный плюс фильма – конечно, дизайн различных зомби, и знаменитый доктор Хилл (Гейл), таскающий свою собственную голову в сумке.

Студия Fleur-De-Lys. Провиденс, штат Род-Айленд

В знаменитом «Зове Ктулху» упоминается множество мест — как обычных, так и совершенно экзотических. Но одно из самых экстравагантных — студия Флер-де-Лиз в родном городе Лавкрафта, Провиденсе. Из приведенной выше цитаты можно понять отношение автора к этой достопримечательности. В 1920-х на фоне соседних зданий она и вправду выглядела как нарядный желтенький торт на торжественных похоронах.

Экстравагантное здание было построено в 1855 году местным Клубом искусств и, в общем-то, является воплощением китча (хотя такого слова тогда, конечно, еще даже не знали). Оно напоминает английские дома времен Шекспира, особенно за счет внешней «сетки» из дубовых досок поверх штукатурки. Но при этом барельефы на нем намеренно сделаны похожими на жуткие морды, а завершают образ два очаровательно-неуместных ангела, словно скопированных со старинных икон.

Неудивительно, что именно здесь герой рассказа, молодой скульптор Генри Энтони Уилкокс, вылепил по памяти статуэтку, изображающую Ктулху. Он увидел это существо во сне и воплотил его в глине. А сумасбродное здание студии, видимо, довершило схождение молодого человека в глубины безумия. Забавно, но, кажется, так Лавкрафт (невероятный, почти маниакальный любитель изящной архитектуры) проявлял свою пассивную агрессию и снобизм. Он наделял многие места, которые считал безвкусными, какими-нибудь жуткими свойствами или даже прямой связью со злом. Так что вот еще один источник вдохновения мастера: некрасивые дома, для которых так и тянет придумать гнусную историю. 

Кстати, Клуб искусств Провиденса существует до сих пор, собирается в этом здании и любовно реставрирует его. По иронии, с наступлением эры пластиковых фасадов студия Fleur-De-Lys теперь одно из наиболее пристойных и даже классических строений на этой улице. Хотя в Викторианскую эру оно было пощечиной общественному вкусу.

По мотивам произведений

По творениям писателя создано более 85 кинолент и около двух десятков видеоигр. Игры и фильмы по Говарду Лавкрафту в преимущественном большинстве появились в последние два десятка лет. Справедливости ради стоит отметить, что внушительное их количество не является экранизациями, во многих хоррорах лишь используются наименования или имена, выдуманные литератором. К примеру, в проекте Лучио Фульчи – итальянском ужастике «Город живых мертвецов» – место, в котором разворачиваются пугающие события, называется Данвич, а всем известная книга с магическими заклинаниями в кино Сэма Рейми под вдохновляющим названием «Зловещие мертвецы» именуется «Некрономиконом». Кинолент, отснятых по отдельным произведениям, значительно меньше, но это довольно известные фильмы. Лавкрафта осмелились экранизировать такие именитые хоррормейкеры, как Стюарт Гордон, Гильермо дель Торо, Дэн О’Бэннон и другие. Уместить в одной публикации все кинопостановки произведений писателя не представляется возможным, поэтому стоит ограничиться самыми известными кинолентами.

Кладбище Коппс-Хилл. Бостон, Массачусетс

Когда Лавкрафт писал рассказ «Модель для Пикмана» в 1927 году, кладбище на Коппс-Хилл в Бостоне уже было полузаброшенным. Место это очень старое, хоронить здесь начали еще в 1659 году. Ассиметрично покосившиеся могильные камни, атмосфера запустения и тревоги, мутные личности, шастающие здесь по ночам — со времен Лавкрафта здесь почти ничего не поменялось. Идеальное место для вдохновения!

По сюжету рассказа главный герой, изучающий трущобы северного Бостона, находит гениального, но, как позже окажется, спятившего художника. Его образы богохульны, а созданные им на холсте твари ужасающе-правдоподобны. Секрет этой реалистичности даже не будет спойлером — любому современному читателю почти сразу становится ясно, что Пикман рисовал пожирающих человечину гулей с натуры. И один из них даже заперт в колодце в затхлых катакомбах, которые художник избрал своим рабочим кабинетом. Но заперт ли он на самом деле?

