Оглавление
Личный враг Гитлера
По словам Александра Михайлова, Девятаев смог пересечь линию фронта, однако самолёт был обстрелян советскими зенитчиками, его пришлось посадить в расположении 61-й армии. Сбежавших из плена направили в госпиталь.
В дальнейшем их пути разошлись. Семеро солдат и сержантов были направлены в действующую армию. Шестеро из них погибли в боях на территории Германии. А вот трое офицеров, включая Девятаева, попали в фильтрационный лагерь, ожидая подтверждения своих званий, и пробыли в нём несколько месяцев.
- Михаил Девятаев, 1968 год
- РИА Новости
Как рассказал Юрий Кнутов, в Германии из-за угона Девятаевым самолёта разгорелся страшный скандал.
«Счёт времени в немецких ракетных испытаниях шёл на дни, и потеря находившегося на самолёте специального оборудования лишила немцев возможности попытаться уйти от поражения. Кроме того, Девятаев передал советскому командованию координаты расположенных на острове замаскированных объектов, по которым после этого был нанесён мощный авиационный удар. Согласно ряду источников, руководству рейха доложили о деталях побега советских пленных, и Девятаев стал личным врагом Гитлера», — подчеркнул историк.
В 1945 году на остров Узедом прибыл руководитель советской ракетной программы Сергей Королёв, находившийся там как «полковник Сергеев», отмечает Кнутов.
По словам Кнутова, история жизни Девятаева после побега окутана тайной: в СМИ и исторической литературе существует множество версий на этот счёт. Возможно, такая неопределённость связана с тем, что часть документов до сих пор находится под грифом секретности, считает эксперт.
«Можно найти утверждения о том, что лётчика якобы осудили на девять лет за «измену Родине» и выпустили только в 1950-е годы. Исходя из интервью самого Девятаева, его демобилизовали спустя несколько месяцев, записав по ошибке артиллеристом. Некоторое время он из-за пребывания в плену не мог найти работу, а потом устроился помощником дежурного по порту в Казани», — рассказал эксперт.
Также по теме
«Презрение к смерти»: как Александр Покрышкин прошёл путь от подручного кровельщика до маршала авиации
75 лет назад лётчик Александр Покрышкин был в третий раз удостоен звания Героя Советского Союза за подвиги в боях с…
В 1957 году статья о подвиге Девятаева была опубликована в «Литературной газете». 15 августа 1957 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза за отвагу и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. По словам Юрия Кнутова, существуют данные о том, что инициатором награждения Девятаева был Сергей Королёв, отметивший таким образом заслуги лётчика в деле развития советской ракетной техники.
«В 1950-е годы Девятаеву поручили испытания одних из первых советских судов на подводных крыльях, затем он стал первым капитаном теплохода типа «Метеор», издавал книги, вёл активную общественную жизнь. Если бы в биографии Девятаева были хоть какие-то сомнительные моменты, он не смог бы достичь такого успеха. Значит, его жизнь была безупречной и за измену Родине его никто не судил. Иногда звучат версии о том, что он мог участвовать в секретных проектах советской разведки или помогать Королёву после 1945 года. Однако подтвердить или опровергнуть эти данные сейчас невозможно», — отметил Юрий Кнутов.
- Памятник в Саранске
Михаил Девятаев умер 24 ноября 2002 года в Казани. В память о нём установлено несколько монументов. В Торбееве открыт посвящённый истории его жизни музей. Его имя было также присвоено нескольким судам.
Примечания
- Комментарии
- В некоторых публикациях утверждается, что их направили в штрафные батальоны, однако указанная часть не была штрафной.
- Использованная литература и источники
- ↑
- ↑
- ↑
- (англ.). TracesOfWar.
- Замятин Сергей Семенович. (недоступная ссылка). Монография. Журнал «Самиздат» (10 мая 2008). — «Сам Девятаев вспоминал об этом так: — „Твой лагерь?“ — спросил меня сопровождавший энкавэдэшник. „Да“, — отвечаю. „А в каком блоке сидел?“ — „В тринадцатом“. А он мне: „Хорошо, здесь и будешь опять сидеть“.». Дата обращения: 28 октября 2017.
