Оглавление
- Летчик Девятаев решился на побег из плена в январе 1945 года
- Примечания
- После побега из плена летчика Девятаева не сразу признали героем
- Концлагерь под Питером и настоящие «Хенкели»
- Дальнейшая судьба участников побега
- Узедом — секретный остров наци на Балтике
- Личный враг Гитлера
- Действительность
- Ссылки
- Путь в небо
- Военная служба
- Примечания
- Невероятный полет летчика Девятаева
- Угнал самолет
- Личный враг Гитлера
Летчик Девятаев решился на побег из плена в январе 1945 года
Убегать Девятаев решил на самолете «Хенкель», который находится на полигоне. Михаил с собой хотел взять еще 9 советских пленных. Уже 8 февраля 1945 года началось воплощение плана побега. Сначала был убит конвоир заточкой в голову. Потом все заговорщики сели в самолет Heinkel He 111 H-22. Только в кабине они заметили неготовность воздушного судна к полету. Они стали устранять неполадки. Сразу самолет поднять не удалось. Немцы сразу не поняли, что случилось. Они полагали, что это их пилот сошел с ума. В итоге советские пленные смогли взлететь.
На перехват был выслан истребитель, пилотом которого был Гюнтер Хобом. Но он не знал курса «Хенкеля» и не мог его найти. Увидел Heinkel другой немецкий пилот Вальтер Даль, который летел с задания. Но он не сбил самолет из-за отсутствия боеприпасов. Для Девятаева полет проходил очень тяжело. Он не знал этот немецкий самолет. Уже в полете он изучал управление этой воздушной машиной.
При пересечении линии фронта «Хенкель» был обстрелян советскими зенитками. В итоге Девятаев провел аварийную посадку. С собой летчик привез много ценных данных о немецком научном центре.
Примечания
- Комментарии
- В некоторых публикациях утверждается, что их направили в штрафные батальоны, однако указанная часть не была штрафной.
- Использованная литература и источники
- ↑
- ↑
- ↑
- (англ.). TracesOfWar.
- Замятин Сергей Семенович. (недоступная ссылка). Монография. Журнал «Самиздат» (10 мая 2008). — «Сам Девятаев вспоминал об этом так: — „Твой лагерь?“ — спросил меня сопровождавший энкавэдэшник. „Да“, — отвечаю. „А в каком блоке сидел?“ — „В тринадцатом“. А он мне: „Хорошо, здесь и будешь опять сидеть“.». Дата обращения: 28 октября 2017.
- ↑ Беспалова Н., Черепанов М. . «Российская газета» — Волга — Урал (№ 3366 от 16 декабря 2003 г.). Дата обращения: 11 января 2011.
- ↑
- ↑ . warspot.ru. Дата обращения: 23 апреля 2021.
- (недоступная ссылка). Известия Мордовии (5 февраля 2010). Дата обращения: 11 января 2010.
- , с. 270.
- Сам будущий Генеральный конструктор советских ракет тоже был освобождён из заключения лишь за полгода до этих событий.
- , с. 203.
- Зотикова В. . Российская газета-Неделя-Средняя Волга (№0(6628) от 19 марта 2015г.). Дата обращения: 18 июня 2020.
- ↑ , с. 188.
- , с. 160.
- Всё о Мордовии: Энциклопедический справочник / сост. Н. С. Крутов, Е. М. Голубчик, С. С. Маркова. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. — С. 325. — ISBN 5-7595-1662-0.
- . Столица С. Дата обращения: 27 апреля 2020.
- . www.tatar-inform.ru. Дата обращения: 27 апреля 2020.
- . Вечерняя Москва. Дата обращения: 27 апреля 2020.
- . РИА Новости (20200208T1708+0300). Дата обращения: 12 апреля 2020.
После побега из плена летчика Девятаева не сразу признали героем
Чтобы выявить все подробности пленения летчика, его посадили в особый лагерь НКВД. Осенью 1945 года Девятаев встретился с ученым Сергеем Королевым. В то время Королев был занят изучением германской ракетной техники. Он получил от Девятаева много ценной информации. На угнанном из плена самолете стояла особая аппаратура, которая занималась сопровождением ракеты «Фау-2» во время полета. Также Девятаев смог точно назвать местонахождение ракетных установок, благодаря чему они были уничтожены в марте 1945 года.
