Берегись автомобиля

Содержание/сюжет

Скромный и застенчивый страховой агент, в прошлом шофёр, а ныне ещё и актёр самодеятельного театра Юрий Деточкин оказывается непримиримым борцом за справедливость. Правда, правоохранительным органам в лице актёра того же театра — следователя Максима Подберёзовикова, в чьём кабинете вместо традиционного портрета Дзержинского висит портрет Станиславского, этот Робин Гуд представляется опасным, хитроумным, изобретательным и неуловимым преступником.

Бывая по долгу службы в домах довольно состоятельных людей и видя, что его клиенты живут явно не по средствам, Деточкин пытается восстановить справедливость, как он её понимает: он ведёт досье на взяточников, спекулянтов и расхитителей, угоняет у них автомобили, перепродаёт их, а вырученные деньги (за удержанием накладных расходов) переводит детским домам.

У одного из клиентов, молодого продавца комиссионного магазина Димы Семицветова, торгующего «из-под прилавка» дефицитной электроникой, Деточкину удаётся угнать машину лишь с третьей попытки: в первый раз срабатывает сигнализация, во второй Деточкин попадает в капкан, установленный бдительным хозяином после первой попытки угона. Тогда Деточкин подкупает крановщика, и тот, при помощи автокрана, поднимает гараж Семицветова. На украденной машине Деточкин едет в Прибалтику и по пути знакомится с обаятельным милиционером, которому помогает завести заглохший мотоцикл. Но в ближайшем населённом пункте милиционер получает ориентировку на угнанную «Волгу» и пускается за Деточкиным в погоню. После каскада автомобильных трюков милицейский мотоцикл снова глохнет, и Деточкин продолжает свой путь.

Пока Юрий Иванович в Прибалтике продаёт «Волгу» Семицветова некоему пастору (разбогатевшему на пожертвованиях прихожан), на его след выходит Максим Подберёзовиков. Следователь случайно обнаруживает, что свои отлучки Деточкин дома объясняет «служебными командировками», а на работе — «болезнями» многочисленных «родственников». Подберёзовиков вспоминает все странности в поведении Деточкина, его повышенный интерес к расследованию, и у него исчезают последние сомнения.

На очередной репетиции Подберёзовиков разоблачает Деточкина, но, желая всё-таки понять, что толкнуло его на путь преступления, перед арестом ведёт друга в пивную. Деточкин предъявляет Максиму все имеющиеся документы: квитанции на денежные переводы и прочее. Заведующий пивной, тоже жертва Деточкина, решив, что нагрянула ревизия, подаёт визитёрам «фирменное пиво», то есть «ёрш». Захмелевший Подберёзовиков, узнав, что Деточкин угоняет автомобили из благородных побуждений, решает пойти на должностное преступление и отпустить Деточкина под обещание больше не угонять машины даже у взяточников. Он пытается даже разорвать постановление об аресте, но Деточкин отнимает у него документ.

В ожидании скорого ареста Деточкин рассказывает обо всём своей невесте Любе; он честно пытается покончить с прошлым, выбрасывает в реку свою картотеку, но тут же ему попадается на глаза «Волга» со знакомым номером. Выловив из воды картотеку, Деточкин устанавливает, что машина принадлежит взяточнику, — и угоняет её; но на этот раз подгоняет машину к отделению милиции, где работает Подберёзовиков. Во время поездки в этой машине по городу Деточкина из своего троллейбуса замечает Люба и бросается за ним в неудачную погоню, чтобы предотвратить новое преступление. Однако в картотеку Деточкина вкралась ошибка: автомобиль принадлежит честному человеку. Подберёзовиков вынужден арестовать друга. Деточкин сам является «с вещами» и готовым постановлением о собственном аресте.

На премьеру самодеятельного «Гамлета» Деточкина под конвоем, но всё же привозят. Спектакль проходит с большим успехом.

В суде Максим и другие знакомые Деточкина выступают в его защиту, громогласно звучит призыв тестя Семицветова: «Свободу Юрию Деточкину!» Патетично обвинявший Деточкина Семицветов замолкает, услышав из уст государственного обвинителя, что против него самого возбуждено уголовное дело. Какой именно срок определяет суд Деточкину, не сообщается. В финале фильма обритый Деточкин подходит к ветровому стеклу троллейбуса Любы и говорит ей: «Я вернулся».

Актеры и герои

Главный герой — наивный и трогательный Юрий Деточкин. Днем он работает страховым агентом и играет в народном театре, а ночью угоняет машины с благой целью. Это большой ребенок с обостренным чувством справедливости, неслучайно сценаристы дали ему говорящую фамилию — Деточкин. Изначально Эльдар Рязанов хотел, чтобы Деточкина сыграл Юрий Никулин, но во время и первого, и повторного запуска съемок Никулин собирался на гастроли со своим цирком. Пробы на главную роль, помимо Никулина, проходили Леонид Куравлев и Олег Ефремов. Но Рязанов очень хотел попробовать Иннокентия Смоктуновского, который в то время пребывал в зените славы. Режиссер даже приехал в Ленинград, чтобы уговорить Смоктуновского. Тот воспринял предложение без энтузиазма, но все же через некоторое время согласился.

В пару к Смоктуновскому нужно было подобрать такого же талантливого артиста, ведь образ второго героя не менее сложен и многогранен — это следователь милиции и актер все того же народного театра Максим Подберезовиков, у которого в кабинете вместо портрета Дзержинского висит портрет Станиславского. Сценаристы предложили эту партию Олегу Ефремову, изначально претендовавшему на роль Деточкина. В итоге получился незабываемый дуэт.

Нельзя не упомянуть еще одну великолепную пару, которая сложилась в этой картине, — Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Актеры уже играли на сцене Театра сатиры, но в кино вместе появились впервые именно у Рязанова. Образ Димы Семицветова, продавца комиссионного магазина, торгующего из-под прилавка, оставался сыроватым, поэтому актеру нужно было завершить его. Миронов отлично справился с задачей. Анатолий Папанов исполнил роль солдафона, который не дает спуска зятю. Современники вспоминали, что Рязанову не очень нравилась манера игры Папанова, но именно его образ стал одним из самых ярких в картине, а его реплики зрители помнят и любят до сих пор: «Тебя посодют, а ты не воруй!», «Твой дом — тюрьма» и, конечно же, «Свободу Юрию Деточкину!».

Еще одним партнером Смоктуновского по съемкам стал Георгий Жженов. Он сыграл роль автоинспектора, который встречает Деточкина, когда тот везет на продажу очередную «Волгу». Жженов и Смоктуновский встретились еще в 1950-е в норильском театре. Именно Смоктуновский посоветовал Жженова на роль автоинспектора. Получился отличный тандем и яркая погоня с участием инспектора, Деточкина, «Волги» и мотоцикла, который подводит своего водителя. Эта «Волга» снималась еще в нескольких фильмах, в том числе в «Бриллиантовой руке» и «Трех тополях на Плющихе».

Рязанов очень серьезно относился ко всем деталям съемочного процесса. Например, специально к съемкам Иннокентию Смоктуновскому пришлось сдавать на права — до этого он не умел водить. Больше того — Ольгу Аросеву, которая исполнила роль невесты Деточкина Любы, режиссер отправил учиться на водителя троллейбуса. Таким образом режиссер добивался максимальной реалистичности.

История создания персонажа

Комедия «Берегись автомобиля» была поставлена режиссером Эльдаром Рязановым и драматургом Эмилем Брагинским в 1966 году. Первый совместный проект понравился зрителям, хотя решение о съемках принималось долго. Редакторам Госкино понравилась идея, но кражи ради справедливости не вызывали одобрения.

После того как создатели кино опубликовали повесть про Деточкина в журнале «Молодая гвардия», было решено возобновить проект. Печатная версия получила положительные отзывы и, как боялись редакторы, не стала поводом-основанием для того, чтобы люди стали воровать машины.

В основу сюжета лег городской миф о некоем человеке, который совершал кражи во имя справедливости. Эльдар Рязанов вспоминал, что подобные истории слышал в разных местах — в Москве, Ленинграде, Одессе. Режиссер даже обратился в правоохранительные органы, чтобы выявить прототипа главного персонажа будущей киноленты.

Но сотрудники сообщили, что такие преступления — плод воображения народа. Людей, которые хотели видеть рядом современного Робин Гуда и попросту выдавали желаемое за действительное. Вопрос прототипа озадачил создателей киноленты. Позже они рассказали, что Юрий Деточкин собрал в себе черты разных героев — Дон Кихота, князя Мышкина и Чарли Чаплина.

По первоначальной задумке, Юра изображался семьянином с женой и детьми. Но, прорабатывая сценарий, Рязанов и Брагинский поняли, что их персонаж — человек, который ставит превыше всего потребности других людей. А значит, с собственной жизнью ему разбираться некогда.

Так и получился герой, который имел говорящую фамилию — Деточкин. Словно маленький ребенок, он смотрит на мир через призму доброты и наивности. Согласно задумке, у персонажа непримечательная профессия и скучная жизнь. Работает Юра в страховом агентстве, воочию наблюдая «нетрудовые доходы» обеспеченных граждан.

У мужчины невзрачная внешность и минимальный круг общения. Но зато у него есть невеста, которая долгое время не догадывается о «великих подвигах» Юрия. А также самодеятельный театр, в котором он играет Гамлета. Такой образ придали мужчине создатели кино, чтобы зритель сразу не догадался о душевных порывах борца за справедливость.

Последняя страсть Ядвиги

Племянница некогда всемогущего Феликса Дзержинского Ядвига в какой-то степени была похожа на любимую дочку будущего генсека СССР Леонида Брежнева — Галину. Свободный образ жизни, любовники один за другим, достаток и полное равнодушие к завтрашнему дню. Но этот симпатичный провинциал чем-то тронул сердце опытной интриганки и весьма пылкой особы. Борис Венгровер только недавно перебрался в довоенную Москву из Иркутска и работал простым спортивным инструктором в детской спортшколе. Как говорится, птицы разного полета.

Но Ядвига влюбилась и была готова для молодого избранника буквально на все. Наверное, было в Борисе что-то притягательное. Да, наверное, и не только для женщин. Все его ученики были от преподавателя без ума. Уважали и коллеги. И никто даже в самом страшном сне не мог представить, что это инициативный физкультурник кроме спорта имел еще одну страсть. Тайную. Он был вором. Правда, это ремесло тайной было не для всех. Ядвига знала про его дела – тем более, про некоторых жертв визитов своего любовника. Но, пылая чувствами к Борису, не могла ни выдать его, ни остановить.

Конечно, Венгровер этим пользовался. Он пропадал неделями (к 1938 году за ним числилось 4 побега из мест лишения свободы и более 50 краж), оставляя Ядвигу сходить с ума, и снова возникал на пороге её квартиры с цветами, когда возникала потребность. Фактически Ядвига сама того не осознавая, давно была соучастницей своего любимого мужчины, который тайно уже был женат на другой.

Съёмочная группа

  • Авторы сценария — Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов
  • Режиссёр-постановщик — Эльдар Рязанов
  • Операторы — Анатолий Мукасей, Владимир Нахабцев
  • Художники — Борис Немечек, Лев Семёнов
  • Режиссёр — Алексей Коренев
  • Композитор — Андрей Петров
  • Звукооператор — Валерий Попов
  • Дирижёр — Юрий Силантьев
  • Художник по костюмам — Шелли Быховская
  • Грим — Ольги Струнцовой
  • Монтаж — Е. Овсянниковой
  • Редактор — Анатолий Степанов
  • Консультанты — А. Микулин, А. Шпеер
  • Ассистенты:режиссёра — А. Идес, Полина Шевкуненкооператора — Ю. Епишин, В. Фридкин, А. Виханскийзвукооператора — Валентина Щедрина
  • Директор картины — Евгений Голынский

Кто мог сняться вместо Смоктуновского и Ефремова

Рязанову сразу очень хотелось, чтобы Юрия Деточкина — нелепого, странноватого, наивного и очень доброго человека — играл Иннокентий Смоктуновский. Но тот был очень занят — шла работа над фильмом «Гамлет», спектакли в театре… Стали пробовать других артистов — и остановились на кандидатуре Юрия Никулина. Но, когда пришло время сниматься, Никулин должен был отправиться с цирком на длительные гастроли, да и интерес к роли у него уже остыл.

Рязанов снова обратился к Смоктуновскому

Тот был очень загружен и неважно себя чувствовал, страдал от постоянного переутомления. Вздохнув, Рязанов продолжил поиски

Вроде бы хорошо подходил Леонид Куравлев — но ему не хватало эдакой «сумасшедшинки», ненормальности, сдвига. Тогда попробовали снимать в роли Деточкина Олега Ефремова. И кто-то из съемочной группы воскликнул: «Это же волк в овечьей шкуре!». Приглядевшись к Ефремову, Рязанов решил, что он идеально подходит на роль следователя Максима Подберезовикова.

А вот Смоктуновский все-таки стал Деточкиным: никто лучше него не смог бы перевоплотиться в наивного, но упрямого добряка, современного Робин Гуда, отбирающего у богатых и отдающего бедным.

В облике Смоктуновского и впрямь проглядывает некая природная странность, позволившая ему достоверно сыграть человека «не от мира сего» — «идиота», как в сердцах воскликнула невеста Деточкина, Люба. А ведь почти за десять лет до этого Смоктуновский гениально играл главную роль в спектакле ленинградского БДТ «Идиот» по Достоевскому.

Жить как все — не для него

Срок мотал Борис тяжело. За нехорошее поведение ему несколько раз накручивали к основному сроку еще – и лишь амнистия 53-го года дала Венгроверу возможность выйти на волю.

За это время страна прошла большой путь – победила в Великой Отечественной войне, почти восстановилась после разрухи. В общем, изменилась донельзя. Чем себя занять, бывший вор не знал. К бывшей жене, у которой от него росла дочка, ее родня не пускала. По той же причине ему была заказана дорога в детские спортивные тренеры. Борис пошел работать на железную дорогу – разнорабочим.

Нет, тяжелый физический труд его не страшил – в лагере и не такое приходилось выносить. Не мог он без другого – без детишек, которых можно было обучать спорту. А раз обучать нельзя – надо хотя бы помогать материально. А откуда брать средства, например, на возведение целого спортивного городка близ Селезнёвки – в котором все, до последнего гвоздя было куплено за его счет? Конечно, за счет воровства.

Как раз в это время по Москве прокатилась волна краж из жилищ богатых (по советским меркам) граждан. Огромный жизненный опыт и обаяние позволяли авантюристу избегать наказания даже, казалось бы, в провальных ситуациях. Например, столкнувшись с жертвой на лестничной площадке, с вынесенным из её квартиры саквояжем, вор мог выиграть бесценные, позволяющие скрыться мгновения, обычным вежливым приветствием.

А застигнутый прямо на месте другого преступления с хозяйским торшером или другой вещью в руках, он при виде оторопевшего от удивления владельца квартиры мог, представившись сотрудником ОБХСС, напугать жертву и оставить её писать повинную, пока сам бежал прочь.

Чем не угодил сценарий

Было решено поставить фильм. Но в Госкино неожиданно забраковали сценарий: чиновников не устраивало то, что Юрий Деточкин угоняет машины у жуликов, вместо того, чтобы просто сообщать в органы о нарушивших закон гражданах.

Вроде бы разрешили снимать, и картину уже запустили в производство, но тут наложил свой запрет Алексей Романов — председатель Госкино. Рязанов своим фильмом пропагандирует аморальный образ жизни и уголовные наклонности граждан, сурово сказал он. Зрители посмотрят ленты — и сами начнут угонять машины у тех, кто им не понравится!

Тогда Рязанов и Брагинский сделали из сценария киноповесть и опубликовали ее в журнале. Критики написали хорошие рецензии, и запрет на съемку был снят.

Сколько веревочке не виться

Первое время милиция вообще не подозревала, что за рядовыми, в общем-то, кражами стоит один человек. Просто поначалу шерстили «частым гребешком» по всей Москве бывалых уголовников – даже тех, кто вроде как в «завязке». Попался на глаза оперативникам и Венгровер. За ним следили. Однажды, заметив, что он вышел из подъезда какого-то дома с подозрительным чемоданом, задержали – но чемодан оказался пустым. Сам Борис только нагло улыбнулся: «Граждане начальники, я ведь уже давно завязал!».

На какое-то время сыщики от него отстали – а Венгровер продолжал «бомбить» одну квартиру за другой, практически все средства переводя в Саженевскую школу-интернат в Рязанской области и щедро одаривая сирот подарками. За это в частном порядке ему разрешалось заниматься любимым делом – тренировать детские футбольные команды.

Но удача, так долго ходившая под ручку с Борисом, уже начала ему изменять. И если в одном случае, когда хозяйка обворованной квартиры застала его на пороге и вызвала милицию, ему каким-то чудом удалось просочиться сквозь расставленные по району «красные флажки», то в следующий раз другая жертва стала кричать на всю округу. И выскочившего на улицу Венгровера «принял» милицейский патруль, случайно оказавшийся неподалеку от места преступления.

Однако, отпущенный под подписку, Борис и тогда не бросил свое ремесло. Пока шло следствие, он успел «выставить» не одну квартиру. А засыпался опытный домушник, как говорят, дёшево

Во время очередного визита в чужую квартиру Борис Венгровер решил выпить бокал хозяйского шампанского и неосторожно снял перчатку с одной руки, оставив свои «пальчики» на бутылке

Вскоре Венгровер оказался в камере. На суде, где его обвиняли в десятках краж (помимо тех, что доказать не смогли), Борис каялся, призывая не наказывать его строго. Но суд счел его неисправимым рецидивистом и приговорил к 10 годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима.

Для пожилого человека с его надорванным здоровьем и начинающей отказывать ногой, это было сродни пожизненному наказанию. Вероятно, так и получилось. После того, как Венгровера отправили в один из лагерей, его следы теряются – скорее всего, ему было не суждено дожить до конца срока в суровых условиях строгого режима. Вот как бывает. А ведь не выбери Борис «кривую» дорожку, вполне мог стать успешным спортивным тренером и вписать свое имя в другие, более славные страницы страны. А вписал в криминальные летописи…

Дуэт Миронова и Папанова

Андрей Миронов в роли Димы Семицветова и Анатолий Папанов в роли его тестя Семена Васильевича. Кадр из фильма «Берегись автомобиля»

Пригласив на роль жуликоватого работника торговли Димы Семицветова и его тестя соответственно Андрея Миронова и Анатолия Папанова, Рязанов обеспечил не только успех своему фильму, но и необычайно веселый творческий процесс: на площадке постоянно звучал смех, так как Миронов и Папанов без устали импровизировали, доводя группу до истерического хохота. Например, реплики отставного подполковника: «Тебя посодют, а ты не воруй», «Положь птичку!», «Твой дом — тюрма» — были придуманы Папановым прямо на ходу, первоначальные высказывания его героя в сценарии были гораздо скучнее.

Папанов играл настолько искрометно, что порой Рязанову казалось, будто тот переигрывает, и режиссер планировал переснять самые смешные сцены. Хорошо, что это так и не было сделано — не хватило времени.

Любимец детей и вор в одном лице

Беззастенчиво, как требовалось, Борис пользовался Ядвигой и в личных корыстных планах. Например, чтобы позже устроиться в 309-ю школу Москвы, он представился племянником Дзержинского, заручившись поддержкой Ядвиги. А по ночам продолжал совершать свои криминальные вылазки.

Но Борис от всего сердца любил детей. И почти все, что наворовывал, тратил на своих воспитанников. А это были тысячи и тысячи рублей. Именно такая щедрость и вызвала в итоге подозрение со стороны администрации школы. И только тогда выяснилось, что никаких документов, подтверждающих родство Венгровера с Дзержинским у того не было и в помине. К этому времени его уже плотно обложил МУР. Борис обворовывал исключительно людей не бедных, зачастую влиятельных – поэтому после серии краж в столице поднялся большой шум со стороны круга «избранных».

Что интересно, когда в 39-м Венгровера арестовали, вызываемые на допросы сотрудники школы не верили в его виновность и единогласно свидетельствовали о нем как об отличном сотруднике и замечательном человеке, чьими стараниями школа вышла на городское спортивное первенство, а сами ученики начали показывать небывалые результаты. Сам Венгровер долго пытался водить следствие за нос, выдумывая разные байки о связях с сильными мира сего. Прицепил, конечно, и Ядвигу. Но в этом случае упоминание о ней сыграло для женщины роковую роль.

В 40-м году к расследованию подключился НКВД, углядевший в процессе политические перспективы. А это могло означать страшные последствия для всех вовлечённых. В те годы с людьми, попавшими в жернова внутренней борьбы за государственную власть, никто не церемонился. Каторга могла считаться лёгким наказанием. Так оно и вышло.

Ядвига Дзержинская оказалась на Лубянке, где сначала, конечно, вела себя смело и вызывающе. Но серия «убедительных» допросов спустила женщину с небес на землю. В итоге носительница «железной» фамилии отправилась в лагеря на 8 лет. Чуть позже свои 10 лет каторги получил и Венгровер.

Биография и образ Юрия Деточкина

Через кастинг на главную роль в фильме прошли многие советские актеры — Михаил Державин, Леонид Быков, Леонид Куравлев. Все артисты, несомненно, были талантливыми и симпатизировали Рязанову. Но он искал некой странности, которую нашел в Иннокентии Смоктуновском. Талантливый актер согласился сыграть роль страхового агента с благими намерениями.

Иннокентий Смоктуновский в роли Юрия Деточкина

Юрий Деточкин в его исполнении стал тем персонажем, который нужен был в картине. Были моменты, когда Смоктуновский даже самостоятельно менял реплики в сценах, поскольку чувствовал, что его герой сказал бы именно так.

О биографии Деточкина описания в фильме мало. В прошлом он был шофером, но после автомобильной аварии решил сменить поле деятельности. Теперь это страховой агент, который по долгу службы часто знакомится с людьми, нажившими состояние нечестным трудом.

Повторяющийся сценарий наталкивает героя на мысль, что эту несправедливость следует устранить. Тогда Юра придумывает своеобразный способ — угоняет машины богачей и продает их. Вырученные средства, естественно, тратятся на благие цели — перечисляются в детские дома.

О таком «хобби» не догадывается никто: ни мать-пенсионерка, ни любимая женщина Люба, ни начальник страхового агента. Только правоохранительные органы в лице следователя Максима Подберезовика начинают замечать странности в поведении Деточкина.

В одной операции Юрию удача изменила. Он трижды пытается угнать машину у Димы Семицветова, который занимался махинациями в области продаж электроники. В итоге задуманное получается, и герой мчится в Прибалтику.

По дороге угонщик знакомится с милиционером, которому помогает починить мотоцикл. Но эта встреча повлияла на дальнейшее развитие сюжета. Сотрудник правоохранительных органов получает ориентировку на краденую «Волгу» и вспоминает своего «спасителя».

А в это время Юрий Иванович уже продает машину пастору на месте. Он честно говорит, что автомобиль краденый. Но покупателя это не останавливает, ведь отложенные на приобретение транспорта средства тоже собраны с пожертвований прихожан.

По возвращении домой, Деточкина уже ждет Максим Подберезовиков. Перед тем как арестовать угонщика, он решает узнать мотивы преступлений. Главный герой рассказывает правду, и следователь решает отпустить современного Робин Гуда с условием прекращения краж.

Но Юра уже не способен остановиться. Увидев знакомую «Волгу», которая, по идее, принадлежит взяточнику, страховой агент вновь совершает преступление. Чтобы быть до конца честным, он пригоняет трофей к милицейскому отделению, и там его арестовывают.

Памятник Юрию Деточкину в Самаре

Впоследствии оказывается, что жертвой этого преступления стал честный человек, поэтому Деточкин спокойно сдается на милость правосудия. На суде Подберезовиков и другие знакомые главного героя кричат:

В честь 85-летия Эльдара Рязанова в Самаре установили памятник главному герою «Берегись автомобиля». Юрий изображен как в финальном эпизоде фильма. Он стоит, приветственно махая рукой невесте, с неизменной шляпой и портфелем. А в 2002 году в столице открылся Музей угона им. Юрия Деточкина.

Личность

«1)Он, если хотите, идеальный герой, который спущен с небес на прозаическую землю, чтобы обнаружить наши отклонения от социальных и человеческих норм. Этот человеческий феномен заинтриговал нас не сам по себе, хотя именно он являлся объектом нашего художественного исследования. Деточкин — своего рода шкала человеческой честности…

2)Нам хотелось сделать добрую, грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других

Ведь он обращает внимание на то, мимо чего мы часто проходим равнодушно. Этот человек — большой, чистосердечный ребёнок

Его глаза широко открыты на мир, его реакции непосредственны, слова простодушны, сдерживающие центры не мешают его искренним порывам. Мы дали ему фамилию Деточкин.

3)Наведение справедливости в нашем мире мы поручаем милиции, дело обеспечения сирот — бюджетной комиссии Верховного Совета. Он, не знающий отчуждения мыслей поступков, получает за это самое увесистые оплеухи от живой жизни. Могут служить примером его детская чистота, инфантильная ясность в разнесении честного от нечестного, сам образ высоких мыслей и благородных побуждений — только не поступки. Этот герой — для сочувствия, любви, сердечной улыбки, но не пример, не образец.»
-Цитаты о персонаже

Юрий Иванович Деточкин – в целом ничем не примечательная личность. Непривлекательный внешне, он и профессию имеет вовсе не «геройскую» — работает агентом в страховой компании. Детей и жены у Деточкина нет, зато есть мать-пенсионерка и любимая женщина. В свободное время он играет в любительском театре. Именно таким, ничем не примечательным, и постарались показать своего главного героя создатели фильма. Но главное в Деточкине – это как раз то, что не видно на первый взгляд, ведь по ночам он превращается в Вершителя справедливости и Борца с живущими на нетрудовые доходы людьми. Говоря проще, Юрий Деточкин – автомобильный вор, причем вор высокого класса. Угоняет машины он далеко не у всех, а лишь у тех, кто нажил их не самым честным образом, и право решать, кто живет честно, а кто – нет, Деточкин отдает исключительно себе.

Деточкин-человек с обостренным чувством справедливости.

Он кропотливо и тщательно собирает информацию, ведет досье, вычисляет взяточников и мошенников, а потом самолично вершит справедливость. Деньги Деточкина не интересуют – вырученные от продажи краденных машин деньги он целиком и полностью передает детским домам.

И ведь что интересно…

Путь Иннокентия Смоктуновского к этой роли был тернист и извилист.

Сначала Рязанов только подумывал о его кандидатуре: неплохо бы…Но Смоктуновский тогда снимался в «Гамлете».Ему было не до Юрия Деточкина.

И на роль утвердили Юрия Никулина.

Как обычно, съемки начались с опозданием…
А Юрий Никулин вместе со своим цирком уехал на гастроли за рубеж.
И вежливо отказался от роли: «У меня ощущение, что я это уже сыграл».

Рязанов снова предложил роль Смоктуновскому.
Вся съемочная группа просто спала и видела его в этой роли.
Но Смоктуновский отказался. Устал он после Гамлета. И вообще утомился.

Снова поиски. Леонид Куравлев?
Его Деточкин был достоверен, правдив и симпатичен.
Но какой-то слишком нормальный.
Не хватало ему странности и легкого сдвига мозгов.

Даже Олега Ефремова попробовали.
Он был мягкий, добросердечный и наивный. Славный даже.
Но чувствовалась в нем сильная воля и характер.
А нужной ненормальности не чувствовалось.
Вот беда-то!

Рязанов снова принялся уговаривать Смоктуновского.И на третий раз у него получилось!

Чем кончилось — вы и сами знаете. Получился правильный Юрий Деточкин.Именно тот, которого мы так любим.

Чему как бы учит нас фильм «Берегись автомобиля»

Если тренер справился с одиннадцатью охламонами футболистами на поле — с Гамлетом и прочими датскими призраками он тем более справится. И превратит коллектив самодеятельности в настоящий народный, так сказать… театр.

Примечания

  1. ↑ Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Составитель В. Я. Дубровский. — М.: АСТ-пресс книга, 2002. — С. 156. — 400 с. — ISBN 5-7805-1017-2.
  2. ↑ Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Составитель В. Я. Дубровский. — М.: АСТ-пресс книга, 2002. — С. 157. — 400 с. — ISBN 5-7805-1017-2.
  3. . nemaloknig.com. Дата обращения: 22 марта 2020.
  4. ↑ Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Составитель В. Я. Дубровский. — М.: АСТ-пресс книга, 2002. — С. 160. — 400 с. — ISBN 5-7805-1017-2.
  5. Рязанов Э. А. Мои друзья — артисты // Нева : журнал. — Л., 1982. — № 7. — С. 170.
  6. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Составитель В. Я. Дубровский. — М.: АСТ-пресс книга, 2002. — С. 167. — 400 с. — ISBN 5-7805-1017-2.
  7. . newsmir.info. Дата обращения: 14 января 2021.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 ноября 2011.

Сценарий — повесть — фильм

В начале 1960-х Эльдар Рязанов искал сюжет для нового фильма. Его «Карнавальная ночь» давно стала хитом, но последующие работы были менее успешны. Судьба, точнее студия «Мосфильм», свела Рязанова со сценаристом Эмилем Брагинским, и это знакомство стало судьбоносным для обоих. Вместе они напишут сценарии для шедевров советского кино, среди которых «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж». Но первой совместной работой, которая принесла соавторам успех, стала лента «Берегись автомобиля».

Рязанов и Брагинский долго перебирали всевозможные сюжеты, пока не вспомнили расхожую легенду того времени о советском Робине Гуде, который угонял машины у людей, живущих «на нетрудовые доходы», продавал их, а деньги переводил в детские дома. Сценаристы попытались найти прототип героя, но вскоре поняли, что эта история — не более чем легенда. Однако от этого сюжет не стал для соавторов менее привлекательным. Как вспоминал Рязанов, был большой соблазн сделать ленту в стиле вестерна, в котором вместо лошадей были бы машины, но авторы решили подойти к задаче более тонко и создать смешную и в то же время грустную и трогательную историю, приправив ее детективными мотивами.

Как часто случалось с будущими шедеврами, судьба фильма складывалась непросто. Государственный комитет по кинематографии забраковал сценарий, в частности образ Юрия Деточкина. По мнению чиновников, советский человек не может воровать машины и при этом оставаться положительным персонажем. Он должен был обратиться в милицию вместо того, чтобы заниматься самоуправством. Тем не менее Рязанов переубедил комитет, и фильм «Угнали машину» (таким было рабочее название) даже запустили в производство. Радость была недолгой: новый председатель Госкино Алексей Романов сказал, что такой фильм снимать нельзя, ведь кино очень сильно воздействует на зрителя и после просмотра такой картины энтузиасты начнут воровать машины. Съемки приостановили, и только после того, как Брагинский и Рязанов написали по мотивам сценария сатирическую повесть «Берегись автомобиля», их снова запустили.