30 лучших фильмов 1999 года: часть i

«Ведьма из Блэр: Курсовая с того света»

Даже спустя два десятилетия, за которые поджанр found footage успел надоесть, «Ведьма из Блэр» способна нагнать жути. Режиссеры, сценаристы и монтажерыЭдуардо Санчеси ДэниэлМирикумудрились на коленке соорудить хоррор, дерзко нарушающий законы жанра: во-первых, мы заранее знаем, чем все закончится для персонажей (трое студентов-киношников пропали где-то в глуши Мэриленда в 1994 году — об этом сообщает титр в начале фильма); во-вторых, нам так и не покажут ту самую ведьму из легенды, которая убивала жителей городка еще в XVIII веке. Чтобы усилить эффект достоверности происходящего, Санчес и Мирик взяли на главные роли никому не известных актеров-дебютантов — со времен радиопостановкиОрсона Уэллса«Война миров», пожалуй, не было мистификации более удачной.

Наградой синефилам-энтузиастам стали не только положительные рецензии, но и кассовые сборы: заработав в мировом прокате почти 250 миллионов долларов, снятый за 60 тысяч микробюджетный хоррор окупился 4144 раза и открыл дорогу другим аналогичным лентам — прежде всего «Паранормальному явлению»). Впрочем, в вечности хоррор Санчеса и Мирика останется не только как экс-рекордсмен бокс-офиса, но и как красивая метафора конца эпохи гранджа — действие фильма, напомним, разворачивается в том же году, в которомКурт Кобейнпустил себе пулю в голову.

«Бойцовский клуб»

1990-ебыли десятилетиемДэвида Финчера. Самый, пожалуй, известный и востребованный клипмейкер своего поколения начал с триквела «Чужого», снятого со скрипом и скандалом, продолжил триллером «Семь», обновившим стандарты картин о серийных убийцах, и упрочил статус наиболее актуального голливудского режиссера жанрового кино насквозь синефильской «Игрой». И мало кто ожидал, что за всем этим последует «Бойцовский клуб» — причудливый микст (в нулевые такое кино начали называть арт-мейнстримом) фирменного клипового драйва, язвительной антиконсьюмеристской сатиры и атипичной комедии о бунте «маленького человека».

При этом, рассказывая историю клерка, чье персональное безумие приобрело исполинский масштаб и богоборческий оттенок, Финчер как бы между делом снял кино, оказавшееся смелее и остроумнее придуманнойЧаком Паланикомистории. Экранизация и впрямь вырвалась из-под власти литературного первоисточника и за двадцать лет сама превратилась в подобие25-гокадра — когда вспоминаешь лучшие фильмы в мире, в возникающую в голове нарезку самых знаменитых сцен в истории кино «Бойцовский клуб» врывается яркой мгновенной вспышкой.

«Красота по-американски»

В 1999-мвышло целых три фильма о бунте индивида против Системы — «Бойцовский клуб», «Матрица» и «Красота по-американски». Два из них стали культовыми (вряд ли нужно уточнять, какие именно), зато третьему — максимально приближенному к кусачей реальности — повезло с официальным признанием: «Красота по-американски» получила пять «Оскаров», включая награды за «лучший фильм» и «лучшую режиссуру». С этой картиной34-летнийбританский театральный режиссерСэм Мендесоформил, наверное, самый эффектный дебют последнего десятилетия XX века.

«Красота по-американски» лишь с виду кажется простым, снятым на пленку спектаклем с парой (всего-то) чисто киношных трюков — летающим полиэтиленовым пакетиком и Миной Суварив лепестках роз. Формально будучи трагикомической (временами даже сваливающейся в фарс) рефлексией по поводу кризиса среднего возраста, «Красота…» устроена как нуар, а ближе к финалу и вовсе превращается в многозначную драму, подытоживающую целый век, в течение которого формировался, вышел на передовую и уперся в экзистенциальный тупик средний класс. В этом смысле симптоматичным представляется и путь самого Мендеса в кино: стартовав с пронизанной горькой иронией «Красотой…», он прошел через ряд жанровых экспериментов и в результате дослужился до статуса режиссера «бондианы».

«Зеленая миля»

Решив во второй раз войти в одну и ту же реку, режиссер «Побега из Шоушенка»Фрэнк Дарабонтэкранизировал еще одну тюремную историюСтивена Кинга — роман «Зеленая миля». Повторить успех «Побега из Шоушенка», который до сих пор занимает первое место в списке 250 самых популярных фильмов по версии сайта IMDB, не удалось, однако картина у Дарабонта получилась достойная, хоть и несколько затянутая (целых три часа «живого», без титров, хронометража) — ее справедливо считают одной из лучших экранизаций Кинга.

В качестве ведущего актера Дарабонт привлек тяжелую артиллерию в лицеТома Хэнкса, которого хотел снять в главной роли еще в «Побеге из Шоушенка», однако кино «украл»Майкл Кларк Дункан, в итоге получивший номинацию на «Оскар». Взять чернокожего гиганта на роль заключенного Джона Коффи Дарабонту посоветовалБрюс Уиллис, снимавшийся с Дунканом в «Армагеддоне». Последовав совету «крепкого орешка», режиссер определенно не прогадал: по словам продюсера фильмаДэвида Валдеса, Дункан стал душой актерского ансамбля, и когда он отработал свой последний съемочный день,Том Хэнксне мог сдержать слез.