К слову, в рассказе сами гули с интересом изучают попавший в их лапы современный Лавкрафту «Путеводитель по Бостону» — еще одна вещь, которой вдохновлялся писатель.

Колледж Брэдфорд. Хэверхилл, Массачусетс

Мискатоникский университет — выдуманное Лавкрафтом учебное заведение из «Лиги плюща», славящееся своей оккультной направленностью. Он довольно часто упоминается в различных произведениях: именно здесь хранится одна из копий «Некрономикона» и работал Адам Уэст, реаниматор. Мискатоник пытается выглядеть пристойно, но в его стенах творятся странные вещи, а многие из учеников, кажется, не совсем люди. В общем, эдакий хтонический «Хогвартс».

Однако источником вдохновения для описания Мискатоника послужило на удивление благопристойное учреждение — колледж Брэдфорд из Хэверхилла, штат Массачусетс. Причем колледж этот женский, что породило легенду о том, что в свое время Лавкрафт якобы встречался с одной из студенток заведения, а позже закопал где-то здесь собственную копию «Некрономикона». Судя по всему, обе части этой легенды одинаково неправдоподобны.

Данверская государственная больница для душевнобольных преступников. Данвер, Массачусетс

Аркхемская лечебница — один из ярчайших образов, которые Лавкрафт оставил в современной поп-культуре. Во многом благодаря комиксам о Бэтмене, в которых она перемещена в Готэм-сити и переосмыслена как тюрьма для суперзлодеев. Именно здесь «лечились» Джокер, Ядовитый Плющ, Загадочник, Пингвин, Бейн, Харли Квинн и многие другие враги Бэтмена. Однако сам Лавкрафт рассказал об этом месте не так уж много.

Основной источник информации об Аркхемской лечебнице — рассказ «Тварь на пороге»: один из героев попадает в нее, столкнувшись с неведомым и ужасным. Забавно, но это, кажется, единственный случай, когда реальное место, которым вдохновлялся Лавкрафт, оказалось еще кошмарнее и во всех смыслах безумнее, чем творчество мастера ужасов. 

Придумывая Аркхемскую лечебницу, Лавкрафт взял за основу Данверскую государственную больницу для душевнобольных преступников. Возможно, он лишь слышал о ней, но по понятным причинам не смог найти подробную информацию. А колорит здесь — самый что ни на есть лавкрафтианский. Учреждение было открыто в 1878 году в сельской глуши Массачусетса. В нем были палаты для пациентов, часовня, общежития для персонала.

Со временем эта полутюрьма-полубольница разрослась в большой комплекс со множеством пристроек. Все пристройки соединялись посредством восьмиугольных башен. Под поверхностью земли шла запутанная сеть подземных тоннелей, чтобы персонал мог перемещаться по комплексу не выходя наружу в зимние месяцы. Помимо устрашающего фасада и поистине минойского лабиринта, в лечебнице было собственное кладбище.

Изначально Данверская больница была рассчитана на 500 человек. Но в какие-то моменты количество пациентов доходило до 2000. Ужасная переполненность, тысячи сумасшедших преступников, применяемые здесь пытки, лоботомия и шоковая терапия — иногда реальность бывает страшнее хорроров. В 2001 году режиссер Брэд Андерсон снял здесь фильм ужасов «Девятая сессия». В наши дни комплекс превращен в жилое здание. Там, где когда-то стояли операционные столы для лоботомии, теперь разместилась мебель от IKEA. Отважились бы вы жить в таком месте?

Самый верный приверженец (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Самым верным поклонником творчества Лавкрафта стал кинорежиссёр Стюарт Гордон, создавший по произведениям литератора пять кинолент. Наиболее широкую известность приобрели три: снятый по повести «Герберт Уэст, реаниматор» фильм «Реаниматор» (IMDb: 7.30), по новелле «За пределами бытия» ужастик «Извне» (IMDb: 6.80), по рассказу «Тень над Инсмутом» хоррор «Дагон» (IMDb: 6.30).

