Истребитель ввс германии «еврофайтер тайфун»: общая характеристика

Боевое использование Хоукер «Тайфун»

Техническое обслуживание самолета Хоукер “Тайфун”

Первой эскадрильей, получившей «Тайфуны» в сентябре 1941 г., стала 56-я АЭ. Начало эксплуатации самолета сопровождалось многочисленными проблемами, связанными, главным образом, с винтомоторной установкой. Поэтом к апрелю 1942 г. было перевооружено ещё только две АЭ, а три эскадрильи получили «Тайфуны» в течение лета. В тот период главной задачей новых истребителей стало противодействие налетам Люфтваффе на порты Южной Англии и корабли в Ла-Манше. Первая воздушная победа была зафиксирована только в августе 1942 г. До середины 1943 г. на счету истребителей «Тайфунов» было уже 60 побед, 40 из них — над Фокке-Вульф Fw 190. Британский истребитель показал себя достойным противником «Фокке-Вульфа» в боях на малых высотах.

С сентября 1942 г. самолеты 181-й и 182-й АЭ начали систематически привлекаться для нанесения бомбо-штурмовых ударов по целям во Франции, Бельгии и Голландии. Атакам подвергались вражеские аэродромы, заводы, объекты железнодорожной сети, а с конца 1943 г. приоритетными целями стали стартовые позиции самолетов-снарядов V-1. С октября 1943 г. помимо бомб «Тайфуны» начали применять НАР. Теоретически на любом «Тайфуне» бомбодержатели можно было в зависимости от задания заменять направляющими для НАР, но на практике в каждой эскадрилье часть самолетов постоянно несла бомбодержатели, а часть — направляющие. Поначалу применялись бомбы калибров 250 и 500 фунтов (113 и 227 кг), а с апреля 1944 г. — и 1000-фунтовые (454-кг).

Задуманный как «чистый» истребитель, призванный заменить «Харрикейны» и «Спитфайры», «Тайфун» довольно ограниченно использовался в своей первой ипостаси — гораздо шире он применялся в качестве истребителя-бомбардировщика. После высадки союзников в Нормандии «Тайфун» в Королевских ВВС стал своего рода аналогом Ил-2. Характерно, что «Тайфун» сошел со сцены даже раньше, чем «Спитфайр», которого он должен был заменить — в классе тяжелых истребителей-бомбардировщиков его вытеснил более совершенный «Темпест», создававшийся изначально как модификация «Тайфуна».

Производство[править]

«Тайфун» является уникальным боевым самолётом, который выпускается в четырёх вариантах: по одному для каждого члена консорциума, в то же время все компании-подрядчики производят агрегаты для каждого из 573 заказанных самолётов.

  • Alenia Aeronautica: левое полукрыло, внешние флапероны, задняя секция фюзеляжа.
  • BAE Systems: передняя часть фюзеляжа (включая ПГО), фонарь, гаргрот, хвостовой стабилизатор, внутренние флапероны, задняя секция фюзеляжа.
  • EADS Deutschland: центральная часть фюзеляжа, центроплан.
  • EADS CASA — правое полукрыло, предкрылки.

Eurofighter Typhoon F2, одноместный истребитель ВВС Великобритании

Двухместный учебный вариант

Кабина

Производство разделено на три транша, которые в свою очередь делятся на партии и блоки, например, первый транш двухместных самолётов для ВВС Великобритании делится на две партии — T1 и T1A.

План поставок
Страна 1 Транш 2 Транш 3 Транш Всего
Австрия Австрия 15 15
Германия Германия 33 79 31 143
Италия Италия 28 47 21 96
Саудовская Аравия Саудовская Аравия 2 48 24 74
Испания Испания 19 34 20 73
Великобритания Великобритания 53 67 40 160
Оман Оман 12 12
Всего: 150 275 148 573

Rafale

В знаменитый консорциум Eurofighter входили ведущие европейские державы, в том числе и Франция. Но возникшие между странами разногласия, в частности, по поводу массы будущего истребителя, привели к тому, что в 1985 году Франция отказалась участвовать в программе и занялась собственными разработками.

ВВС и ВМС страны нужен был многоцелевой истребитель, и такая машина была сконструирована фирмой Dassault. Первые полеты проведены в 1986 году, а на вооружение ВМС страны истребитель принят в 2004 году. Двумя годами позже Rafale был принят на вооружение ВВС Франции.

С конца 90-х годов начался серийный выпуск двух версий: палубной и сухопутной.

