Эмгыр вар эмрейс

Оглавление

Игра «Ведьмак 2: Убийцы Королей»[]

Запись в Глоссарии

Мятеж на острове Танедд

Мятеж на острове Танедд был одним из наиболее громких и значимых событий в истории. В тот памятный день на съезде чародеев маги, лояльные королевствам Севера, намеревались арестовать тех своих собратьев, которые продались Нильфгаарду. Заговорщики же готовили мятеж против всех остальных. Втайне они провели на остров скоя’таэлей и нильфгаардских агентов. В кровавом сражении, которое разыгралось покоях старинного дворца, нашли свою смерть многие представители обеих сторон. Однако в итоге именно нильфгардским прихвостням пришлось спасаться бегством. Это событие серьезно подорвало доверие к магам, и многие из них попали в немилость королей, которым до этого служили.

Игра «Ведьмак 2: Убийцы Королей»[]

Глава III

После смерти Фольтеста Наталис спешит занять место регента Темерии. В зависимости от решений, принятых Геральтом в Лок Муинне, коннетабль может стать временным правителем королевства при будущей королеве Анаис или Темерия, вопреки его мнению, будет разделена.

Запись в дневнике

Нам выпало жить в такие времена, что, кажется, каждый второй участвовал в войне с Нильфгаардом. Однако чаще всего вспоминают о тех, кто большими буквами вписал свои имена в историю этого противостояния. Именно таким героем стал Ян Наталис, коннетабль Темерии, на которого было возложено командование во время битвы под Бренной. Несмотря на двукратное превосходство врага, Ян Наталис мужественно сражался, разумно руководил, и тем внёс немалый вклад в рождение Бреннской виктории. После битвы, между тем, на лаврах не почивал, но отправился вслед за неприятелем, громя его так, что, воистину, почти nec nuntius cladis, а тем же, что всё-таки cladis, за Яругу ретироваться пришлось. За деяния свои Ян Наталис должный почёт получил. Также и площадь в Вызиме его именем называется.
После смерти Фольтеста Ян Наталис временно исполнял обязанности наместника Темерии.
Как патриот и солдат, был он наилучшим кандидатом в регенты, и политикой не интересовался. Те же самые черты, однако, лишили его поддержки влиятельных лиц. Потому голос его не был голосом всей Темерии.
Если Геральт решил спасти Трисс или расколдовать Саскию:
Как истинный патриот своей родины, Наталис являлся отличным кандидатом на пост регента Темерии. Однако он не был поддержан большей частью крупных феодалов и знатью.
Если Геральт решил спасти Анаис и не отдавать ее Радовиду:
Наталис получил шанс сохранить суверенитет Темерии. Он предлагает возвести на трон Анаис Ла Валетт, видя себя в качестве регента принцессы.

Лютик

Юлиан Альфред Панкрац, виконт де Леттенхоф — лучший друг Геральта, бард, автор труда «Полвека поэзии», который часто цитируется в книгах о ведьмаке. Внимательные игроки давно заметили, что все записи в дневнике героя ведутся от имени Лютика, и что этот Лютик не страдает от избытка скромности.

Лютик часто сопровождает Геральта в его приключениях — иногда потому что хочет набрать материала для баллад, но чаще — потому что считает своей обязанностью помогать ведьмаку. Обычно он оказывается обузой — Лютик, в принципе, трусоват, не очень хорошо умеет переносить боль и совсем плохо дерется. Но иногда его слава лучшего трубадура северных королевств бывает полезной.

Почти все истории о Лютике связаны с его непомерной любвеобильностью. В каждом томе книги Лютик успевает закрутить роман, или небольшую интрижку, или просто переспать с десятком женщин — в том числе и замужних. Неудивительно, что Лютик очень часто оказывается в ситуации, когда он сам уже на улице, а его одежда все еще в будуаре. Иногда эту одежду вышвыривает ревнивый муж, а иногда и сама любовница, которая выясняет, что все это время она была у Лютика не единственной.