После ВОВ Михаил работал капитаном на корабле. Он виделся также с участниками успешного побега. В 2002 году он скончался, успев перед этим поговорить с немецким пилотом Хобомом, который в 1945 году так и не догнал угнанный Heinkel.
Концлагерь под Питером и настоящие «Хенкели»
Специально для съемок на форте Константин в Кронштадте выстроили целый концентрационный лагерь. Собрали две «Аэрокобры» и полноразмерную копию «Хенкеля», того самого самолета, угнанного из концлагеря.
По сценарию, основное действие происходит в феврале, вокруг должно быть полно снега, но у погоды свои сценарии. Вместо снегопадов — дожди, ветра, а однажды опустился ураган.
Порывы ветра были такой силы, что сдули часть декораций. Тяжелая конструкция рухнула на землю. К счастью, никого поблизости не оказалось и обошлось без жертв.
Что касается самолетов, то на земле они будут самыми настоящими, а вот доверять актерам воздушный бой не стали. Эти сцены для большей достоверности заменят компьютерной графикой.
Режиссер Тимур БекмамбетовФото: Олег Золото/ «КП»
Дальнейшая судьба участников побега
Судьба М. П. Девятаева
Для проверки обстоятельств пленения и обстоятельств побега, Девятаев был помещён в фильтрационный лагерь — «» НКВД (которым был бывший немецкий лагерь «Заксенхаузен» находившийся на территории Польши), где подвергался допросам и проверкам. В сентябре 1945 года С. П. Королёв, работавший под псевдонимом «Сергеев», вызвал его на остров Узедом и привлёк для консультаций. По просьбе полковника Сергеева (С. П. Королёва) Михаил Девятаев показал ему, где располагались пусковые установки ракет и подземные цеха в ракетном центре Пенемюнде, помог найти и собрать отдельные детали и узлы ракеты. В конце 1945 года Девятаев был уволен в запас (по некоторым данным, он непродолжительное время находился на территории колонии-поселения в Псковской области) и долгое время, как бывший военнопленный, испытывал затруднения с поиском работы. По воспоминаниям дочери и сына Михаила Девятаева в декабре 1945 года он вернулся в Казань и устроился на работу в Казанском речном порту дежурным по вокзалу, затем выучился на капитана-механика, но некоторое время мог плавать только на служебном катере. С 1949 года работал помощником капитана баркаса «Огонёк», с 1952 года — капитаном баркаса «Огонёк». С 1955 года — переведен на должность капитана теплохода. Однако в некоторых публикациях также содержатся сведения о том, что Девятаев в тот период был осуждён за «измену Родине» и отправлен в лагеря, а через 9 лет попал под амнистию.
Через 12 лет после событий, 15 августа 1957 года по инициативе С. П. Королёва Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза (по некотором сведениям, награда была вручена за вклад в советское ракетостроение), а другие участники побега были награждены орденами (в том числе, погибшие награждены посмертно). Вскоре после награждения Девятаеву были поручены испытания «Ракеты» — одного из первых советских судов на подводных крыльях; он долгие годы работал капитаном речных судов, и стал первым капитаном теплохода «Метеор». Практически до конца жизни активно участвовал в общественной жизни, делился воспоминаниями, неоднократно посещал остров Узедом и встречался с другими участниками событий, издал две автобиографические книги о событиях — «Побег из ада» и «Полёт к солнцу».