Полет Rafale

Предлагается несколько модификаций машины, всего выпущено 225 самолетов.

Компания производитель пыталась выйти на международный рынок поставок вооружения с этим истребителем, но первоначально все попытки были безуспешными. Rafale не выдерживал конкуренции с раскрученными и более боеспособными F-15Е, Eurofighter и Gripen. Были проиграны конкурсы в Саудовской Аравии, Сингапуре, Бразилии, Швейцарии, Республике Корея.

Такое положение дел не могло не сказаться на общем объеме производства боевых самолетов. Компания Dassault выпуска в год только 11 единиц.

Удачей можно было бы считать успешное участие французской компании в тендере в Индии в 2012 году. Именно там Rafale сумел одержать победу над Eurofighter, а контракт предполагал поставку в Индию 126 единиц боевых машин. Н со дня проведения тендера прошло более пяти лет, переговоры шли постоянно, а сторонам не удалось прийти к соглашению. Отчасти это объяснялось неделанием французской стороны отвечать за качество выпускаемых машин, которые будут собираться по лицензии в Индии. Требование о том, что 108 самолетов должны быть собраны на территории страны, содержал в себе контракт, и именно такими были и условия конкурса.

Уже осенью 2016 года были проведены встречи и между правительствами Франции и Индии, где подписаны новые соглашения. Согласно договоренностям, Франция должна поставить Индии 36 машин Rafale. Еще такое же количество истребителей может быть поставлено в страну после выполнения условий первого контракта (до 2023 года).

Удачным был на контракты 2015 год, когда Франции удалось подписать соглашения с Египтом и Катаром. В первом случае предусматривалась поставка 24 боевых машин, из них шесть первых Rafale уже отправлены Египет.

Для Катара договор подписан на партию в 24 истребителя, и первые самолеты планируется отправить в следующем, 2018 году.

Самолеты этого семейства будут экспортироваться и в Индию.

Это дало возможность правительству Франции объявить о том, что выпуск истребителей Rafale увеличен до 22 единиц в год.

Если говорить о перспективах, то Франция надеется на успех переговоров, которые вот уже более пяти лет ведутся с ВВС ОАЭ. Речь идет о поставках в эту страну 60 боевых машин.

Вполне возможно, что в продолжении действующих соглашений с Индией будут заключены новые контракты, но для этого необходима победа в тендере по поставкам вооружения ВМС Индии.

Из конкурентов Rafale следует отметить американский F/A-18E/F, который США постоянно выставляют на конкурсы в Финляндии, Малайзии, а также Швейцарии. Весной было объявлено, например, что ВВС Малайзии планируют сделать закупку партии боевых самолетов Rafale в количестве 18 единиц. При этом стоимость контракта может составить более 2 млрд. долларов.

В целом, анализируя состояние и перспективы существующих контрактов, а также возможные тендеры и опционы, Франция может поставить на экспорт до 200 боевых машин данного семейства истребителей.

Первый раунд: выбор специалистов

Франция:Дассо-Рафаль»

Двухдвигательный лёгкий многоцелевой истребитель, главная надежда французов в воздушном бою. Поднявшись на крыло в 2001 году, уже через три года он начал поступать на вооружение французских военных, вытесняя предыдущую разработку —Дассо-Мираж» 2000. 

Этот самолёт не может серьёзно похвастаться и выделиться из рядов конкурентов. Тяговооружённость не самая большая, управляемого вектора тяги нет. Есть бортовая радиолокационная станция с активной фазированной решёткой, но кого сейчас этим удивишь. Выгодно отличается лишь боевая нагрузка, составляющая солидные 9500 килограммов, что больше не только европейских, но и американскихколлег».

Дассо Рафаль»

Ещё создатели активно рекламируют большое количество углепластика(карбона, если по-нашему, дворовому) в конструкции самолёта. Однако хвастаться этим как-то слабовато. Хотелось бы сказать о выгодно отличающей его авианосной версии, но и тут вышла промашка. Оказалось, что двигатели истребителей требуют техобслуживания каждые 150 часов полёта. Причём в условиях авианосца такие работы не провести — нужно возвращаться в порт. Когда это выяснилось, военные моряки громко кричали и жестикулировали, самолёты забраковали, а с двигателями решили разобраться позднее.

