Что такое феминизм простыми словами, определение, значение

Оглавление

Некоторые формы радикального феминизма

Прежде всего стоит несколько обособить понятие “культурный феминизм”, в основе которого попытки обратить внимание на те особенности характера и женской сущности, которые прежде были недооценены, либо напротив, потеряли всякую ценность в конце XIX- начале XX века. Агрессивной группой, идеи которой впоследствии могут привести к социальной катастрофе, является – сепаратистский феминизм, проповедующий отделение от отношений с мужчинами, желающими сохранить привилегии, а также воздержаться от контактов с учреждениями, поддерживающими их

Агрессивной группой, идеи которой впоследствии могут привести к социальной катастрофе, является – сепаратистский феминизм, проповедующий отделение от отношений с мужчинами, желающими сохранить привилегии, а также воздержаться от контактов с учреждениями, поддерживающими их.

Вообще, формулировки их довольно расплывчаты и неоднозначны.

В конечном итоге, их желанием является полная революционная реконструкция общества. Высказывается и предположение, что сокращение численности мужчин значительно улучшило бы жизнь на планете.

Сексуально-либеральное движение ратует одновременно и за запрет и за отмену запрета на порнографические фильмы, очерчивая границы допустимого.

В отношении проституции их мнение так же неоднозначно, считается, что дискриминировать нужно только ту секс-работу, которая производится незаконным образом. В странах же, где эта профессия легализована, считают они, женщина может получать сексуальное и моральное удовлетворение от нее.

В числе их приоритетов признание любой сексуальной ориентации, пропаганда и продвижение гомо- и бисексуальности.

Внутренние течения и противоречия

В феминистком движении не все так гладко и ровно как кажется на первый взгляд. Яростные поклонницы модных тенденций и противницы гендерного нажима иногда и сами не знают: а чего я хочу. Расширенное понятие выглядит выпукло и объемно: пусть этот мир пляшет под мою дудку, а я еще подумаю, что мне с этим делать. Конкретные дамочки выбирают себе узкое направление и двигаются по лабиринту, громко негодуя и натужно скрипя повозкой протестов.

Настоящую зеленую улицу волне феминизма в России подарила пресловутая перестройка и никому доселе непонятное понятие «всеобщая гласность». К чему это привело, самое время остановиться на итогах:

женским журналам, модным изданиям, всяческим сообществам «только для леди» разрешили быть и выражать себя в любых форматам;

  • лояльное отношение к сексуальным меньшинствам женского рода перестало выглядеть «особым» мнением, но и не приветствуется пока в плане громкого афиширования и рекламы;
  • максимально упростилась процедура разводов, если жена не успела, конечно, столько всего натворить с мужем и детьми, что с ее поведением теперь способен разобраться только судья в официальной инстанции;
  • руководящие должности на предприятиях с любыми формами собственности, и в какой угодно сфере, да, пожалуйста, милости просим, если потяните и хватит ума и образования;
  • пластические операции с радикальной сменой внешности,  «ченч» пола, торговля телом (вот уж чего мужчины точно никогда не запретят для своего удовольствия), да делайте, что вздумается, лишь бы это не граничило с преступлением против отдельной личности или общества.  

Вездесущая статистика утверждает, что 10 % женщин, живущих на территории России – истинные феминистки. За какой из перечисленных выше вопросов, ты хотела бы побороться, если чувствуешь в себе жилку «борца за права обездоленных женщин»? Даже внутри движения воинствующих Афин, Афродит и Венер порой возникают разногласия по мелочным, почти житейским канонам.

Вполне серьезно отдельные барышни спорят: пропагандировать или запретить эпиляцию интимных зон, стоит ли радеть за лайки в соцсетях под личными видео и фото, ставить ли на аватарку настоящую фотографию, чтобы где-то на другом конце провода тебя вожделели мужчины или стыдливо прятаться за изображением милого котенка.

Глобальные проблемы перемешаны в феминистическом движении с горсткой социальных пряностей и пресных и скучных догм, а кто остается в выигрыше после всех телодвижений, остается риторическим вопросом.