- ↑ Беспалова Н., Черепанов М. . «Российская газета» — Волга — Урал (№ 3366 от 16 декабря 2003 г.). Дата обращения: 11 января 2011.
- ↑
- ↑ . warspot.ru. Дата обращения: 23 апреля 2021.
- (недоступная ссылка). Известия Мордовии (5 февраля 2010). Дата обращения: 11 января 2010.
- , с. 270.
- Сам будущий Генеральный конструктор советских ракет тоже был освобождён из заключения лишь за полгода до этих событий.
- , с. 203.
- Зотикова В. . Российская газета-Неделя-Средняя Волга (№0(6628) от 19 марта 2015г.). Дата обращения: 18 июня 2020.
- ↑ , с. 188.
- , с. 160.
- Всё о Мордовии: Энциклопедический справочник / сост. Н. С. Крутов, Е. М. Голубчик, С. С. Маркова. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. — С. 325. — ISBN 5-7595-1662-0.
- . Столица С. Дата обращения: 27 апреля 2020.
- . www.tatar-inform.ru. Дата обращения: 27 апреля 2020.
- . Вечерняя Москва. Дата обращения: 27 апреля 2020.
- . РИА Новости (20200208T1708+0300). Дата обращения: 12 апреля 2020.
Военная служба
В июне 1941 года выпускник Оренбургского авиационного училища отправился на фронт, а через 2 дня открыл боевой счет, сбив пикирующий под Минском бомбардировщик противника. Были у Девятаева и другие удавшиеся вылеты. Летчика, наряду с другими отличившимися, вызвали в Москву для обороны подступов к столице.
В ходе очередной военной операции на самолетах «Як-1» летчики перехватили противника, который собирался сбросить смертоносный груз на столицу. Однако мужчине не всегда так везло. Однажды он получил военное задание, при возвращении с которого в Москву подвергся атаке фашистских бомбардировщиков. Один «Юнкерс» противника все же был сбит, однако и самолет Девятаева пострадал. Пилоту удалось приземлиться, несмотря на ранение в левую ногу. Так Михаил Петрович попал в госпиталь, а позднее единодушным решением врачебной комиссии его определили в тихоходную авиацию.
Шлем и фотоальбом Михаила Девятаева
Некоторое время Девятаев работал в составе полка ночных бомбардировщиков, затем его перевели в санитарную авиацию. И только в 1944 году, после встречи с Александром Покрышкиным, он вернулся в отряд истребителей. После еще не раз поднимал свой самолет в воздух, находясь в звании старшего лейтенанта, в общей сложности Михаил Петрович сбил 9 самолетов врага.
В июле 1944 года судьба Девятаева оказалась в руках противника. Совершая очередной вылет, он сбил немецкий самолет на западе от украинского города Горохова — сам получил ранение, а его самолет загорелся. Ведущий летчика Владимир Бобров приказал тому покинуть воздушную машину с парашютом. Выполнив команду, летчик попал в плен.
Память о герое
Девятаев М. П. в Пантеоне памяти в Парке Победы (Казань)
- Михаил Девятаев издал две автобиографические книги — «Полёт к солнцу» (1972) и «Побег из ада» (1988).
- Повесть «Сотый шанс» Николая Стурикова.
- В Торбеево, на Октябрьской улице, 8 мая 1975 года открыт Дом-музей Героя Советского Союза М. П. Девятаева.
- Центральный аэроклуб Республики Мордовия носит имя Героя Советского Союза М. П. Девятаева
- В Казани на могиле М. П. Девятаева на Арском кладбище установлен бюст (фото справа).
- Судно на подводных крыльях «Восход-72» носит имя «Герой Михаил Девятаев». В настоящее время не эксплуатируется.
- Пассажирский прогулочный катамаран «Волга-3» носит имя «Герой Девятаев».
- В Казани в Парке Победы в Пантеоне вокруг Вечного огня установлена памятная табличка с данными М. П. Девятаева с упоминанием, что звание Героя Советского Союза ему было присвоено лишь в 1957 году.
- В 2002 году начались съёмки художественного фильма «Побег в небо. Девятаев». Съёмки несколько раз переносились, сначала на 2007 год, затем на 2012 и 2015 годы. В 2017 году, через 15 лет, проект был закрыт.
- В Вологде установлен памятник «Побег из ада».
