Оглавление
Давид Тухманов сейчас
20 июля 2020 года композитор отметил юбилей. Ему исполнилось 80 лет. Он не смог прибыть в Москву из Тель-Авива из-за ограничений, введенных с началом распространения коронавирусной инфекции. Музыкант посетовал на то, что без общения с коллегами по творческому цеху сложно работать над новым материалом. Онлайн-общение знаменитость считает неестественным.
Несмотря на сложившиеся трудности, на сайте Кремля были опубликованы поздравительные слова от президента РФ Владимира Путина и председателя правительства Михаила Мишустина. Также композитор получил огромное количество звонков из разных уголков планеты от своих друзей, родных, коллег и многочисленных поклонников. Президент Беларуси Александр Лукашенко в своем обращении назвал Давида Тухманова выдающимся композитором современности.
Ранее Давид Федорович стал лауреатом Госпремии, но тоже не сумел вылететь из Израиля для получения награды. За церемонией ее вручения, которая состоялась 24 июня 2020 года, Тухманов наблюдал в эфире российских телеканалов. Глава государства, обращаясь в своем поздравлении к композитору, назвал песню «День Победы» «народным гимном главного праздника страны».
АРАНЖИРОВКА
Несколько лет, последовавших за окончанием Гнесинского института, промелькнули пестрой чередой. Мы видим Тухманова в самых разных амплуа: то в качестве эстрадного пианиста, то на посту музыкального руководителя Московской студии эстрадного искусства, то музыкантом оркестра ансамбля песни и пляски МВО (в 1964 году он был призван в ряды Советской Армии). В студии познакомился с поэтом Михаилом Ножкиным, с которым вскоре стал писать песни. Их пели случайные певцы и певицы — в концертах и по радио, проходили они в основном незамеченными. Большинство тухмановских мелодий той поры были эстрадно-танцевальными — он любил живую, веселую, ритмичную музыку.
Год работы в армейском оркестре оказался для Тухманова чрезвычайно важным. Раньше он занимался инструментовкой преимущественно на бумаге, это была теория без практического подтверждения. И вдруг в его руках оказался оркестр (по составу — малый симфонический). Правда, в оркестре отсутствовали некоторые инструменты, и Тухманову пришлось проявить немалую изобретательность для того, чтобы обойтись без них. В общем, практика эта оказалась совершенно бесценной; уже через год-два Тухманов становится одним из лучших советских аранжировщиков; оркеструет не только свое, но и песни других авторов. Многие из этих партитур были написаны для музыкального отдела молодежной редакции Всесоюзного радио — радиостанции «Юность». Тухманов оркестровал все подряд — и «китов», и молодых авторов, в том числе песни самодеятельных «гитарных композиторов» — бардов. В этом случае у Тухманова не было даже нот — клавир заменяла магнитофонная пленка.
Работал с увлечением, потому что на основе гитарного аккомпанемента пришлось придумывать всю оркестровую фактуру. Вероятно, мое решение было довольно спорным; сейчас я вижу, что грешил тогда недостатком многих молодых инструментовщиков — стремлением к ненужному украшательству, лишним контрапунктам, вставкам и другим деталям, без которых можно и даже нужно было обходиться. А вот мне самому как композитору работа с песнями Булата Окуджавы и других бардов дала многое, в частности, приблизила к пониманию таких явлений, как достоверность авторского прочтения, непосредственность и теплота интонации, артистизм, виртуозная подача слова в песне и т.д. Это было общение с живым песенным материалом, порою сырым, неотесанным, не обремененным никакими академическими правилами или ограничениями.
Так постепенно созревал основной принцип Тухманова-аранжировщика.
