Оглавление
- Введение
- Сравнение характеристик Су-27 и F-15
- Тактико-технические характеристики[править | править код]
- Сравнительная таблица
- История появления новой версии
- Тактико-технические характеристики F-15
- Как проходил учебный бой между самолётами на Украине?
- Примечания
- Эксплуатация
- Отрицательные и положительные стороны
- F-15 Игл Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета
- Истребитель F-15 — видео
- Потери F-15E Strike Eagle в ходе военных действий
- Модификации
- F-15 Игл Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета
- Боевое применение
- История создания[править | править код]
Введение
Истребитель F-15C Eagle — боевой самолет четвёртого поколения, составлявлявший основу тактической авиации США и НАТО на рубеже 21 века.
F-15 Eagle является всепогодным, высокоманёвренным, тактическим истребителем, предназначенным для завоевания и удержания превосходства в воздухе.
Превосходство в воздухе достигается за счет высоких маневренных характеристик, широкого диапазона располагаемых скоростей и высот полета, современного вооружения и авионики.
F-15 оснащён прицельным комплексом и вооружением, позволяющим обнаруживать, сопровождать и атаковать самолеты противника, как при внешнем управлении, так и автономно, над территорией противника.
Система вооружения и система управления самолёта сконфигурированы таким образом, что один пилот способен эффективно вести бой с воздушным противником.
Программа развития тактического истребителя F-15 явилась следствием возникновения острой потребности в создании маневренного истребителя, с учетом накопленного опыта, в лучших традициях P-51 Mustang и F-86 Sabre.
Сравнение характеристик Су-27 и F-15
Тяжёлый истребитель Су-27 целесообразно сравнивать с американским F-15С (далее по тексту “F-15”), так как их модификации почти одинаковые. F-15А был изготовлен задолго до создания российского самолёта, он заметно уступает ему в теххарактеристиках. Су-27 и F-15 — два истребителя, предназначенные для завоевания превосходства в воздухе. Боевые машины принадлежат к 4 поколению. Имеют современное бортовое оборудование, обладают сверхзвуковой скоростью. Могут поднять в небо подвесное ракетное вооружение для сражения на средней и ближней дистанции, а также несколько тонн бомб.
Тяжёлый истребитель Су-27
Сравнение этих истребителей следует начать с сопоставления их взлётной массы. У Су-27 она равна 23 т, у F-15 — 21 т. Российский самолёт может поднять в небо 6 т нагрузки. Его боевой радиус — 1 400 км. Подвесные снаряды размещены на 10 узлах: 6 под крыльями и 4 под фюзеляжем.
Снаряжение «сушки»: «воздух-воздух» РСД (ПРГСН Р 27Р, ТГСН Р27Т); РМД (ТГСН Р73). На борту находится авиапушка 30 мм (на 150 снарядов). РЛПК 27 имеет РЛС Н001, находящую цели на расстоянии 100 000 м в ЗПС и 190 000 м в ППС. ОЛС 36Ш отыскивает неприятеля на удалении 50 000 м в ЗПС и 15 000 м в ППС.
Какой из истребителей сильнее?
F-15Су-27
Российский военный самолёт способен сопровождать 10 целей, а одну — обстреливать двумя ракетами с ПРГСН. Бортовой оборонный комплект состоит из СПО 15 «Берёза», аппаратуры АПП 50. На крыльях установлена система активных помех «Сорбция». Базовое снаряжение «сушки» не предполагает использование управляемых ракет для уничтожения наземных и надводных целей. Дальность полёта ракет Р 27 — 80 000 м в ППС и 30 000 м в ЗПС, соответственно, Р 27РЭ — 110 000 м и 40 000 м, Р73 — 30 000 м и 15 000 м.
Боевой радиус F-15 — 900 км. Подвесные ракеты расположены на 8 узлах. На каждом — по 4 РСД и РМД. РЛС AN/APG 63 может обнаружить объект с расстояния — 170 000 м в ППС. Оснащены РСД с ПРГСН АIM 120, а также РМД с ТГСН AIM 9LM. На борту — пушка «Вулкан» 20 мм с явным преимуществом по боекомплекту (940 снарядов). Бортовой оборонный комплекс состоит из СПО «Лоран» AN FLR 56, системы активных помех AN FLQ 135, отражателей AN FLE 45. Дальность АIM 120 — 50 000 м в ППС и 20 000 м в ЗПС. Параметры AIM 9LM похожи на Р 73.