Однажды Лютик закрутил роман с правительницей Туссента. Он даже завел совершенно несвойственные ему разговоры о том, что это любовь на всю жизнь и он намерен жениться. Продлилась идиллия несколько месяцев. Когда Геральт вернулся, ожидая увидеть Лютика в роли как минимум принца-консорта, он нашел его на эшафоте: палач уже заносил топор. К счастью, за несколько секунд до удара прибыл гонец с помилованием. Увы, Лютикова «любовь на всю жизнь» не продержалась и полгода — княгиня то и дело заставала своего любимца в чужих постелях. Всякий раз после измены Лютик отправлялся на эшафот, но княгиня всегда успевала прислать гонца раньше, чем поэт лишался головы.

В третьем «Ведьмаке» Лютик все так же ведет дневник Геральта. Кроме того, от одной из своих давних любовниц он получил наследство — бордель.

В следующей части статьи мы расскажем вам о книжных биографиях других персонажей ведьмачьей серии: Трисс Меригольд, Радовиде Свирепом, Сигизмунде Дийкстре, Золтане Хивае, ярле Крах ан Крайте и Дуду, а также объясним, что такое Дикая Охота, кто ее ведет и что ему нужно.

Второстепенные персонажи

В игре присутствует несколько побочных сюжетных линий, исход которых также заранее не определен. Серия квестов у Кровавого Барона, история с Ублюдком Младшим и даже судьба чародейки Кейры Мец — на все это повлияют решения, принятые вами во время игры.

Кровавый барон

Ключевым квестом, от которого зависит судьба самого барона, его жены Анны и детей с Кривоуховых топей, является задание «Шепчущий холм». Геральт встречает духа, заточенного в дереве, и должен принять решение, убить того, или поверить его словам и освободить.

  • Если вы решите освободить духа, то он выполнит обещание и спасет детей, но при этом разрушит деревню Штейгеры и убьет ее жителей. Ведьмы накажут Анну, и в последствии она умрет. Барон не перенесет смерть жены и повесится во дворе собственной усадьбы.
  • Если вы убьете духа, то жители Штейгеров не пострадают, кроме пары повешенных охотниками на ведьм, но дети при этом погибнут. Анна выживет, но повредится рассудком, и барон отвезет ее к знахарю.
  • Третий вариант развития событий возможен, если вы освободите духа до первой встречи с ведьмами в задании «Хозяйки леса». В этом случае погибнут и дети, и жители Штейгеров, но барон и его жена останутся живы.

Ублюдок Младший

Если убить Ублюдка Младшего, то его место в последствии займет допплер Дуду, принявший облик преступника. Дуду переведет бизнес Ублюдка в легальное русло, что не только сделает его более безопасным, но и приведет к росту доходов. Если оставить Младшего в живых, то в итоге он сам скатится на дно преступного мира, что в некоторым смысле окажется хуже смерти.

Кейра Мец

Судьба Кейры Мец решается во время прохождения квеста «Последняя услуга». Во-первых, Геральт может убить чародейку прямо на месте. Если же он отпустит ее к Радовиду с записками Александэра, то Кейру ждет еще более печальный финал — король высмеет ее доводы и прикажет посадить ее на кол. Если же уговорить чародейку отправиться в Каэр Морхен, то она примет участие в сражении с Дикой Охотой, в ходе которого спасет жизнь Ламберту. У ведьмака и чародейки возникнут чувства друг к другу, они покинут Каэр Морхен и отправятся в совместное путешествие.

Игра «Ведьмак 3: Дикая Охота»[]

Геральт встречает Морврана во дворце в Вызиме. Генерал в зависимости от игры может спросить ведьмака о своих павших по дороге рыцарях, либо же о решениях, принятых в предыдущей части.

Затем Воорхис отправляется в Новиград. Возможно, Морвран является другом или любовником Марии-Луизы Ла Валетт, поскольку может быть зол на Геральта, если тот на допросе покажет, что убил Ариана Ла Валетта, и будет хуже к нему относиться, или же более благосклонен к нему.

Запись в дневнике

Морвран Воорхис, командир дивизии «Альба», был не только высокопоставленным военачальником, но и чистокровным аристократом, одним из тех, кто по праву мог назвать себя истинным нильфгаардцем, а этого имени заслуживали лишь коренные уроженцы имперской столицы и ближайших её окрестностей

При первой встрече Геральт и предположить не мог, что столь важному лицу поручено «задать ему несколько обычных вопросов». Впрочем, Геральта никогда не интересовали ни звания, ни титулы

Следующая встреча ведьмака и Воорхиса произошла немного времени спустя в Новиграде. Генерал нильфгаардской армии, пользуясь нейтралитетом города, гостил у баронессы Луизы Ла Валетт. Снова ведьмак может его встретить на балу в поместье Вегельбудов в маске льва.