«Реаниматор» является дебютом режиссера, прежде работавшего в театре. Фильм изначально позиционировался как пилотный выпуск к телесериалу. Согласно экспертой оценке кинематографистов-цензоров, из литературного источника постановщик взял основу – личность центрального персонажа, сумасшедшего гения, решившего какой угодно ценой одолеть смерть. Сюжет разворачивается в современном Чикаго. Концентрация трэша в проекте Гордона превышала все допустимые нормы настолько (базисным наполнением ленты была кровопролитная расчлененка), что продюсеры решили не предоставлять результат цензурному рейтинговому комитету. Зато лента в мгновение ока была возведена в статус «классики хоррора» и получила три сиквела: «Невеста реаниматора», «Возвращение реаниматора» и «Воскрешение» (рейтинг картин представлен выше).

Авторская версия Скотта

Телефильм, созданный Ли Скоттом, срежиссировавшим за последнее время более дюжины малобюджетных ужастиков, отличается изрядным копированием литературного исходника, поэтому и имеет рейтинг IMDb: 3.70. Действие намеренно осовременено, вместо мертворожденного брата-близнеца главного героя фигурирует вызванный демон, но в целом основа сюжета уцелела: мрачный особняк, странное семейство, чутко охраняющее свой секрет, монстр, требующий непрекращающихся человеческих жертв. По мнению кинообщественности, творение Скотта похоже на типичный (в сюжетном плане) ужастик, авторской индивидуальности Лавкрафта в нем гораздо меньше, чем традиционных для хоррора проверенных временем ходов.

Мегалитические руины Нан-Мадол. Микронезия

В 1926 году (за два года до написания «Зова Ктулху») США и Европу облетела информация о затерянном посреди Тихого океана острове, где нашли огромные мегалиты. Точнее, целый заброшенный город: дворцовые комплексы, храмы, «виллы» элит. И все это из мощных колонн базальта, при том, что местное население едва вылезло из каменного века и его слишком мало для постройки такого чуда.

Позже ученые узнают, что архипелаг Нан-Мадол был лишь частью местной протоимперии, а этот комплекс был религиозным центром и строился сотни лет подряд усилиями всего государства. Да и было это не так давно: последние монолиты возведены в XV веке. Известна даже династия, затеявшая это строительство: Сауделер (как раз в XV веке она потеряла свою власть). В общем, когда-то в Тихом океане кипела жизнь и цивилизация, строились протоимперии и первые города. Просто современники Лавкрафта об этом не знали.

Сам Говард Лавкрафт высказал фантастическое предположение в своем духе: мегалиты Понапеи построены десятки тысяч лет назад неизвестной расой и являются лишь малым осколком Р’льеха — того самого ушедшего на дно города, где спит Ктулху. Неевклидова геометрия этого места сводит с ума, а само оно, к счастью для нас, поднявшись, снова ушло под воду. Так невежество и конспирологические теории 1920-х подарили нам один из самых ярких образов мифологии Ктулху.

Элджернон Блэквуд: «Ивы» (1907) и «Вендиго» (1910)

Блэквуд – второй классик weird fiction начала XX века, который превосходил Лавкрафта в художественном плане, но в отличие от последнего так и не обрел широкой популярности. В «Ивах» Блэквуд наглядно демонстрирует, почему странная проза производит особенно мощный эффект, если читатель до самого конца не знает, с проявлением каких сверхъестественных сил столкнулись герои. Два путешественника по континентальной Европе сплавляются по Дунаю и решают заночевать на маленьком островке, почти полностью заросшем ивами. 

Мимолетные предзнаменования вроде странного взгляда мелькнувшей в воде выдры и ругающегося в отдалении крестьянина с наступлением темноты обретают зловещий оттенок, а шум шелестящих на ветру деревьев звучит все более угрожающе. Блэквуд виртуозно описывает не только природу, но и состояние героев, которые за считанные мгновения из оптимистичных скептиков превращаются в дрожащие (прямо как ивы) сгустки страха. Постепенно туристов поглощает чувство, что они вторглись на чужую территорию и пробудили какие-то силы, однако ни зверей, ни других людей на островке суши посреди бурлящей реки нет – речь идет о чем-то намного менее понятном и намного более могущественном. 

Блэквуд показывает себя тонким психологом и в другом рассказе, повлиявшем не мейнстримный хоррор не меньше, чем на странную прозу. Если в «Ивах» герои – европейские путешественники, то «Вендиго» рассказывает об охотниках в американской глуши. Среди них, как и положено по законам жанра, есть представители разных мировоззрений: рациональный доктор – человек науки, его племянник – студент-богослов и два проводника, тонко чувствующие местные легенды и страшилки. 