- В Саранске в 2010 году установлен памятный знак «Побег из ада».
- В 2017 году, в год столетия Героя Советского Союза Михаила Девятаева, вышли в свет два новых документальных фильма о нём — «Побег с острова Узедом» и «Крылатая Казань». Всего с 1963 года снято 14 документальных фильмов о жизни и подвигах Михаила Девятаева, среди которых: «Речники-Герои» Николая Скоморохова, «Догнать и уничтожить» Константина Орозалиева и другие..
- В Пенемюнде (ФРГ) 8 февраля 2020 года состоялась торжественная церемония в честь 75-летия подвига группы военнопленных во главе с Героем Советского Союза лётчиком Михаилом Девятаевым. Организатором памятной церемонии выступил Фонд Александра Печерского, мероприятие вошло в программу проекта «Непокорённые. Сопротивление в фашистских концлагерях».
- В феврале-марте 2020 года стартовали съёмки художественного фильма «Фау-2. Побег из ада» (позднее название фильма изменили на «Девятаев»), повествующего о побеге Михаила Девятаева. Консультантом фильма выступил его сын — Александр Девятаев, профессор КГМУ. Кинопоказ фильма стартовал в кинотеатрах Российской Федерации с 29 апреля 2021 года.
Детство и юность
Михаил Петрович родился летом 1917 года в рабочем поселке Торбеево, который на тот момент входил в состав Тамбовской губернии. По национальности он мокшанин. Помимо него, в семье было еще 12 детей. Хотя жизнь была трудной, отец семейства Пётр Тимофеевич всю жизнь трудился, он был мастеровым человеком, работал на помещика. Мать Акулина Дмитриевна вела хозяйство и воспитывала детей.
Хотя в школе Михаил учился хорошо, проблемы возникали с поведением мальчика. Но в один момент его характер поменялся. Это произошло после встречи с летчиком, посетившим поселок на самолете. Увидев его, юноша спросил, как получить такую профессию. На что получил ответ, что нужно учиться, быть смелым, спортивным и здоровым.
Михаил Девятаев в молодости и зрелом возрасте
С того момента Девятаев все время посвящал спорту и учебе, а после 7-го класса отправился в Казань для поступления в авиационный техникум. Так в биографии юноши появилась история становления будущего летчика. Подавая заявление в училище, Михаил уже представлял, как начнет осваивать азы управления самолетом, однако из-за путаницы с бумагами, по ошибке, его зачислили в речной техникум, где он и остался. Но мечта парня не угасла, поэтому Девятаев записался в аэроклуб в Казани.
Иногда ему приходилось до ночи проводить время в моторном или самолетном классе клуба, а утром бежать на занятия в училище. А вскоре случился тот день, когда юноша впервые оказался в небе. Правда, первый полет происходил с инструктором, но это не уменьшило впечатлений Михаила.
Окончив речной техникум, Девятаев поступил в Оренбургское авиационное училище — это время он вспоминал как самую счастливую пору жизни. При обучении он не пропускал ни одного занятия, много читал и усердно тренировался. Когда учеба закончилась, детская мечта молодого человека сбылась, он стал военным летчиком-истребителем. В молодости ему приходилось служить сначала в Торжке, а позднее его перевели в Могилев.
Младший лейтенант Михаил Девятаев в начале войны
К началу войны из 12 детей семьи Девятаевых в живых осталось только 8, и все внесли вклад в защиту Родины. Четверо братьев Михаила погибли на фронте, остальные дети тоже ушли из жизни, не дожив до преклонных лет.
Прелюдия к побегу
Утром, когда формировались команды для работы, Девятаев без разрешения встал в группу, которая называлась «планирен-командой» и работала на аэродроме. На него не обратили внимания, и вскоре перед Девятаевым распахнулось широкое поле с бетонированной полосой для взлёта, дорожками и стоянками для самолётов. Так и появилась мысль о побеге.
Спланировали, кто изолирует охранника, кто расчехлит моторы, кто снимает струбцинки с закрылков. Однажды слушая Девятаева о том, как лучше захватить бомбардировщик, Соколов не без иронии заметил: «Планы строим давно, а лётчика ты мне так и не назвал?»
