Речь стюардесс и пилотов в самолёте на английском с переводом на русский: полный текст и mp3-аудиозаписи, или, что говорят нам бортпроводники и капитан воздушного судна при взлёте и посадке?

Оглавление

Кто может давать напутствия в дорогу

В принципе, любой человек. Чаще всего это провожающие. Прощаясь, что они желают при полете на самолете, отражает их настроение и отношение к улетающему.

Членов семьи больше волнует здоровье пассажира самолета, особенно если у него имеются какие-то проблемы. Также в напутствии они могут добавить слова о внимательности, бережливости, поздравить с приобретением долгожданной путевки (если летит отдыхать).

Любимая девушка обещает ждать и просит быстрее вернуться, беречь себя, а также не засматриваться в дороге на симпатичных барышень.

Что желают коллегам, когда те летят на самолете? Плодотворной работы, удачно заключить контракт, благополучно провести переговоры.

Пилотам могут пожелать удачного полета и плавно посадить воздушное судно, крепкого здоровья.

Подруга может порадоваться за улетающего, ведь ему предстоит перелет, смена обстановки. Возможно – новые перспективы в плане личной жизни или карьерного роста для парня или девушки.

Работники авиации обычно произносят стандартные напутственные слова. Впрочем, пожелания касаются и их, ведь им лететь вместе с пассажирами.

Что желают друзья в дорогу на самолете, находящиеся далеко? Приятной дороги, мягкой посадки и обязательно – хорошей компании.

Одноклассники или однокурсники что желают? Повеселиться, хорошей компании, быстрого пути. Чтобы время в дороге пролетело незаметно. А также – множества новых впечатлений, уже на месте. Чаще они передают прикольные стихи или короткие пожелания, дополненные веселыми смайликами.

Интересно!
Пожелания — это не всегда слова. Можно отправить мотивирующую картинку, короткое стихотворение или красивый рисунок, сделанный собственноручно. Последний вариант характерен для малышей, которые выражают себя через рисунки.

Что нельзя делать в самолете?

На борту воздушного транспортного средства строго-настрого запрещается свистеть – удача «вылетит». Также летчик ни в коем случае не должен ругать свою машину, а то она «отомстит».

Нельзя играть на борту самолета в азартные игры – после этого полеты будут складываться неудачно.

Свои приметы есть у летчиков военной авиации. К примеру, нельзя класть фуражку козырьком вниз – только вверх тульей. Вниз козырьком кладут фуражку погибшего пилота.

Летчикам не рекомендуется клеить модели самолетов – считается, что это нечто вроде магического действия, которое способно привести к аварии реального самолета. Магия действует сильнее, если поставить на борту модели номер и еще какие-то опознавательные знаки.

Считается, что ни в коем случае нельзя брать с собой на борт вещи, которые ранее принадлежали другим людям, а также надевать совершенно новую одежду. Рекомендуется надевать одежду, в которой пилот ранее удачно слетал.

Может ли пассажир разбить иллюминатор или сам открыть дверь?

Разбить иллюминатор под силу разве что какому-нибудь Тору с его Мьёльниром. Стёкла в них невероятно прочные и устойчивые к ударам. А перед полётом целостность иллюминаторов обязательно проверяется, чтобы исключить любую возможность декомпрессии в салоне из-за разбитого стекла. Вот что говорит по этому поводу пилот Патрик Смит:

Если уж речь пошла об иллюминаторах, то один из самых распространённых вопросов о них — зачем дырочка в иллюминаторе самолёта? Она нужна для того, чтобы нормализовать давление между слоями стекла в иллюминаторе. Без этого технологического отверстия из-за разницы давления снаружи самолёта и внутри салона иллюминатор просто бы лопнул.

Что же касается открытия дверей эвакуационных выходов во время полёта, то это невозможно даже совместными усилиями Николая Валуева, Арнольда Шварценнегера и Хафтора Бьёрнссона. Давление за бортом настолько велико, что дверь просто невозможно открыть. Никак и ни при каких обстоятельствах. К тому же, система открывания довольно сложна, и разобраться с ней с кондачка не получится. А если бортпроводник заметит, что кто-то пытается открыть дверь, то он тут же пересадит нерадивого пассажира.