Причины[]

Причиной бунта послужило стремление Нильфгаарда внести раздор в чародейское братство Северных королевств, ведь именно участие магов переломило ход битвы под Содденом. Посулами власти и привилегий Империя склоняет к измене группу высокопоставленных чародеев Ордена во главе с Вильгефорцем из Роггевеена, которые решают поддержать Нильфгаард в Северных войнах. По некоторым сведениям император Эмгыр вар Эмрейс предлагал Вильгефорцу роль наместника завоеванных земель. Но главным побуждением чародея было желание захватить и использовать в собственных целях Цири, которую он изначально обещал привести Эмгыру. Однако информация о заговоре попала к магам, лояльным Северным королевствам.

Участие в литературной саге[]

«Меч Предназначения»

Дриады приводят к ней тяжелораненого Фрейксенета и рассказывают о ведьмаке, пришедшего к ней в Брокилон. Дождавшись, пока он прибудет в Дуэн Канэлл, она замечает, что рядом с ним находится маленькая девочка, в которой она сразу же признаёт дитя Старшей Крови. Приказав дриадам позаботится о ней, она решает проблему с дальнейшей судьбой Фрейксенета и зовёт Геральта в свой дом. Там их уже ждёт маленькая княжна Цирилла и Браэнн. Ведьмак пытается донести до неё слова короля Вензлава, которые она и так знает, но Эитнэ неумолима. Ей одинаково безразлична судьба всех приграничных королевств. Разговор заходит о Цирилле. Несмотря на его просьбу, она собирается оставить девочку у себя в Брокилоне. К её разочарованию ведьмак смиряется с этим. Эитнэ просит остаться с ней до конца, пока она не выпьет Воды Брокилона. Дриада приносит кубок с водой, и Цири отпивает из него. Повелительница Брокилона видит, что против предназначения Цири она не может пойти, что все её попытки оставить девочку у себя будут бесполезны. Ей ничего не остаётся, как отпустить Цири и Геральта.

«Крещение огнём»

Эитнэ встречается с Мильвой. Напомнив о её долге перед ней, повелительница Брокилона просит её помочь с просьбой раненого ведьмака и отправится к людям, чтобы получить последнюю информацию о внешнем мире.

Нильфгаардская империя

Крупнейшее государство мира Ведьмака больше всего похоже не на толкиновский Мордор, а на Древний Рим с элементами Германии (скорее кайзеровской, нежели гитлеровской) и наполеоновской Франции. Агрессивная война для нильфов всего лишь возможность стать абсолютным политико-экономическим лидером.

Империя занимает южную часть континента. У ее истоков стоял полис-государство Нильфгаард, иначе Город Золотых Башен, распространивший свою власть на окрестные земли. Собственно нильфгаардцами имеют право называться лишь уроженцы столицы и ее ближайших областей, расположенных в долине Альба. Остальные нильфы — обитатели соседних земель (Маг Турга, Гесо, Метина, Маэхт, Эббинг, Виковаро, Этолия, Геммерия, Назаир), которые после завоевания превратились в провинции Империи. Нильфгаард — очень богатое государство. Его флорен ходит по всему миру. Среди источников процветания — рабский труд и торговля людьми, которые, как правило, запрещены в землях нордлингов.

Мир Ведьмака под стать своему главному герою.

Волшебники Нильфгаарда занимают исключительно подчиненное положение. Фактически они лишь государственные служащие, обязанные использовать свои магические таланты на благо Империи. И выбора у магов нет. Попытавшиеся сохранить независимость друиды были вырезаны службой безопасности под корень.

Имперская элита возникла в результате смешения человеческой и эльфийской крови. Так, аристократы носят эльфийские имена и титулы, активно используют Старшую Речь. Иметь родство с эльфами считается предметом гордости. Однако имперцы использовали эльфов в войне против нордлингов вовсе не по родственным причинам, а исключительно из политической необходимости. Хотя нильфы чтут своих эльфийских предков, это вовсе не повод начинать священную войну за восстановление прав длинноухих.