Германия, Италия, Испания и Великобритания:Еврофайтер Тайфун»

Едва ли не главная надежда Европы девяностых годов,Еврофайтер Тайфун» рванул ввысь в 1994 году, и вплоть до начала эксплуатации в 2003-м говорили о нём с придыханием и нежностью. Тут все веяния последних лет: даже снижение радиозаметности, чтобы играть впочти стелс».Почти» — потому что внутренних отсеков для вооружения не предусмотрели, всё крепится снаружи, по старинке.

Горючка находится в кессонах консолей крыла. Отчасти благодаря этому удалось обеспечить боевой радиус в 1390 километров; впрочем, с теми же тремя подвесными баками, что и уРафаля».

Еврофайтер Тайфун»(фото: David Ellins)

Отклоняемого вектора тяги тут нет, но в будущем — если клиенты дадут денег на разработку — можно будет получить и его. Двигатели модульные, как сейчас модно — время замены всего около 45 минут.

Швеция: SAAB JAS-39Грипен»

Шведское небо раскрыло объятья первомугрифону» в далёком 1988 году. Эксплуатация же этих самолётов началась почти на десять лет позже, в 1997. Шведские военные, составляя техническое задание для инженеровСааб», проставили крестики во всех возможных графах: низкая радиозаметность, возможность использовать истребитель как разведчик и перехватчик, укороченный взлёт, эксплуатация с неподготовленных аэродромов, дешевизна и простота.

Инженеры не подкачали. Пусть двигатель всего один, размеры небольшие, а боевая нагрузка почти в два раза меньше чем у Rafale, зато остальные пункты выполнили — получите и распишитесь.

SAAB JAS-39Грипен»(фото: Tuomo Salonen)

Самолёт дешёвый, простой и может похвастаться кокпитом, удивительно похожим на приборную панель автомобиля SAAB 9000(фирма-то почти та же самая). Особых чудес швед не показывает, но и не теряется. Отдельно стоит отметить и неплохую тяговооружённость.

Оценки:

Dassault Rafale — 4,5

Eurofighter Typhoon — 4,5

JAS 39 Gripen — 3,5

Тактико-технические характеристики[править | править код]

Основные проекции Eurofighter Typhoon.

Лётный шлем HMSS Еврофа́йтера британских ВВС. HMSS Helmet Mounted Symbology System — полётная информация отображается на лицевом щитке шлема.

Источник данных: «Современные истребители»

Технические характеристикиправить | править код

  • Экипаж: 1 человек (F.2, FGR.4) или 2 человека (T.1/T.1A)
  • Длина: 15,96 м
  • Размах крыла: 10,95 м
  • Высота: 5,28 м
  • Площадь крыла: 50 м²
  • Угол стреловидности по передней кромке: 55o
  • Коэффициент удлинения крыла: 2,2
  • Масса снаряжённого: 16000 кг
  • Максимальная взлётная масса: 23500 кг
  • Масса топлива: 5000 кг (во внутренних баках)
  • Двигатели: 2× Eurojet EJ 200
  • Тяга:
    • максимальная: 2×6120 кгс (60 кН)
    • на форсаже: 2×9180 кгс (90 кН)
    • Удельный расход топлива без форсажа 0,76 кг на кгс в час
    • Удельный расход топлива на форсаже 1,7 кг на кгс в час

Лётные характеристикиправить | править код

  • Максимальная скорость:
    • на высоте: 2450 км/ч (M=2,3)
    • у земли: 1400 км/ч (M=1,2)
  • Боевой радиус действия, км
    • в режиме истребителя: 1389
    • в режиме ударного самолёта: 601
  • Перегоночная дальность: 3790 км
  • Практический потолок 19 812 м
  • Скороподъёмность: >315 м/с
  • Время разгона на малой высоте с 370 до 1200 км/ч: 30 с
  • Длина разбега/пробега: 700 м (снаряжённый)
  • Нагрузка на крыло: 311 кг/м²
  • Тяговооружённость: 1,18
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: −3/+9 g
  • ЭПР: 1 м² (без наружных подвесок)

Вооружениеправить | править код

  • Пушечное вооружение: 1× 27 мм пушка Маузер BK-27 в корневой части правого полукрыла
  • Узлов подвески вооружения: 13
  • Боевая нагрузка: ~7500 кг различного вооружения:
    • Ракеты «воздух-воздух»: AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM, AIM-120 AMRAAM, IRIS-T и в будущем MBDA Meteor
    • Ракеты «воздух-земля»: AGM-84 Harpoon, AGM-88 HARM, ALARM, Storm Shadow, Brimstone, Taurus, Penguin и в будущем AGM Armiger
    • Бомбы: Paveway 2, Paveway 3, Enhanced Paveway, JDAM, HOPE/HOSBO;
    • Лазерная система целеуказания, например, контейнер LITENING.

