Авиакатастрофа в андах 13 октября 1972 года

Оглавление

Виды каннибализма

Истинные специалисты в этой области различают четыре вида К.

  1. Ритуальный

Имел место в доисторические времена: ту или иную часть умершего могли из уважения съесть члены его семьи. В настоящее время встречается редко. К примеру, жители Папуа — Новая Гвинея едят своих врагов, чтобы забрать их силу. Единичный случай ритуального К. наблюдался в Украине: в 1999 году сатанисты под руководством некоего Дмитрия Демина убили 15-летнюю киевлянку, и ее язык был съеден самим руководителем.

Голодный

Именно к этому виду относится история крушения в Андах. Был отмечен также:

в Иерусалиме 70-м году н.э. во время римской осады;
в 1072 году в Египте, после того как восемь лет подряд не разливался Нил;
в 1315—1317 годах в Европе во время Великого голода (Данте как раз заканчивал описание ада);
во время блокады Ленинграда;
во время голода 1990-х годов в Северной Корее;
в той же Украине во время знаменитого голодомора 1933 года.
Криминальный

Чаще всего сопровождается убийством будущего объекта питания (кстати, в большинстве стран само по себе употребление человеческого мяса не наказывается законом). Особый всплеск криминального К. наблюдался в XX веке, когда он стал объектом вдохновения многих писателей и режиссеров. Широко известны в этой области такие авторитеты, как:

американец Эдвард Гейн, который прославился своей слабостью к нарядам из кожи жертв;
немец Армин Майвес, который поместил в интернет-форуме предложение съесть любого желающего мальчика — и съел (после этого вы по-прежнему не верите в интернет-знакомства?);
ну и наш знаменитый соотечественник Андрей Чикатило, который поражает не столько фантазией, сколько количеством.
Эпикурейский

Самый редкий вид: поедающий человечину получает удовольствие от ее вкуса. Тут прославились французы, в частности Николя Кло. Он крал мясо из морга, где работал, и готовил его дома, пробуя разные рецепты. Наконец Николя сделал вывод, что лучшая человечина — сырая: она напоминает говядину в соусе тартар (но вкус, конечно, гораздо тоньше).

Фото: Getty Images.

Список пассажиров

Экипаж

  • полковник Хулио Сесар Феррадас (исп. Julio César Ferradas), командир экипажа
  • подполковник Данте Эктор Лагурара (исп. Dante Héctor Lagurara), помощник командира
  • лейтенант Рамон Мартинес (исп. Ramón Martínez), штурман
  • капрал Карлос Роке (исп. Carlos Roque), бортмеханик
  • капрал Овидио Хоакин Рамирес (исп. Ovidio Joaquín Ramírez), бортпроводник

Пассажиры

(выжившие обозначены жирным шрифтом, игроки команды «Old Cristians» обозначены *)