F-15
Истребители обладают симметричным оружием. Русский самолёт превосходит «американца» в вертикальной и горизонтальной маневренности. У F-15 без ДТБ боевой радиус меньший на 36%. Выровнять этот показатель можно, если установить 2 ДТБ, из-за чего существенно снизится маневренность и уменьшится количество ракет на 2 единицы. АIM 120 в два раза уступает Р 27РЭ. Р73 превосходит AIM 9 в ближнем сражении. У «сушки» имеются РСД с ТГСН, что позволяет атаковать неприятеля без использования РЛПК в ЗПС.
Тактико-технические характеристики[править | править код]
Технические характеристики
- Экипаж : 2 человека
- Длина : 19,4 м
- Размах крыла: 13,05 м
- Высота : 5,63 м
- Площадь крыла : 56,5 м²
- Профиль крыла : NACA 64A006.6 корень крыла, NACA 64A203 законцовка крыла
- Масса пустого : 14 300 кг
- Масса снаряженного : 28 440 кг
- Масса максимальная взлётная : 36 700 кг
- Масса топлива : 5952 кг (во внутренних баках)
- Двигатели : 2 × ТРДДФ Pratt & Whitney F100F100-229 максимальная тяга: 2 × 79,18 кН
- тяга на форсаже: 2 × 129 кН
Лётные характеристики
- Максимальная скорость : 2660 км/ч (=2,5)
- Крейсерская скорость : 917 км/ч
- Дальность полёта : 1950 км
- Перегоночная дальность : 3900 км (с конформным топливным баком и тремя внешними топливными баками)
- Боевой радиус : при полёте по смешанному профилю с ПТБ: 1270 км
- на малой высоте: 600 км
- на малой высоте с ПТБ: 800 км
Практический потолок : 18 300 м
Скороподъёмность : 250 м/с (15 000 м/мин)
Тяговооружённость:при нормальной взлётной массе: 0,91
при максимальной взлётной массе: 0,71
Максимальная эксплуатационная перегрузка : +9
Вооружение
- Пушка : 1×20 мм (M61); боезапас — 510 снарядов
- Точек подвески : 9 (без использования конформных топливных баков (англ.)русск.)
- Боевая нагрузка : до 11 000 кг
- Ракеты воздух-воздух : 8 x AIM-120/AIM-9
Сравнительная таблица
F-15 | F-16 Fighting Falcon | |
---|---|---|
Роль | Истребитель превосходства в воздухе | Многоцелевой истребитель |
производитель | Макдоннелл Дуглас Боинг Оборона, Космос и Безопасность | Дженерал Динамикс, Локхид Мартин |
Положение дел | Используется в основном в США, Японии, Саудовской Аравии и Израиле | В сервисе |
национальное происхождение | Соединенные Штаты | Соединенные Штаты |
Номер построен | 1198 | 4, 500+ |
Себестоимость единицы продукции | 28-30 миллионов долларов США | F-16A / B: 14, 6 млн. Долларов США (в долларах 1998 года), F-16C / D: 18, 8 млн. Долларов США (в долларах 1998 года) |
Также известен как | Макдоннелл Дуглас F-15 Eagle | — |
Максимальная скорость | Мах 2, 5 | Маха 2.02 |
Количество двигателей | 2 | 1 |
Введенный | Январь 1976 | Август 1978 |
длина | 63 фута 9 дюймов | 49 футов 5 дюймов |
Номер еще в эксплуатации | 222 в США; более 1000 по всему миру. | 2000+ в США |
размах крыла | 42 фута 10 дюймов | 32 фута 8 дюймов |
Загруженный вес | 20 200 кг | 12 000 кг |
вооружение | 20-мм M61 Vulcan, 6-ствольная пушка Гатлинга, бомбы, ракеты, десантные танки. | 20-мм (0, 787 дюйма) M61 Vulcan 6-ствольная пушка Гатлинга, ракеты, ракеты, бомбы |
Скороподъемность | 50 000+ фут / мин | 50000 футов / мин |
Боевой радиус | 1222 мили | 340 миль |
Сервисный потолок | 65 000 футов | 50000 футов |
Первый полет | 27 июля 1972 г. | 20 января 1974 г. |
Введение (из Википедии) | McDonnell Douglas F-15 Eagle — американский двухмоторный, всепогодный тактический истребитель, разработанный McDonnell Douglas (теперь Boeing) для завоевания и поддержания превосходства в воздухе в воздушном бою. Следуя отзывам предложений, ВВС США. | General Dynamics F-16 Fighting Falcon — это одномоторный многоцелевой истребитель, первоначально разработанный General Dynamics для ВВС США (ВВС США). |
История появления новой версии
F-16 — американский самолёт-истребитель 4-го поколения. Благодаря своим лётным и техническим параметрам, а также невысокой стоимости (от 34 до 50 млн. долл.), эта машина стала самой покупаемой. В 1975 году F-16 стоил всего 4,5 млн. долларов. Лёгкий истребитель составляет основу военного авиапарка США и других стран.