Радикальный феминизм

Радикальный феминизм (часто используют сокращенный вариант — радфем) рассматривает общество как патриархальную систему, где мужчины систематически угнетают женщин.

По мнению радфем, в патриархате мужчинам по умолчанию принадлежат власть и экономические привилегии. С помощью социальных институтов мужчины держат женщин в подчиненном положении и контролируют их сексуальность.

Поскольку патриархат основан на общности мужчин, радфем видит женское единство наиболее эффективным способом борьбы с угнетением. Некоторые радикальные представительницы движения считают, что освобождение возможно только в изоляции от мужчин.

Также в отличие от интерсекциональных, радикальные феминистки считают, что поскольку ребенок неизбежно проходит гендерную социализацию, то в одной культуре все люди одного пола сталкиваются с похожими проблемами в процессе взросления. Девочек одевают в розовое, хвалят за послушание и ругают за излишнюю агрессию. Поэтому, пока существует сексизм как наиболее фундаментальная форма угнетения, радфем концентрируются только на женщинах, оставляя прочие проблемы с равенством другим активистам — например ЛГБТ+ или Black Lives Matter.

За что борется феминизм

Трудно делать исторические прогнозы, но для того, чтобы понять, каким существенным был вклад феминисток в развитие общества и как бы мы жили сейчас без этого явления, достаточно просто оглянуться вокруг.

Вы читаете эту статью, будете писать под ней комментарии, затем отправитесь на работу или в университет? Всё это – заслуга первых феминисток!

Когда-то женщины не имели права получать высшее образование, а истинной леди было не положено «слишком много знать» и чем-либо интересоваться. Существовала даже теория о том, что «знания вредят деторождению»!

Круг интересов и мировоззрение дам прошлых столетий ограничивался умением читать, играть на музыкальных инструментах и вести светские беседы.

Вы отправляетесь в спортзал или смотрите женские соревнования? Когда-то спорт и участие в Олимпийских играх были закрыты для дам. Леди даже купались в особых костюмах, которые едва ли можно назвать купальными.

Вы собираетесь совершить покупку или получить кредитную карту? Если бы не движение феминисток, вам было бы непросто это сделать: финансами в семьях, как правило, распоряжались мужчины, а получить обычную кредитку для женщин было настоящей проблемой вплоть до 80-х годов.

Фото Unsplash

Не было бы вольностей и в делах семейных: право на развод, прерывание беременности, контрацепцию тоже является заслугой феминисток.

Представьте себе общество, где женщина вынуждена терпеть изменяющего ей супруга и не вправе просто развестись с ним! Невесёлая картина, не так ли? Добавьте сюда предвзятое отношение к женщине и её постоянный стыд за:

  • беременность;
  • «женские дни»;
  • полноту;
  • худобу;
  • веснушки;
  • удовольствие;
  • эмоции;
  • знания.

Колоссальное эмоциональное давление вкупе с полным отрицанием прав и возможностей, включая возможность распоряжаться своим телом, – примерно так жили бы мы, если бы когда-то не началось движение за права женщин.

 Загрузка …

Про раздельные парковки и туалеты

На мой взгляд, пространства должны разделяться из соображений безопасности. Пока мы не живем в прекрасном постгендерном мире, разделение туалетов все-таки должно быть. Это связано еще с тем, что пубертатный период — это очень тяжелое время в жизни человека: только формируются отношения с собственным телом и сексуальностью. А так как мир вокруг очень четко поделен на мужское и женское, вокруг очень много стереотипов, комфортнее для людей, наверное, будет ходить в разные туалеты, хотя мне, честно говоря, насрать.

Я видела какую-то ужасную парковку, где было написано, что женщинам нужно парковаться отдельно, так как они это делают хуже. Это поддерживает стереотип о том, что женщины хуже водят, что уже опровергнуто тысячу раз. Очень много как опытных водительниц, так и неопытных водителей. Но если есть потребность в создании женского сообщества для того, чтобы ему не мешали образовываться и работать, то почему нет? Бывает такое, что сексизм в университетах настолько силен, что женщины объединяются в научные сообщества, чтобы поддерживать друг друга и работать вместе.