«Он перед тобой!» — ответил Михаил. Соколов придирчиво посмотрел на измождённого Девятаева, и в его глазах промелькнула искра сомнения. «Не переживай, — успокоил Девятаев, — я летал на У-2, И-15бис, И-16, Як-1, освоил американскую «Аэрокобру», полечу и на немецком. Захватим бомбардировщик — через два часа будем дома. В этом я уверен».
wikipedia.org
Снимок площадки со стартовым столом и двумя «Фау-2» в горизонтальном положении. 23 июня 1943 г.
Девятаев и его друзья заметили, что во время испытаний ракет в небо поднимался один и тот же самолёт — стоявший в крайнем капонире двухмоторный «хейнкель». Но главное, что He.111 летал чаще других , а чуть позже удалось выяснить, что это личный самолёт командира спецподразделения аса Карла-Хайнца Грауденца, поэтому он уже с утра был заправлен топливом, а моторы прогреты. С января 1945-го «заговорщики» называли этот самолёт никак иначе, как «наш хейнкель».
Летчик Девятаев решился на побег из плена в январе 1945 года
Убегать Девятаев решил на самолете «Хенкель», который находится на полигоне. Михаил с собой хотел взять еще 9 советских пленных. Уже 8 февраля 1945 года началось воплощение плана побега. Сначала был убит конвоир заточкой в голову. Потом все заговорщики сели в самолет Heinkel He 111 H-22. Только в кабине они заметили неготовность воздушного судна к полету. Они стали устранять неполадки. Сразу самолет поднять не удалось. Немцы сразу не поняли, что случилось. Они полагали, что это их пилот сошел с ума. В итоге советские пленные смогли взлететь.
На перехват был выслан истребитель, пилотом которого был Гюнтер Хобом. Но он не знал курса «Хенкеля» и не мог его найти. Увидел Heinkel другой немецкий пилот Вальтер Даль, который летел с задания. Но он не сбил самолет из-за отсутствия боеприпасов. Для Девятаева полет проходил очень тяжело. Он не знал этот немецкий самолет. Уже в полете он изучал управление этой воздушной машиной.
При пересечении линии фронта «Хенкель» был обстрелян советскими зенитками. В итоге Девятаев провел аварийную посадку. С собой летчик привез много ценных данных о немецком научном центре.
Действительность
Сам Девятаев на этот счёт говорит прямо:
«– Михаил Петрович, а правда, что вы после побега из плена пятнадцать лет сидели? – иногда задают мне вопрос.
Что же? Такие толки породили годы безгласности. Нет. Я не сидел в тюрьме. Эти слухи пора развеять. Но сразу же после побега мною, моими друзьями по экипажу особо не восторгались. Скорее наоборот. Мы подверглись довольно жестокой проверке. Длительной и унизительной».
Проверка действительно была долгой, длилась почти два месяца, до конца марта. Срок её окончания можно установить из сказанного Девятаевым о том, когда его из фильтрационного лагеря послали на фронт: «В конце марта в палату госпиталя, где лечились Кривоногов, Емец и я, веселой толпой ввалилось целое отделение солдат, снаряженных к походу». Тогда же группу разделили: «После необходимой проверки рядовые нашей группы влились в соединение, которое сражалось на Одерском плацдарме. Мы, трое офицеров — я, Девятаев, Емец, — ждали подтверждения наших воинских званий и пока оставались вне действий». Из этого «ждали подтверждения» становится ясно, что не было никакого суда с разжалованием — согласно положению о штрафных частях, направленные в них лишались всех званий и наград, получая звание рядовой штрафной роты/батальона. То есть, о направлении в штрафбат также не шло речи.
Но, может быть, в штрафроты были направлены рядовые из группы? Однако, есть точный адрес, в какую из частей их направили на фронт: «Всех их зачислили в одну роту 777-го стрелкового полка». Из название части ясно, что это не штрафная часть, так как штрафные роты создавались при армиях и не входили в состав полков, они могли придаваться им только на время.
— Раковский Андрей Валерьевич 2008/06/16 10:02
Михаил Антилевский «Авиация генерала Власова»
Фельштинский Юрий Наше Отечество (опыт политической истории, часть II)
Личный враг фюрера, «Российская газета» №3366 от 16 декабря 2003 г.