Вероятным основателем Империи был Торрес. В дальнейшем на престоле сменилось несколько династий, причем часто власть переходила из рук в руки насильственным путем. Так, инициатор северных войн Эмгыр вар Эмрэйс, Deithwen Addan yn Carn aep Morvudd (Белое Пламя, Пляшущее на Курганах Врагов), хоть и происходил из древнего рода кесарей, захватил престол в результате дворцового переворота.

Эмгыр — бесспорно, выдающаяся личность, самый великий монарх ведьмачьей эпохи. Он сумел создать отличную армию и генеральный штаб, эффективное правительство, возвысил многих способных людей, невзирая на их низкое происхождение. Даже из проигранной по сути войны с нордлингами Эмгыр ухитрился выползти с достоинством: Империя сохранила свои границы в неприкосновенности, а кое-где и расширила их.

История[]

Редания — очень богатое и могущественное королевство, граничившее с государствами Хенгфорской Лиги на севере, Темерией на юге и Каэдвеном на востоке. Свою силу и могущество набирало постепенно.

После признания независимости Ковира экономика Редании сильно пошатнулась, но по-прежнему остаётся одной из самых влиятельных на севере. После убийства короля Визимира (отца Радовида V) в стране временно установилось скрытое двоевластие под ширмой Регентского совета, осуществлявшееся главой реданской службы разведки Сигизмундом Дийкстрой и чародейкой Филиппой Эйльхарт, главой Ложи Чародеек, а по совместительству — любовницей Дийкстры. После её неудачного покушения на последнего и бегства того в Зерриканию, Филиппа формально управляла всем королевством, чуть не доведя его до состояния феодальной раздробленности. Когда повзрослевший Радовид ослепил Эйльхарт, обвинив её в убийстве отца, практически все королевства Севера поняли всю силу Редании и стали ее опасаться.

Именно на реданские полки, расположившиеся в центре построения в славной битве под Бренной, пришёлся основной удар нильфгаардцев. Реданцы неоднократно предпринимали попытки покорить мятежное графство Ковир (однажды совместно с Каэдвеном, но всегда неудачно) и в итоге вынуждены были признать его независимость.

Наибольшее могущество Редания приобрела при короле Радовиде V Свирепом. Этого могущественного властителя, очень много сделавшего для своей страны, боялся даже Нильфгаард.

В последнее время Радовид, заручившийся поддержкой обескровленного, после убийства Геральтом Великого магистра, Ордена Пылающей Розы, больше тяготел к сближению с Нильфгаардом. Будущее Редании видится весьма светлым и процветающим.

В 1272 году Редания осталась единственной северной страной (кроме нейтрального Ковира), которая воевала с Нильфгаардом. Также, параллельно с этим, на территории Редании началась охота на ведьм, травников, алхимиков и допплеров.

Государства и города

Северные королевства и Нильфгаард

Речь идет о второстепенных финалах, которые могут быть получены при выборе 1-й или 3-й основной концовки. В них рассказывается о том, какая судьба ждет Северные королевства и Империю после войны.

Чтобы получить возможность повлиять на финал, вы должны будете завершить квестовую цепочку по убийству Радовида во 2-м акте

Затем в следующей главе у вас появится доступ к миссии «Дела государственной важности», в которой вам и предстоит принимать судьбоносные решения:

  • Если вы расправились с Радовидом, но затем помогли Тайлеру и Роше, отказав Дийкстре в их убийстве, то Темерия превратится в государство-вассал с независимой экономикой и собственным чиновничьим аппаратом. Эмгыру удастся захватить все Северные королевства и избавиться от оппозиции.
  • Если вы убили Радовида, а затем поддержали Дийкстру, убив Роше и Тайлера, то бывший шпион сможет объединить все Северные королевства и нанесет поражение Нильфгаарду. Эмгыра в итоге убьют агенты оппозиции.
  • Если вы не стали убивать Радовида, то он сможет объединить все Северные королевства и нанесет поражение Нильфгаарду. Эмгыра в итоге убьют агенты оппозиции.