— Я не различаю процесс сочинения от процесса оркестровки. Основные музыкальные идеи приходят мне в голову уже в каком-то, пусть условном, звуковом наряде. Я не понимаю, как это можно написать клавир, а потом, уже как бы на втором этапе работы, заниматься аранжировкой. Если на деле оно так и происходит, то есть сначала сочиняется клавир, а потом пишется оркестровая партитура, то это не значит, что я начал заниматься принципиально новой работой. Я просто фиксирую на нотной бумаге, что давно уже слышу внутри себя…
Музыка
Еще в молодости Давид Тухманов начал проявлять живой интерес к эстраде. В результате, он стал писать лирические композиции. В середине 60-х годов страна услышала его первый хит – «Последняя электричка», исполненную Владимиром Макаровым.
После этого Тухманов продолжил создавать новые песни, которые исполняли такие звезды, как Валентина Толкунова, Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, а также популярные советские ансамбли. Стоит отметить, что одновременно с этим, он написал много патриотических композиций.
В 1968 г. на Всесоюзном радио прозвучал очередной шлягер Давида «Восточная песня», который принес ему очередной виток популярности. Затем он представил знаменитую композицию «Эти глаза напротив», имевшую ошеломительный успех. Впервые ее исполнил Валерий Ободзинский, однако позже ее перепевали десятки артистов, среди которых Витас и Филипп Киркоров.
Интересен факт, что в народе эту работу в шутку называли – «Эти глаза не против». Спустя пару лет Тухманов стал автором хита «Мой адрес – Советский Союз». Впервые он прозвучал из уст знаменитого ансамбля «Самоцветы». Тогда же вышел первый авторский альбом музыканта «Как прекрасен мир».
В 1975 г. мужчина представил легендарную песню «День Победы», положенную на слова Владимира Харитонова. Она получила всесоюзную известность, вследствие чего ее стали регулярно исполнять на праздниках, приуроченных ко Дню Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945).
Кроме этого, хит Тухманова вошел в список строевых песен в советской и российской армии. Любопытно, что изначально «День Победы» отказывались транслировать по радио и телевидению, поскольку цензоры сочли музыку Давида фокстротом, а стихи Харитонова – легкомысленными.
Однако, Лев Лещенко, на свой страх и риск, исполнил песню на мероприятии приуроченном ко Дню милиции. Вследствие этого, композиция в тот же день обрела народную популярность. Это привело к тому, что Лещенко дважды спел ее на музыкальном фестивале «Песня года» в период биографии 1975- 1976 гг.
Вскоре свет увидел очередной диск Давида Тухманова – «По волне моей памяти», вышедший тиражом в 2,5 млн экземпляров. Далее последовали такие хиты, как «Олимпиада-80», «Родина моя» и «Как жаль». Стоит заметить, что в своем творчестве он прибегал к различным музыкальным жанрам, начиная с симфонии и оканчивая тяжелым роком.
Давид Федорович помог взойти на вершину музыкального Олимпа таким артистам, как Валерий Леонтьев, Александр Барыкин и Николай Носков. В 80-х годах мужчина продолжил создавать новые шлягеры, которые были рассчитаны как на взрослую, так и на детскую аудиторию. Одновременно с этим, его работы использовались в разных фильмах и мультфильмах.
В 1987 г. Игорь Тальков исполнил нашумевшую песню Тухманова «Чистые пруды», на слова Леонида Фадеева. Постепенно композитор начал терять интерес к эстраде, предпочтя ей камерную музыку. Через пару лет он совместно с поэтом Юрием Энтиным создал детский мюзикл «Багдадский вор».
В последующие годы биографии Давид Тухманов напишет десятки композиций для детских коллективов и телешоу. В 2000 г. он удостоился звания Народного артиста России. Спустя 4 года в Кремлевском дворце были организованы его авторские концерты – «Притяжение любви».
После этого Тухманов стал автором оперы «Царица» и цикла произведений на стихотворения Пушкина. Положением на сегодня он написал свыше 100 песен, сочиненных в самых разных жанрах. Мужчина предпочитает создавать музыку с помощью фортепьяно. По его словам, главный успех песни заключается в легкости ее исполнения и оптимизме.