А зачем вам брак

Мы не считаем, что брак — это высшая точка взаимоотношений между людьми. Наши отношения не изменились от наличия штампа в паспорте — они как были хорошими, так и остались. Романтические отношения — это вообще не что-то непременное и обязательное в жизни, несправедливо и неправильно, что одиноких людей часто жалеют или думают, что с ними что-то не так.

Но брак даёт людям определенные привилегии в нашем обществе, от которых мы решили не отказываться. Я — активистка и публичное лицо, занимаюсь разными общественными проблемами и в связи с этим не чувствую себя в безопасности. Штамп в паспорте гарантирует нашей семье, что в случае чего мужа пустят ко мне в тюрьму или больницу. Увы, мы живем в такое время, когда фоново допускаешь такую возможность и учитываешь риски. К тому же, когда ты девушка и тем более феминистка, тебя редко воспринимают всерьез, а статус «жены» обескураживает людей, которые заранее навешивают на тебя ярлыки. Это тот случай, когда мы присвоили себе что-то якобы консервативное и используем это так, как считаем нужным.

Мифы о феминистках

Вокруг этих дам сформировалось множество стереотипов. Приведу примеры самых частых из них.

  1. Они ненавидят мужчин. Это не так. Я упоминал, что мужененавистничеством страдают лишь радикально настроенные женщины. Они специально провоцируют противоположный пол, выступают за матриархат, ощущая свое превосходство над мужчинами. Тем самым, сеют смуту в умах большинства парней. Кстати, «тихие» феминистки сами не любят радикалок, обвиняя их в сексизме. 
  2. Они не следят за собой. Страшные, толстые, не бреют подмышки… Примерно так рассуждает добрая половина человечества, когда их просят выразить мнение по поводу феминисток. Подобными байками обычно запугивают юных барышень, дабы наставить их на путь истинный. У феминисток действительно свои взгляды на красоту и внешность. Но они вовсе не говорят о том, что нужно перестать ухаживать за собой и подстричься «под мальчика». Суть в том, что любая женщина должна спокойно принимать свои недостатки, а не гнаться за навязанными стандартами красоты. Так что стремление быть привлекательной не осуждается, даже наоборот. Порицается желание соответствовать выдуманным идеалам. 
  3. Они не выходят замуж. А вы знаете, что среди феминисток даже есть многодетные мамы? Представительницы женского движения вовсе не против семьи. Они лишь подчеркивают, что брак должен основываться на свободе выбора и взаимном уважении партнеров к интересам друг друга. То есть, девушки сами решают, работать им или всецело погрузиться в воспитание детей. Или вообще не выходить замуж, а посвятить себя какому-то полезному делу. Кроме того, у современной девушки есть возможности выбирать сразу несколько жизненных сценариев. Об этом я рассказываю в статьях рубрики «Женское предназначение».    
  4. Они неудовлетворенные и злые. Еще раз замечу, что если мы говорим об адекватных феминистках, то они как раз-таки уверены в себе и знают, чего хотят. Они не бегают обнаженными по улицам, не обливают мужчин краской в транспорте, лишь бы поймать «хайп». Злость и агрессия — это, скорее, не про активную позицию. Это про низкую самооценку и собственные страхи.

А вообще, любая женщина, вне зависимости от убеждений, в первую очередь хочет быть счастливой. Одни уже получают удовольствие от жизни

Другие пока не определились с тем, что действительно для них важно. Самое время — обратиться к себе, устранить все комплексы и внутренние барьеры

Приглашаю вас в Летний лагерь, где мы как раз прорабатываем все эти проблемы. Следите за анонсами на официальном сайте ТЦ Павла Ракова.      

Девушки, давайте подискутируем. Очень интересно узнать ваше мнение по поводу феминизма. Почему он появился и есть ли у него перспективы развиваться и дальше?

Феминизм в России и СССР

До свержения Николая II подобные вопросы не интересовали русских женщин. Они пришли гораздо позже, вместе с революционными идеями большевистского движения.