Гроза полету не помеха

Гроза – это довольно опасное явление, но для современного лайнера она не является причиной катастрофы. Техника и человек научились преодолевать огромные расстояния безопасно в любых погодных условиях.

В своей практике каждый опытный пилот не раз сталкивался с грозовыми облаками, которые существенно затрудняют посадку и взлет самолета в дождь. Во время «входа» в облака экипаж лишается зрительного восприятия машины в пространстве. Поэтому полет в “нелетную” погоду можно проводить только по техническим приборам. В некоторых случаях может возникнуть неприятная ситуация – электризация самолета. Здесь радиосвязь резко ухудшается, что доставляет большие неудобства даже профессиональным пилотам.

Но больше всего “нелетная” погода усложняет посадку лайнеров. В таких метеорологических условиях экипаж максимально загружен. Капитан даже в современном в дождь бросает взгляды на авиационную технику до 200 раз в минуту, сосредотачиваясь на каждом приборе до 1 секунды. Низкая облачность в комплексе с грозой – серьезная помеха для правильного движения воздушного судна

Поэтому чрезвычайно важно хорошо знать облака, их состояние и ближайшее изменения. Ухудшение погоды начинается, если наблюдается:

  • ускоренное падение атмосферного давления;
  • резкое изменение направления и скорости ветра;
  • увеличение разного рода облачности и быстрое ее движение;
  • «нарастание» к вечеру кучевых облаков;
  • образование цветных кругов вокруг спутников Земли.

С грозой играть нельзя, ее нужно обходить подальше, согласно нормативам. К тому же при наборе высоты или снижении пилот должен соотносить информацию развития стихии с возможностями самолета.

Приметы, в которые верят летчики

Работа пилота требует повышенного внимания. Пожелания счастливого пути в дорогу пилоту будут очень важны для него. Они заряжают позитивом, придают уверенности и забирают тревогу. Чтобы теплые слова были уместны, нужно знать приметы, которые соблюдают летчики.

Приметы и суеверия пилотов:

  • С собой в рейс нужно взять вещь, которая уже была в полете.
  • Нельзя показывать пальцем в небо перед трапом самолета, иначе есть шанс ухудшения погодных условий.
  • Нельзя накануне полета стричь ногти.
  • Ни в коем случае нельзя делать фотографию перед рейсом.
  • Не использовать слово «последний». Заменить его следует любым другим синонимом.
  • Подниматься по трапу нужно очень аккуратно. Если споткнешься – будут проблемы в полете.
  • Нельзя в самолете свистеть.
  • Нельзя перед полетом что-либо шить или ставить латку.
  • Курящие летчики перед рейсом выкуривают только половину сигареты. Оставшуюся часть используют только после завершения полета.

Хорошими приметами считаются:

  • Увидеть попутный самолет – к счастью.
  • Чтобы рейс был хорошим, первым кто должен зайти – это мужчина.
  • Если в самом самолете раскрылся чемодан или сумка – это к прибыли.
  • Найти женскую серьгу в салоне самолета – к удаче.
  • Перед самым взлетом, стюардесса должна помахать веником над трапом. Это будет способствовать попутному ветру.
  • Перелет через радугу принесет счастье.
  • Если перелет происходит в ночное время суток, то падающий на правый борт самолета лунный свет принесет материальные блага.

Люди этой профессии очень аккуратны в своих выражениях. Они очень суеверны, поэтому любое сказанное слово для них может иметь большое значение. Так, к примеру, они никогда не называют даже примерное время прибытия своего самолета. Поэтому, счастливого пути пожелания в дорогу для них нужно выбирать, ориентируясь на их профессиональные суеверия.