Американцы называют F-16 «атакующим соколом». Разработчик этой серии — авиакомпания General Dynamics. F-16 впервые взлетел в 1974. Компания-разработчик выиграла конкурс на проектирование лёгкого истребителя для нужд армии США ещё в 1972. Американским военным нужен был лёгкий летательный аппарат, вес которого не превышал бы 9 тонн. Самолёт должен был при скорости до 1,6 Мах участвовать в ближнем сражении на высоте до 12 200 метров.
В объявленном конкурсе General Dynamics вместе с Northrop обошли такие известные авиакомпании, как Lockheed Corporation (впоследствии слившейся с компанией Martin Marietta), Boeing, LTV. Компания Northrop также получила финансирование на проведение проектных работ и представила разработку F-17, вошедшую в основу выпуска летательного аппарата F/А18 для ВМФ США.
Министерство обороны подписало с General Dynamics контракт на 39 млн. долларов. F-16 выпускался мелкими партиями с 1975 г., крупными — с 1978 г. до 1980 г. было изготовлено 650 боевых машин. Авиакомпания General Dynamics в середине 90-х вошла в группу Lockheed Martin. До 2017 г. было выпущено более 4,5 тыс. таких истребителей. Около 2 200 единиц техники закупило Минобороны США. Остальные истребители были раскуплены военными ведомствами Израиля, Турции, Египта и других стран.
F-16 морально устарел?
ДаНет
Тактико-технические характеристики F-15
— Главный конструктор: Д. Графф — Первый полёт: 27 июля 1972 года — Начало эксплуатации: 9 января 1976 года — Единиц произведено: 1 500
Стоимость F-15
— F-15A/B $27,9 млн (1998 год), F-15C/D $29,9 млн (1998 год)
Экипаж F-15
— 1 человек
Размеры F-15
— Длина: 19,43 м — Размах крыла: 13.05 м — Высота: 5,63 м — Площадь крыла: 56,5 м² — Угол стреловидности по передней кромке: 45o — Профиль крыла: NACA 64A006.6 корень крыла, NACA 64A203 законцовка крыла
Вес F-15
— Масса пустого: 12700 кг — Масса снаряженного: 20240 кг (с 4 УР AIM-7 Sparrow) — Максимальная взлетная масса: 30845 кг (с тремя ПТБ и двумя конформными баками (англ.)русск.) — Масса топлива в подвесных баках: 5395 (2×2309) кг — Масса топлива в конформных баках: 4422 кг
Двигатели F-15
— 2 двухконтурных турбореактивных с форсажной камерой (ТРДДФ) Pratt & Whitney F100-PW-100, −220, −229.