Эмиграция
Начало 1990-х годов стало для Давида Тухманова переломным моментом. Композитор переезжает жить в Германию. Жизнь за рубежом продлилась около четырех лет, затем композитор вновь возвращается в родные края. Давид Тухманов продолжает работать над созданием новых песен, из-под его создания выходят композиции для детских мультфильмов. Также композитор изредка уезжает в Германию, но в 1997 году вновь возвращается жить в Россию. Через год после этого события, песни композитора были предложены для Всемирных Олимпийских юношеских игр. Давид Тухманов согласился на данное предложение, и создавал песни для мероприятия. После этого Давид Тухманов стал автором нескольких песен для подобных мероприятий.
Когда артисту исполнилось 60 лет, он организовал праздничный концерт в свою честь. После грандиозного празднования дня рождения Давид Фёдорович Тухманов был приглашен в Кремль. Приглашение было связано с тем, что композитора наградили званием Народного артиста России. Это стало настоящим прорывом в творчестве композитора, а также настоящей оценкой его работы.
На излете советской эпохи
В конце 70-х и 80-е годы талант композитора засиял новыми гранями. Появляются новые исполнители: Александр Барыкин, Яак Йоала, Николай Носков, Валерий Леонтьев, Людмила Сенчина. Зазвучали такие песни Давида Тухманова как «Родина моя», «Олимпиада-80», «Так не должно быть»…
Издаются новые альбомы, в которых творец с успехом применяет современные ритмы и использует электронные синтезаторы. Отдельная строка в его биографии – сотрудничество с «Электроклубом», с солистами Ириной Аллегровой и Игорем Тальковым, а позже и с Виктором Салтыковым.
«Чистые пруды» на стихи Леонида Фадеева – как раз один из плодов того творческого содружества.
Но и в это время Тухманов не перестает экспериментировать с жанрами. В 1989 году рождается мюзикл «Багдадский вор», это результат творческого союза с поэтом Юрием Энтиным. В следующем году он был поставлен в Свердловском театре музкомедии и в столичном «Сатириконе».
НАЧАЛО
С чего же все начиналось?
Может быть, с песен, которые любил петь его отец, человек музыкальный, с красивым, от природы хорошо поставленным голосом? Или с впечатлений от фортепианной игры матери — профессионального музыканта?
А может, все начиналось с черного бумажного репродуктора? Он трещал и хрипел, Левитан читал сводки Совинформбюро, и еще было много музыки. Первой песней, которая отчетливо запечатлелась в сознании будущего композитора, стали «Дороги» Анатолия Новикова. Были и другие прекрасные мелодии того, теперь уже столь далекого от нас времени.
Потом — музыкальная школа имени Гнесиных и, через десять лет, — Гнесинский институт. Д. Тухманов занимался в классе композиции Фабия Витачека и позже — Александра Чугаева.
— В те годы я страдал одним ярко выраженным хроническим недостатком. Обладая приличными общемузыкальными способностями, владея в достаточной степени гармонией и формой, я не умел находить, что называется, отправной точки. Меня тормозила как бы сама абстрактность инструментальной музыки, а в голове возникали сотни мелодических комбинаций, мне уже была знакома масса приемов, но у меня часто не было какого-то стержня, и отсутствовала конечная цель. Таким образом, после многочасовых занятий, перебрав множество возможных решений, я так и не находил в себе сил остановиться на чем-то определенном. Спасение пришло не сразу. Им оказалась вокальная музыка: стихи сразу давали основу, от которой легко было отталкиваться…
Молодой автор писал все, что полагалось по институтской учебной программе: инструментальные вариации, сонаты, квартеты. Но по-настоящему свободен он был лишь в области вокальных жанров. Закончил курс кантатой для солистов, хора и оркестра, написанной на текст поэмы Александра Твардовского «За далью — даль». Любопытно, что в кантате впервые стали проявляться интонации, связанные с советской песенностью. Сами стихи Твардовского как бы подсказывали такое решение.
