Оглавление
Лирик
И тем не менее, эпиграммы Гафта многих задели за живое, он
почти перестал их писать и обратился к лирике. В своих стихах он другой –
нежный, задумчивый, ранимый и лиричный, особенно когда вспоминает детство и
ушедших друзей…
Уже от мыслей
никуда не деться.
Пей или спи,
смотри или читай,
Всё чаще вспоминается
мне детства
Зефирно-шоколадный рай.
Ремень отца свистел
над ухом пряжкой,
Глушила мать
штормящий океан
Вскипевших глаз
белёсые барашки,
И плавился на нервах
ураган.
Отец прошёл войну,
он был военным,
Один в роду
оставшийся в живых.
Я хлеб тайком
носил немецким пленным,
Случайно возлюбя
врагов своих.
– Многие, кто как-то умудряется выдавать какие-то рифмы,
именует себя поэтом. Но вы-то точно он!
– Я не поэт и занимаюсь этим непрофессионально. Хотя…
сегодня, может, уже и поэт. Мне сейчас любое звание можно поставить: мне 80
лет, и я уже столько всего написал!
– Как относится к вашему творчеству жена?
– Она – скромный человек, в отличие от меня. Она слышать не
может, как я читаю свои стихи. Она не любит их, хотя знает все наизусть и на
творческих встречах подсказывает мне, если я вдруг забуду!
Главное – преодолеть свою лень. Лежишь на диване и
чувствуешь, что прорастают корешки. И тогда вскакиваешь и начинаешь работать.
Право выйти на сцену надо накопить: это очень тяжёлая и интересная работа.
Об актерах
Любил Валентин Иосифович язвительно пошутить над своими коллегами по актерскому цеху. Многие адресаты даже обижались на актера, но потом, кажется, смирились и воспринимали эпиграммы уже менее серьезно. Сам Гафт признавался, что занимался подобным творчеством забавы ради, не стремясь кого-то выставить в плохом свете.
Цитата адресована еще одному великому, ныне покойному актеру – Народному артисту СССР Армену Джигарханяну. А ведь Гафт был отчасти прав: именно Джигарханяну принадлежит национальный рекорд в количестве сыгранных фильмов, он даже попал в Книгу рекордов Гиннеса.
Эпиграмма посвящена актеру, поэту и автору-исполнителю песен Владимиру Высоцкому.
Известное высказывание Валентина Гафта об актере Сергее Безрукове, ставшее в определенном роде крылатым. Существует теория, утверждающая, что цитата про Безрукова на самом деле принадлежала не Гафту.
Про советскую и российскую актрису, Народную артистку РСФСР Нину Ургант.
О футболе
Не секрет, что Владимир Гафт был страстным футбольным болельщиком. Артист с 10 лет посещал футбольные стадионы и поддерживал московский «Спартак». По словам актера, именно эта команда в сравнении со всеми другими казалась Гафту «близкой и родной». Валентин Иосифович рассказывал, что за играми сборной он и его друзья-мальчишки следили по радио – телевизоров в то время еще не было.
Если бы не актерская карьера великий актер, скорее всего, стал бы не менее великим футболистом.
Переживал Гафт и за нынешнюю футбольную сборную, но стадионы в последние годы посещал редко, видимо, из-за проблем со здоровьем.
Сравнивал Гафт театр с футболом, сопоставлял актеров со спортсменами.
Король эпиграммы
Отметив недавно 80–летний юбилей, актёр приехал в Нижний на
большой творческий вечер и нашёл время для «Нижегородской правды». Народный
артист России, много лет он работает в московском театре «Современник», сыграл
более 100 ролей в кино, записал множество радиоспектаклей. Его уникальный голос
с завораживающей хрипотцой невозможно забыть. Как нельзя забыть и его эпиграммы.