Персонажи еще не подозревают, что разделяться в непроходимой глуши – плохая идея, поэтому отправляются в разные концы леса парами. План проваливается – кроме пробуждающихся у костра под влиянием игры теней мрачных фантазий, отрезанные от цивилизации километрами леса охотники чувствуют странный запах, слышат необычные звуки и – совсем некстати – вспоминают легенду об обитающем в местных лесах существе, которое тоже питается лосятиной, но имеет мало общего с людьми. 

Позже байки о вендиго обросли подробностями, а сама мерзкая тварь одинаково будоражила сознание авторов комиксов «Марвел», создателей игры Until Dawn и Стивена Кинга, однако, кажется, убедительнее и страшнее всего про нее рассказал именно Блэквуд. 

Второй проект Гордона

Не все фильмы по произведениям Лавкрафта по степени безумства соответствуют литературным исходникам. Однако хоррор «Извне», по признанию ведущих критиков, является исключением. Сюжетное действо картины лихо закручено вокруг машины, открывшей портал в иные измерения. Но специалисты-ученые, совершившие небывалое открытие, не предполагали, какими могут быть последствия их смелого эксперимента. Монстры, незамедлительно явившиеся в наш мир, отгрызли голову главному ученому-изобретателю и свели с ума остальных несчастных. Это один из кинофильмов, в которых показана ведущая тема в творчестве писателя – столкновение с непознанным.

Список экранизаций (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Перечисляя фильмы по Лавкрафту, список которых состоит из тридцати кинолент, стоит упомянуть самые известные:

  • «В пасти безумия» (рейтинг кинокритиков IMDb: 7.20).
  • «Возвращение реаниматора» (IMDb: 5.90).
  • «Воскресший» (IMDb: 6.40).
  • «Гемоглобин» (IMDb: 3.80).
  • «Дагон» (IMDb: 6.30).
  • «Данвичский ужас» (IMDb: 5.40).
  • «Зов Ктулху» (IMDb: 7.40).
  • «Извне» (IMDb: 6.80).
  • «Книга мёртвых» (IMDb: 5.70).
  • «Ктулху» (IMDb: 4.70).
  • «Невеста реаниматора» (IMDb: 6.20).
  • «Невыразимый ужас 2» (IMDb: 5.20).
  • «Неименуемое» (IMDb: 4.90).
  • «Проклятие» (IMDb: 4.90).
  • «Реаниматор» (IMDb: 7.30),
  • «Сокрытый ужас» (IMDb: 4.70).
  • «Ужас в Данвиче» (IMDb: 3.80).
  • «Умри, монстр, умри!» (IMDb: 5.60).
  • «Урод в замке» (IMDb: 5.90).
  • «Цвет из тьмы» (IMDb: 4.70).

Уильям Хоуп Ходжсон: «Брошенное судно» (1912)

Ходжсон – один из родоначальников так называемого морского хоррора – мистических историй о душах пиратов, кораблях-призраках и ужасных тропических существах, но рассказ «Брошенное судно» – не просто страшная вариация Роберта Луиса Стивенсона и Джека Лондона. В центре повествования молодой судовой врач, который вместе с капитаном, вторым помощником и несколькими матросами после шторма где-то посреди восточных морей отправляется к появившемуся из ниоткуда брошенному пакетботу

Моряки надеются раскрыть тайну нежданного соседа, но по мере приближения обращают внимание, что воды вокруг судна перемешались с какой-то густой маслянистой жижей, а сам корабль от кормы до носа затянуло белой плесенью, напоминающей то ли пульсирующие гнойные наросты, то ли влажную муку. 

«Брошенное судно» прекрасно с художественной точки зрения – Ходжсон красочно описывает открывшийся морякам неизвестный плотоядный организм, который то ли проглотил судно, то ли пытается с ним слиться воедино, но вдобавок текст несет мощный философский посыл. Постаревший врач рассказывает о страшном приключении товарищам уже на другом корабле, чтобы доказать, что жизнь – неизведанная сила, способная проявиться через любую материю, будь то человек, примитивный организм или… неодушевленная вещь. Ползучее многообразие жизни, которое человек способен воспринимать лишь в силу своих познавательных способностей, позже станет одним из лейтмотивов weird fiction, но мало кто после Ходжсона так же убедительно показывал, что жизнь способна пугать не меньше смерти. 