Если не считать нескольких десятков женщин объединившихся в “Русское взаимно-благотворительное общество”. С декабря 1905 года образовался некий политический союз, но уже к 1907 году он прекратил своё существование, без какого-либо вмешательства извне.

В Советской России, в начале XX века, существовало, суфражистское движение, к его названию присовокупили модное тогда слово – “пролетарское”. Поскольку прав после

Революции у женщин было более чем достаточно, то и борьба их больше сводилась к идеологическому проповедованию коммунистических идей. Это, так называемый, марксистский феминизм, являющейся частью общей борьбы угнетенного трудового народа.

В Советском Союзе бороться за право на обучение и работу уже не приходилось. Первая мировая война, следующая за ней Октябрьская Революция, а затем и Великая Отечественная

Война – унесли жизни миллионов мужчин. Поэтому нехватка кадров обеспечивала профессиональную деятельность женщин жесткой государственной необходимостью. Этот процесс произошел естественным образом, во многом изменив отношение мужчин.

Вообще в России, вековые традиции подразумевали более серьезное и доверительное отношение к жене, сестре, матери. Не случайно и товарищ Сталин говорит о том, что государством может управлять кухарка.

Феминистское движение в наши дни

Феминистки оказывают значительное воздействие на всю общественную жизнь. Современный феминизм интерпретирует половую принадлежность не как то, что дано от природы, а в качестве политического конструктора, дающего возможность устанавливать властные взаимоотношения между представителями различных социальных групп.

Современный мир пронизан всевозможными формами принижения, к которым относятся расовая, половая, возрастная дискриминация, господство патриархата, издержки капитализма. Ими заражены все ячейки общества, которые содействуют друг другу в стремлении ущемлять права женщин. С этими проявлениями и борются современные феминистки.

Они выступают с критикой тех естественных наук (современной философии, психологии, литературоведения), которые надают особые привилегии мужчинам в обществе. Участницы движения считают единственно возможным решением этой проблемы, – открытый диалог всех областей знаний, которые производятся членами общества, находящимися на разных социальных позициях. Современный феминизм, кроме положительных последствий, несет в себе и негативную окраску, связанную с желанием и стремлением некоторых женщин выделиться, создать себе привилегированное положение, что ведет к эпатажу и неприличному поведению на публике (оголение разных частей тела в общественных местах, организация антиправительственных акций протеста, не имеющих в своей основе продуктивных и адекватных идей). Они объясняют свое некультурное поведение необходимостью борьбы за свои права, сами не понимая, за какие именно.

Поскольку сегодня феминистки выставляют себя в таком негативном свете, многие мужчины считают их опасными женщинами, враждебно настроенными по отношению к ним, которые видят себя в роли главы семьи и занимающими доминирующее положение в профессиональной деятельности, прикрываясь якобы своими ущемленными правами. Радикальность феминисток проявляется в том, что они начинают яростно ненавидеть всех мужчин, стараясь задеть или оскорбить их при любом подходящем случае.

Феминизм принес с собой и следующую проблему: с открытием новых возможностей для женщин многие из них начинают испытывать дискомфортные ощущения, связанные с трудностями в новой реальности создать семью, выполнять полноценно свои материнские функции. 

В результате трех волн феминистского движения, его участницы все же добились своих требований:

  • Равноправие в избирательном праве – сегодня и мужчины, и женщины имеют одинаковое право голоса на государственных выборах;
  • Право получать образование по любой специальности;
  • Право на занимание руководящей должности, причем не только в частных организациях, но и в государственных учреждениях.

Как видим, борьба за права женщин принесла свои плоды. Она продолжается и сегодня. В ближайшей перспективе можно будет увидеть, к чему она приведет. Будем надеяться на лучшее!

Суть либерального феминизма:

  • Встраивание в господствующую политическую структуру: либеральные феминистки не стремятся к радикальным переменам, они хотят, чтобы им в существующей системе стало жить чуточку лучше;

  • Лоббирование интересов женщин через политические реформы, законотворческую деятельность;

  • Акцент на реформах в общественной сфере (политических, правовых, образовательных), тенденция к разграничению личного и политического — феминисток первой волны не волновали проблемы домашнего насилия, сексуального насилия, стереотипы и т. д.;

  • Апелляция к «рациональности», постулирование женщин как «равных» мужчинам во всем и обладающих такими же характеристиками и качествами — именно потому, что женщины такие же, как мужчины, они заслуживают равных прав и равных возможностей для самореализации.

Эти тезисы в своих работах использовали представительницы раннего либерального феминизма , , .

И если она идет в проституцию, это ее личный выбор и это окей; если она хочет выйти замуж, это ее личный выбор и это окей. Если она хочет брить ноги — это тоже ее личный выбор. Все это звучит разумно, и нам кажется, что мы действительно имеем право поступать так, как хотим. Но есть социальное конструирование реальности, а это значит, что наши желания, наши действия и наше поведение в определенной степени обусловлены какими-то социальными контекстами.

За что критикуют либеральный феминизм:

  • Некритичное отношение к государству: по какой-то причине либеральные феминистки думают, что патриархальное государство начнет прислушиваться к их доводам и проталкивать инициативы;

  • Отсутствие классового и расового анализа;

  • Разграничение «личного» и «политического»: вся наша жизнь так или иначе пронизана политикой;

  • Игнорирование уникального женского опыта, биологических различий между М и Ж: феминизм равенства говорит: «Мужчины и женщины равны, и поэтому мы достойны равных прав», а феминизм различия говорит: «Мужчины и женщины разные, у нас разная биология, и поэтому у нас разные потребности». Либеральный феминизм первой волны больше феминизм равенства;

  • Некритичное отношение к понятию власти;

  • Некритичное восприятие «мужской» рациональности;

  • Концепция «личного выбора» как наивная и игнорирующая социальное конструирование реальности;

  • Индивидуализм как препятствие феминистскому объединению.

Со временем либеральный феминизм немного трансформировался. Сегодняшние либеральные феминистки, например и , отвечают на критику либерального феминизма, рассуждают в понятиях рациональности, трансформируя это понятие, рассуждают о личной свободе и пытаются приспособить либеральный феминизм к сегодняшним реалиям.

Авторка очень знаменитой работы «Загадка женственности» разбирает феномен массовых депрессий, алкогольных и наркотических зависимостей Америки 1960-х годов. Эта депрессия была вызвана негласной политикой государства, направленной на возвращение традиционной роли женщины: женщине не нужно образование, женщина должна реализовываться в семье. Загадка была в том, что у женщин уже появилось право голоса и появилась независимость, но девушки чувствовали подавляющий дискурс, который говорил: «Мне это не нужно, лучше я посижу дома и буду ухаживать за мужем и детьми».

Если говорить о либеральном феминизме в России, то можно посмотреть на , которая не только оказывает юридическую помощь женщинам, но и, например, лоббирует интересы женщин в Государственной думе. Она и Оксана Пушкина сейчас занимаются законопроектом о домашнем насилии.

Радикальный феминизм

Направление появилось в 1960‑х годах. Главными фигурами движения были Шуламит Файрстоун, Кэти Сарачайлд, Ти-Грейс Аткинсон и Кэрол Ханиш.

Основательница радикально-феминистской группы «Красные чулки» Эллен Уиллис , что направление сильно помогло всему движению. Например, активистки стали публично обсуждать вопросы сексуальности, разработали «язык» второй волны (например, именно они ввели термин «патриархат» в феминистскую теорию) и легализовали аборты в США. Сегодня радикальный феминизм — скорее идейная основа.

Основные идеи

  • Общество — это патриархат, где мужчины — угнетатели, а женщины — угнетённые. Мужское превосходство — фундамент, на котором выросли другие виды угнетения, например расовое и классовое. 
  • Женщины не всегда осознают несвободу. Они становятся домохозяйками и стараются быть красивыми не по собственной воле, даже если думают иначе.
  • Работа в порнографии и секс-индустрии — не добровольный выбор женщины. Чаще всего она вынуждена это делать из-за дискриминации и бедности. Секс-индустрия порождает нездоровую модель поведения: мужчина доминирует, а женщина страдает от жестокого обращения. 
  • У женщины должна быть полная свобода над репродуктивным здоровьем. Она имеет право на аборт и контрацепцию. Сам вопрос зачатия ребёнка тоже должен оставаться за ней. Мужчина, семья, государство и церковь не имеют право давить на неё. Иначе это репродуктивное насилие.

Поднаправления

Культурный феминизм

Активистки считают, что мужчины и женщины различаются с точки зрения не только биологии, но и культуры, истории и психологии. Они разделяют мужское и женское поведение, поощряют второе за эмпатию, чувственность, склонность отдавать, стремление к миру. Культурные феминистки мечтают о матриархате, потому что женщины могут построить гармоничное и ненасильственное общество.

Сепаратистский феминизм

Сторонницы поднаправления считают, что от мужчин нужно отстраниться. Только так можно сопротивляться патриархату. Сепаратистка принципиально не вступает в рабочие или личные отношения с мужчиной. К формам сепаратистского феминизма относится также позитивная дискриминация, когда женщин предпочитают мужчинам при равных критериях отбора, например при найме на работу.

Далее речь пойдёт SWERF и TERF, которые часть сообщества признаёт течением радикального феминизма. Но тут есть разногласия, и многие критикуют поднаправления за антифеминизм. Другие находят определения оскорбительными для представительниц радикального течения.

TERF

С английского trans-exclu­sion­ary rad­i­cal fem­i­nist — радикальная феминистка, которая исключает трансгендеров. Активистки считают, что мужчина всегда остаётся мужчиной и угнетателем, а женское тело — не оболочка, которую можно «примерить».

SWERF

Радикальные феминистки выступают против секс-работы, но готовы защищать интересы женщин, которые в неё вовлечены. Но не SWERF — sex work­er exclu­sion­ary rad­i­cal fem­i­nist (исключающая секс-работниц радикальная феминистка). Они считают, что женщины, которые работают в секс-индустрии, поддерживают идею угнетения, а потому не заслуживают снисхождения. 

Большая часть произведений не переведена на русский язык.

История появления

Феминистское движение в своем развитии прошло три этапа:

  1. 1775-1783 гг. – когда велась война за независимость Соединенных Штатов Америки, представительницы женского пола выступили с заявлениями о своем праве на участие в государственных делах страны. Движение возглавила жена тогдашнего президента США Джона Адамса – Абигейл Смит Адамс, которая одной из первых заговорила открыто о женских правах. Участницы движения выдвинули требования уравнять права мужчин и женщин и отказывались руководствоваться законами, в составлении и утверждении которых они не принимали участие. Самым главным требованием было предоставление возможности женщинам иметь право голоса на государственных выборах. Несмотря на тернистость и трудность пути, по которому двигались феминистки, они громко заявляли о себе посредством создания женских революционных клубов, политических организаций и печатных изданий. Эммелин Панкхёрст, Лукреция Мотт – наиболее известные борцы за права женщин в это время. Несмотря на их активные действия, представительницы прекрасного пола все равно находились дома в полном подчинении у своего мужа, им запрещали появляться в общественных местах, различного рода собраниях.
  2. Середина 1960-х годов – начало борьбы за равноправное положение женщин во всех сферах общественной жизни. Эта волна была связана с требованиями женщин равенства в социальных и юридических правах. Бетти Фридан, Симона де Бовуар – известные феминистки второй волны феминистского движения.
  3. С начала 90-х годов ХХ века по сегодняшний день – третья волна, связанная с активизацией феминистками своих действий, направленных на ликвидацию дискриминации по половому признаку, признание возможности участия женщин в политической жизни и крупном бизнесе, с использованием всевозможных современных технологий. Права, относящиеся в сексуальной жизни, – в этот период стали первоочередными. Призывом женщин стал отказ от представления женской сексуальности в качестве принятого шаблона и нормы. Они пытались внушить обществу, что сексуальность ценна как инструмент для возможного раскрепощения и расслабления. Активными участниками движения этого периода можно назвать Глорию Ансалдуа и Одри Лорд.