Раз услышанные, они намертво впиваются в память. Популярность его стихов и
эпиграмм так высока, что в сети стали появляться строки, написанные от его
имени. С одной стороны, актёру приходится открещиваться от приписанных ему
грубостей, а с другой – это ли не признак признания и популярности его
стихотворного таланта?
– Удивительно, что ваши едкие язвительные и резкие эпиграммы
не рассорили вас с друзьями. Хотя многим из них вы далеко не льстили. Как вам
это удаётся?
– Эпиграмма – такой жанр, где всё на грани оскорблений и
восхищений. Тут всё трансформируется, гиперболизируется и в секунду подаётся
суть какого-то явления или часть характера. Тогда это хорошо. Ия Саввина любила
мои эпиграммы, ей посвящённые. Одна вот: «Глазки серо-голубые: каждый добрый,
вместе злые». Ещё одна, её любимая, была написана после «Дамы с собачкой»: «Всё
это правда, а не враки и вовсе не шизофрения. В Крыму гуляли две собаки:
поменьше – шпиц, побольше – Ия».
«Я не зря сюда пришёл»
– Что для вас самое важное и желанное сегодня?
– Очищение и понимание того, что ты чего-то добился. Что ты
проповедуешь, как нахал, какие-то вещи на сцене, а тебя слушают, понимают и
разделяют твои взгляды. Когда ты преодолеваешь этот барьер, когда чувствуешь,
что не зря сюда пришёл, понимаешь, что это – счастье.
– Вы часто бываете в нашем городе, какое воспоминание самое
дорогое?
– У вас очень красивый город. Тут мы снимали фильм
«Новенькая» в 1968 году. В нём была занята почти вся женская сборная СССР по
гимнастике – чемпионки мира и Олимпийских игр Тамара Лазакович, Людмила
Турищева, Лариса Петрик, Ольга Карасёва.
И я играл тренера по гимнастике – я, совсем не гимнаст! Это
незабываемые воспоминания!
Философ
– Во что вы верите? Что для вас Бог?
– Бог? Об этом нельзя говорить всуе. Это очень сложный
вопрос. Если Бог, то не между прочим. Я – крещёный человек. Я когда с Олей
(женой, актрисой Ольгой Остроумовой, – прим. авт.) познакомился, в «Ревизоре»
играл Городничего, и мне не хватало вот этого ощущения и понимания Бога. Я не
мог говорить «Бог» на русском языке. И тогда я крестился. Мне потом столько
писем написали: вот вы, такой-сякой, изменили своей религии… Да у меня религия
всегда была одна – только называлась она по-другому. Я просто верю. Это
замечательное ощущение. И невероятные ощущения приносит молитва. Она собирает
силы. Ведёт вперёд. Я написал об этом стихотворение «Огонь»:
Есть у огня свои законы.
Огонь войны –
в людей вселяет страх.
Покоем дышит
он в каминах и кострах.
Но есть огонь
невидимый – иконы.
О, как блаженно
жгут лучи твои!
Сжигай меня,
икона, я не струшу,
Я знаю,
ты сожжёшь грехи мои,
Чтоб отогреть
измученную душу.
О карьере
Валентин Иосифович рассказывал, что в кино он начал сниматься поздно, он даже не считал себя киноактером. По словам артиста, он пытался играть «от себя», но иногда это было так трудно.
Гафт отмечал, что главная задача каждого актера прожить роль, продемонстрировать зрителю настоящую жизнь.
Российского и советского актера Валентина Гафта не стало 12 декабря. О смерти деятеля культуры журналистам сообщила его супруга Ольга Остроумова. Причиной смерти актера стал инсульт. Похороны состоятся на Аллее актеров 15 декабря. Гафт является обладателем множества наград, среди которых орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.