  • Франсиско Абаль (исп. Francisco Abal)
  • Хосе Педро Альгорта (исп. José Pedro Algorta)
  • Роберто Канесса* (исп. Roberto Canessa)
  • Гастон Костемалье (исп. Gastón Costemalle)
  • Альфредо Дельгадо (исп. Alfredo Delgado)
  • Рафаэль Эчаваррен (исп. Rafael Echavarren)
  • Даниэль Фернандес (исп. Daniel Fernández)
  • Роберто Франсуа (исп. Roberto Francois)
  • Рой Харли* (исп. Roy Harley)
  • Алексис Хоуни* (исп. Alexis Hounié)
  • Хосе Луис Инсиарте (исп. José Luis Inciarte)
  • Гидо Магри* (исп. Guido Magri)
  • Альваро Мангино (исп. Álvaro Mangino)
  • Фелипе Макирриайн (исп. Felipe Maquirriain)
  • Грациэла Аугусто Гумила де Мариани (исп. Graciela Augusto Gumila de Mariani)
  • Хулио Мартинес-Ламас* (исп. Julio Martínez-Lamas)
  • Даниэль Маспонс* (исп. Daniel Maspons)
  • Хуан Карлос Менендес (исп. Juan Carlos Menéndez)
  • Хавьер Метоль (исп. Javier Methol)
  • Лилиана Наварро Петралья де Метоль (исп. Liliana Navarro Petraglia de Methol)
  • Франсиско Никола (исп. Francisco Nicola), доктор команды
  • Эстер Орта Перес де Никола (исп. Esther Horta Pérez de Nicola)
  • Густаво Николич* (исп. Gustavo Nicolich)
  • Артуро Ногейра* (исп. Arturo Nogueira)
  • Карлос Паэс Родригес (исп. Carlos Páez Rodríguez)
  • Эухения Долгай Дьедаг де Паррадо (исп. Eugenia Dolgay Diedug de Parrado)
  • Нандо Паррадо* (исп. Nando Parrado)
  • Сусана Паррадо (исп. Susana Parrado)
  • Марсело Перес* (исп. Marcelo Pérez), капитан команды
  • Энрике Платеро* (исп. Enrique Platero)
  • Рамон Сабелья (исп. Ramón Sabella)
  • Даниэль Шоу* (исп. Daniel Shaw)
  • Адольфо Страуч (исп. Adolfo Strauch)
  • Эдуардо Страуч (исп. Eduardo Strauch)
  • Диего Сторм (исп. Diego Storm)
  • Нума Туркатти (исп. Numa Turcatti)
  • Карлос Валета (исп. Carlos Valeta)
  • Фернандо Васкес (исп. Fernándo Vázquez)
  • Антонио Визинтин* (исп. Antonio Vizintín)
  • Густаво Зербино* (исп. Gustavo Zerbino)

В поисках людей

Было принято решение отправиться за помощью. Чтобы пережить пронизывающий ночной холод, ребята сшили спальный мешок, используя изоляцию в стенках самолета и материал с сидений. Один из регбистов нашел набор иголок в сумочке своей погибшей матери. Непослушными на морозе пальцами они день за днем шили мешок для трех человек. Прижавшись друг к другу, люди внутри должны были пережить ночь даже на голом снегу.

12 декабря Нандо Паррадо, Роберто Канесса и еще один их товарищ, который чувствовал себя в силах совершить длинный переход, встали ранним солнечным утром и отправились на запад. Туда, где, по их представлениям, находилась цивилизация. Они решили идти, пока им хватит сил.

«Я оделся еще с вечера: хлопковая рубашка, двое женских брюк, трое джинсов и три свитера. На четыре пары носков я надел пластиковые пакеты, чтобы ноги не намокли. На руки я повязал куски ткани. Кроме того, с собой я приготовил длинный алюминиевый стержень, чтобы опираться на него, и женскую губную помаду, чтобы защитить губы от ветра».

На девятый день Нандо и Роберто (их третий спутник не смог идти дальше и остался умирать в горах) вышли к стоянке пастухов. 22 декабря вертолеты со спасателями прилетели к горному лагерю уцелевших после катастрофы.

Катастрофа в Андах

В пятницу 13 октября Fairchild с пассажирами на борту задел крылом за безымянную скалу в Андах на высоте 4000 метров. «Почему так холодно? Что с головой-то случилось? Кажется, в волосах засохли сгустки крови… Меня чуть не вывернуло, когда я понял, что вдавливаю кусочки раскрошенного черепа прямо себе в мозг. Больше двух дней я пролежал в коме и очнулся, чтобы увидеть кошмар наяву».

Когда Нандо пришел в себя, рядом сидели несколько товарищей из команды, которые объяснили ему, что случилось. После столкновения со скалой у их самолета оторвало оба крыла и хвост. Искореженный фюзеляж уткнулся в снег, который несколько смягчил удар. Благодаря этому выжили 28 из 45 человек. Мать Нандо умерла, 19-летняя Сьюзи была тяжело ранена и не приходила в себя.

Ночью на снегу так холодно, что спать можно было только внутри фюзеляжа. Днем выжившие выходили наружу и пытались подавать знаки спасателям. Их явно искали: мимо пролетали два самолета, но не заметили махавших руками людей. Оставалось только собрать все силы и ждать.