Тяга: — 2 × 6655 кгс (65,2 кН) F100-PW-100 — 2 × 7910 кгс (77,62 кН) F100-PW-220, F100-PW-229
Тяга на форсаже: — 2 × 10810 кгс (106,0 кН) F100-PW-100 — 2 × 11335 кгс (111,2 кН) F100-PW-220 — 2 × 13250 кгс (130 кН) F100-PW-229
Скорость F-15
— Максимальная скорость на большой высоте: 2650 км/ч (M=2,5) — Максимальная скорость на малой высоте: 1450 км/ч (M=1,2) — Скорость захода на посадку: 232 км/ч — Скороподъёмность: 254 м/с — Длина разбега: 686 м (F100-PW-100 для взлетного веса 20240 кг) — Длина пробега: 1067 м (без тормозного парашюта)
Дальность полета F-15
— Практическая дальность: 1967 км (без ПТБ, со стандартным вооружением) — Перегоночная дальность: 5750 км (с тремя ПТБ и конформными баками)
Практический потолок F-15
— 20000 м
— Аэродинамическое качество самолёта: ~10 (для F-15A при М=0,9) — Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9,0/−3,0 (у F-15A: +7,3/−3,0)
Авионика
— РЛС: РЛС с АФАР AN/APG-63(V)2/3/4 — Система предупреждения об облучении AN/ALR-56C RWR входит в состав TEWS (Tactical Early Warning System) F-15C/D.
Вооружение F-15
— Шестиствольная 20-мм пушка Дженерал Электрик М-61А1 «Вулкан», 940 снарядов — УР AIM-9L/AIM-9M Sidewinder: 4 ракеты — УР AIM-7F/AIM-7M Sparrow: 4 ракеты — УР AIM-120 AMRAAM (F-15C/F-15D) до 8
Как проходил учебный бой между самолётами на Украине?
В рамках учения «Чистое небо — 2018» на Украине проходили воздушные маневры между F-15 и оставшимся украинцам в наследство от СССР Су-27. Со стороны США и Украины было 4 истребителя. Показательное военное сражение проходило на расстоянии от 1 до 1,5 километра. В ближнем маневренном бою «сушка» показала себя с лучшей стороны, нежели F-15. Подобное мероприятие проводила Индия. Су-27 выступил против «американца» и победил.
F-15 и СУ-27
В показательном сражении на Украине участвовала устаревшая модель. Сейчас в России выпускают «сушки» во много раз превосходящие старые образцы по лётным качествам и составу боекомплекта. Однако даже старые модели Су смогли показать себя в сражении с лучшей стороны. В конце был назван победитель боя между Су-27 и F-15 на Украине. Им оказался советский военный самолёт. В реальном бою, конечно же, Су-27 проиграет Су-30/35.
Примечания
- Aerospaceweb.org | Aircraft Museum — F-15E Eagle
- ↑ 12 Boeing продал истребителей F-15 на 11 миллиардов долларов
- С 1997 года — Боинг.
- Tim Bennett’s War Архивировано 24 марта 2012 года.
- Steve Davies. F-15E Strike Eagle Units in Combat 1990—2005. — Osprey Publishing/Combat Aircraft, выпуск № 59, 2005. — С. 22—23.
- F-15E STRIKE EAGLE
- Order of Battle — Israel (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 30 августа 2012. Архивировано 27 мая 2012 года.
- Boeing завершил поставку истребителей F-15K Южной Корее
- «Боинг» завершил поставку ВВС Республики Корея истребителей F-15K «Слам игл»
- of Battle — Saudi Arabia (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 12-08-2013 )
- Boeing Gets $11.4 Billion Piece of Saudi F-15 Deal
- США модернизируют саудовские F-15 за 777 миллионов долларов
- Boeing: Boeing Rolls Out 1st F-15SG to Singapore (неопр.) . Дата обращения 3 апреля 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
- The Base Leg Blog: Last of 24 F-15SGs have been delivered to Republic of Singapore AF (неопр.) . Дата обращения 3 апреля 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
- ↑ 12 Потери ВВС коалиции входе войны 1991 года
- ↑ 12 Damaged and lost allied planes and helos
- Потери ВВС коалиции в Ираке 2003—2007 гг
- OEF 2009 OEF-Statistik
- F-15E crashed in Afghanistan, pilot killed
- https://www.npr.org/templates/story/story.php?storyId=134757264 (недоступная ссылка)
Эксплуатация
Авиакомпания General Dynamics изготовила лёгкий и недорогой F-16, долгое время пользующийся спросом. Авиамашина находится в авиапарке ВВС 25 стран мира. F-16 до сих пор изготавливаются и поставляются на экспорт.