Фильмография Валентина Гафта
«Поэт» — 1956
«Убийство на улице Данте» — 1956
«Олеко Дундич» — 1961
«Подводная лодка» — 1961
«Мы, русский народ» — 1965
«Первый курьер» — 1967
«Новенькая» — 1968
«Жди меня, Анна» — 1969
«Мститель» (киноальманах «Семейное счастье») — 1969
«Дорога на Рюбецаль» — 1970
«О любви» — 1970
«Ночь на 14-ой параллели» — 1971
«Разрешите взлет» — 1971
«Человек с другой стороны» — 1971
«Всего несколько слов в честь господина де Мольера» (т/ф) — 1973
«Семнадцать мгновений весны» — 1973
«Цемент» — 1973
«Жребий» — 1974
«Иван да Марья» — 1974
«Москва, любовь моя» — 1974
«Чудо с косичками» — 1974
«Здравствуйте, я ваша тетя!» — 1975
«Бешеное золото» — 1976
«Дневной поезд» — 1976
«Повесть о неизвестном актере» — 1976
«Девочка, хочешь сниматься в кино?» — 1977
«Почти смешная история» — 1977
«Схватка в пурге» — 1977
«Кентавры» — 1978
«Короли и капуста» — 1978
«Мужчины и женщины» — 1979
«Сегодня и завтра» — 1979
«Утренний обход» — 1979
«Циркачонок» — 1979
«Гараж» — 1980
«О бедном гусаре замолвите слово» — 1980
«Три года» — 1980
«Черная курица, или Подземные жители» — 1980
«Если враг не сдается…» — 1982
«Похождения графа Невзорова» — 1982
«Суббота и воскресенье» — 1982
«Таможня» — 1982
«Чародеи» — 1982
«Гонки по вертикали» — 1983
«Мсье Ленуар, который…» — 1983
«Восемь дней надежды» — 1984
«Таня» (т/ф) — 1984
«Контракт века» — 1985
«Про кота…» — 1985
«Год теленка» — 1986
«Мой нежно любимый детектив» — 1986
«По главной улице с оркестром» — 1986
«Путешествие мсье Перришона» — 1986
«Фуэте» — 1986
«Визит к Минотавру» — 1987
«Время летать» — 1987
«Забытая мелодия для флейты» — 1987
«Аэлита, не приставай к мужчинам» — 1988
«Воры в законе» — 1988
«Дорогое удовольствие» — 1988
«Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» — 1988
«Визит дамы» — 1989
Непечатное
– С чего всё началось или из-за кого?
– Из-за Ролана Быкова. Мы снимались с ним в одной картине в
Минске. Я играл дрессировщика лисиц. Тогда про эпиграммы я знал только то, что
их писал Пушкин. Быков написал мне: «Что такое Гафт? Может, это шкаф? Или так
не выговаривают МХАТ?.. » – так всё и началось. А свою первую я написал на
Михаила Козакова. И мы потом отвечали эпиграммами друг другу!
– Иногда в ваших эпиграммах можно встретить непечатный
текст. А как вы относитесь к мату?
– Я не могу слышать, как на улице маленькие девочки, да и
мальчики, в разговоре сыплют словами на букву б… Но есть сочетания, полные силы
и мощи. Такое выразительное словосочетание, имеющее колоссальную силу,
сногсшибательную, генетическую, кованную историей мощь, имеет право на
существование. Но в устах художника, а не какого-то хилого, мелкого и вредного
хулигана. Я за такой мат.
Чем запомнился великий артист?
Это был действительно скромный и застенчивый человек, но с удивительно живым умом.
Представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой считает, что Гафт не был типичным актером, сочетая в себе черты тонкого, интеллигентного и глубоко чувствующего человека. И при этом у него было свое видение ролей, что порою расходилось со взглядом режиссера. Возможно, этим стоит объяснить частую смену трупп различных театров. И при всей скромности нельзя сказать, что Валентин Иосифович не рисковал.
Эпиграммы стали смелым решением, но по-другому быть не могло. Сочетание изящной умственной работы, острого языка и умения зрить глубоко в корень породили эти замечательные четверостишия, считает Никита Михалков. Но это знание людей, порою их не самых достойных черт, не сделало из него циника, напротив, он верил в человечество и в самое лучшее в каждом из нас.