Катастрофа FH-227 в Андах

Несколько следующих дней Нандо провел рядом со своей сестрой. Он грел ей ноги и руки, топил в ладонях воду, чтобы поить ее, и все время шептал, что самое ужасное скоро кончится — их найдут и увезут домой. На восьмую ночь Нандо почувствовал, что тело Сьюзи в его объятиях стало другим. Она как-то вся расслабилась, а потом перестала дышать. Наутро он похоронил сестру рядом с матерью.

Теперь он до конца осознал весь ужас положения. Вокруг до горизонта простирались горы и снег. Никакой растительности, ни одного животного. Несколько дней назад закончился жалкий запас орешков, сыра и вина, которые им должны были дать в полете. Только для того, чтобы согреться, молодые организмы ребят сжигали огромное количество энергии, так что вскоре еда превратилась в навязчивую идею.

Выжившие в авиакатастрофе в Андах 1972 года

Нандо Паррадо с остервенением присоединился к своим товарищам, которые целыми днями методично осматривали багаж и карманы умерших в поисках чего-нибудь съедобного. Они перевернули все камни вокруг места катастрофы, думая найти ростки или червей, но на такой высоте под камнями была только смерзшаяся земля. Пробовали есть кожаные ремешки сумок, хотя понимали, что химически обработанная кожа вряд ли пойдет на пользу их несчастным желудкам. В конце концов они вскрыли сиденья самолета, потому что кто-то предположил, что там может быть солома. Но они нашли только искусственную пену.

Нандо Паррадо: «Дело шло к вечеру, мы залезли в фюзеляж и готовились ко сну. Мой взгляд упал на раненую ногу молодого парня, который лежал неподалеку от меня. Центр раны был влажным, а по краям запеклась корка крови. Застывшим взглядом я смотрел на нее и понимал, что от запаха крови мой голод становится совсем невыносимым. Вдруг я осознал, что на рану смотрят все мои товарищи. Мы разом отвели взгляд и принялись заниматься своими делами. В этот момент во мне что-то изменилось: я осознал человеческое мясо как потенциальную еду».

С утра выжившие вяло продолжали поиски пищи, в то же время все чувствовали, что их единственный выход из положения уже стал очевиден всей группе.

Катастрофа FH-227 в Андах

На девятый день после катастрофы ученик медицинского отделения Роберто Канесса, который также играл в составе «Старых христиан», собрал всех возле остатков самолета. Он заявил, что у ребят есть два выхода. Первый — это лечь в фюзеляже, экономить энергию и ждать, пока их спасут. Второй — начать есть замороженные тела погибших: плоть больше не нужна мертвым. Тогда у оставшихся появятся силы, чтобы попытаться выбраться из ловушки самим.

Нужно исследовать окрестности, найти хвост самолета, в котором должны быть батареи — с их помощью можно оживить передатчик в кабине пилотов и подать людям сигнал о помощи. Об этом ему рассказал механик перед смертью.

Выжившие в авиакатастрофе в Андах 1972 года

Повисла тяжелая пауза. «Неужели Бог простит нам это?» — прошептал кто-то из «Старых христиан». «Бог не простит, если ты откажешься жить», — ответил Роберто. В конце концов они все ели «тело Христово» и пили его «кровь» во время причастия. Дискуссия об этической стороне вопроса продолжалась до вечера, однако никто из ребят не выступил категорически против.

Нандо Паррадо

Все лето 1972 года Нандо Паррадо, 22-летний студент престижного католического колледжа Стелла Мари в Монтевидео, был счастливым пляжным бездельником. Он катал друзей на своем «рено» вдоль океанского побережья, купался в безлюдных лагунах, снимал девчонок и, съев дома мамин обед, шел на тренировку университетской команды по регби. Осенью «Старые христиане», одна из лучших команд по регби в Уругвае, должны были лететь в Чили, чтобы провести там товарищеский матч.