Авионикаправить | править код

РЛС CAPTOR-E, DSEI-2019

  • РЛС: CAPTOR, с 2010 — АФАР CAESAR (CAPTOR Active Electronically Scanning Array Radar)
  • ОЛС PIRATE (Passive Infra Red Airborne Track Equipment)
    • Длина: 680 мм
    • Ширина: 591 мм
    • Высота: 300 мм
    • Вес: 48 кг

Примечания

  1. Power to progress, Flight International, Reed Business Publishing (10 апреля 1991). Дата обращения 5 июля 2007.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения 8 мая 2011.
  3. Richardson, Doug. Stealth Warplanes: Deception, Evasion and Concealment in the Air. London: Salamander, 2001. р. 113.
  4. . eurofighter.at. Дата обращения 3 ноября 2015.
  5. AirForces Monthly (неопр.). — 2004.
  6. . Дата обращения 4 февраля 2013.
  7. , FR: Dassault, http://www.dassault-aviation.com/en/defense/rafale/aircraft-characteristics.html?L=1>.
  8. , Eurofighter, http://www.eurofighter.com/et_ap_pd_ov.asp>.
  9. , DE: Luftwaffe, http://www.luftwaffe.de/portal/a/luftwaffe/kcxml/04_Sj9SPykssy0xPLMnMz0vM0Y_QjzKLNzKI93AMA8mB2e4-AfqRUFYIQtTLGSoKUhuUkqrv65Gfm6rvrR-gX5AbGlHu6KgIAPMomGo!/delta/base64xml/L2dJQSEvUUt3QS80SVVFLzZfMjBfSDVQ?yw_contentURL=%2F01DB060000000001%2FW26E7J9E579ITSRDE%2Fcontent.jsp>.
  10. ↑ , Blogspot, http://3.bp.blogspot.com/_qrjFeNOsuEY/TS0pRdh1k2I/AAAAAAAAAGU/1Nao6ZHY2_Q/s1600/page0022.jpg>
  11. , SE: Saab, http://www.saabgroup.com/en/Air/Gripen-Fighter-System/Gripen-for-India/The-Fighter-Gripen-IN/>.
  12. , NL, 8 Aug, http://www.jsfnieuws.nl/wp-content/NLGRIPENPRESSBRIEFAug08.pdf>. Проверено 1 февраля 2011..
  13. ↑ , JSF Nieuws, с. 5, http://www.jsfnieuws.nl/wp-content/JSF15_ERIC_GRIPEN_DEMOROLLOUT2008.pdf>.
  14. , RU: MiG Aravia, http://www.migavia.ru/eng/military_e/MiG_35_e.htm>.
  15. , Deagel, http://www.deagel.com/Strike-and-Fighter-Aircraft/Mig-35_a000357007.aspx>.
  16. , Bharat-Rakshak, http://www.bharat-rakshak.com/media/AeroIndia2007/Brochures/DSC03906.JPG.html>.
  17. , AT: Air Power, http://eurofighter.airpower.at/technik-daten.htm>.
  18.  (англ.). bbc.com. BBC (16 February 2017). Дата обращения 7 июля 2017.
  19. Gunther Oswald, Nina Weissensteiner.  (нем.). derStandard.at (7. Juli 2017). Дата обращения 7 июля 2017.
  20. М.А. Левин, В.Е. Ильин. «Современные истребители». — Москва: «ХОББИКНИГА», 1994. — С. 15—18. — 288 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-85561-014-4.

Weapons

The internally mounted Mauser BK27mm gun is a revolver gun system with a linkless-closed ammunition feed system. The Eurofighter Typhoon has 13 hard points for weapon carriage, four under each wing and five under the fuselage. An armament control system (ACS) manages weapons selection and firing and monitors weapon status.

Depending on role, the fighter can carry the following mix of missiles:

  • Air-superiority – six BVRAAM (beyond visual range) / AMRAAM air-to-air missiles on semi-recessed fuselage stations and two ASRAAM short-range air-to-air missiles on the outer pylons
  • Air interdiction – four AMRAAM, two ASRAAM, two cruise missiles and two anti-radar missiles (ARM)
  • SEAD (suppression of enemy air defences) – four AMRAAM, two ASRAAM, six anti-radar missiles
  • Multirole – three AMRAAM, two ASRAAM, two ARM and two GBU-24 Paveway III/IV
  • Close air support – four AMRAAM, two ASRAAM, 18 Brimstone anti-armour missiles
  • Maritime attack – four AMRAAM, two ASRAAM, six anti-ship missiles

The RAF has selected MBDA Meteor for the BVRAAM requirement and Raytheon AMRAAM until Meteor enters service. Meteor uses a new air-breathing ramjet motor for increased range and manoeuvrability.