Улыбка Валентина Иосифовича была обращена и к себе, он видел смешное и нелепое в своем характере тоже, вспоминает Олег Шкловский. Иначе, по его словам, нельзя было сыграть все то разнообразие образов на сцене и в кино, воплотить их с такой достоверностью. Это должно быть глубинное понимание людей.
Кинорежиссер Юрий Кара вспоминает, что Гафт был исключительно принципиален в работе и очень требователен к себе. Они работали вместе над тремя фильмами, но особо Кара выделяет, конечно же, роль Воланда в «Мастере и Маргарите». И он не видел никого больше в роли этой очищающей от всякой пакости и нечисти силы — только его, Гафта, который своей правдивостью будто уничтожал зло, где бы оно ни было, и чем бы оно ни было.
Краткая биография Валентина Гафта
Родился будущий артист в Москве 2 сентября 1935 года в еврейской семье, но родители были выходцами из Украины. К счастью, война не разлучила семью с отцом — он вернулся живым. В целом о детстве Валентин Иосифович вспоминает как о счастливом периоде.
И уже тогда в его сердце зародилась любовь к театру, но увиденное на сцене он воспринимал всерьез, с трудом отделяя правду от вымысла. В школьные годы он решил, что обязательно станет актером.
Помогал подготовиться к поступлению юному робкому Гафту известный актер Сергей Столяров. Правда, мама не верила в серьезность профессии сына даже после его зачисления в театральный вуз.
Школу-студию Валентин заканчивал в 1957 году вместе с другими известными актерами — Игорем Квашей, Олегом Табаковым, Михаилом Козаковым и другими.
Серьезной вехой творческого пути стало зачисление в труппу театра «Современник», куда его позвал Олег Ефремов. На этой сцене он воплотил множество чудесных ролей.
Первый фильм его — «Убийство на улице Данте», вышедщий еще в 1956 году. Огромная творческая биография Гафта насчитывает более 150 ролей в кино.
Личная жизнь тоже не была однообразной. Актер успел жениться три раза. Первый раз — на манекенщице, второй — на балерине, в браке с которой родилась дочка, а доживал он с народной артисткой Ольгой Остроумовой. К сожалению, дочь Ольга покончила с собой в 2020 году, и с тех пор здоровье Гафта начало ухудшаться.
Самые известные эпиграммы и стихи Гафта
Стать героем его эпиграмм мог абсолютно каждый, и не всегда такое внимание было встречено с распростертыми объятиями. Были и обиды, и недопонимания, но в целом понятно, что это был способ обратить внимание людей на наши недостатки и просто посмеяться над собой
Самые известные и точные эпиграммы актера:
Савелию Крамарову
Теперь он не косит, а смотрит прямо
На родину свою издалека
Не думаю, что стал умнее там он,
Но мы ценить умели «дурака»
(Написано после эмиграции Крамарова в США, где он вскоре сделал операцию на глазах)
Леониду Ярмольнику
Чего не сделаешь за стольник,
Чтоб овладеть теплом сердец?
Был даже чайником Ярмольник,
Но унитаз — его венец…
(Ярмольник в своих творческих вечерах, будучи отличным мимом, часто изображал чайник и унитаз)
Вячеславу Зайцеву
Царь моды — он теперь у власти
Все страны рвут его на части,
Он моды раб и господин.
Дел тряпочных великий мастер,
И женщин розовое счастье,
И голубая страсть мужчин.
Михаилу Ульянову
Ульянов, Вы большой оратор,
В Вас силы и таланта сплав.
Такой возьмет не только театр,
Вокзал возьмет и телеграф.
Михаилу Глузскому
Он выдержит стойко любые нагрузки,
Мгновенно исчезнут сомненья и боль,
Когда в договоре написано ГЛУЗСКИЙ,
Приличная сумма и главная роль.