Судьба других участников побега
В конце марта 1945 года, после проверки и лечения, семеро из десяти участников побега (Соколов, Кутергин, Урбанович, Сердюков, Олейник, Адамов, Немченко) были зачислены в одну из рот 777-го стрелкового полка (по другим данным — в 7-ю стрелковую роту 3-го стрелкового батальона 447-го стрелкового Пинского полка 397-й стрелковой дивизии 61-й армии) и отправлены на фронт (даже Немченко, потерявший один глаз, уговорил отправить его на фронт в качестве санитара стрелковой роты). 14 и 16 апреля 397-я дивизия дважды пыталась форсировать реку Одер, но без особого успеха. Именно в эти дни погибли: Пётр Кутергин, Тимофей Сердюков, Владимир Соколов и Николай Урбанович. Фёдор Адамов был ранен и в дальнейшем не принимал участия в боевых действиях. В последующие дни дивизия всё же смогла форсировать Одер, закрепилась и начала продвижение в западном направлении, захватив город Фалькенберг. В этих боях 21 апреля погиб Иван Олейник, а 24 апреля — Владимир Немченко (однако, по словам Девятаева, Олейник якобы погиб на Дальнем Востоке, в войне с Японией).
В итоге, к маю 1945 года из десятерых беглецов в живых остались только четверо: находящийся по ранению в госпитале Фёдор Адамов и трое офицеров — Девятаев, Кривоногов и Емец — которые были отправлены в ОКР «СМЕРШ» 1-й Горьковской запасной стрелковой дивизии, где они до конца войны оставались вне зоны боевых действий, ожидая подтверждения своих воинских званий.
После госпиталя Адамов вернулся в посёлок Белая Калитва Ростовской области и стал шофёром. Емец после войны вернулся в Сумскую область и стал бригадиром в колхозе.
Узедом — секретный остров наци на Балтике
Некоторые героические поступки имеют стратегическое значение: благодаря советскому лётчику Михаилу Девятаеву немецкий ракетный исследовательский центр в Пенемюнде так и не смог довести до ума главное «оружие возмездия» Третьего рейха — баллистическую ракету дальнего действия Фау-2, которая долетала Лондона.
Кроме Фау-2 здесь проходили испытания новейших немецких самолётов, в том числе и первых в мире реактивных Me-262. Почти на всех объектах использовался труд заключённых-смертников. Охранялся объект средствами ПВО и подразделениями СС. Вот почему даже представить было невозможно, что отсюда можно угнать целый бомбардировщик.
Ровесник революции Михаил Девятаев родился в Мордовии, учился в Казанском речном техникуме, а по вечерам летал в аэроклубе общества Осоавиахима. В 1938 году по путёвке Комсомола был направлен в Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков, а через два года получил диплом военного лётчика и первое офицерское звание. Война застала Михаила под Минском в должности командира звена 163-го истребительного авиаполка 49-й авиадивизии. И уже 23 июня Девятаев совершает свой первый боевой вылет, а по результатам первых месяцев воздушных сражений получает орден Красного Знамени.
100tatarstan.ru
Михаил Петрович Девятаев родился в Мордовии, учился в Казанском речном техникуме, а по вечерам летал в аэроклубе общества Осоавиахима.
Так начались его круги ада. Сначала предложили вступить во власовскую армию и жестоко избили, когда отказался. Потом была попытка побега из лагеря Клейнкенигсберг — группа заключённых вырыла почти двадцатиметровый туннель, но довести задуманное до конца не получилось. После допросов, на которых избивали до полусмерти, Девятаева с тремя другими участниками подкопа перевели в лагерь смерти Заксенхаузен. Однако в конце 1944-го немцы стали ощущать недостаток в рабочей силе, поэтому из числе менее истощённых смертников отобрали тех, кого можно использовать, и загрузили в товарные вагоны. Так Михаил Девятаев оказался на острове Узедом. Остров как остров, концлагерь как концлагерь, но сквозь шум прибоя Девятаев уловил звук авиационного мотора, который невозможно было спутать ни с чем.
wikipedia.org
«Arbeit macht frei» («Труд делает свободным») — вывеска над воротами лагеря смерти Заксенхаузен, куда был переведён Девятаев с тремя другими участниками подкопа.
— На следующий день, когда наша команда возвращалась после разгрузки цемента с барж, нас провели мимо ракетных установок, — делился воспоминаниями Михаил Петрович. — Позднее, когда мы поедали полученные на ужин 3-4 картофелины, неожиданно блеснула вспышка огня, всколыхнулась земля, в окно ударила взрывная волна. Кто-то с испугу упал на пол барака. «Ракету запускают!» — прояснили ситуацию старожилы.