Находится на вооружении
Истребитель в данный момент эксплуатируют такие страны: Бельгия, Бахрейн, Венесуэла, Греция, Дания, Египет, Норвегия, Нидерланды, Польша, Португалия. Самолёт эксплуатируется израильскими ВВС. Авиамашины закупили Сингапур, Пакистан, Оман, ОАЭ, Ирак, Таиланд, Турция, Марокко, Чили.
Около 34 истребителей этой версии было на вооружении Италии. Самолёты находились в авиапарке итальянской армии с 2001 по 2012 гг. по соглашению «Мирный Цезарь».
Отрицательные и положительные стороны
В период с 28 августа по 3 ноября 1935 г. 10 самолетов И-16 выпуска московского авиационного завода № 39 проходили войсковые испытания в 107-ой авиационной эскадрилье брянской авиационной бригады. Военные летчики изучали все отрицательные и положительные стороны самолета, все возможные варианты его боевого применения.
Выяснилось, например, что опускаемые на взлете элероны (истребители И-16 тип 4 и тип 5 обладали механизмом дифференциального опускания элеронов, в таком виде они осуществляли функцию закрылков) действительно ощутимо сокращали дистанцию взлета и посадки.
Это заключение было весомым аргументом для сторонников самолета И-16, ибо работы по расширению действующих аэродромов для новых истребителей только велись.
В оценке пилотирования истребителя И-16 говорилось, что «управление самолетом легкое, чувствительно реагирует на малейшее движение рулей, …малейших ошибок не прощает. … «Перебирание» ручки управления самолетом на вираже и посадке опасно сваливанием в штопор».
Такая высокая чувствительность самолета на малейшие движения ручки управления самолетом затрудняла пользование гашетками пулеметов, оснащенных механическим спуском — требовался более мягкий электроспуск.
Фигура пилотажа «бочка» на истребителе И-16 выполнялась за 1 — 1.2 секунды, причем самолет всегда можно было зафиксировать и в промежуточном положении.
Отметили армейские летчики (как и несколько ранее летчики-испытатели), что при полетах на максимальной скорости верхняя обшивка крыла отсасывается потоком и как бы вспучивается.
Частоту нервюр явно необходимо было увеличить — впрочем, конструкторы к этому времени уже разрешили этот вопрос.
Особое внимание было уделено выполнению штопора. Общая оценка самолета гласила: «Обладает отличными пилотажными качествами»
Общая оценка самолета гласила: «Обладает отличными пилотажными качествами».
Летно-технические характеристики | И-16 тип 5 |
Год первого полета | 1934 |
Размах крыла, м | 9.00 |
Длина самолета, м | 5.99 |
Высота самолета, м | 3.25 |
Площадь крыла, м2 | 14.54 |
Масса, кг | |
— пустого самолета | 1119 |
— взлетная | 1508 |
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 | 103.714 |
Тип двигателя | 1 x ПД М-25А |
Мощность, л. с. | |
— на максимальном режиме | 1×730 |
Энерговооруженность, л. с./кг | 0.484 |
Максимальная скорость, км/ч | |
— у земли | 390 (M=0.318) |
— на высоте | 445 |
Максимальная скороподъемность, м/сек | 14.167 |
Практический потолок, м | 9100 |
Практическая дальность, км | 540 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка, g | — |
Экипаж, чел. | 1 |
Вооружение: | два 7.62-мм пулемета ШКАС. |
Список литературы:
Михаил Маслов Истребитель И-16
Шавров В. Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Симаков Б. Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов
Polikarpov Fighters In action. Aircraft Number 157, 162
«Война в воздухе» № 41-43. И-16. Боевой «ишак» сталинских соколов
Куратор: Александр Артамонов
F-15 Игл Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета
Предназначен для действий по наземным и морским целям, расположенным на значительном удалении, а также для завоевания господства в воздухе, сопровождения и перехвата. В декабре 1969 г. после трехлетней разработки перспективного истребителя F-X была выбрана в качестве главного подрядчика и получила первый заказ на выпуск одноместных самолетов F-15A и двухместных учебно-тренировочных TF-15A (позднее F-15B) 26 июня 1972 г. первый опытный самолет F-15A выкатили из ворот сборочного цеха в г. Сент-Луисе, а его первый полет состоялся 27 июля 1972 г. Двухместный опытный образец впервые поднялся в воздух 7 июля 1973 г.