Лучшие душевные стихи:
Когда настанет час похмелья,
Когда придет расплаты срок,
Нас примет космос подземелья,
Где очень низкий потолок.
Бутылка там под ним повисла,
Как спутник в невесомой мгле,
И нет ни в чем ни капли смысла,
Весь смысл остался на земле.
Встреча
И ничего, и ни в одном глазу,
Все выжжено, развеяно и пусто,
Из ничего не выдавишь слезу,
Река Души переменила русло.
Сумка
Человек не недоумка,
Приспособился в миру,
Например придумал сумку,
Подражая кенгуру.
Человек не недоумка,
Он и гений, и злодей,
Словно дети, деньги в сумках
Спят у сумчатых людей.
У лживой тайны нет секрета,
Нельзя искусственно страдать.
Нет, просто так не стать поэтом.
Нет, просто так никем не стать…
Кто нас рассудит, Боже правый,
Чего ты медлишь, что ты ждешь,
Когда кричат безумцы: «Браво!» —
Чтоб спели им вторично ложь.
И есть ли истина в рожденье,
А может, это опыт твой,
Зачем же просим мы прощенья,
Встав на колени пред Тобой?
И, может, скоро свод Твой рухнет,
За все расплатой станет тьма,
Свеча последняя потухнет,
Наступит вечная зима.
Уйми печальные сомненья,
Несовершенный человек,
Не будет вечного затменья,
Нас не засыплет вечный снег.
И просто так не появилась
На свете ни одна душа.
За все в ответе Божья милость,
Пред нею каемся, греша.
Но мир не плод воображенья,
Здесь есть земные плоть и кровь,
Здесь гений есть и преступленье,
Злодейство есть и есть любовь.
Добро и зло — два вечных флага
Всегда враждующих сторон.
На время побеждает Яго,
Недолго торжествует он.
Зла не приемлет мирозданье,
Но так устроен белый свет,
Что есть в нем вечное страданье,
Там и рождается поэт.
Фаина Раневская
Голова седая на подушке.
Держит тонкокожая рука
Красный томик «Александр Пушкин».
С ней он и сейчас наверняка.
С ней он никогда не расставался,
Самый лучший — первый кавалер,
В ней он оживал, когда читался.
Вот вам гениальности пример.
Приходил задумчивый и странный,
Шляпу сняв с курчавой головы.
Вас всегда здесь ждали, Александр,
Жили потому, что были Вы.
О, многострадальная Фаина,
Дорогой захлопнутый рояль.
Грустных нот в нем ровно половина,
Столько же несыгранных. А жаль!
Сложные вопросы
– А ведь этих встреч много…
– Сейчас у меня есть антрепренёр, который этим занимается.
Теперь я буду проводить такие вечера реже. С одним и тем же выступать
неинтересно, а придумывать новое сложно. Но главное для меня – видеть реакцию
зала. Мне нравится выступать, мне интересно, как реагирует зритель на то, что я
стараюсь выразить через свои стихи. Ими я на сложные вопросы отвечаю сам себе.
Вот стихотворение про осень:
Деревья жёлтые стоят. Рванул холодный ветер.
Никто-никто не виноват, что есть осенний листопад.
Что старость есть на свете.
Пришла осенняя пора, никто не даст отсрочки.
Здесь, как соски, ещё вчера, на ветках зрели почки.
Но вот уже рога трубят. Прошли весна и лето.
Метлою дворники шуршат, пером скрипят поэты.
Кленовый жёлтенький листок, полосочки, прожилки,
Ты на ботинок мой прилёг, как будто на носилки.
Возьму тебя с собой, дружок, и ляжем в землю чёрствую.
Ты отшуршал своё, листок, а я всё философствую.