German, Italian and Spanish Eurofighters carry the imaging infrared IRIS-T air-to-air missile developed by Diehl BGT Defence of Germany. Deliveries began in December 2005. German and Spanish aircraft are also armed with the Taurus KEPD 350 stand-off missile from EADS/LFK and Saab Bofors Dynamics, which has a range over 350km.

RAF Eurofighters carry the MBDA Storm Shadow / Scalp EG stand-off cruise missile, which entered operational service on Tornado aircraft in March 2003, and the MBDA Brimstone anti-armour missile, which entered service with initial operational capability (IOC) on the RAF Tornado GR.Mk4 aircraft in March 2005. Italian aircraft are also armed with Storm Shadow.

Кабина и органы управления

«Еврофайтер Тайфун» управляется одним пилотом, размещающемся в кабине.

Общий вид кабины «Еврофайтер Тайфун»

На рабочем месте пилота преобладает индикатор на лобовом стекле (ИЛС, Head-up-Display). Под ним размещена базовая панель управления каналом передачи данных (Data Link Control Panel, DLCP), а ниже три многофункциональных дисплея (Multifunction Head Down Displays, MHDD). С левой стороны находится еще одна консоль для ввода и изменения данных, с правой стороны — дисплей для организации связи.

Информация о полете, данные от датчиков, тактические данные и системная информация предоставляются пилоту на трех многофункциональных экранах AMLCD размером 159×159 мм и разрешением 1024×1024 пикселей. Экраны автоматически подстраиваются под преобладающие условия освещения в кабине с помощью фотоэлемента. Экраны управляются 17 кнопками, прямым голосовым вводом (Direct Voice Input, DVI) или курсором. Для перемещения курсора служит XY контроллер? который находится на рычаге газа и регулируется указательным пальцем левой руки. Экранные кнопки не имеют постоянной надписи, но могут быть любым символом по мере необходимости.

Обычно перед стартом определяется стандартная настройка для каждого монитора. Далее «Тайфун» автоматически выбирает соответствующий дисплей в зависимости от ситуации и статуса миссии. Обычно в центре отображаются тактические данные на карте (Pilot-Awareness-Format, РА). Слева представляется формат атаки, где отображаются только соответствующие тактические данные. «Картинка» правого дисплея выбирается в зависимости от ситуации: индикатор дальность-высота (RHI-Scope), сопровождение цели, информация от системы самозащиты (Defense Aids Sub System, DASS), вооружение, топливо и т. д. В форматах атаки и PA всегда отображается общая картина ситуации.

Формат РА (карта) на среднем мониторе кабины

В верхней части кабины, справа от DLCP, находится искусственный горизонт, слева от которого расположены дополнительные кнопки. Рядом с правым коленом находится панель предупреждающих сообщений. Поворотные переключатели на консольных кронштейнах слева и справа необходимы для поднятия и опускания систем самолета и в чрезвычайных ситуациях и в обычном полете не используются.

Tranche 2 Eurofighter production

The four participating nations signed the contract for tranche 2 production in December 2004 for €14m. Tranche 2 comprises 236 aircraft, Germany 75, Italy 48, Spain 35 and UK 93, increased from 236 to 251 as 15 tranche 1 aircraft were designated for Austria. First flight of the tranche 2 aircraft was in January 2008. Type acceptance for tranche 2 was received in September 2008 and deliveries began to the UK in October, Italy in November, and Spain in December 2008.

The contract for tranche 2 phase 1 enhancement (P1E) was placed in March 2007. This includes the integration of Raytheon Paveway IV 500lb and Enhanced Paveway EGBU-16 1,000lb guided bombs and a new laser designator pod.

Greece also selected the Eurofighter but a change of government led to a cancellation of the procurement of 60 aircraft.

Austria signed a contract for 18 Eurofighter aircraft in August 2003. The order was reduced to 15 aircraft in June 2007. The first two aircraft were delivered in 2007 with the total deliveries under tranche 1 concluding in September 2009.