«Догма»

Четвертый фильм персональной киновселеннойКевина СмитаView Askew подвергся жесткой критике (доходило даже до прямых угроз) со стороны ревностных католиков. Историю двух провинившихся ангелов (их сыграли друзья детстваМэтт Дэймони Бен Аффлек), сосланных Богом в Висконсин и пытающихся вернуться в рай, проскочив сквозь образовавшуюся в католическом догмате прореху, сочли богохульной. Сначала так и кажется: на эту версию работает и сатирический взгляд Смита на христианскую атрибутику, и прочие мелочи — вроде участия в комедии стендапера-атеистаДжорджа Карлина. На деле же, если призадуматься, «Догму» можно счесть возвышенно-религиозной картиной, высмеивающей потребительское отношение обывателя к христианским образам и канонам.

Впрочем, главное в «Догме» то, что, будучи уморительным окологолливудским капустником (кого в кастинг-листе только нет — от звезд первой величины до певицыАланис Мориссеттв роли весело дурачащегося Бога), картина снята красиво и талантливо: Смит, изначально планировавший ставить ее сразу после своего дебюта «Клерки» (финальные титры которого венчает анонс «Джей и Молчаливый Боб вернутся в «Догме»), решил все-таки подождать момента, когда сможет заполучить бюджет, позволяющий сделать приличные спецэффекты

И если кто-то скажет, что качество видеоряда не повлияло бы на восприятие фильма (дескать, не так уж важно, на какой бумаге напечатан хороший памфлет), не верьте: досужие домыслы — от лукавого!

«Шестое чувство»

Не то чтобы нынче, в 2019-м,дела совсем уж плохи, но:М. Найт Шьямалан, хоть и продолжает порой делать серьезную кассу, в плане качества радует лишь изредка;Брюс Уиллис, экс-звезда первой величины, успел сняться в невообразимом количестве фильмов, которые даже до категории «b» не всегда дотягивают («Вам известно, что актерам разрешено говорить “нет”?» — спросил егоЗак Галифианакисв своем шоу);Хэйли Джоэл Осментпополнил ряды вундеркиндов, которые, повзрослев, превратились в удручающе обычных актеров третьего эшелона. Но тем ценнее «Шестое чувство» — момент, когда все трое сотворили эталонный мистико-психологический хоррор с шокирующим, громоподобным переворачивающим историю с ног на голову финальным твистом.

Этот твист Шьямалан впоследствии возьмет на вооружение и благополучно обесценит регулярным использованием, но финал «Шестого чувства» от этого не перестанет быть щемящим и оглушающим одновременно. Звезда боевиков Уиллис, вновь напомнивший о себе как о драматическом актере, детская непосредственность Осмента и яркий режиссерский почерк Шьямалана — все эти факторы сложились в общее благоприятное впечатление, выразившееся в 683 миллионах долларов мировых сборов («Шестое чувство» до сих пор остается самым кассовым шьямалановским фильмом).

«Воскрешая мертвецов»

Медицинский нуар, в основе которого — роман врача «скорой помощи»Джо Коннелли, в топ лучших фильмовМартина Скорсезе, как правило, не включают, и, возможно, это даже справедливо. Но на поверку «Воскрешая мертвецов» — один из самых пронзительных, точных и страшных фильмов о Нью-Йорке. Рассказывая историю парамедика Фрэнка Пирса, мучимого бессонницей и призраками пациентов, которых он не смог спасти, Скорсезе и гениальный операторРоберт Ричардсонпристально вглядываются в мрак бедных кварталов ночного города, превращая надрывную драму в подобие поэмы — то битнической, то романтической.

При этом «Воскрешая мертвецов», несмотря на весь ночной городской романтизм и пару гротескных сцен, кино вполне реалистичное: заряжаясь правдой жизни, Скорсезе с НиколасомКейджемдолго катались с нью-йоркскими парамедиками на вызовы. В итоге в ряде эпизодов фильм становится по-настоящему жутким — здесь есть чему поучиться нынешним мастерам постхоррора. Что же касается Кейджа, то роль Пирса — безусловное достижение артиста, для которого вторая половина90-хвообще стала ударной пятилеткой.

«Девственницы-самоубийцы»

Как известно, на детях гениев природа отдыхает, но у всякого правила есть исключения, и СофияКоппола, похоже, как раз является таковым: это стало понятно уже с ее дебюта — экранизации романаДжеффри Евгенидисао пяти родных сестрах-подростках, поочередно покончивших с собой.

Под аналогово-электронный аккомпанемент французского дуэтаAir27-летняяКоппола сняла пронизанное девичьей грустью и в то же время по-взрослому мудрое кино. Проще всего воспринимать «Девственниц-самоубийц» как избыточно романтическую метафору скоротечности молодости и радикальной попытки зафиксироваться в состоянии невинности. Но с учетом того, что действие разворачивается в конце1970-хв пригороде Детройта, дебют Копполы сегодня представляется еще и реквиемом по опустевшему городу, который нынешние хоррормейкеры используют как готовую депрессивную декорацию.