Острова Скеллиге

Находясь на Скеллиге, вы сможете решить, кого сделать их следующим правителем, что напрямую повлияет на судьбу этого государства:

  • Если вы решите помочь Керис ан Крайт взойти на трон, то она сначала займется объединением всех кланов, чтобы избежать кровопролитных войн в будущем, а потом примется за развитие экономики. В итоге острова станут по-настоящему процветающим краем.
  • Если вы решите помочь Хьялмару ан Крайт взойти на трон, то он примется каждую весну совершать набеги на Нильфгаард, что будет приводить к значительным потерям с обеих сторон. В результате Скеллиге ждет очень кровавое и туманное будущее.
  • Если вы не станете никому помогать в задании «Королевский гамбит», то на трон взойдет Сванриг Бран, который решит ввести на островах полноценную монархию – это приведет к началу гражданской войны между ярлами.

Тимерия, Новиград и Велен

  • сли мы не станем убивать Радовида, пропустив соответствующую цепочку миссий, то он возглавит все Северные королевства и разгромит Нильфгаард. Однако в Новиграде продолжатся убийства нелюдей и чародеев, пока их полностью не уничтожат.
  • Если мы убьем Радовида и поможем прийти к власти Дийкстре, то он возглавит Северные королевства и разгромит Нильфгаард в войне. Затем бывший шпион примется за разработку проекта по заселению и улучшению опустевших регионов. Однако никого не будут спрашивать, хотят ли они жить на новых землях. Дийкстра будет править с помощью страха.
  • Если мы убьем Радовида и не поддержим Дийкстру, то Нильфгаард захватит все северные земли, включая Велен, Тимерию и Новиград. Охота на нелюдей и чародеев будет на время прекращена.

В Фильме и Сериале[]

Мышовур (Aleksander Bednarz) в сериале «Ведьмак»

В сериале роль Мышовура исполняет Aleksander Bednarz.

Согласно сериалу, он уже много лет находится при дворе королевы Калантэ и присматривает за принцессой Паветтой, у которой начали развиваться магические способности. Он и маршал Виссенгерд, собрав достаточно информации о Геральте из Ривии, советуют привлечь ведьмака в деле устранения Йожа из Эйренвальда, говоря, что Геральт «наивен, как дитя, но опасен, как скорпион». Когда Геральт возвращается в Цинтру за своей «платой», Мышовур первым встречает ведьмака, говоря, что Паветта и Дани погибли в кораблекрушении и что его ждёт холодный приём.

Участие в литературной саге[]

Паветта (Рисунок Jana Komárková)

Мать Паветты, королева Калантэ, пожелала выдать свою пятнадцатилетнюю дочь за Крах ан Крайта, племянника Брана, ярла островов Скеллиге, так как Цинтре был необходим союз с островитянами.

На праздничном обеде, куда прибыли рыцари, дабы просить руки и ложа Паветты, планам Калантэ пытается помешать некий Йож, заявивший, что согласно клятве, данной королем Рёгнером, Паветта по Праву Неожиданности принадлежит ему. Геральт, присутствующий на празднестве, разъясняет, что Дитя-Неожиданность, Паветта, должна пойти с Йожом по собственному желанию, тем самым подтвердив свое Предназначение. Вопреки протестам матери и чудовищному облику Йожа, в котором он предстает перед всеми, Паветта добровольно соглашается уйти с ним.

Потенциальные женихи в ярости. Их гордость уязвлена. Принцесса вот-вот ускользнет из претенденток на супружеское ложе. Они вместе со свитой нападают на Йожа. Завязывается бой. Но Паветта неожиданно использует свой магический дар Истока, унаследованный от бабки Адалии Ворожейки. Подсознательно почувствовав силу, она использует свои способности для устранения опасности, угрожающей любимому. Вскоре выясняется, что она любила Йожа и давно (почти год) тайно встречалась с ним. Более того, принцесса ко времени сватовства уже была беременна. Её мать благословляет брак и просит друида Мышовура после свадьбы стать наставником Паветты и обучать ее контролировать Силу.

По версии Кодрингера, позднее озвученной в беседе с Геральтом («Час презрения»), Калантэ была в курсе интрижки Паветты и Йожа. Более того, Калантэ специально тянула с замужеством принцессы, пока дворяне не выдвинули условие, что пятнадцатый день рождения должен стать последним для девичества принцессы. Унаследовав темперамент матери, Паветта, как и рассчитывала Калантэ, связывается с никому не известным приблудой, который якобы является принцем Мехта. Дворяне Цинтры не пожелали видеть королем оборванца без роду и племени, поэтому спешно дали согласие на повторный брак Калантэ с Эйстом Турсеахом. Эти события в последствии становятся главными аргументами, которые использует Виссегерд и другие цинтрийские дворяне, чтобы доказать незаконнорожденность Цири и незаконность ее претензий на трон Цинтры.