Личный враг Гитлера
По словам Александра Михайлова, Девятаев смог пересечь линию фронта, однако самолёт был обстрелян советскими зенитчиками, его пришлось посадить в расположении 61-й армии. Сбежавших из плена направили в госпиталь.
В дальнейшем их пути разошлись. Семеро солдат и сержантов были направлены в действующую армию. Шестеро из них погибли в боях на территории Германии. А вот трое офицеров, включая Девятаева, попали в фильтрационный лагерь, ожидая подтверждения своих званий, и пробыли в нём несколько месяцев.
- Михаил Девятаев, 1968 год
- РИА Новости
Как рассказал Юрий Кнутов, в Германии из-за угона Девятаевым самолёта разгорелся страшный скандал.
«Счёт времени в немецких ракетных испытаниях шёл на дни, и потеря находившегося на самолёте специального оборудования лишила немцев возможности попытаться уйти от поражения. Кроме того, Девятаев передал советскому командованию координаты расположенных на острове замаскированных объектов, по которым после этого был нанесён мощный авиационный удар. Согласно ряду источников, руководству рейха доложили о деталях побега советских пленных, и Девятаев стал личным врагом Гитлера», — подчеркнул историк.
В 1945 году на остров Узедом прибыл руководитель советской ракетной программы Сергей Королёв, находившийся там как «полковник Сергеев», отмечает Кнутов.
По словам Кнутова, история жизни Девятаева после побега окутана тайной: в СМИ и исторической литературе существует множество версий на этот счёт. Возможно, такая неопределённость связана с тем, что часть документов до сих пор находится под грифом секретности, считает эксперт.
«Можно найти утверждения о том, что лётчика якобы осудили на девять лет за «измену Родине» и выпустили только в 1950-е годы. Исходя из интервью самого Девятаева, его демобилизовали спустя несколько месяцев, записав по ошибке артиллеристом. Некоторое время он из-за пребывания в плену не мог найти работу, а потом устроился помощником дежурного по порту в Казани», — рассказал эксперт.
Также по теме
«Презрение к смерти»: как Александр Покрышкин прошёл путь от подручного кровельщика до маршала авиации
75 лет назад лётчик Александр Покрышкин был в третий раз удостоен звания Героя Советского Союза за подвиги в боях с…
В 1957 году статья о подвиге Девятаева была опубликована в «Литературной газете». 15 августа 1957 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза за отвагу и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. По словам Юрия Кнутова, существуют данные о том, что инициатором награждения Девятаева был Сергей Королёв, отметивший таким образом заслуги лётчика в деле развития советской ракетной техники.
«В 1950-е годы Девятаеву поручили испытания одних из первых советских судов на подводных крыльях, затем он стал первым капитаном теплохода типа «Метеор», издавал книги, вёл активную общественную жизнь. Если бы в биографии Девятаева были хоть какие-то сомнительные моменты, он не смог бы достичь такого успеха. Значит, его жизнь была безупречной и за измену Родине его никто не судил. Иногда звучат версии о том, что он мог участвовать в секретных проектах советской разведки или помогать Королёву после 1945 года. Однако подтвердить или опровергнуть эти данные сейчас невозможно», — отметил Юрий Кнутов.
- Памятник в Саранске
Михаил Девятаев умер 24 ноября 2002 года в Казани. В память о нём установлено несколько монументов. В Торбееве открыт посвящённый истории его жизни музей. Его имя было также присвоено нескольким судам.
Действительность
Сам Девятаев на этот счёт говорит прямо:
«– Михаил Петрович, а правда, что вы после побега из плена пятнадцать лет сидели? – иногда задают мне вопрос.
Что же? Такие толки породили годы безгласности. Нет. Я не сидел в тюрьме. Эти слухи пора развеять. Но сразу же после побега мною, моими друзьями по экипажу особо не восторгались. Скорее наоборот. Мы подверглись довольно жестокой проверке. Длительной и унизительной».