Карташова Людмила Побег с «острова дьявола»
Девятаев М. П. Побег из ада. Казань, 2000
Девятаев М. П. Полет к солнцу
, Кривоногов Иван Павлович Родина зовет. Записки офицера Советской Армии
положение о штрафных частях
Плен и побег
Оказавшись в руках фашистов, Девятаев был отправлен в разведотдел абвера, а позднее в Лодзинский лагерь пленников. Все время там прошло в издевательствах, пытках и голоде, поэтому, объединенные военнопленные летчики планировали побег, который, к слову, так не состоялся.
После того как их поймали, всю группу объявили смертниками и отправили в лагерь Заксенхаузен. Все, кто оказывался там с этим статусом, шли на верную смерть, однако Михаилу Петровичу удалось выжить. Подкупив парикмахера лагеря, Девятаев убедил того подменить на робе номер, таким образом он поменял статус «смертника» и стал обычным «штрафником», которому уже не угрожала смерть.
Вместе с номером изменилось и имя, под которым его отправили на остров Узедом. В этом месте создавали сверхмощное оружие, которое, по мнению фашистов, должно было помочь им победить в войне, речь идет о баллистических и крылатых ракетах. Люди, попадавшие на этот остров, обратно живыми не возвращались. Поэтому у пленных зреет мысль о новом побеге.
Аэрофотосъемка острова Узедом. Побег оттуда считался невозможным
Группа в составе 10 человек, в том числе Михаил Петрович, заприметили самолеты на рядом располагавшемся аэродроме Пнемюнде. Советский летчик взял пилотирование на себя.
После угона за пленными был отправлен бомбардировщик, получивший задание сбить одинокий «Хейнкель». И хотя за штурвал сел опытный летчик, уничтожить беглецов не удалось. А подлетая к линии фронта, самолет Девятаева подвергся атаке советских зенитных орудий.
Несмотря на трудности, мужчина посадил самолет на территории польской артиллерийской части. Михаил Петрович спас девятерых человек и доставил стратегически важную информацию о засекреченном немецком центре по изготовлению ракетного оружия. А впоследствии даже предоставил точные координаты расположенных вдоль берега стартовых установок. Их проверили и подтвердили, а позже с воздуха атаковали остров Узедом.
Как и других пленных фашистской Германии, вернувшихся на территорию Советского Союза, Михаила Девятаева поместили в проверочно-фильтрационный лагерь НКВД, а после завершения проверки отправили на службу в РККА.
Михаил Девятаев со школьниками в День знаний
Позднее знаменитый конструктор ракетно-космической промышленности Советского Союза Сергей Королев разыскал Михаила Петровича и вызвал на аэродром, с которого тот совершил угон самолета. На месте летчик показал ему, где изготовляли узлы ракет и откуда они стартовали. За предоставленную помощь и совершенный подвиг в 1957 году Девятаева наградили званием Героя СССР.
По окончании военных действий Михаил Петрович вернулся в Казань и начал развивать карьеру в речном судоходстве в Казанском порту. Уже имея диплом капитана судна, через несколько лет стал капитаном катера.
Курсом на восток
8 февраля 1945-го. После нескольких снежных дней среди облаков появились просветы, и аэродромную команду послали расчищать взлётно-посадочную полосу. Группа Девятаева решает: летим! Все работают старательно, чтобы не привлечь внимания охраны, а Девятаев не сводил глаз с заветного «хейнкеля». Вот его заправляют, вот прогревают моторы — значит, машина готова к полёту. Охрана стала собираться на обед, этим моментом и решил воспользоваться Девятаев.
Когда убили конвоира, на лицах заключённых, не знавших о готовившемся побеге, появился испуг. В тот момент раздаётся голос Кривоногова: «Ребята, спокойно! Михаил — лётчик. Сейчас полетим на Родину!» Труп конвоира засыпали снегом, а Девятаев и Соколов уже у самолёта. По их сигналу строем, чтобы не привлечь внимания немцев, вышли из капонира и остальные. За конвоира переодетый в солдатскую шинель Кривоногов. Дорога каждая секунда. Девятаев открывает дверцу кабины, а Кривоногов расчехляет моторы…
wikipedia.org
Heinkel He.111- немецкий средний бомбардировщик, один из основных бомбардировщиков люфтваффе.