Было и еще одно увлечение — джаз. Особенно нравились большие оркестры, причем самым любимым был биг-бэнд Дюка Эллингтона. Меня, воспитанного на традициях русской классики XIX века, на Чайковском, Рахманинове, Скрябине, джаз захватил как-то неожиданно. Я раздобыл пластинки и магнитофонные пленки, слушал джазовые передачи по радио, пытался исполнять джаз на рояле. Любопытно, что играл я совсем не по-фортепианному, это было скорее переложением звучания большого оркестра на фортепианную клавиатуру. Пытался также играть «под Гарнера», но, в конце концов, выяснилось, что, для того чтобы реализовать мои мысли, которые рождаются в импровизации, мне недоставало фортепианной техники. Я понял, что не справляюсь с импровизацией: в голове появились идеи, но, для того чтобы мгновенно и безукоризненно перевести их «в пальцы», не хватало пороху. В те годы я играл с такими же, как и я сам, любителями джаза — студентами Гнесинского института, мы приносили в класс контрабас, ударные и музицировали до изнеможения…
Весной 1963 года Тухманов закончил институт. В его дипломе было написано «Композитор». Но композитором ему, в сущности, только предстояло стать.
По волнам «биоритмов» эпохи
Как ему это удавалось, наверное, и сам точно не ответит, но Давид Федорович очень чутко слышал ритмы времени и запечатлевал их в музыке. Его песни были современными, а стали вневременными; они обладали стройным алгоритмом, соответствующим ожиданиям миллионов, но задевали за душу каждого отдельного слушателя. Это действительно была и есть алгебра, поверенная гармонией.
«Я люблю тебя, Россия», «Притяженье земли», «Мой адрес — Советский Союз», «Я, ты, он, она», «День Победы» – трудно найти в антологии советской песни аналоги, соразмерные по глубине содержания и силе воздействия.
Патриотическая песня вообще – вещь очень деликатная. Как не скатиться на бравурную лесть или квасное шапкозакидательство? Как избежать слезливой, пошлой приторности? Как найти баланс мелодичности и строгости, заданности ритма? Вопросов много, но когда мы слушаем «По волне моей памяти» Тухманова или другие его произведения, все они разом отпадают.
У каждого из нас свои любимые хиты этого автора. «Ненаглядная сторона», «Белый танец», «Последняя электричка», «Наши любимые», «Эти глаза напротив», «Как прекрасен этот мир», «Соловьиная роща», «Аист на крыше», «Чистые пруды», «Вечная весна»… Мы слышим, читаем эти названия, и в памяти сразу всплывают ностальгические мелодии, голоса былых и нынешних кумиров-исполнителей, прицельные строки авторов текстов.
Когда говорят, что музыка лечит, даже закоренелые скептики готовы согласиться, применительно к произведениям Тухманова. Когда его спрашивают, как он создает эти божественные звуки, композитор отмалчивается или отшучивается. Редко отвечает серьезно, что рождение каждой песни – это некая тайна. Иногда она сама «падает в руки», приходит ниоткуда практически в готовом виде. Другие приходится вымучивать, заниматься тщательной огранкой первоначальной заготовки. Но, в любом случае, истоки – где-то глубоко, видимо, на генетическом уровне, или на небесах, там, где изначально расчерчены главные магистрали наших судеб.
Личная жизнь
Первая супруга Давида Фёдоровича — Сашко Татьяна, поэт-песенник, певица. Она участвовала в сборе материала для написания музыки, подыскивала исполнителей. В 1974 г. у них появилась дочка Анастасия. Она стала переводчиком, потом работала журналисткой. Брак продлился около 20 лет.
В 1986 г. Тухманов женился снова. С Натальей, второй женой, они прожили 2 года. После развода он уехал в Германию, а экс-супруга выписала его из московской квартиры и приватизировала недвижимость. Тухманову пришлось обращаться в суд.
Третьей женой Давида Фёдоровича стала Любовь, певица, пианистка. Познакомились они в Германии, но потом стали жить в Израиле.