Проверка действительно была долгой, длилась почти два месяца, до конца марта. Срок её окончания можно установить из сказанного Девятаевым о том, когда его из фильтрационного лагеря послали на фронт: «В конце марта в палату госпиталя, где лечились Кривоногов, Емец и я, веселой толпой ввалилось целое отделение солдат, снаряженных к походу». Тогда же группу разделили: «После необходимой проверки рядовые нашей группы влились в соединение, которое сражалось на Одерском плацдарме. Мы, трое офицеров — я, Девятаев, Емец, — ждали подтверждения наших воинских званий и пока оставались вне действий». Из этого «ждали подтверждения» становится ясно, что не было никакого суда с разжалованием — согласно положению о штрафных частях, направленные в них лишались всех званий и наград, получая звание рядовой штрафной роты/батальона. То есть, о направлении в штрафбат также не шло речи.
Но, может быть, в штрафроты были направлены рядовые из группы? Однако, есть точный адрес, в какую из частей их направили на фронт: «Всех их зачислили в одну роту 777-го стрелкового полка». Из название части ясно, что это не штрафная часть, так как штрафные роты создавались при армиях и не входили в состав полков, они могли придаваться им только на время.
— Раковский Андрей Валерьевич 2008/06/16 10:02
Михаил Антилевский «Авиация генерала Власова»
Фельштинский Юрий Наше Отечество (опыт политической истории, часть II)
Личный враг фюрера, «Российская газета» №3366 от 16 декабря 2003 г.
Карташова Людмила Побег с «острова дьявола»
Девятаев М. П. Побег из ада. Казань, 2000
Девятаев М. П. Полет к солнцу
, Кривоногов Иван Павлович Родина зовет. Записки офицера Советской Армии
положение о штрафных частях
Ссылки
- Первые немецкие военнопленные
- Немецкие военнопленные в Советском Союзе
- Военнопленные
- Д.Кузин Немецкие военнопленные в Советском Союзе
- Н.Бугай. РЕПАТРИАЦИЯ ВОЕННОПЛЕННЫХ НЕМЦЕВ ИЗ СССР в 40—50-е годы
- Ю.Еремеев. Долгий русский плен
- И.Безбородова. Генералы вермахта в советском плену
- Е.Шуман.»Архипелаг ГУПВИ»
- А.Морозова. Конрад Аденауэр: поездка в никуда
- А.Кузьминых. Иностранные военнопленные и советские женщины
- Фотоальбом ‘Альбом пребывания военнопленных немецкой национальности в СССР. Лагерь 230/1 MВД СССР’. В альбоме собраны снимки, сделанные немецкими военнопленными в послевоенный период во время нахождения в советском лагере для военнопленных.
Путь в небо
Михаил Девятаев родился 8 июля (сам он в интервью утверждал, что 13 июля) 1917 года в посёлке Торбеево Тамбовской губернии. Он был 13-м ребёнком в небогатой крестьянской семье.
С детства Девятаев мечтал стать лётчиком, поэтому после окончания седьмого класса вместе с друзьями поехал в Казань поступать в авиационный техникум. Однако там их не приняли из-за нехватки документов. В результате ребята пошли в Казанский речной техникум. Но свои мечты о небе Михаил не оставил: параллельно с учёбой посещал занятия в аэроклубе.
В 1938 году Михаил Девятаев ушёл в армию и поступил в одно из лучших советских лётных учебных заведений — Военное авиационное училище лётчиков им. К.Е. Ворошилова в Оренбурге, рассказал в интервью RT специалист-историк Музея Победы Александр Михайлов.
Сразу после выпуска Девятаев оказался на фронте Зимней войны с Финляндией, а по её завершении служил в Торжке, Риге и авиационных частях на территории Белоруссии, где его и застала Великая Отечественная война.
Из-за последствий ранения врачебная комиссия запретила Девятаеву летать на истребителе. Некоторое время он служил в санитарной и бомбардировочной авиации. Однако в начале 1944 года, по словам историка, Михаила Девятаева представили знаменитому советскому асу Александру Покрышкину, и тот ходатайствовал перед командованием о переводе Михаила на истребитель.
Согласно официальной статистике, за время войны Девятаев сбил девять вражеских самолётов, однако в своих воспоминаниях он говорил, что побед на самом деле было больше — не менее 18, просто в начале войны их учёт должным образом не вёлся.
Военная служба
В июне 1941 года выпускник Оренбургского авиационного училища отправился на фронт, а через 2 дня открыл боевой счет, сбив пикирующий под Минском бомбардировщик противника. Были у Девятаева и другие удавшиеся вылеты. Летчика, наряду с другими отличившимися, вызвали в Москву для обороны подступов к столице.
В ходе очередной военной операции на самолетах «Як-1» летчики перехватили противника, который собирался сбросить смертоносный груз на столицу. Однако мужчине не всегда так везло. Однажды он получил военное задание, при возвращении с которого в Москву подвергся атаке фашистских бомбардировщиков. Один «Юнкерс» противника все же был сбит, однако и самолет Девятаева пострадал. Пилоту удалось приземлиться, несмотря на ранение в левую ногу. Так Михаил Петрович попал в госпиталь, а позднее единодушным решением врачебной комиссии его определили в тихоходную авиацию.
Шлем и фотоальбом Михаила Девятаева
Некоторое время Девятаев работал в составе полка ночных бомбардировщиков, затем его перевели в санитарную авиацию. И только в 1944 году, после встречи с Александром Покрышкиным, он вернулся в отряд истребителей. После еще не раз поднимал свой самолет в воздух, находясь в звании старшего лейтенанта, в общей сложности Михаил Петрович сбил 9 самолетов врага.
В июле 1944 года судьба Девятаева оказалась в руках противника. Совершая очередной вылет, он сбил немецкий самолет на западе от украинского города Горохова — сам получил ранение, а его самолет загорелся. Ведущий летчика Владимир Бобров приказал тому покинуть воздушную машину с парашютом. Выполнив команду, летчик попал в плен.
Примечания
- Комментарии
- В книге Девятаева указывается 11:45, в более поздних воспоминаниях появляется 12:36
- Добегнев вечером 9 февраля 1945 (к началу Восточно-Померанской операции) назывался Вольденбергом (возможна ошибка в воспоминаниях Кривоногова, так как они писались в 1962 году) и находился примерно в 30 км от линии фронта, вне зоны дислокации 61 армии. Последняя находилась на участке передовой от Арнсвальде (ныне Хощно) до Пирица (ныне Пыжице). По другим источникам (Сочнева, 2009), место посадки находилось южнее населённого пункта Голлин. Однако, это немецкое название имеют много населённых пунктов в северо-западной Польше, и ни один из них не находится в указанном районе.
- В некоторых публикациях утверждается, что их направили в штрафные батальоны, однако указанная часть не была штрафной.
- В начале 1943 года карта расположения и схема полигона Пенемюнде были переданы англичанам двумя польскими заключенными. На основе этого сообщения и других данных, полученных британской разведкой, полигон подвергался бомбардировкам стратегической авиации RAF, начиная с конца июля 1943 года. См. Garliński, Józef (англ.)русск.. Hitler’s Last Weapons: The Underground War against the V1 and V2 (англ.). — New York: Times Books (англ.)русск., 1978. — P. 52, 82.
- Использованная литература и источники
- . Дата обращения: 1 мая 2010.
- , с. 90.
- . Дата обращения: 16 февраля 2010.
- , с. 26.
- ↑ . niznov-nekropol.ucoz.ru. Дата обращения: 28 августа 2017.
- ↑ (недоступная ссылка). «Известия Мордовии» (5 февраля 2010). Дата обращения: 11 января 2010.
- , с. 137—141.
- , с. 122.
- Тамара Крюченко. . «Правда Гомель» (30 апреля 2009). Дата обращения: 8 сентября 2018.
- , с. 150.
- (недоступная ссылка). «Заря Кубани» (23 июля 2009). Дата обращения: 12 января 2011.
- Алёна Сочнева. . Областная газета (8 декабря 2009). Дата обращения: 12 января 2011.
- , с. 147—149.
- , с. 164—165.
- , с. 148—149.
- , с. 182.
- , с. 153.
- , с. 193—194.
- ↑ Наталия Беспалова, Михаил Черепанов. . «Российская газета» — Волга — Урал (№3366 от 16 декабря 2003 г.). Дата обращения: 11 января 2011.
- , с. 156—158.
- , с. 207—209.
- , с. 221.
- ↑ Василий Песков. . Российская газета (4 мая 2007). Дата обращения: 3 сентября 2010.
- ↑ , с. 252.
- . Дата обращения: 13 января 2013.
- , с. 173—174.
- , с. 268.
- Замятин Сергей Семенович. (недоступная ссылка). Монография. Журнал «Самиздат» (10 мая 2008). — «Сам Девятаев вспоминал об этом так: — „Твой лагерь?“ — спросил меня сопровождавший энкавэдэшник. „Да“, — отвечаю. „А в каком блоке сидел?“ — „В тринадцатом“. А он мне: „Хорошо, здесь и будешь опять сидеть“.». Дата обращения: 28 октября 2017.
- ↑
- , с. 203—204: «-«А в декабре 45-го отец вернулся в Казань. Ему дали место дежурного на вокзале»».
- ↑
- ↑ , с. 188.
- , с. 160.
- . warspot.ru. Дата обращения: 23 апреля 2021.
- , с. 270.
- , с. 183.
- . РИА Новости (8 февраля 2020). Дата обращения: 10 апреля 2020.
- . Президент Республики Татарстан (9 мая 2018).
- . Дата обращения: 14 марта 2010.
- . Mignews.com.ua (26 февраля 2010). Дата обращения: 7 апреля 2012.
- . Комсомольская Правда (6 мая 2010). Дата обращения: 7 апреля 2012.
- . Дата обращения: 28 февраля 2013.
- . Библиотека им. Н.В. Гоголя (2015-30-07).
Невероятный полет летчика Девятаева
Михаил Девятаев попал в плен 13 июля 1944 года. Его самолет подбили в районе Львова, летчик катапультировался, но во время полета ударился о стабилизатор самолета и потерял сознание. В таком виде его и нашли фашисты.
Первый раз он вместе с группой летчиков пытался совершить побег из Лодзинского лагеря для военнопленных спустя месяц. В наказание беглецы были отправлены в лагерь смерти – Заксенхаузен.
Каким-то чудом Девятаеву удалось договориться с лагерным парикмахером и подменить нашивку на робе.
Так, из смертника он получил статус «штрафника» и новое имя Никитенко Степан Григорьевич. Благодаря этому он оказался в концлагере на остров Узедом, где шли разработки крылатых ракет «Фау-1» и баллистических ракет «Фау-2» для Третьего рейха.
Михаил Девятаев смог сбежать от фашистов на угнанном самолетеФото: https://ru.wikipedia.org/wiki/Девятаев,_Михаил_Петрович
Война постепенно подкатывалась к границам Берлина, а в плену российские солдаты готовили побег.
8 февраля 1945 года Девятаев и 10 военнопленных захватили бомбардировщик «Хенкель» и поднялись в воздух. Эта попытка оказалась не просто успешной, а изменила ход истории.
Пленные не только добрались до своих, но и доставили стратегически важные сведения о засекреченном центре на Узедоме, на который вскоре была проведена успешная атака.
Угнал самолет
Это был 12-й боевой вылет 19-летнего Николая Лошакова
. Мотор ЯК-16 дал сбой, летчик развернулся в сторону Ленинграда, который оборонял их полк в ноябре 1942 года. В бою подбил «мессершмитт», но оказался зажат в тиски двумя вражескими самолетами. Раненный в руку и ногу, Николай выпрыгнул с парашютом из горящего самолета над нашей территорией, но сильный ветер отнес его в сторону фрицев.