Слушать речь бортпроводников и пилотов – аудиозаписи из самолёта и аэропорта в формате mp3

Ваш браузер не поддерживает воспрозведение данного аудиофайла.Для корректной загрузки рекомендуем использоватьChrome, Firefox, Safari, Opera, IE или MS Edge.
Речь бортпроводника перед вылетом — Полный текст на английском и на русском

Ваш браузер не поддерживает воспрозведение данного аудиофайла.Для корректной загрузки рекомендуем использоватьChrome, Firefox, Safari, Opera, IE или MS Edge.
Речь командира корабля Аэробус 330 перед взлётом — Приятного полёта из Шереметьево

Ваш браузер не поддерживает воспрозведение данного аудиофайла.Для корректной загрузки рекомендуем использоватьChrome, Firefox, Safari, Opera, IE или MS Edge.
Предполётная речь бортпроводницы — Объявление готовности ко взлёту

Ваш браузер не поддерживает воспрозведение данного аудиофайла.Для корректной загрузки рекомендуем использоватьChrome, Firefox, Safari, Opera, IE или MS Edge.
Аэрофлот — Инструктаж по технике безопасности во время полёта

Ваш браузер не поддерживает воспрозведение данного аудиофайла.Для корректной загрузки рекомендуем использоватьChrome, Firefox, Safari, Opera, IE или MS Edge.
Предполётная речь стюардессы — Пристегнуть ремни, выключить мобильные телефоны

Ваш браузер не поддерживает воспрозведение данного аудиофайла.Для корректной загрузки рекомендуем использоватьChrome, Firefox, Safari, Opera, IE или MS Edge.
Объявление капитана воздушного судна — Готовность к посадке самолёта

Ваш браузер не поддерживает воспрозведение данного аудиофайла.Для корректной загрузки рекомендуем использоватьChrome, Firefox, Safari, Opera, IE или MS Edge.
Информирование пассажиров о смене гейта в аэропорту — Приглашение проходить на посадку

Ваш браузер не поддерживает воспрозведение данного аудиофайла.Для корректной загрузки рекомендуем использоватьChrome, Firefox, Safari, Opera, IE или MS Edge.
Объявление в аэропорту — Окончание посадки на самолёт, вызов опоздавших пассажиров

 2 
ФРАЗЫ СТЮАРДЕССЫ В САМОЛЁТЕ

Важные слова напутствия

Как правило, пожелания даются в день отлета перед посадкой. Обычно провожают в путь близкие люди, друзья или родственники. Иногда – коллеги, если поездка деловая. Раньше дорога считалась делом масштабным, долгим и опасным. Люди не могли предугадать, чем она завершится. Поэтому старались вложить душу в свои напутствия. Сейчас воздушные перелеты считаются безопасным и быстрым способом достичь желаемого пункта назначения. Но пожелания в дорогу на самолет не потеряли актуальности.

Что важно подчеркнуть? Прощальные слова чем-то похожи на поздравления, в них скрывается желание поддержать человека и ободрить его, дать ему что-нибудь хорошее, даже веселое. Особенно когда впереди ожидает испытание

Стюардессы летных компаний, заканчивая обязательный инструктаж, обычно дополняют речь стандартными пожеланиями:

«Экипаж самолета желает вам приятного полета и мягкого приземления».

Пожелание «удачного пути» перед полетом

Какие слова чаще всего употребляются:

  • доброго пути – подразумевают безопасную дорогу, в которой путник (пассажир) получит лишь хорошие впечатления;
  • мягкой посадки – профессиональный жаргон, употребляемый пилотами и стюардессами;
  • легкого полета – чтобы дорога прошла без каких-либо происшествий;
  • комфортного перелета – не лишнее пожелание, особенно если предстоит многочасовой полет;
  • вкусной еды – при длительных перелетах пассажиров кормят;
  • с Богом – пусть Он всегда будет рядом и охраняет;
  • скорейшего возвращения – обычно такие напутствия дают члены семьи, им грустно провожать близкого человека и хочется быстрее увидеть его вновь;
  • крепкого здоровья – особенно если человек летит впервые, невозможно предугадать как его организм перенесет полет;
  • поздравлять с удачным приобретением путевки – такое произносят, если пассажир улетает отдыхать.

Конечно, пожелания в полет на самолете отражают чувства и мысли людей, их переживания и намерения. Принято говорить только хорошее, не допускать негативных слов, даже мыслей. Издревле считалось, что любое плохое слово способно отразится потом на состоянии человека. Впрочем, это вполне оправдано. Конечно, обычные пассажиры не могут никак влиять на полет и работу пилотов, но если любимый человек, улетающий скоро – член экипажа, то лучше желать ему только счастливого и легкого пути.