Истребитель F-15 — видео
https://youtube.com/watch?v=dXEI9hrzYBw
Одним из основных отличий F-15A от истребителей третьего поколения выступала высокая тяговооруженность и малая удельная взлетная масса, что делало его одним из самых маневренных сверхзвуковых истребителей 1970-х гг. Истребитель F-15 является одним из самых надежных самолетов ВВС США (средний коэффициент аварийности 3,9 на 10000 летных часов). F-15A построен по классической схеме, с высокорасположенным трапециевидным крылом, двухкилевым оперением и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа. Самолет оборудован РЛС AN/APG-63, AN/ASN-109, ИЛС, радионавигационной системой TACAN, бортовой ЭВМ, системой РЭБ.
На пяти углах подвески могут быть установлены УР AIM-7 «Спэрроу». AIM-9 «Сайдуиндер», AIM-120 AMRAAM общей массой до 7300 кг. В правом крыльевом наплыве находится шестиствольная пушка М61А1 «Вулкан» (калибр 20 мм, боезапас 940 патронов). В середине 1979 г. началось серийное строительство более совершенной модификации одноместного истребителя F-15C и его двухместного аналога. Новые модели имели увеличенный запас топлива во внутренних баках, новейшее радиоэлектронное оборудование и конформный контейнер, в котором размещалось топливо или разведывательное оборудование.
Самолет F-15E «Страйк Игл» разработан совместно компаниями «Макдоннелл-Дуглас» и «Хьюз». Опытный самолет, переделанный из F-15B. совершил первый полет в августе 1981 г.. а вновь построенный F-15E поднялся в воздух в 1986 г. Этот двухместный истребитель предназначен для дальних перехватов в любых погодных условиях и ведения ближнего маневренного боя. Продолжительность полета без дозаправки более 5 часов.
F-15E отличается перепроектированной системой управления, новыми многоцелевыми электронно-лучевыми индикаторами пилотажно-навигационной системы, усовершенствованной системой управления вооружением, наличием широкоугольного индикатора данных на лобовом стекле, РЛС AN/APG-70 с синтезированным раскрывом, а также возможностью нести ИК-систему LANTIRN для ночного прицеливания и навигации на малой высоте. В гондолах под фюзеляжем F-15E размещена ИК-система FLIR для обзора передней полусферы и РЛС для обеспечения полета о режиме огибания рельефа местности.
Максимальный вес вооружения F-15E составляет 11100 кг, боевой радиус — 1270 км, максимальная скорость — более 2 М. Серийное производство в настоящее время продолжается, и ВВС США планируют довести их количество примерно до 1500 самолетов. Самолеты F-15 состоят на вооружении ВВС США. Израиля (F-15A.B), Саудовской Аравии (F-15C.D) и Японии.Первое боевое столкновение с участием F-15 произошло 27 июня 1979 г. над Южным Ливаном, когда 6 израильских самолетов F-15A и 2 истребителя «Кфир» вступили в воздушный бой с 8 сирийскими истребителями МиГ-21. По израильским данным, в бою было уничтожено 6 сирийских истребителей. Первый самолет F-15A потерян в боевых условиях на юге Ливана в апреле 1981 г. F-15C был одной из «звезд» войны в Персидском заливе (1991 г.). 120 самолетов этого типа совершили более 5900 вылетов при среднем коэффициенте боеготовности 94%. Истребители F-15C сбили 37 из 39 самолетов, потерянных Ираком в воздушных боях.
Потери F-15E Strike Eagle в ходе военных действий
Операция Буря в пустыне:
- 17 января 1991 — F-15E «Страйк Игл» (4 TFW). Сбит юго-западнее Басры на малой высоте. Оба члена экипажа погибли.
- 19 января 1991 — F-15E «Страйк Игл» (4 TFW). Сбит ЗРК С-75 над западной частью Ирака во время ночного вылета на поиск комплексов оперативно-тактических ракет «Скад». Оба члена экипажа попали в плен.