1950-й год, во многих штатах США до сих пор действует расистский закон о расовой сегрегации.

Ветеран Корейской войны и книжный гик Аттикус Блэк (Джонатан Мэйджерс, звезда фильмов «Пятеро одной крови» и «Последний черный в Сан-Франциско») отправляется в роудтрип на поиски таинственно пропавшего отца. Вместе с героем в путешествие также собираются Летиша (Джерни Смоллетт) и Джордж (Кортни Б. Вэнс) — подруга и дядя Аттикуса соответственно. Конечно же, без происшествий не обходится: то приходится отрываться от конвоя вооруженных расистов, то терпеть унижения от белых копов. А иной раз вовсе спасаться бегством от мерзких вампирообразных существ, мстительных призраков или Ктулху.

Основные мировоззренческие предпосылки[править]

Лавкрафт был человеком очень специфическим, идущим в ногу со временем, но по очень кривой дорожке и в архаичной одёжке. Свою натуру он описывал как состоящую из трёх частей:

  • Любовь к древнему и неизменному;
  • Любовь к отвлечённой истине и научной логике;
  • Любовь к странному и фантастическому.

Здесь — корни всего, что мы знаем под именем лавкрафтианских ужасов. Первое пристрастие ответственно за вездесущее присутствие следов прошлого, будь то семейные тайны или же археологические чудеса, уходящие в бездну времени. Генеалогия, старинные дома, древние цивилизации, вымершие (или не очень вымершие) виды и руины старше человечества — всё это сюда. Второй пункт прибавляет значительную примесь НФ и общую дотошность в обращении с фактами. Сюда же в копилку — непреклонные материализм и атеизм. Третий же пункт прибавляет, собственно, элемент ужасного: Лавкрафта всегда завораживала мысль о приостановке кажущихся незыблемыми законов реальности, порождающей благоговение, неприятие и вывих мозга. Люди нужны сугубо как фон, чтобы созерцать всё это и испытывать подобающие случаю эмоции: автор честно писал в корреспонденции, что «единственные герои, о которых я могу писать — это явления».

Дополняет картину философия индифферентизма. Лавкрафт не считал себя ни оптимистом, ни пессимистом. Он просто полагал, что Вселенной пофиг, а человечество (и вся Земля) настолько мало и эфемерно, что закончится прежде, чем это хоть кто-то заметит.

«Дагон» (2001)

Информация о фильме

  • Страна: Испания
  • Жанр: ужасы, фэнтези
  • Рейтинг «Кинопоиска»: 6.6
  • Режиссер: Стюарт Гордон
  • Кто снимается: Эзра Голден, Макарена Гомес

Стюарт Гордон так крепко «сидит» на Лавкрафте, что снял сразу несколько кинокартин по мотивам его повестей – «Извне», «Урод в замке» и ставший легендарным «Реаниматор». Но все это было лишь прелюдией к «Дагону» – самому атмосферному ужастику, который нам попадался. Никакой музыки – только дождь, испанская деревушка и отчаяние главного героя, потерявшегося среди уродливых мутирующих тварей. Лавкрафт рукоплескал бы, стоя.

К слову, фильм снят вовсе не по одноименному рассказу писателя (который совсем короткий), а по другой повести – «Морок над Инсмутом». Хотя «Дагон» – это тот редкий случай, когда кино даже лучше своего литературного источника.

Посмотреть трейлер

Третья работа (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Третий фильм Стюарта Гордона под названием «Дагон» мировыми кинокритиками именуется как одна из самых успешных попыток перенесения текстов Лавкрафта на большой экран. Почин повествования, в принципе, традиционен: пара главных героев Барбара и Пауль волею судеб оказываются на удаленном острове, населенном странными аборигенами. Как оказалось, все местное население поклоняется морскому богу Дагону. Барбару, как и других, ожидает незавидная судьба: ее вскоре собираются использовать как инкубатор для возрастания популяции. Герои, естественно, всячески пытаются спастись, и им это практически удается. Хеппи-энда в истории не будет. В этом и кроется главное расхождение с лавкрафтовской новеллой.