In December 2005, it was announced that the Eurofighter Typhoon has been selected by Saudi Arabia. In September 2007, the government of Saudi Arabia signed an agreement with the UK Ministry of Defence for the purchase of 72 aircraft, under a defence cooperation programme called Project Salaam. 24 aircraft were to be tranche 2 Typhoons previously destined for the RAF. The first of these was delivered in June 2009.

In July 2006, a contract was signed for the software integration of the Lightening targeting pod and Enhanced Paveway II bombs for RAF Typhoons.

Пилотируемый или нет?

Шли годы. Британцы с их корпорацией «BAE Системс», прорвавшейся на американский рынок и к американским технологиям, помахали материковым неудачникам рукой и начали работу над своим пятым поколением. Наши же главные герои — Франция и Германия — о пятом поколении пока и не думали.

Немцы на фоне жутких сокращений бюджетов пытались хоть как-то продолжать закупки «Еврофайтер». Французы вообще заявили, что смысла в новом поколении пилотируемых самолётов нет. Будущее за дронами, за обычной авиацией остаётся лишь роль командира. А командовать из-за спин бездушных машин можно и на самолёте предыдущего поколения. Потому все силы корпорация «Дассо» бросила на программу nEUROn — перспективного ударного БПЛА. На его основе в будущем собирались разработать и беспилотный истребитель.


БПЛА nEUROn и «Рафаль»

Ситуация начала меняется в 2012 году. Немцы наконец закупили большую часть из планируемых «Тайфунов» и начали задумываться о будущем. На повестке дня стоял вопрос о замене истребителей-бомбардировщиков «Торнадо IDS». Первый вариант — закупать ещё «Еврофайтер» отбросили сразу. Одноместный «Тайфун» хоть и мог выполнять ударные задачи, но заточен под это не был

Немцам хотелось двухместный самолёт: второй пилот мог куда эффективнее управлять вооружением, и, что не менее важно, дронами. Для ударных миссий неплохо было бы обзавестись и модным «стелс», чтобы ПВО врага было сложнее работать

Со всеми этими требованиями немцы обратились к главному европейскому самолётостроительному гиганту «Эйрбас». Так стартовала программа NGWS (Next Gen Weapon System).


«Эйрбас» NGWS

Тем временем французы неожиданно заметили, что не они одни работают над перспективным беспилотниками. По ту сторону пролива в рамках программы SUAV (E) (Strategic Unmanned Air Vehicles (Experiment)) островитяне работали над очень похожим беспилотником под названием «Таранис». Вместе работать легче, решили французы, и в 2012 году было объявлено о сотрудничестве французском «Дассо» и британской «BAE Системс». Они должны были делиться наработками для своих nEUROn и «Таранис» и вместе разрабатывать следующее поколение БПЛА, ничем не уступающее пилотируемым машинам. Именно эта программа и получила название FCAS.


БПЛА SUAV (E) BAE «Таранис»

Важным отличием подхода французов и англичан было отношение к пилотируемым самолётам. Французы думали, что поколения четыре плюс для управления группами БПЛА вполне хватит. Британцы считали необходимым иметь к «стелс»-дронам и крутой пилотируемый «стелс»-самолёт. В «Дассо» желаниям британцев сопротивляться не стали.

К тому моменту своим пятым поколением обзавелись в России и Китае. Шли разговоры в Японии, Корее и даже Турции.


Макет БПЛА, разрабатываемого в рамках программы FCAS (справа), рядом с макетом БПЛА Taranis (фото: Andrzej Hładij)

Но была у европейцев своя фишка. Поскольку планировалась закупка F-35, самолёт пятого поколения у британцев уже был. Оттого все перспективные самолётные программы ещё с конца 90-х гордо назывались поколением шестым.

Шестым поколением назвали и самолёт, разрабатываемый в рамках FCAS. Так сами европейцы решили повторить свой трюк из 80-х: пока весь мир разрабатывает поколение пятое, обойти их и захватить рынок с поколением шестым.


Возможный внешний вид пилотируемого самолёта, разрабатываемого по программе FCAS во время англо-французского сотрудничества

Eurofighter Typhoon design

The aircraft is constructed of carbon-fibre composites, glass-reinforced plastic, aluminium lithium, titanium and aluminium casting. Stealth technology features include low frontal radar cross-section, passive sensors and supercruise ability.

The foreplane/delta configuration is intentionally aerodynamically unstable which provides a high level of agility (particularly at supersonic speeds), low drag and enhanced lift. The pilot controls the aircraft through a computerised digital fly-by-wire system which provides artificial stabilisation and gust elevation to give good control characteristics throughout the flight envelope.