Когда все забрались в кабину, Девятаев выруливает на взлётно-посадочную полосу. Но что такое, самолёт разгоняется, но не может оторваться от бетонки? Уже видны бушующие волны, ещё миг — и море поглотит самолёт… Быстро убирается газ, бомбардировщик разворачивается, чиркая консолью по бетону. К счастью, обходится без поломок.
Девятаев третий раз в жизни оказывается в подожжённой машине. Но уже над самыми верхушками деревьев ему удаётся сбить пламя. Михаил приглядел подходящую площадку и посадил самолёт. Когда вылез из кабины, увидел, что «хейнкель» зарылся в землю, лопасти винтов погнуты, откуда-то бьёт горячий пар. Следом из машины выбирались и его друзья. Даже не верится, что ещё два часа назад они были узниками концлагеря близ Пенемюнде…
В это время Узедом был похож на растревоженный улей. Первая версия (её выдвинул командир авиаподразделения Карл-Хайнц Грауденц) — самолёт угнали англичане, которые пронюхали о секретной базе. Но откуда «томи» взяться на острове? Когда нашли убитого охранника, всё стало ясно: угон самолёта — дело рук заключённых. Высланные в погоню истребители вскоре вернулись, и командование базы объявило, что «хейнкель» сбит. Гарнизон ждал высокого начальства.
13 февраля на Узедом прибыл сам рейхсмаршал Геринг.«Вы — поганцы! — кричал он лётчикам. — У вас из-под носа пленные украли бомбардировщик. Вшивые пленные. Вы за это все поплатитесь! Вас всех нужно повесить!» Он разжаловал командира авиационной части до рядового, с коменданта лагеря сорвали орденские колодки и отдали под трибунал, который на следующий день приговорил его к расстрелу. Об этом Девятаев узнает десятилетия спустя от немецких историков и оставшихся в живых военнопленных.
Личная жизнь
Несмотря на тяжелые военные и послевоенные годы, личная жизнь героя сложилась хорошо. Женой летчика стала Фаина Хайрулловна, которая родила супругу троих детей — двух сыновей и дочь. И хотя брак был крепким, женщина ревновала возлюбленного. Ведь когда он прославился на весь Советский Союз, ему часто писали женщины. Уже в преклонном возрасте супруг признавался, что свою жену не променял бы ни на одну другую красавицу.
В 1946 году женщина родила первого ребенка, которого назвали Алексеем. Для изучения он выбрал медицину, работал в глазной клинике врачом-анестезиологом, а позднее стал кандидатом медицинских наук. Через 5 лет родился его брат Александр, который тоже выбрал эту сферу. Отец то время работал в Казанском медицинском институте и также стал кандидатом медицинских наук.
Дочь Девятаевых родилась в 1957 году. Нэля не пошла по стопам братьев, ее талант открылся в другой области. Девушка окончила Казанскую консерваторию и в театральном училище преподавала музыку.
Михаил Девятаев с семьей
После войны Михаил Петрович написал книгу «Побег из ада», в которой описал наиболее яркие события пребывания в немецком лагере смерти, а также рассказал историю самого побега. На обложке книги размещено фото Девятаева, которое пересекает колючая проволока.
Семья
Всю свою жизнь Михаил Петрович прожил с Фаузией Хайрулловной, у них родилось трое детей. После выхода статьи в «Литературной газете» к герою пришла известность, что, по его словам, стало причиной ревности супруги. Несмотря на это, серьезных разладов у них не было, вместе они прошли долгий жизненный путь.
С женой
Двое их сыновей стали известными врачами, дочь – преподаватель фортепьяно и теорию музыки в театральном училище.
- Фаузия Хайрулловна Девятаева (дев. Муратова) – жена, родилась 15 декабря 1920 года в Казани. Всю жизнь работала лаборантом в Казанском институте эпидемиологии и микробиологии. Умерла 30 мая 2011 года.
- Алексей – сын, родился 20 августа 1946 года. Кандидат медицинских наук, работал хирургом.
- Александр – сын, родился 24 сентября 1951 года. Профессор, иммунолог, доктор медицинских наук.
- Наиля – дочь, родилась 23 июля 1957 года.