Пленного летчика немцы начали склонять перейти на свою сторону: решили, что юнец сбит в первом же бою и с перепугу согласится служить в их авиации. Поразмыслив, Лошаков согласился, а про себя решил — это лучший способ сорвать план фашистов о формировании эскадрильи из предателей. Его отправили на запасной аэродром в город Остров. Впрочем, к самолетам не подпускали. Зато свободу передвижения не ограничивали. Нашелся Николаю помощник — пленный пехотинец Иван Денисюк
, работавший заправщиком. Он смог достать немецкую летную куртку и пилотку, срисовать расположение приборов в самолете. 11 августа 1943 года на аэродроме сел грузовой «шторх», и немецкий летчик ушел отдыхать. Денисюк быстро заправил машину, Лошаков незаметно переоделся в немецкую форму, спокойно подошел к самолету, завел мотор и взмыл в небо. Когда немцы поняли, что их облапошили, было поздно. Беглецы, преодолев 300 километров, посадили самолет на картофельном поле. Это был первый побег из плена на захваченном у врага самолете.
Личный враг Гитлера
По словам Александра Михайлова, Девятаев смог пересечь линию фронта, однако самолёт был обстрелян советскими зенитчиками, его пришлось посадить в расположении 61-й армии. Сбежавших из плена направили в госпиталь.
В дальнейшем их пути разошлись. Семеро солдат и сержантов были направлены в действующую армию. Шестеро из них погибли в боях на территории Германии. А вот трое офицеров, включая Девятаева, попали в фильтрационный лагерь, ожидая подтверждения своих званий, и пробыли в нём несколько месяцев.
Как рассказал Юрий Кнутов, в Германии из-за угона Девятаевым самолёта разгорелся страшный скандал.
В 1945 году на остров Узедом прибыл руководитель советской ракетной программы Сергей Королёв, находившийся там как «полковник Сергеев», отмечает Кнутов.
«Ему сообщили об офицере, сбежавшем из лагеря. В итоге Девятаев был привлечён Королёвым в качестве консультанта. Он смог рассказать конструктору много полезного. Полученные при изучении немецких баз данные Королёв использовал при разработке советских ракетных вооружений», — пояснил историк.
По словам Кнутова, история жизни Девятаева после побега окутана тайной: в СМИ и исторической литературе существует множество версий на этот счёт. Возможно, такая неопределённость связана с тем, что часть документов до сих пор находится под грифом секретности, считает эксперт.
«Можно найти утверждения о том, что лётчика якобы осудили на девять лет за «измену Родине» и выпустили только в 1950-е годы. Исходя из интервью самого Девятаева, его демобилизовали спустя несколько месяцев, записав по ошибке артиллеристом. Некоторое время он из-за пребывания в плену не мог найти работу, а потом устроился помощником дежурного по порту в Казани», — рассказал эксперт.
«В 1950-е годы Девятаеву поручили испытания одних из первых советских судов на подводных крыльях, затем он стал первым капитаном теплохода типа «Метеор», издавал книги, вёл активную общественную жизнь. Если бы в биографии Девятаева были хоть какие-то сомнительные моменты, он не смог бы достичь такого успеха. Значит, его жизнь была безупречной и за измену Родине его никто не судил. Иногда звучат версии о том, что он мог участвовать в секретных проектах советской разведки или помогать Королёву после 1945 года. Однако подтвердить или опровергнуть эти данные сейчас невозможно», — отметил Юрий Кнутов.
Михаил Девятаев умер 24 ноября 2002 года в Казани. В память о нём установлено несколько монументов. В Торбееве открыт посвящённый истории его жизни музей. Его имя было также присвоено нескольким судам.
«Хотя о некоторых деталях жизни Михаила Девятаева мы, возможно, узнаем только после снятия грифа секретности, мы можем смело констатировать, что он был выдающейся личностью: героическим офицером и человеком, который в известной мере помог нашей стране сделать рывок в развитии науки и техники», — резюмировал Юрий Кнутов.
Святослав Князев, RT
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей и Телеграм-канал FRONTовые заметки
В Киевской области бывшие полицейские оборудовали нарколабораторию