Иракская война:
7 апреля 2003 — F-15E «Страйк Игл». Сбит с земли в районе Тикрита. Оба члена экипажа погибли.
Контртеррористическая операция в Афганистане:
- 18 июля 2009 — F-15E «Страйк Игл» (сер. номер 90-0231, 336-й истребительной эскадрильи, 4-й оперативной группы, 4-го истребительного авиакрыла, 11-й воздушной армии ВВС США). Разбился на востоке страны по небоевой причине. Оба члена экипажа погибли.
- 28 марта 2012 — F-15E «Страйк Игл» (391-й истребительной эскадрильи, 366-й оперативной группы, 366-го истребительного авиакрыла, 12-й воздушной армии ВВС США). Взлетел с авиабазы Баграм и разбился на юго-востоке страны по неизвестной причине. Один член экипажа погиб, второй получил ранения.
Операция «Рассвет одиссеи»:
22 марта 2011 года — F-15E «Страйк Игл» (сер. номер 91-0304, 492-й истребительной эскадрильи, 48-го истребительного авиакрыла, 3-ей воздушной армии ВВС США) разбился по небоевой причине в 40 км от города Бенгази. Экипаж спасен.
Модификации
Разработка и производство новейших моделей F16 проводились силами международного консорциума с главным офисом в США. Государства, принимавшие участие в изготовлении истребителя: Бельгия, Нидерланды, Дания, Англия и США. Голландская авиакомпания Fokker изготавливала центроплан, крылья и закрылки. Бельгийская Sabca — хвост фюзеляжа и вертикальное хвостовое оперение. Бельгийский завод FN изготавливал моторы F 100.
Модификации:
- F-16А — базовая модель, одноместный, многофункциональный, используется в дневное время;
- F-16В — 2-местный, учебно-боевой, выпускается с 1977 г.;
- F-16С — одноместный, модернизированный, используется ВВС с 1984 г.;
- F-16D — 2-местный, учебно-боевой, выпуск с 1984 г.;
- F-16N и TF-16N — одно и 2-местные варианты, изготовленные для лётной школы «Топ Ган» ВМС США;
- F-16ADF — ПВО-истребитель для Нацгвардии США на основании F-16А;
- F-16С и F-16R — разведчик вместо RF-4C;
- FSX — авиамашина на основе F-16 для подмены бомбардировщика F-1.
Планы модернизации
Изготовитель планирует дальнейшее усовершенствование всей серии истребителей. Боевые машины должны иметь CCV и AFTI. Улучшения затронут конфигурацию и цифровую систему управления полетом. F-16XL будет иметь бесхвостовую схему и усовершенствованную маневренность, большее расстояние беспосадочного перелёта, более современное вооружение.
Night Falcon и «Block 50»
Летательные аппараты «Block 40/42» Night Falcon изготавливаются с 1988. Истребителя оснащены системой LANTIRN, РЛС APG-68(V), цифровой системой управления полетом, автоматической системой рельефного следования по местности. Боевая машина может нести управляемые ракеты AGM-88B.
Night Falcon
Установка дополнительного оборудования повлекла увеличение взлётного веса и усиление шасси. С 1991 г. производятся авиамашины «Block 50» и «Block 52». Они оснащены РЛС APG-68, современным ИЛС и ЭВМ, дипольным отражателем, СИП. Установлены новые моторы (F110-GE-229, F100-PW-220).
Block 50
Истребитель-перехватчик ПВО
В 1986 году 270 истребителей F16-А/В были переоборудованы в истребители-перехватчики ПВО. Самолеты были оснащены новой РЛС, отслеживающей небольшие объекты, пусковыми установками для управляемых ракет AIM-7 Sparrow. Перехватчики могут поднять целых 6 ракет AIM-120, AIM-7, AIM-9.
F-16CJ и F-16DJ
Для замены старых противорадиолокационных истребителей F-4GWWV были созданы F-16CJ в рамках серии «Block 50». Новые самолёты были одноместными. Вся работа второго пилота возлагалась на компьютер. Было выпущено несколько 2-местных машин серии F-16DJ. Истребители использовались парами. Они несли ракеты против РЛС (AGM-88, AGM-45) и самонаводящиеся ракеты (AIM-9 и AIM-120).