Гордон еще дважды черпал вдохновения в произведениях писателя. По рассказу «Изгой» в 1985 году он снял насыщенную под завязку насилием кровавую кинокартину «Урод в замке», в 2005-м для телесериала «Мастера ужасов» отснял эпизод по новелле «Сны в ведьмином доме».

«Заколдованный замок», 1963

Приготовься — сейчас будет путаница. И это только начало, в последующих фильмах путаница будет пугающе нарастать!

Итак, великий король американского трэша Роджер Корман в 1960 году увлекся постановкой хорроров по мотивам творений Эдгара Аллана По. Он снял восемь таких фильмов, и один из них носит название поэмы По «Заколдованный замок».

В чем же подвох? В том, что на самом деле это экранизация совсем другого произведения, и даже не Аллана По. Под данным заголовком Роджер Корман перенес на экран повесть Говарда Филлипса Лавкрафта «Случай Чарльза Декстера Варда». То есть самое длинное произведение Лавкрафта, написанное в 1927 году.

В итоге мы имеем и в самом деле фильм о замке, в котором практиковался призыв демонов с использованием запретной книги «Некрономикон». В картине снялись первостатейные звезды тогдашнего хоррор-кино, Винсент Прайс и Лон Чейни младший, на которых всегда приятно посмотреть.

«Заколдованный замок» считается важной вехой голливудского ужаса, так именно здесь впервые с экрана прозвучали такие слова, как Некрономикон, Йог-Сотот и, конечно же, помянут наш любимец Ктулху. The Haunted Palace

The Haunted Palace

Особенности стиля[править]

Закономерно вытекают из вышеизложенного и включают в себя следующее:

  • Архаичная манера изложения. Пункт необязательный, и даже самому Лавкрафту свойственный не во всех рассказах. Фишка здесь в том, что вырос он на литературе на пару-тройку веков старше себя и долго изживал архаичность, которая для него была естественной нормой.
  • Подавление недоверия:
    • Тяжеловесная наукообразность, изредка переходящая в технотрёп.
    • Повествование крайне редко идёт в реальном времени. Обычно история подаётся через несколько рук, наподобие «один человек пересказывает другому загадочное письмо, в котором говорится, что…» — и количество таких слоёв может быть весьма внушительным.
    • Монстр чаще всего либо не показывается прямо, либо же предстаёт в таких обстоятельствах, что всё легко списать на обман чувств и помрачение сознания.
    • Если вдруг нет, то он описывается с биологической дотошностью, иногда вплоть до точных измерений отдельных органов в дюймах.
    • На самом деле одна вселенная, что стало сюрпризом для самого автора, пока не подметили друзья: куча самоотсылок и камео, общих мест действия, персонажей и вымышленных книг, что придаёт лору дополнительную живость. Когда игру подхватили другие, началась полномасштабная мистификация.
    • Дело, как правило, происходит через недельку нашей эры, но из-за проволочек с публикацией это редко замечали даже современники.
  • Протагонисты:
    • Герои-одиночки, как правило, широко образованные скептики, которые в конце концов поневоле проникаются ужасом происходящего.
    • Нередко мрачный секрет кроется в наследственности главного героя. Если его предки были колдунами или жрецами древних культов — то это ещё не худший вариант.
  • Философские предпосылки крайне противоположны гуманистическим:
    • Мизантропия и отрицание антропоцентризма, рассказ о «неизбывных ужасах вечной ночи, лежащих за пределами человеческого понимания».
    • Частое упоминание о хрупкости человеческого разума и о потенциальном безумии, которое таит в себе понимание истинных масштабов происходящего.
    • Бессилие героев и даже всего человечества перед силами древнего зла из иных миров, покоящегося в отдаленных уголках планеты.
    • Атеизм. Нет доброго боженьки, который поможет главным героям. Что характерно, злого боженьки тоже нет, и вообще никаких богов нет. Есть только достаточно развитые инопланетяне и прочая чужеродная хрень, которую жалкие человеки в неведении своём принимают за высшие силы и пытаются задобрить жертвами. А тем и пофиг.
    • Вопросы без ответов — герои или не успевают пролить свет на происходящее, или сходят с ума, получив ответы.
  • Элементы антуража:
    • Собственно зло из иных миров и древние, мерзкие дочеловеческие апокалиптические культы, пытающиеся это зло пробудить.
    • Слизь, щупальца и вонь в противовес более ранним (бряцающим цепями призракам, вампирам и вервольфам) и более поздним (кровь, трупы, маньяки) клише.
    • Монстры безумного облика, который трудно вообразить или изобразить. Хотя многие стараются.
    • Место действия нередко самое заурядное, чтобы оттенить необъятный кошмар. Например, сельская глубинка или города Новой Англии, хорошо знакомой Лавкрафту: вымышленные Аркхем и Инсмут или вполне реальный Бостон. Иногда — более экзотические регионы вроде Антарктики или знойных пустынь, где скрываются зловещие руины.