Немного о личной жизни композитора
Эту сторону жизни композитор старательно оберегает от посторонних глаз. Двадцать лет длился его брак с Татьяной Сашко, у супругов есть общая дочь. Потом он недолго стоял в браке с некоей Натальей. Когда композитор уехал в Германию, вторая жена попросту выписала его из пятикомнатной столичной квартиры. Была судебная тяжба, где его поддержала Татьяна, первая жена. Суд принял решение в пользу истца, но Наталья это постановление не сочла нужным исполнять, бывшего супруга и на порог не пустила.
Почему-то разладились и отношения с Сашко, и даже с дочерью. Давид Федорович считает неэтичным прилюдно обсуждать эту тему, все нюансы взаимных обид и претензий они решили оставить «за скобками» публичности.
С нынешней супругой, гражданкой Израиля Любовью Викторовной, он познакомился давно, еще в 1991-м, в Германии. Она певица и пианистка. Поэтому основную часть времени они сейчас проживают в Израиле. Но, по сути, за последние десятилетия Тухманов стал космополитом: он довольно часто приезжает в Россию, бывает и в своем третьем доме, так что и Центральная Европа для него стала привычным местом обитания.
Дорогие читатели, читая статью, вы, наверное, вспомнили свои заветные мелодии Давида Тухманова, любимых исполнителей. У многих из вас есть и какие-то очень личные истории, связанные с ними. Если можно, поделитесь с читателями блога этими рассказами. Давайте вместе еще раз окунемся в атмосферу той неповторимой эпохи, которой композитор Тухманов добавил солнечных эмоций. Я благодарю Любовь Миронову за помощь в подготовке статьи.
И если вы любите музыку, приглашаю вас почитать другие статьи в нашей рубрике. Перейти в рубрику «О влиянии музыки на человека» можно, кликнув по кнопке ниже.
Статьи о музыке и музыкантах
Всем прекрасного настроения, простых радостей жизни и, конечно, здоровья!
Творческая биография
В 60-е Тухманов стал писать песни, аранжировки к композициям известных исполнителей (Визбора Юрия, Окуджавы Булата). В 1964 году он создал свой первый хит «Последняя электричка». Песни на музыку Давида Фёдоровича исполняли многие известные группы и эстрадные певцы.
Тухманов также писал патриотические песни, они были высоко оценены другими композиторами и профессиональными критиками. Его песня «День Победы» стала звучать на празднике 9 Мая по всей стране.
Будучи человеком с классическим музыкальным образованием, он прекрасно вписался в жанр музыки для эстрады. Однако Давид Фёдорович также создавал классические произведения (опера «Царица» и др.), писал музыку к пьесам, мюзиклам.
Давид Фёдорович написал множество произведений для кинокартин («Куколка», «Инопланетянка», «Дорогой мальчик» и др.). Большую популярность получили такие песни, как: «Родина моя», «Чистые пруды», «Джоконда».
Композитор также создавал новаторские композиции, много экспериментировал, создав, например, музыку к выступлениям Леонтьева Валерия, написал песни «Ненаглядная сторона», «Кружатся диски».
С 1991 по 1997 год Тухманов жил в Германии, продолжая создавать музыку. В 90-х Давид Фёдорович участвовал в проектах Энтина Юрия, знаменитого детского поэта. Плодотворное сотрудничество длилось долгие годы. Вместе они создавали песни для детского ансамбля «Непоседы» и других исполнителей.
В 2000 году Тухманов отметил 60-летний юбилей авторскими концертами, ему присвоили звание Народного артиста. В последующем он написал музыку к спектаклям, торжественным мероприятиям. В 2005 году Давид Фёдорович с супругой стали жить в Израиле.
Личная жизнь
Личная жизнь Давида Тухманова общеизвестна, композитор не скрывает того, что женат в третий раз. Первой супругой композитора стала певица, поэт-песенник Татьяна Сашко. Как утверждали знающие ее коллеги, артисты, Татьяна стала первым советским продюсером. В советские годы понятия продюсерства не существовало, но именно благодаря чутью Сашко Тухманову удавалось создавать хит за хитом.