С семьей
Плен и подвиг
В плену с Девятаевым пытались работать сотрудники немецкой разведки. Однако он тщательно изображал из себя военнослужащего, ничего не знающего об истинном положении дел в боевых частях. Ему помогло то, что при переводе в истребительную авиацию данные об этом не успели внести в его удостоверение личности офицера.
Затем Михаила с группой других пленных советских командиров перевели в лагерь на территории Польши, где им создали максимально лояльные условия пребывания, чтобы склонить к измене Родине и переходу на службу в коллаборационистские подразделения вермахта. После отказа Девятаева от сотрудничества отношение к нему нацистов резко изменилось: его отправили в находившийся возле польского города Лодзь концлагерь.
Оттуда Михаил вместе с группой единомышленников попытался совершить побег при помощи подкопа, однако его выдали. В результате Девятаев был приговорён к смерти и отправлен в концлагерь Заксенхаузен. Но там ему повезло: местный парикмахер-антифашист передал ему личную бирку другого узника — недавно погибшего учителя по фамилии Никитенко, который был «штрафником» и не находился в отряде «смертников».
- Аэрофотосъемка полигона Пенемюнде
Под видом Никитенко Михаил стал «топтуном». Так называли людей, которые в рамках договора коммерсантов с администрацией лагеря проверяли на прочность обувь. Для этого Девятаеву приходилось проходить по несколько десятков километров в день. Отбыв «штрафной» срок за погибшего учителя, Михаил был переведён на привилегированный по меркам концлагеря труд — рабочим подсобного хозяйства. Однако его поймали при попытке передать продукты другим заключённым и вернули на общий режим.
«До войны Девятаев занимался спортом. На фоне узников Заксенхаузена он выглядел физически крепким, поэтому его отобрали для работы в концлагере на острове Узедом, обслуживающем полигон Пенемюнде. Там производились испытания первых нацистских ракет «Фау», — рассказал в беседе с RT военный историк Юрий Кнутов.
Также по теме
«Обязать провести налёт на Берлин»: о чём говорят рассекреченные ко Дню ВВС документы Минобороны
Минобороны РФ сняло гриф секретности с части документов времён Великой Отечественной войны, посвящённых подвигам советских лётчиков. В…
На острове Михаил попал в команды заключённых, обслуживавших местный аэродром и обезвреживавших неразорвавшиеся бомбы, сброшенные авиацией союзников.
«Немцы очень сильно прогадали. Они не знали, что среди узников находится лётчик с огромным боевым опытом, технически грамотный и освоивший целый ряд типов самолётов», — отметил Юрий Кнутов.
По его словам, нацисты не обращали внимания на простоватого «учителя», который залезал «погреться» в корпус разбившегося самолёта или с удивлением рассматривал пилотов, заводящих свои машины. Гитлеровские лётчики даже посмеивались над заключённым и старались продемонстрировать ему своё превосходство, заводя самолёт как можно более «лихо». А Девятаев тем временем изучал приборные панели немецкой авиатехники, запоминал, как нацисты готовятся к полёту, фиксировал в памяти устройство вражеской базы и наблюдал за испытаниями ракет.
Ещё до перевода на Узедом Михаил услышал о попытке пленного лётчика захватить немецкий самолёт и загорелся этой идеей. Работая на полигоне, он познакомился с узниками, которые хотели бежать с острова на катере, и убедил их, что воздушный путь будет для них надёжнее.
Как подчеркнул Юрий Кнутов, участники побега буквально балансировали на лезвии ножа. После захвата самолёта оказалось, что на машине не установлен аккумулятор, который пришлось забирать под носом у немцев. А уже после запуска двигателей Михаил, впервые оказавшийся за штурвалом немецкого самолёта, не сразу смог поднять его в воздух. Но в конечном итоге всё обошлось, самолёт взлетел.
«Отправленная вслед за беглецами погоня никого не нашла. Правда, уже в пути группа Девятаева встретила возвращающийся с задания немецкий истребитель, но у того осталось слишком мало топлива и боеприпасов, и лётчик ничего не смог сделать», — отметил историк.