Валентин Гафт. Эпиграммы
Йосиф Кобзон
Как широка страна родная,Как много в ней лесов, морей!..В какой стране ещё, не знаю,В неволе пел бы так еврей.
Людмила Зыкина
Любишь ты землю, Людмила,Не зря ты на ней прожила.Всё, что любила, скупила,Всё, что росло, сорвала.Платье в брильянтах надела,Стала фаянс собирать.Так по любви и разделаБедную Родину-мать.
Татьяна Доронина
Как клубника в сметане — Доронина Таня.Ты такую другую поди поищи.У неё в сочетаньи тончайшие грани,Будто малость «Шанели» накапали в щи.
Дирижёрам1Непредсказуемый, но вовсене больной,И чувствами своими управлятьон может.За пультом вечером, но стоя к намспиной,Чтоб мы не видели его противнойрожи.2Кац — изысканный маэстро,Никогда не предсказуем.Дирижирует оркестромОн то палочкой, то ….
Владимир Жириновский
Политик он или артист?Гляжу в глаза Володины -То у него отец — юрист,То мама его — Родина.
А может, сын он или внукКого-нибудь побочного?Быть может, он вообще продуктЗачатья непорочного?
Николай Рыжков
Это кто так громко плачетНа своей казённой даче?Тише, Коленька, не плачь,Не утонет в речке мяч…И народ пущай не стонет,Этот мяч вообще не тонет.
Валентин Никулин
Ты так сегодня о любви сказал,Что забеременел весь зал.
Александр Ширвиндт, Андрей Миронов, Михаил Державин
Державин Ширвиндта заметил,Благословил, но в гроб не лёг,Им равных не было в дуэте,Их превзойти никто не мог…Ушёл Державин в «Кабачок»,Но Ширвиндт пережил разлуку.Ему Миронов протянулСвою «Брильянтовую руку».Любимцы публики, кумиры,Без выходных играют дней.Три мастера одной «Сатиры».Одной и той же, так точней.
Александр Ширвиндт и Михаил Державин (Гастроли в США)
Нет их смешнее и добрее,Всё, что ни сделают, — ол райт,Вот дружба русского с евреем.Не то, что ваши блэк энд уайт…
Ролан Быков
Ему бы в сборную по баскетболу,Какой-то чёрт сидит в нём, бес,Всего-то два вершка от полу,А звёзды достаёт с небес.
А. Иванов
Я Сашеньку люблю давным-давно,Он худ, опрятен, говорит любезно,Но нюх такой на свежее говно,Что рядом ковыряться бесполезно.
М. Швыдкому (По поводу мата в русской литературе)
Нажравшись сыру, как-то смахуС запасом слов из двух цитат,Он каркнул так про русский мат,Что эхо отразило: На х…
Микропоэма «Улица Красных фонарей в Амстердаме»В Амстердаме, словно бред,Я хотел все трое сутокНа восьмом десятке летПосмотреть на проституток.Наше знамя РеволюцииСтало цветом проституции.
Словно алая заряОсветила все витрины,Как седьмого ноября,Вижу красные картины.Я совсем ещё не старПо сравнению с Европой,На витринах весь товарС голой грудью, с голой жопой.За витринами вдоль стенКто-то книжечку читает,Кто под лампой загораетЗдесь без ревности, измен,Будто женский манекен,Без кривляний и гримас,В гости приглашает вас.Ей не важно, что вы «рашн»,Заплатите — она ваша.Между вами только рама,Как прекрасна эта дама.Здесь, за этой за витринойОна кажется невинной.Я плетусь, не чуя ногИ шепчу свой монолог.Бабы, вы разделись зря,Вы мне все до «фонаря»,Синим пламенем гориМне все ваши фонари.Я б, как Жанночку д*Арк,Сжёг бы этот зоопарк.Даже трахнуться глазамиНе хочу я в Амстердаме.Я иду с женой-актрисой,
Слышу звонкий её голос.
На головке моей лысойВстал… единственный мой волос.