Считается, что Паветта погибла во время шторма в Бездне Седны. Совместно с чародеем Вильгефорцем, её муж, князь Дани, организуют фальсификацию смерти: себя, дочери и жены. Но их планам не суждено сбыться. Паветта, будто предсказывая события, оставляет дочь на островах Скеллиге. Взбешённый этим Дани ругается с женой, между супругами вспыхивает сильная ссора. Тем временем Вильгефорц открывает над Бездной Седны портал, который затягивает корабль вместе со всеми, кто был на борту. Во время ссоры с мужем Паветта по несчастью падает за борт. Дани не успевает спасти жену, которую хоть и не любил, но и смерти ей не желал, и Паветта тонет в водах, омывающих Скеллиге. Шторм разыгрывается уже после гибели Паветты.

Убить Кейру Мец

Да, это то самое решение, которое описано в первом абзаце. Кейра – не самый приятный собеседник, и, как все остальные чародейки, иногда сильно перегибает в общении с Геральтом. У нее есть линейка из двух квестов в Коломнице – «Мышиная башня», во время которой ведьмак узнает трагическую историю любви дочери лорда и простого рыбака, и «На благо науки», когда Геральт поймет, что в предыдущем квесте чародейка его использовала. Кейра получила через него необходимую информацию и собирается ехать к Радовиду, чтобы он пощадил ее. Кого-то такая наглость может разозлить, и диалог с чародейкой закончится битвой.

Впрочем, отпускать к Радовиду ее тоже нельзя – чуть позже ведьмак узнает от Трисс, что король высмеял ее и казнил. А все эти решения влияют на жизнь Ламберта – в битве с Дикой Охотой, если чародейка не выжила, Геральту придется защищать его самому. В этом случае он может погибнуть, и тогда его похоронят рядом с Весемиром. Зато если вы оставите магичку в живых и позовете на бой с Дикой Охотой, после битвы она уедет с Ламбертом и станет известна как изобретательница лекарства от чумы.

Данные из литературной Саги[]

Золтан Хивай, Язон Варда, Калеб Страттон и Персиваль Шуттенбах уселись неподалеку от телеги и без передыху резались в гвинт – их любимую карточную игру, которой отдавали каждую свободную минуту даже в предыдущие дождливые вечера.

Ведьмак иногда подсаживался и болел, теперь поступил так же. Сложных правил этой типично краснолюдской игры он по-прежнему не мог уразуметь, но восхищался исключительно старательным исполнением карт и картинками фигур. В сравнении с теми, которыми пользовались люди, карты краснолюдов были истинным шедевром полиграфии. Геральт в который уже раз убеждался, что техника бородатого народца ушла далеко вперед не только в области горного промысла и металлургии

То, что в конкретной, карточной отрасли способности краснолюдов не обеспечили им монополии на рынке, объяснялось лишь тем, что у людей карты были не столь популярны, как кости, а наиболее активные представители человеческой расы менее всего обращали внимание на эстетику. Люди, за которыми ведьмаку довелось наблюдать не раз, как правило, резались в истрепанные, замусоленные картонки, настолько грязные, что прежде чем сделать ход, картежникам приходилось их с трудом отлеплять от пальцев

Фигуры были изображены так неряшливо, что отличить, например, даму от валета можно было лишь благодаря тому, что валет сидел на коне. Впрочем, конь больше напоминал покалеченного хорька.

Картинки на картах краснолюдов исключали подобные ошибки. Окоронованные короли, которых краснолюды именовали «выжниками», были явно королевских статей, дамы — или «бабы» по краснолюдской терминологии — грудасты и красивы, а вооруженные алебардами валеты — «нижники» — лихо усаты. Солнце пригревало, лес парил. Геральт болел. Основным принципом краснолюдского гвинта было что-то напоминающее торг на конском рынке — как интенсивностью, так и напряженностью голосов торгующихся. Затем пара, объявляющая самую высокую «цену», старалась получить как можно больше взяток, чему другая пара игроков всячески мешала. Игра протекала громко и шумно, а рядом с каждым игроком лежала толстая палка. Пользовались палками довольно редко, но хватались за них часто.