Дом Стивена Харриса. Провиденс, штат Род-Айленд

Здание, получившее название «Дом Стивена Харриса», находится на Бенефит стрит в Провиденсе и построено в 1763 году. С ним связан один из самых зловещих рассказов Лавкрафта. Это некогда мрачное строение действительно построено на месте старого гугенотского кладбища и мимо него в свое время часто ходил Эдгар Аллан По. Оба этих факта дали богатую пищу для фантазий о кошмарном доме, в котором умирают от жутких болезней целые поколения жильцов. Все заканчивается столкновением с чертовски жутким существом (язык не поворачивается назвать его «монстром») из чуждого нам измерения.

Тем удивительнее тот факт, что этот дом не только сохранился до наших дней, но и является обиталищем обычных представителей среднего класса. Он обшит пошлой желтой вагонкой (что по иронии напоминает о светящейся желтой плесени из рассказа) и вообще выглядит до ужаса безлико. Хотелось бы знать: читали ли его нынешние жители «Зловещий дом», или они берегут себя от лишних волнений? К слову, рассказ был опубликован после смерти писателя — Лавкрафт сам умер от рака, совсем как несчастные жертвы этого дома.

Комиксы

Лавкрафт бросил тень на мир комиксов. Это включает в себя не только адаптации его рассказов, таких как HP Лавкрафта Ктулху: The Whisperer в темноте , Graphic Классика : Лавкрафта и MAX «s блуждающего ужасов , но и включение в Mythos в новые истории.

Алан Мур затронул темы Лавкрафта, в частности, в его «Внутреннем дворе и югготских культурах и других ростах» (и в спин-оффе Энтони Джонстона « Югготские существа» ), а также в своем « Черном досье», где рассказывается «Что Хо, боги бездны» ? » смешанный лавкрафтовский ужас с Берти Вустером . Неономикон и Провидение постулируют мир, в котором Мифы, хотя и существуют как вымысел, написанный Лавкрафтом, также очень реальны.

Помимо появления с Форт в двух историях комиксов, Лавкрафт появился как персонаж в ряде комиксов Лавкрафта. Он появляется в Mac Картером и Тони Лососевые ограниченной серии «s Странная Приключения Лавкрафта от изображения и в Тайнах детский графический роман Говарда и Ледяного Королевства от Брюса Брауна . Комикс , Лавкрафт пропавших без вести , дебютировал в 2008 году и имеет место в 1926 году, до публикации « Зов Ктулху », и переплетается в элементах ранних рассказов Лавкрафта.

Бум! Studios также выпустили ряд сериалов, основанных на Ктулху и других персонажах из Мифов , в том числе « Истории Ктулху» и « Падение Ктулху» .

Создатель Hellboy , Миньола , описал книги как под влиянием , прежде всего, в работах Лавкрафта, в дополнение к тем , Роберта Говарда и легенды о Дракуле . Это было адаптировано в фильме года Хеллбой . Его мини-сериал «Гибель, пришедший в Готэм» в Elseworlds переосмысливает Бэтмена в противостоянии с лавкрафтовскими монстрами.

Художник манги Джунджи Ито находится под сильным влиянием Лавкрафта. Гоу Танабэ адаптировал некоторые сказки Лавкрафта в мангу.

На выпуск № 32 «Храбрых и смелых» большое влияние оказали работы и стиль Лавкрафта. В дополнение к стилизации Ктулху, Глубинных и Р’льеха , писатель Дж. Майкл Стражински также написал историю в явно лавкрафтовском стиле. Написанный полностью с точки зрения травмированного моряка, история использует несколько фирменных знаков Лавкрафта, включая абсолютное чувство незначительности перед лицом сверхъестественного.