F-16CJ
F-16V
В 2015 году была изготовлена новейшая версия — F-16V, её назвали «Гадюка» («Viper»). Машина оснащена масштабированной радарной антенной APG-83 SABR, система дневного и ночного прицеливания SNIPER. Авиакомпания Lockheed Martin собирается улучшить все F-16C до стандарта F-16V или F-16S.
F-16I
2-местный F-16I создан на базе «Block 52» для ВВС Израиля. Истребитель получил название «Гроза» («Sufa»). Бортовая оснастка и вооружение летательного аппарата F-16I изготавливаются израильтянами. Закуплено — 102 машины. Стоимость одного самолёта — 70 млн. долларов.
F-15 Игл Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета
Предназначен для действий по наземным и морским целям, расположенным на значительном удалении, а также для завоевания господства в воздухе, сопровождения и перехвата. В декабре 1969 г. после трехлетней разработки перспективного истребителя F-X фирма «Макдоннелл-Дуглас» была выбрана в качестве главного подрядчика и получила первый заказ на выпуск одноместных самолетов F-15A и двухместных учебно-тренировочных TF-15A (позднее F-15B) 26 июня 1972 г. первый опытный самолет F-15A выкатили из ворот сборочного цеха в г. Сент-Луисе, а его первый полет состоялся 27 июля 1972 г. Двухместный опытный образец впервые поднялся в воздух 7 июля 1973 г.
Боевое применение
Впервые авиамашина в составе армии Израиля сражалась в воздушных боях в Ливане в 1981г. F-16 уничтожили около 33–45 самолетов Сирии, закупленных в СССР (МиГ-23, Су-22). Сирийцы подбили около 6 самолётов марки F-16. Израильская армия использовала F-16 для боевых атак в Ираке, Тунисе, Сирии, Секторе Газа. В 2018 г. израильские авиамашины использовались в Сирии, а одна машина была подбита.
ВВС Иордании использовали авиамашины F-16 в 2014-2016 годах в войне в Сирии и во внутреннем конфликте в Йемене. В 2015 г. Ирак использовал истребитель для атак по базам ИГИЛ. Истребитель использовали для совершения боевых вылетов армия Венесуэлы и Марокко. В 1980–1988 гг. предоставленные Пакистану американские авиамашины сражались в Афганистане.
США использовали F-16 в конце минувшего века в сражениях в Персидском заливе. Почти 5 лет в начале 2000-х американские авиамашины вели бои в Ираке. Турция эксплуатировала лёгкие F-16 в местных конфликтах и в войне в Сирии.
История создания[править | править код]
F-15E Strike Eagle участвует в операции в небе над Афганистаном 7 ноября 2008. F-15 Eagle был спроектирован только как самолёт для завоевания превосходства в воздухе и он практически не был предназначен для нанесения ударов по наземным целям. Несмотря на то, что F-15 Eagle с 1976 года зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, идея создания на его базе истребителя-бомбардировщика поначалу встретила серьёзное сопротивление со стороны командования ВВС США, не желающего «портить» истребитель.
Несмотря на отсутствие интереса со стороны заказчиков, инженеры McDonnell Douglas продолжали разработку истребителя-бомбардировщика на базе F-15 Eagle. В 1978 году ВВС США объявили конкурс на тактический всепогодный истребитель-бомбардировщик, на который компания McDonnell Douglas представила свой проект истребителя-бомбардировщика F-15E, который по замыслу конструкторов должен был стать будущим ударным самолетом ВВС США. В 1979 году McDonnell Douglas и Hughes Aircraft начали сотрудничать в дальнейшей разработке F-15E. В 1980 году началось финансирование проекта.
McDonnell Douglas показали первый прототип TF-15A с серийным номером 71-0291 в 1980 году на авиасалоне в Фарнборо. В отличие от его базы F-15, F-15E имел больший запас топлива, увеличенную скорость, более мощное вооружение, а также лазерный указатель цели, который позволял наносить точечные ракетно-бомбовые удары. Первый полёт состоялся 11 декабря 1986 года. Самолет показал свои преимущества перед его предшественником. Весной 1988 года F-15E был принят на вооружение ВВС США.