«Магнолия»

После ретроугара «Ночей в стиле буги»Пол Томас Андерсонрешил поиграть в литературную мозаику на современном материале. Сценарий «Магнолии», полный роковых хитросплетений, библейских аллюзий и горькой иронии, режиссер написал всего за две недели, запершись в доме своего другаУильяма Х. Мэйсив Вермонте: увидев снаружи змею, ПТА просто боялся выйти за порог.

Бесконечно цитируя Исход и рифмуя ветхозаветный событийный ряд с историей одной семьи, Андерсон создал правдоподобную иллюзию экранизации большого американского романа фолкнеровского масштаба — порой трудно поверить, что в основе «Магнолии» лежит оригинальный сценарий, к тому же сочиненный за такой короткий срок. К слову,Том Крузпрочел его от корки до корки запоем за одну ночь, прежде чем согласиться на самую яркую и необычную роль в своей карьере.

Глубокое синее море (Deep Blue Sea) – фильм 1999 года, ставший прорывом

Режиссёр: Ренни Харлин


В главных ролях: Томас Джейн, Саффрон Берроуз, Сэмюэл Л. Джексон


КиноПоиск: 6.983


IMDb: 5.80

«Глубокое синее море» считается одним из самых лучших фильмов про акул. В нём есть не только отличные эффекты, особенно для того времени, но и удивительная точность научной составляющей. На тот период фильм стал настоящим прорывом. Впервые акулы со столь высокой точностью были воссозданы с помощью компьютерной графики.

Также акулы в фильме представлены не просто, как кровожадные создания, но и как очень умные хищники, которые могут устраивать настоящие засады для потенциальных жертв.

Кроме этого, для 1999 года это весьма кровавый фильм. Но кроме графики и луж крови фильм выделяется отличной игрой актёров, причем как главных, так и второстепенных. Стоит также отметить драматичную составляющую фильма и множество непредсказуемых сцен, которые заставят и сегодня зрителя вздрогнуть.

Интересные факты о фильме «Глубокое синее море»

  • Номерной знак, снятый с зубов акулы, тот же, что и у тигровой акулы в легендарном фильме «Челюсти» 1975 года.

  • Режиссер Ренни Харлин сказал, что это был самый тяжелый фильм, который он когда-либо делал.

  • Четырнадцать различных студий визуальных эффектов работали над акулами в фильме.

  • Прежде чем стать известным актером Сэмюэл Л. Джексон интересовался морской биологией в колледже.

Бойцовский клуб (Fight Club)

Режиссёр: Дэвид Финчер


В главных ролях: Эдвард Нортон, Брэд Питт


КиноПоиск: 8.645


IMDb: 8.80

Fight Club/Fox 2000 Pictures

Почему культовый:

Данный фильм можно считать одновременно развлекательным, философским, пугающим и противоречивым. «Бойцовский клуб» настолько уверенно продвигает свои идеи, что некоторые могут их воспринять серьёзно и тем самым разрушить все принципы, которых они придерживались ранее.

Некоторые люди, у которых жизнь и так не сахар, после просмотра данной ленты могут и вовсе в ней разочароваться, особенно если, как и главный герой будут думать, что смысл жизни в саморазрушении, а не изучении себя. По мнению героя одноимённой книги Чака Паланика, по которой снят фильм, именно саморазрушение может принести настоящую свободу.

В реальной жизнь всё больше людей становятся офисными планктонами. Они постепенно вводят себя в депрессию, как и главный герой ленты «Бойцовский клуб».

Фильм-предупреждение

Можете считать этот фильм как некое предупреждение, или как инструкцию для жизни (как не стоит поступать) – всё зависит от вас. Однако то, что случилось с миром после 1999 года очень похоже на то, что показано в фильме (особенно в США): 11 сентября, гражданский протест «Захвати Уолл-стрит», появление соцсетей, онлайн троллинг, одержимый страх перед болезнями и непрерывный поиск лекарств, истерия по поводу свободы слова и политкорректности, рост популярности боёв без правил.

Вопрос, который вы должны задать себе: является ли этот фильм пророческим, или это просто набор вредных привычек?

Интересные факты о фильме «Бойцовский клуб»

  • После своего выхода, многие люди так сильно его возненавидели, что он попросту провалился в прокате. Кроме этого, одна из самых известных телеведущих США отговаривала людей идти его смотреть. Более того, она даже злорадно рассказывала концовку фильма (один из ключевых моментов ленты). На церемонии вручения премии «Оскар» у фильма была всего одна номинация, и та только за монтаж звука. Спустя года фильм стал настолько популярным, что и по сей день многие считают его одним из лучших и влиятельных фильмов всех времён.

  • Если внимательно вглядеться, то можно заметить, что после стандартного предупреждения об авторских правах на DVD на экране всего на секунду высвечивается ещё одно предупреждение от одного из героев фильма. Гласит оно следующее: