19 невероятно интересных фактов о «титанике», которые вы наверняка не знали

Оглавление

«Карпатии» удалось успешно уклониться от айсбергов, а вот от немецких торпед – нет

Двенадцать лет «Карпатия» провела в море. Через два года после героически проведённой Ростроном спасательной операции, корабль был реквизирован британским правительством. Судно стали использовать в качестве военного корабля во время Первой мировой войны. 17 июля 1918 года «Карпатия» была частью конвоя, направлявшегося в Бостон. Конвой был атакован немецкой подводной лодкой.

Все 57 пассажиров корабля спаслись в спасательных шлюпках. Из 223 членов экипажа лишь пятеро погибли от удара трёх торпед, которые в конечном итоге отправили легендарное судно на дно. В течение следующих 82 лет «Карпатия» оставалась погребённой в своей водной могиле. Останки корабля были обнаружены командой во главе с писателем Клайвом Касслером недалеко от восточного побережья Ирландии. Время и вода пощадили «Карпатию». На борту обнаружили лишь пробоины от уничтоживших судно торпед.

Поминутно расписано всё, что касается «Титаника», о героизме экипажа «Карпатии» упоминают редко.

Легендарная «Карпатия» не часто упоминается. Существует масса исследований, где поминутно воссозданы действия экипажа «Титаника». Кто, что, как и зачем сделал, кто сделал достаточно, а кто не очень. «Карпатия» же всегда в тени. Хотя экипаж этого судна и его капитан сделали невозможное, чтобы спасти выживших.

Характеристики «Титаника»

При введении в эксплуатацию длина «Титаника» была 269 метров, ширина — около 30 метров. Высота лайнера тоже была впечатляющей: от ватерлинии до самой верхней шлюпочной палубы здесь было 18,5 метров (а если считать от киля до верхней точки первой трубы, то получилось бы вообще 53 метра). Осадка этого лайнера составляла 10,5 метров, а водоизмещение равнялось 52310 тоннам.

«Титаник» в 1912 году в порту Белфаста (именно здесь он строился)

Лайнер приводился в движение несколькими четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. При этом пар для них, а также для всевозможных вспомогательных механизмов производился в 29 котлах. Стоит специально отметить, что ни один из тридцати механиков корабля не выжил. Они оставались в машинном отделении и поддерживали работу паровых агрегатов до последнего.

Роль движителей на «Титанике» выполняли три винта. Диаметр центрального винта был равен 5,2 метрам, у него было четыре лопасти. Винты, располагавшиеся по краям имели больший диаметр – 7,2 метров, но у них было по три лопасти. Винты с тремя лопастями могли совершать до 80 оборотов в минуту, а центральный — до 180 оборотов в минуту.

Над верхней палубой торчали ещё и четыре трубы, каждая высотой 19 метров. «Титаник» обладал двойным дном и имел шестнадцать герметичных отсеков. Они разделялись водонепроницаемыми переборками. Согласно подсчётам, судно оставалось бы на плаву даже в том случае, если бы были затоплены любые два отсека или четыре идущих подряд отсека на носу или на корме. Но в ночь трагедии айсберг повредил пять отсеков — на один больше допустимого.

Пять повреждённых отсеков закрашены синим

Капитан Эдвард Смит действительно погиб вместе с кораблем, хотя неясно, какими были его последние минуты жизни

Помощник Хью Уолтер МакЭлрой и капитан Эдвард Дж. Смит на борту Титаника во время рейса из Саутгемптона в Квинстаун, Англия, 1 апреля 1912 года / Ralph White / CORBIS / Corbis / Getty Images

Смит, который готовился уйти в отставку после своего последнего рейса на «Титанике», работал капитаном 40 лет. К сожалению, ему так и не удалось выйти на пенсию: он умер на борту корабля. Как отмечают в History, никто не знает наверняка, что случилось со Смитом — о его смерти ходят лишь слухи.

«Существует как минимум 5 версий смерти капитана Смита — от героической до позорной, — написал Вин Крейг Уэйд в «Титанике: Конец мечты». Некоторые говорили, что он спрыгнул с корабля с младенцем, нырнул сам, был смыт волной или даже застрелился (хотя эта теория широко опровергается историками).

Что еще более странно, есть люди, которые утверждали, что он выжил и что они его видели

Но эти наблюдения не принимались во внимание

Обложка: 1Gai.Ru / Universal Images Group / Getty Images

Корабль

Оглавление

Первое столкновение Титаника чуть не произошло еще в порту, лайнер чуть было не столкнулся с пароходом под названием Нью-Йорк. На помощь вовремя пришел буксир под названием Вулкан.

Огромные листы железа скрепляли заклепками, все они были ручной работы, заклепок было изготовлено около трех миллионов штук.

При спуске на воду доски, по которым скользило судно, смазывали жиром, его было использовано 23 тонны! Еще использовали железнодорожное масло и обычное мыло.

Инженеры и проектировщики серьезно подошли к безопасности судна — оснастили двойным днищем, разделили на 16 водонепроницаемых отсеков, такое количество изолированных отсеков считалось гарантом надежности. Корабль мог оставаться на плаву при повреждении четырех отсеков, однако при столкновении с айсбергом было повреждено шесть отсеков.

В строении судна виднеется 4 трубы, а по факту работали 3, последняя — декоративная.

На корабле был паровой двигатель. Судно потребляло порядка 600 тонн угля в сутки, 170 человек обеспечивали работу двигателя.

Вся техническая составляющая была на очень высоком уровне. К примеру, для управления рулевым механизмом производился запуск дополнительных двигателей.

На стадии проектирования планировалось, что на корабле будет 48 спасательных шлюпок, но владельцы корабля решили, что они занимают слишком много места и их количество сократили до 20. Возможно, шлюпок было бы больше, но разработчики убедили собственников корабля в его безопасности.

Новые факты о гибели титаника шокировали весь мир

Сегодня большая часть из того, что мы знаем о крушении лайнера «Титаник», почерпнута из одноименного фильма с участием Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет. И хотя фильм действительно потрясает воображение, то, что происходило на корабле в реальности, было еще покруче кино.

Предлагаем ознакомиться с двенадцатью леденящими душу фактами о трагической ночи с 14 на 15 апреля 1912 года, когда пароход опустился на дно Атлантического океана.

1. Если айсберг заметили бы на 30 секунд раньше, крушения «Титаника» можно было бы избежать. Подумать только, всего 30 секунд могли предотвратить катастрофу!

Годнота!

2. За всю историю человечества «непотопляемый» «Титаник» стал единственным океанским лайнером, который потонул из-за того, что напоролся на айсберг.

3. На борту «Титаника» был японец, которому удалось спастись. Однако на родине он вовсе не стал героем. Более того, в Японии его презирали за то, что он не утонул вместе с другими.

4. «Шоколадный» магнат Милтон Херши должен был плыть на «Титанике», но в последний момент передумал и отменил путешествие. Херши прожил долгую жизнь – 88 лет.

5. Знаменитые четыре дымовые трубы «Титаника» прочно ассоциируются с пароходом. Мало кто знает, что последняя из них вообще не работала и выполняла чисто декоративную функцию.

6. Более половины спасательных шлюпок не были заполнены до конца. Если бы все места в шлюпках были заняты, спаслось бы намного больше людей.

7. Один из самых эмоциональных моментов фильма – это эпизод, в котором, несмотря на начавшееся крушение лайнера, музыканты продолжали играть, чтобы успокоить пассажиров. И это не эффектная «придумка» для фильма – так было в действительности. Музыканты продолжали играть в течение нескольких часов после того, как «Титаник» столкнулся с айсбергом.

8. Печально известный айсберг, оказавшийся фатальным для «Титаника», плавал в окрестностях места крушения с незапамятных времен. Он находился там еще за 1000 лет до нашей эры.

9. За день до катастрофы на корабле были запланированы спасательные учения. Пассажиров должны были проинструктировать, как вести себя в случае крушения. Увы, учения отменили.

10. На создание фильма Джеймса Кэмерона «Титаник» было потрачено больше денег, чем на создание реального парохода «Титаник».

11. Одним из выживших после крушения «Титаника» был шеф-повар корабля. Своим спасением он был обязан тому, что непосредственно перед погружением лайнера под воду выпил немало спиртного. Именно благодаря этому шеф-повар не замерз в холодных водах Атлантики и смог дождаться помощи.

12. В ночь трагедии неподалеку от «Титаника» плыл другой лайнер – «Калифорниан». Он мог прийти на помощь «Титанику», однако сигналы бедствия, посылаемые с тонущего корабля, не были замечены или же были неправильно интерпретированы.

Интересные Факты о Затонувшем Титанике
  • Титаник интересные факты о крушении;
  • Гибель титаника интересные факты;
  • Факты о титанике титаник потонул;
  • Все факты о затонувшем титанике;
  • Гибель титаника факты и цифры;
  • История гибели титаника факты;
  • Титаник расследование и факты

“Крушение Титана”

Можно с уверенностью сказать, что создатели “Титаника” не читали популярную художественную литературу. Если бы они это делали, то точно бы знали о книге Моргана Робертсона «Тщета или крушение Титана», изданной в 1898 году. 

В этом случае, возможно, они выбрали бы другое имя для корабля. «Крушение Титана» содержит жуткие сходства с историей “Титаника”. 

Вымышленный «Титан» был самым большим, богатым и, конечно же, непотопляемым кораблем. 

Как и “Титаник”, “Титан” находился примерно в 400 морских милях от Ньюфаундленда, когда он на полном ходу врезался в айсберг. Как и у «Титаника», у «Титана» не было достаточно шлюпок для для спасения всех людей. 

А также, «Титан» и «Титаник»… звучит поразительно похоже, не так ли?

Это настолько странное совпадение, что вы могли подумать, что кто-то просто указал неправильную дату на книге, чтобы привлечь внимание. Тем не менее, оригинальная публикация увидела свет в 1898 году, за 14 лет до крушения «Титаника»

Это первое издание до сих пор храниться в Ливерпульском музее.

Почему “Титаник” не выдержал столкновения с айсбергом?

Трудно поверить, что один айсберг смог уничтожить самую большую махину в океане. Некоторое время ученые задавались вопросом, могли ли строители Титаника использовать низкокачественную сталь?

Эта теория была опровергнута, когда корабль обнаружили и испытали на прочность его образцы. При строительстве корабля использовали лучшую сталь того времени.

Изучение места области кормы, которой “Титаник” непосредственно столкнулся с айсбергом, выявило всего лишь 6 прорех в корпусе общей площадью чуть больше 1-го кв. метра. 

Этого было явно недостаточно, чтобы потопить такой корабль, как «Титаник», в котором было 16 водонепроницаемых отсеков.

Так что же случилось? Согласно Национальному институту стандартов и технологий США, в кованом железе “Титаника” содержалось в три раза больше шлака, чем позволяют современные стандарты.  

Шлак (на тот случай, если вы не кузнец и не судостроитель) — это то, что остается после процесса плавки металла. 

Согласно официальной версии, этот шлак сделал хрупкими заклепки корпуса при воздействии низких температур. Поэтому, когда после столкновения айсберг “царапал” борт корабля, заклепки разрушились, пластины корпуса разъединились, и внутрь лайнера ворвалась вода.

Судостроители “лепили горбатого” не для того, чтобы сэкономить, а потому, что их просили как можно раньше закончить строительство “Титаника”.

Кто за все ответит?

В декабре 2020 года британское издание Daily Telegraph опубликовало статью, в которой впервые широкой публике представлены фрагменты из дневника судьи Высокого суда Лондона лорда Мерси, расследовавшего в 1912 году крушение «‎Титаника».

Его выводы в целом совпадают с итогами американского расследования: «‎Титаник» перед крушением шел с высокой скоростью в условиях сложной ледовой ситуации и, несмотря на предупреждения об айсбергах в этой части океана, на корабле не проводились учения по действиям в экстренных ситуациях, а число шлюпок не обеспечивало спасение всех тех, кто был на борту.

Возник вопрос: кто же должен отвечать за случившееся? Конструктор судна Томас Эндрюс погиб вместе с «Титаником», к тому же случившееся не было связано с какими-либо фатальными ошибками при проектировке. Капитан «Титаника» Эдвард Смит разделил участь своего корабля, при этом его действия после столкновения сочли грамотными и профессиональными. Что касается самой аварии, то в момент удара вахту несли помощники Смита.

В итоге главными подозреваемыми стали директор-распорядитель «Уайт Стар Лайн» Джозеф Исмей и капитан парохода «Калифорниэн» Стэнли Лорд.

Прокачу к «Титанику»! Семь самых дорогих и необычных экскурсий в мире
Подробнее

«Титаник» был не первым кораблем, отправившим экстренное сообщение, сообщив о своём бедствии «Карпатии» и другим судам

К 1912 году на многих судах имелось оборудование для беспроводной связи. Предназначалось оно в основном для удобства пассажиров, которые хотели отправить сообщение на берег. После катастрофы на «Титанике» все океанские суда оборудовали беспроводной связью и достаточным количеством спасательных шлюпок. Однако до этого дополнительные радисты на борту океанских лайнеров даже не были членами экипажа.

Репортёры пытаются взять интервью у выжившиж с «Титаника».

Гульельмо Маркони, великий пионер радиосвязи, посетил Сенат США, чтобы выслушать показания Гарольда Брайда. Молодой человек был одним из операторов беспроводной связи «Титаника». Некоторые сообщения Брайда о бедствии были перехвачены молодым русским иммигрантом по имени Дэвид Сарнофф на крыше универмага Wanamaker в Нью-Йорке. Вопреки распространённому мифу, «Титаник» не был первым кораблем, отправившим сигнал SOS. Эти сигналы использовались с 1908 года.

В самом начале радисты пострадавшего лайнера использовали более обычное сообщение CQD, обозначающее бедствие. Поскольку драгоценное время шло, операторы перешли на относительно новый призыв SOS. Он не означает «спасите наш корабль», а представляет собой просто три буквы, которые легко передаются и принимаются. Сигнал не может быть неверно истолкован: три точки, три тире и три точки. Сигнал бедствия приняли несколько кораблей вскоре после полуночи 15 апреля 1912 года. «Карпатия» была единственным судном, которое прибыло на место спустя четыре часа.

Спасённые на борту «Карпатии».

Состав экипажа и пассажиров

Известно, что в трагическом плавании в корабельной команде было много людей, не прошедших спецподготовку: стюарды, кочегары, штивщики (так назывались люди, в задачу которых входило подносить уголь к топкам и выкидывать за борт золу), коки. Квалифицированных моряков было совсем немного — всего 39 матросов и семь офицеров, помощников капитана. Причём некоторые из матросов ещё даже не успели хорошо ознакомиться с устройством «Титаника», так как их приняли на службу всего за несколько суток до отплытия.

Стоит немного рассказать и о пассажирах. Пассажирский состав был крайне разношёрстным — от нищенствующих эмигрантов из Швеции, Италии, Ирландии, плывших за лучшей жизнью в Новый Свет, до потомственных миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм (оба погибли).

Бенджамин Гуггенхайм надел свой лучший фрак и стал пить виски в холле — так он провёл последние часы жизни

В соответствии со стоимостью купленного билета существовало разделение на три класса. Для тех, кто плыл в первом классе, были предоставлены бассейн, зал для занятий физической культурой, баня, корт для сквоша, электрованна (своеобразный «предок» солярия) и особое отделение для домашних питомцев. Также здесь были ресторан, изящно обставленные залы для обеда, комнаты для курения.

Холл первого класса на «Титанике»

Кстати, сервис в третьем классе тоже был достойным, лучше чем на некоторых других трансатлантических пароходах того времени. Каюты были светлые и уютные, в них было не холодно и достаточно чисто. В обеденном зале подавались не слишком изысканные, но вполне приемлемые блюда, имелись специальные палубы для прогулок.

Помещения и пространства корабля были строго разделены в соответствии с классами. И пассажирам, допустим, третьего класса воспрещалось находиться на палубе первого класса.

Интересные факты об актёрах и персонажах Титаника

Кристиан Бейл — Джеймс Кэмерон не захотел, чтобы два британских актёра играли двоих американцев.

Маколей Калкин (актёр, исполнивший главные роли в фильмах «Один дома» и «Один дома 2»)

Также известно, что роль Розы Дьюитт Бьюкейтер сыграла Кейт Уинслет, но в своё время на это место претендовала актриса Гвинет Пелтроу

Кейт Уинслет и Леонардо ДиКаприо согласились принять участие в фильме ещё до появления окончательного варианта сценария, основываясь только на 165-страничном наброске Джеймса Кэмерона.

Глория Стюарт изображала постаревшую Розу, возраст которой по сценарию составлял 101 год, хотя на самом деле актрисе было всего 86 лет. И по её заверениям в этом не было ничего приятного.

Роза произносит стандартную фразу для влюблённых «Я люблю тебя» только один раз, когда они вместе с Джеком уже были в воде — в самом конце фильма. Сам же Джек за весь фильм не произносит эту фразу ни разу, хотя он мельком упоминал о своей любви к ней.

  • Кейт Уинслет была одной из немногих актёров, кто не захотел носить гидрокостюм во время съёмок водных сцен.
  • Кейт Уинслет заработала пневмонию, когда участвовала в съёмках сцен гибели «Титаника».

Персонаж Розы частично основан на калифорнийской актрисе Беатрис Вуд, которая умерла в 1998 году в возрасте 105 лет.

  • Глория Стюарт, получив номинацию «Лучшая актриса второго плана», стала самым пожилым человеком, номинировавшимся на «Оскар». Ей было тогда 87 лет.
  • Глория Стюарт была единственной среди всех, кто принимал участие в съёмках, жившей во время настоящей катастрофы «Титаника» в 1912 году.
  • Своё имя Каледон Хокли (персонаж Билли Зейна, жених Розы) получил от двух небольших городов (Каледон и Хокли), находящихся в штате Онтарио в Канаде, где живут тётя и дядя Джеймса Кэмерона.


Изначально роль планировалось отдать Майклу Бину.<

Когда Джеймс Кэмерон писал сценарий к фильму, он считал, что главные герои Джек Доусон и Роуз ДеВитт Букатер должны быть вымышленными персонажами. Только после того, как работа над сценарием была завершена, режиссёр узнал, что на борту «Титаника» был пассажир «Дж. Доусон». Джозеф Доусон родился в 1888 году в Дублине. Его тело было захоронено в Новой Шотландии вместе с остальными погибшими. Сегодня его могила (№ 227) является самой посещаемой на кладбище.

Отговаривая Розу от намерения спрыгнуть с корабля, Джек говорит ей, что ощущение при попадании в ледяную воду сравнимо с ощущением «когда тысячи ножей вонзаются в твое тело». Это явно цитата из воспоминаний Чарльза Лайтоллера, работавшего на Титанике», побывавшего в ночь крушения в этой ледяной воде и чудом избежавшего смерти от засасывания в один из коридоров тонущего судна.

Сцена, в которой Роуз благодарит Джека за то, что он спас ей жизнь, является полнейшей импровизацией актеров.

Названию «Титаник» более 2500 лет

Первый факт о Титанике уходит своими корнями далеко в историю. Когда строители Титаника искали имя, они хотели название для корабля, которое означало  бы огромный. Они также хотели имя, которое возвысило бы Титаник как монументальное произведение кораблестроения. Судостроители Харланд и Вольф выбрали имя из греческой мифологии.

Титаны, греческая мифология

Название Титаник происходит от Титана. В греческой мифологии Титаны были древними греческими богами. Считается, что гиганты Титаны были свергнуты расой молодых богов, олимпийцев, в том числе Зевсем и Афиной. Исходя из этого, неудивительно, что сестринский корабль Титаника был назван «Олимпик». Два корабля были построены одновременно и были невероятно похожи по дизайну.

История создания “Титаника”

В начале 1900-х годов трансатлантические морские путешествия были очень прибыльной и конкурентной нишей. Многие судоходные линии боролись за богатых путешественников и иммигрантов.  

Две из главных компании были “White Star Line” и “Cunard”. К лету 1907 года “Cunard” спустил на воду 2 новых корабля: Lusitania и Mauretania. Эти лайнеры стали самыми быстрыми в мире на тот момент. 

Желая ответить конкуренту, председатель «White Star Line» Дж. Брюс Исмей и Уильям Пирри, владелец судостроительной фирмы «Харланд и Вольф», разработали план создания люксовых лайнеров, которые должны были стать самыми комфортабельными за всю историю судостроения. Было решено построить три корабля: “Олимпик”, “Титаник” и “Британик”. Так начинается история «Титаника».

“Титаник” и “Олимпик” были построены в специально сконструированном доке, который мог вместить их беспрецедентные размеры. 

Корабли были спроектированы Томасом Эндрюсом. Они имели огромный первоклассный ресторан, четыре лифта и бассейн. Размещение второго класса на “Титанике” и “Олимпике” было сопоставимо с первым классом лучших кораблей того времени. 

Что касается безопасности, у «Титаника» было 16 водонепроницаемых отсеков. Проектировщики утверждали, что 4 отсека могут быть затоплены, не подвергая опасности плавучесть лайнера. 

«Титаник» был достроен 31 мая 1911 года. После первого плавания “Олимпика” в июне 1911 года в конструкцию “Титаника” были внесены небольшие изменения. И в начале апреля 1912 года он прошел морские испытания и был признан годным для плаваний.

Так началась история легендарного корабля “Титаник”.

Титаник был мощным загрязнителем воздуха, сжигающим 600 тонн угля в день

Имея такой огромный вес, очень трудно удерживать судно на плаву. Мощность пара, которая могла бы обеспечить более 40000 лошадиных сил, необходимых для перемещения Титаника по воде была единственным источником энергии в те дни. «Титаник» использовал более 600 тонн угля каждый день, когда он находился в море! Тем самым, вероятно, был самым загрязняющим кораблем своего времени.

Угольный бункер Титаника

Потребовалось более 170 рабочих, работающих 24 часа в сутки, семь дней в неделю, для топки печей, приводящих в движение паровые двигатели на Титанике. На судне находилось более 150 печей, которые нагревали около 30 котлов, создавая пар для двигателей. Каждый день 100 тонн пепла нужно было сбрасывать в море. Это было круглосуточно! Печи постоянно сжигали уголь, чтобы поддерживать движение корабля.

«Невиданная роскошь»

Роскошное убранство, дорогая и удобная мебель, изысканная отделка кают, фарфоровая посуда высшего качества — всё на «Титанике » дышало роскошью и изобилием. Конечно же, более всего поражали своим интерьером каюты первого класса расположенные на палубах В и С. Каждая из 11 кают была оформлена согласно интерьерному стилю. Входя в каждую из них, можно было попасть в эпоху Ренессанса, Барокко, Классицизма.

Шикарная деревянная лестница в стиле Модерн, огромные хрустальные люстры и прозрачные стеклянные потолки — все это было украшением и визитной карточкой корабля. А ещё на TopCafe.su вы сможете прочитать о самых красивых ювелирных украшениях, одно из которых имеет прямое отношение к этому кораблю.

Также на Титанике был огромный бассейн, гимнастический зал, роскошный ресторан, кафе, корты для игры в сквош и даже кинозал.

Многие считали, что «Титаник» непотопляем, но не все. Пассажир Чарльз Мелвилл Хейс предсказал «ужасающую катастрофу». Он тоже погиб

Чарльз Мелвилл Хейс / Universal Images Group / Getty Images

Хейс был президентом компаний Grand Trunk и Grand Trunk Pacific Railway Company, поэтому хорошо разбирался в технологических достижениях в области транспорта. По словам выжившего полковника Арчибальда Грейси, однажды Хейс задумался: разумно ли продолжать строительство более крупных и быстрых кораблей.

По словам Грейси, однажды Хейс сказал: «White Star, Cunard и Hamburg-American Lines тратят все свое внимание и изобретательность на соревнования за роскошность и скорость их кораблей. Придет время, когда эту гонку остановит ужасная катастрофа»

Многие газеты, в том числе Daily Mail, Belfast Telegraph и The World, ошибочно сообщили, что крушение не привело к гибели людей

Первые сообщения в газетах о гибиле Титаника были не точными / Reuters / Lucas Jackson

В гонке за заголовком о катастрофе многочисленные газеты давали семьям и близким ложную надежду. The World не сообщил о погибших, в Daily Mail заявили, что «никто не погиб», а в Belfast Telegraph — что «для жизни пассажиров нет никакой опасности».

Благодаря разнице во времени заголовки американских газет были более точными: например, газета New York Times опубликовала заголовок «Титаник затонул через 4 часа после столкновения с айсбергом; 866 пассажиров спасены «Карпатией», 1250, вероятно, погибли».

Аномальные условия

Заключение Эндрюса стало ключевым для расследования. Комиссии предстояло разобраться в причинах того, почему оно произошло.

Главной причиной были названы погодные условия. Во-первых, весной 1912 года айсберги добрались до широт, где они обычно не встречались. Кроме того, капитан «Титаника» не получил последних радиограмм об изменении ледовой обстановки — радисты лайнера были заняты передачей сообщений пассажиров 1-го класса.

В безлунную ночь айсберг не был освещен, в силу чего впередсмотрящие увидели его довольно поздно. Сказалось и то, что лайнер, пересекая Атлантику, шел на большой скорости — это снизило время, которое было у экипажа для принятия правильного решения.

Удивительно, но многие эксперты считали, что для «Титаника» в сложившейся ситуации было бы лучше не заметить айсберг совсем. Лобовой удар привел бы к затоплению и сильнейшему повреждению носового отсека, но лайнер бы остался на плаву. Это позволило бы дождаться подхода помощи и большинство людей остались бы в живых.

Статья по теме

100 лет назад погиб легендарный «Титаник»

Стальные заклепки на Титанике весили более 1200 тонн

Возможно, именно хвастовство о размере корабля сделало факты о Титанике частью нашей культуры еще до того, как корабль был спущен на воду. Линия Белой Звезды, которая ввела в эксплуатацию Титаник, хотела похвастать своим пассажирам, что они построили самый большой корабль в мире.

Почти каждый факт Титаника о размере корабля заслуживает восклицательного знака. Стальные заклепки, скрепляющие весь металл на корабле, весили более 1200 тонн! Руль корабля должен был управляться двигателями и весить более 100 тонн! Два главных поршневых двигателя, которые приводили в движение корабль, весили более 700 тонн! Корабль был построен в таком огромном масштабе, что по-прежнему огромен, даже по сегодняшним меркам.

Олимпик, родственный корабль Титаника

Титаник был идентичен своему сестринскому кораблю, «Олимпийский», за исключением некоторых незначительных отличий. У Титаника был стальной экран с раздвижными окнами, установленный на одной из его палуб. Экран был добавлен, чтобы дать пассажирам первого класса больше укрытия от стихии. Возможно, это было сделано для того, чтобы пассажиры первого класса имели большее чувство защищенности. Из-за экрана и других изменений Титаник был немного тяжелее Олимпика и мог по праву претендовать на звание самого большого корабля на плаву в то время.

«Титаник» в книгах и фильмах

Жуткие события, случившиеся на лайнере «Титаник» в апреле 1912 года, послужили основой для многих литературных произведений, картин, песен и фильмов.

Первая книга о «Титанике» была написана, как это ни парадоксально, задолго до его крушения. Малоизвестный американский писатель Морган Робертсон выпустил повесть «Тщетность, или Гибель Титана» ещё в 1898 году. В ней описывался будто бы непотопляемый корабль «Титан», потерпевший катастрофу апрельской ночью, столкнувшись с неким айсбергом. Шлюпок на «Титане» было недостаточно, и поэтому многие пассажиры погибли.

Повесть поначалу плохо раскупалась, но после происшествия 1912 года интерес к книге резко возрос —- между событиями, описанными в повести, и настоящим крушением «Титаника» было довольно много совпадений. И ключевые технические характеристики вымышленного «Титана» были похожи на характеристики реального «Титаника» — поистине удивительный факт!

Морган Робертсон и его повесть, где в какой-то степени была предсказана гибель «Титаника»

А первый художественный фильм о трагедии был выпущен в мае того же 1912 года — он назывался «Спасшаяся с «Титаника». Его длительность составляла 10 минут, он был немым и чёрно-белым. Главную роль здесь играла Дороти Гибсон, актриса, которая сама в ту злополучную ночь оказалась на «Титанике» и нашла своё спасение в шлюпке под номером семь.

В 1953 году к теме трагического путешествия «Титаника» обратился режиссёр Жан Негулеско. Согласно сюжету, на «Титанике» выясняют между собой отношения муж, жена и их двое детей. И вроде бы всё налаживается, но тут лайнер натыкается на айсберг и начинает идти на дно. Семье приходится пережить разлуку, жена и дочь уплывают на шлюпке, сын и отец остаются на тонущем судне. Фильм, кстати, получил один «Оскар» в том же 1953 году.

Постер фильма «Титаник» 1953 года

Но самый известный фильм о гибели лайнера — это фильм «Титаник» Джеймс Кэмерона, появившийся в кинотеатрах (а потом и на DVD) в 1997 году. Он завоевал целых одиннадцать премий «Оскар» и долгое время считался самым кассовым фильмом вообще в истории.

В подготовке сценария и создании декораций к фильму Кэмерона приняли участие авторитетные специалисты по крушению «Титаника» (например, историк Дон Линч и художник-маринист Кен Маршалл). Сотрудничество с уважаемыми экспертами позволило достаточно достоверно передать некоторые эпизоды крушения. Кэмероновский «Титаник» вызвал новую волну интереса к истории лайнера. В частности, после выхода фильма увеличился спрос на книжки и выставки, связанные с этой темой.

Обложка DVD фильма Джеймса Кэмерона «Титаник»