Татьяна Сашко – первая жена Давида Тухманова
В начале супружеской жизни Татьяне удалось разглядеть в музыканте с классическим образованием автора будущих шлягеров. Супруга участвовала в подборе поэтического материала для произведений мужа, она подыскивала исполнителей для песен. Ее авторству принадлежит текст хита Давида Федоровича «Эти глаза напротив».
Валерий Ободзинский – “Эти глаза напротив” на музыку Давида Тухманова
В 1974 году в браке родилась дочь Анастасия. Девушка не пошла по стопам родителей, окончила МГИМО и выбрала профессию переводчика, затем стала работать журналисткой.
В 1986 году Давид Тухманов женился второй раз, но брак продлился всего два года. После развода композитор уехал по приглашению в Гамбург, а бывшая жена Наталья воспользовалась ситуацией и поставила в пятикомнатной квартире Давида Федоровича на Кутузовском проспекте новые замки, выписала экс-супруга и завершила приватизацию. Композитору пришлось оспаривать свои права через суд.
Давид Тухманов с женой Любовью
В Германии Давид Тухманов встретил новую любовь и музу, ею стала пианистка и певица Любовь Викторовна. В Западной Европе композитор начал новую жизнь. Он не стеснялся выступать в ресторанах, играя на фортепиано, делал аранжировки для местных оркестров, выступающих на радио и телевидении. Этот период биографии композитор не воспринимал как эмиграцию, для Давида Федоровича жизнь в Европе стала затянувшимся путешествием. По словам Тухманова, ему был интересен опыт общения с иностранной публикой, интерес вызывала и новая для советского гражданина культура.
Народный артист и композитор Давид Тухманов
Начиная с 90-х годов композитор живет на три страны. Часть года он проводит с семьей в Израиле и Германии, но не забывает посещать и Россию. Как признается сам композитор, с первой женой, поэтом-песенником Татьяной Сашко, и дочерью он общение не поддерживает, однако причины такого решения предпочитает не оглашать.
Германия, возвращение и новая чужбина
В 1991 году он неожиданно для всех уехал в Германию. Не зная немецкого, работал тапером в ресторанах, исполнял музыку по заказам подвыпивших бюргеров. Не чурался любой работы: переписывал ноты в библиотеке, а позже занялся реставрацией одной из старинных опер Оффенбаха. Ее считали утраченной и случайно обнаружили в архивах.
До сих пор он вразумительно не пояснил, чем же был вызван тогдашний его отъезд на Запад. Хотя связей с Родиной Давид Тухманов никогда не терял: писал музыку к разным фильмам, спектаклям. Появилось и направление, связанное с оформлением детских театральных шоу и репертуаром детских ансамблей.
В 1997-м состоялось возвращение, появились новые интересные формы работы, например, музыка для Всемирных Олимпийских Юношеских Игр, что состоялись в Москве в 1998-м. Или саундтрек к спектаклю «Мадлен, спокойно!» — его он сочинил для Людмилы Гурченко. Он вновь обращается к жанру баллад, работает в классическом стиле, создает циклы камерной музыки, произведения на стихи любимого Пушкина.
Звание народного артиста России ему присвоили в 2000-м в честь 60-летия, тогда же состоялся цикл юбилейных концертов с участием самых известных исполнителей. Его авторские концерты «Притяжение любви» вновь собрали почитателей таланта композитора в 2004-м.
Самым значимым трудом этого периода он считает оперу «Царица», посвященную правлению Екатерины Великой. Тухманову интересен сам образ Екатерины, хотя для создания либретто драматургу Юрию Ряшенцеву пришлось перелопатить огромную массу материала. В 2009-м оперу триумфально представили на лучших сценах обеих столиц.