После побега из плена летчика Девятаева не сразу признали героем
Чтобы выявить все подробности пленения летчика, его посадили в особый лагерь НКВД. Осенью 1945 года Девятаев встретился с ученым Сергеем Королевым. В то время Королев был занят изучением германской ракетной техники. Он получил от Девятаева много ценной информации. На угнанном из плена самолете стояла особая аппаратура, которая занималась сопровождением ракеты «Фау-2» во время полета. Также Девятаев смог точно назвать местонахождение ракетных установок, благодаря чему они были уничтожены в марте 1945 года.
После ВОВ Михаил работал капитаном на корабле. Он виделся также с участниками успешного побега. В 2002 году он скончался, успев перед этим поговорить с немецким пилотом Хобомом, который в 1945 году так и не догнал угнанный Heinkel.
Смерть
До последних дней Михаил Девятаев жил в Казани и, несмотря на подорванное на войне здоровье, работал, пока позволяли силы. Летом 2002 года он даже приезжал на тот самый аэродром, с которого когда-то совершил побег. Там снимали документальный фильм о великом подвиге пленника.
В ноябре того же года Михаил Петрович умер, точная причина смерти неизвестна, вероятно, возраст (85 лет) и сопутствующие заболевания тому поспособствовали.
Памятная доска на доме Михаила Девятаева
В память о герое-летчике еще при жизни и после смерти сняли не один документальный фильм. Среди них «Догнать и уничтожить», «Не факт. Подвиг советского летчика» и другие.
Узедом — секретный остров наци на Балтике
Некоторые героические поступки имеют стратегическое значение: благодаря советскому лётчику Михаилу Девятаеву немецкий ракетный исследовательский центр в Пенемюнде так и не смог довести до ума главное «оружие возмездия» Третьего рейха — баллистическую ракету дальнего действия Фау-2, которая долетала Лондона.
Кроме Фау-2 здесь проходили испытания новейших немецких самолётов, в том числе и первых в мире реактивных Me-262. Почти на всех объектах использовался труд заключённых-смертников. Охранялся объект средствами ПВО и подразделениями СС. Вот почему даже представить было невозможно, что отсюда можно угнать целый бомбардировщик.
Ровесник революции Михаил Девятаев родился в Мордовии, учился в Казанском речном техникуме, а по вечерам летал в аэроклубе общества Осоавиахима. В 1938 году по путёвке Комсомола был направлен в Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков, а через два года получил диплом военного лётчика и первое офицерское звание. Война застала Михаила под Минском в должности командира звена 163-го истребительного авиаполка 49-й авиадивизии. И уже 23 июня Девятаев совершает свой первый боевой вылет, а по результатам первых месяцев воздушных сражений получает орден Красного Знамени.
100tatarstan.ru
Михаил Петрович Девятаев родился в Мордовии, учился в Казанском речном техникуме, а по вечерам летал в аэроклубе общества Осоавиахима.
Так начались его круги ада. Сначала предложили вступить во власовскую армию и жестоко избили, когда отказался. Потом была попытка побега из лагеря Клейнкенигсберг — группа заключённых вырыла почти двадцатиметровый туннель, но довести задуманное до конца не получилось. После допросов, на которых избивали до полусмерти, Девятаева с тремя другими участниками подкопа перевели в лагерь смерти Заксенхаузен. Однако в конце 1944-го немцы стали ощущать недостаток в рабочей силе, поэтому из числе менее истощённых смертников отобрали тех, кого можно использовать, и загрузили в товарные вагоны. Так Михаил Девятаев оказался на острове Узедом. Остров как остров, концлагерь как концлагерь, но сквозь шум прибоя Девятаев уловил звук авиационного мотора, который невозможно было спутать ни с чем.
wikipedia.org
«Arbeit macht frei» («Труд делает свободным») — вывеска над воротами лагеря смерти Заксенхаузен, куда был переведён Девятаев с тремя другими участниками подкопа.
— На следующий день, когда наша команда возвращалась после разгрузки цемента с барж, нас провели мимо ракетных установок, — делился воспоминаниями Михаил Петрович. — Позднее, когда мы поедали полученные на ужин 3-4 картофелины, неожиданно блеснула вспышка огня, всколыхнулась земля, в окно ударила взрывная волна. Кто-то с испугу упал на пол барака. «Ракету запускают!» — прояснили ситуацию старожилы.