Поболеть за спортсменов и поглядеть на другую страну отправлялись также их родственники и друзья. Веселая компания выкупила двухмоторный Fairchild, в который помещалось 45 человек, включая экипаж. 12 октября Нандо вместе с матерью, любимой сестрой Сьюзи и друзьями забрался в самолет, предвкушая новые впечатления.

Авиакатастрофа в Андах года

Катастрофа в Андах 1972 обрела огласку после того, как спасенные люди были найдены. Об этом жутком событии даже была снята кинолента и написана книга. Пострадавшие долго не могли прийти в себя, поэтому внятный рассказ удалось получить только спустя длительное время.

Итак, 13 октября спортсмены из Монтевидео полетели на спортивные соревнования в Сантьяго. Отправились они на авиалайнере «Фэрчайлд-Хиллер FH-227D/LCD. Помимо них, на борту были также 5 пассажиров. Всего насчитывалось 45 человек в самолете. По пути они должны были приземлиться в Буэнос-Айресе. Но, увы, случилось непоправимое – самолет попал в труднопроходимую местность. В условиях тумана летчик совершил ужасную ошибку, направив самолет к вершине Анд. Экипаж долго не понимал, что происходит, пока воздушное судно не налетело на скалы, в результате чего разрушился фюзеляж и несколько кресел с пассажирами улетели наружу. В результате страшного происшествия погибли 17 человек. Сам лайнер упал в снег. Картина произошедшего напоминала самый жуткий фильм ужасов, поскольку было множество мертвых и раненых людей, которые были до смерти напуганы. Все кричали, стонали, звали на помощь, не предполагая, что помощи они не увидят в течение двух месяцев. Несмотря на то что катастрофа FH-227 в Андах произошла очень давно, выжившие до сих пор вспоминают ее с ужасом и слезами на глазах. Тогда им приходилось бороться за жизнь хуже зверей, учитывая, что кругом непроходимая местность и жуткий холод (–40 градусов).

72 дня в Андах после авиакатастрофы

Это интересно: Катастрофа А321 над Синайским полуостровом — разъясняем обстоятельно

Последующие события

28 декабря 1972 года выжившие провели пресс-конференцию, где рассказали о своем существовании между жизнью и смертью на протяжении 72 дней.

Позже спасатели вернулись на место катастрофы и похоронили тела погибших под камнями и обломками фюзеляжа. Сверху был установлен железный крест.

В 2009 году сообщалось, что 16 выживших пассажиров согласились пропагандировать донорство органов в кампании, которая проводится уругвайским Национальным институтом донорства и трансплантации и призывает граждан регистрироваться в государственной программе донации органов. По словам одного из выживших — Хосе Луиса Инсиарте — они советуют людям заключить «соглашение с жизнью», как сделали затерянные в горах 37 лет назад.

Авария на шахте Сан-Хосе

В 2010 году четверо уцелевших в катастрофе по видеосвязи поддержали 33 шахтёров, заблокированных обвалом на шахте в Сан-Хосе.

Чудо в Андах

Воскресшие из мертвых регбисты стали в Уругвае национальными героями. Поначалу они приняли решение никому не рассказывать о том, какой ценой им удалось выжить. Однако фотографии с места событий попали в прессу, журналисты начали догадываться, чем питались люди во время двухмесячного ожидания. Сенсация распространилась по газетным заголовкам всего мира. Очень скоро уцелевшие герои осознали, что каннибализм привлекает гораздо больше людей, чем они могли себе представить, когда нарушали это священное табу на пороге смерти.

Однажды в октябре они, как обычно, собрались вместе и решили, что все равно доберутся до Чили, чтобы сыграть там свой матч-реванш. 12 октября 1975 года регбисты из колледжа Стелла Мари снова сели в самолет, с вызовом глядя друг на друга. На следующий день в Сантьяго с опозданием ровно в три года состоялась та самая показательная игра с чилийцами. С тех пор Кубок дружбы проходит ежегодно, и каждый раз, поднимаясь по трапу самолета, поседевшие регбисты понимают, что они сильнее своей судьбы.