Ему оказали честь, избрав в члены Патриаршего совета по культуре, где Давид Федорович активно работает с 2010 года.
ПЕРВЫЕ ПЛАСТИНКИ, ПЕРВЫЕ ПЕСНИ
В конце 60-х годов появились первые пластинки Тухманова. Песен было много, и были они разными — лирические, «в русском стиле», эстрадные, которые быстро становились шлягерами, звучащими на всех танцплощадках страны; но были песни и более серьезного плана, с интересными, умными стихами. Все это выходило на гибких пластинках и «сорокопятках» различных певцов — Ободзинского, Марии Лукач, Кобзона, Кристалинской и других. В 1968 году вышла, наконец, первая авторская пластинка, на которой были помещены четыре вещи — «Я люблю тебя, Россия» (это одна из первых работ Тухманова, песня была написана еще в 1963 году), «Эти глаза напротив» (шлягер тех лет, песня эта вызвала также немало нареканий, а для Тухманова это был просто уютный, немного сентиментальный вальс и, как обычно, повод блеснуть утонченной оркестровкой), «Не просто быть вдвоем» (песня, в которой у Тухманова стали проявляться черты новой, современной мелодики) и «Шире круг» (ставшая популярной в исполнении квартета «Гайя»).
Большая часть этих песен примыкала к традиционной линии советской песни, продолжая в чем-то направление, связанное, скажем, с именем Аркадия Островского, хотя мне хотелось найти и в композиции, и в аранжировке что-то свое, более свежее. Что? Вероятно, форму наилучшего звучания, причем сразу во всем, комплексно — в звучании голосов, оркестровке, самой звукозаписи. Меня привлекали тогда в основном тенора, они казались мне более экспрессивными, эмоционально напряженными.
— В те годы я много работал с Валерием Ободзинским — мне нравилось его использование горлового регистра, его эмоциональная свобода, раскованность.
В 1972 году Тухманов был удостоен премии Московского комсомола за цикл гражданских и патриотических песен, в который вошли «Я люблю тебя, Россия» (слова Михаила Ножкина), «Единство» (слова Владимира Харитонова), «День без выстрела» (слова Михаила Дудина) и «Если я заболею…» (слова Я. Смелякова). Последняя песня имеет маленькую предисторию. Написана она была по просьбе режиссера Б. Равенских для ставившейся тогда в Московском театре имени Пушкина пьесы по мотивам романа Николая Островского «Как закалялась сталь». Равенских предложил текст Смелякова, и Тухманов дал согласие, когда вспомнил, что на этот текст уже существует и довольно широко распространена бардовская песня (ее автором был Юрий Визбор). «Бороться» с уже существующей хорошей песней дело безнадежное, и Тухманов одно время склонен был отказаться от этой работы, но очень уж понравились ему стихи. В конце концов, он решил нарушить неписаный закон — и написал свою песню. Вскоре тухмановская «Если я заболею…» получила один из призов песенного конкурса радиостанции «Юность», а затем и премию Московского комсомола.
Кстати, вспоминая эту премию, думаешь, что к списку песен гражданско-патриотической тематики можно было бы сейчас присоединить целое созвездие новых великолепных мелодий — «Мой адрес — Советский Союз!», «День Победы», «Мы — большая семья», «Родина моя».
Среди эстрадно-танцевальных песен этих же лет стоит отметить такие, как «Гуцулочка» на стихи Острового — своеобразную стилизацию западно-украинских мотивов со скрипичным соло, имитирующим народную импровизацию. «Восточная песня» на слова О. Гаджикасимова (удивительными иногда бывают и ошибки — мелодия эта вышла на пластинке в Польше, как народная!) … Были и такие песни, как «Разрешите с Вами познакомиться» на слова И. Кохановского, «И не то, чтобы да, и не то, чтобы нет» на слова И. Шаферана, «………» на слова М. Пляцковского. В последней из них Тухманов …….. звучание, характерное для …… музыки …….. сочетание -……… с двумя аккордеонами.