Важно!
Быть искренним. Не обязательно составлять длинные и заковыристые предложения

Порой достаточно бывает пары слов. Они бесценны, если сказаны от души.

Если провожающих несколько, нужно ли каждому что-то говорить? Решают сами. Лучше когда есть личный вклад каждого, хоть пару слов. Особенно когда провожают близкого – родственника, друга, даже коллегу

Неважно, что он собирается делать потом, по прибытии: работать или отдыхать. Пожелания коснуться именно предстоящего полета

О внешнем виде

Стюардессы должны выглядеть безупречно: отглаженная форма по фигуре, обувь на каблуке, аккуратные прическа и макияж. Опытные бортпроводницы говорят, что готовиться к полету им совсем нетрудно, это занимает всего полчаса. Кстати, если встречать пассажиров нужно на каблуках 5-7 см, то в полете разрешается надеть обувь с каблуком поменьше. Для бортпроводника-мужчины главное — ухоженные руки, также важны аккуратные прическа и лицо. Многие стюарды используют специальные средства для кожи и регулярно делают маникюр.

Откровения бортпроводников: 7 самых бесящих типов пассажиров

Что делать, если самолет попал в воздушную яму или зону турбулентности

Самое главное, не стоит паниковать. Такое поведение может спровоцировать панику во всем салоне. А она, как правило, ни к чему хорошему не приводит. Нужно четко соблюдать инструкцию по безопасности в самолете.

Что такое турбулентность? Это попадание воздушного судна в турбулентные течения. В это время лайнер может «болтать» вверх и вниз, вправо и влево. На языке летчиков турбулентность называют «болтанкой». Бояться ее не стоит, даже если, смотря в иллюминатор, кажется, что крылья отваливаются. В истории воздушных перевозок такого не было.

Пассажир должен занять свое место, пристегнуть ремень безопасности, пригнуть голову к коленям, обхватив ее руками. Как только пилот выведет судно из этой зоны, бортпроводник скажет по громкой связи, что можно отстегнуть ремни. Аналогичное поведение должно быть и при попадании в воздушную яму.

Перелеты – самый безопасный способ массовых перевозок

Вы наверняка слышали, что, согласно статистике, у пассажиров самолетов шанс попасть в авиакатастрофу значительно ниже, чем у водителей автомобилей. И знаете, что? Это на самом деле правда! Мировая статистика ведь врать не будет?

В качестве примера приведем слова Дэвида Ропейка, инструктора по информированию о рисках в Гарвардском университете: «…шансы погибнуть в автомобильной аварии составляют примерно 1 к 5 000. Аналогичные шансы попасть в авиакатастрофу примерно равны 1 на 11 000 000». Шанс настолько ничтожно мал, что, по словам Ропейка, вероятность, что в вас может попасть молния, в сотни раз выше – примерно 1 к 13 000 в течение жизни.

Впрочем, не будем полагаться только на данные одного специалиста. Для этого перейдем на сайт avia.pro, на котором опубликован калькулятор вероятности авиакатастроф.

Так, согласно данному интернет-порталу, можно программно подсчитать приблизительный шанс аварии во время перелета:

«Программа позволяет рассчитывать вероятность авиакатастрофы, основываясь на реальных факторах. Для того чтобы узнать вероятность авиакатастрофы, необходимо из соответствующих опций выбрать авиакомпанию, уточнить модель самолета, на котором будет совершаться авиаперелет, уточнить протяженность маршрута и ряд других параметров, после чего вы сможете получить объективную информацию о том, насколько безопасным будет ваш полет», – говорится на сайте https://avia.pro.

Что ж, проверим. Возьмем одного из крупнейших авиаперевозчиков в стране – компанию «Аэрофлот» – и выберем один из предложенных самолетов:

Вводим в онлайн-сервис данные: страна, авиакомпания, модель самолета, дальность полета, время года, возраст воздушного судна и другие. Для получения усредненных результатов ставим «среднестатистическое значение». Таким образом, получаем следующие значения:

Sukhoi Superjet 100, система выдала вероятность авиакатастрофы, равную 0.000275%

Boeing 777-300: 0.000278%

Как видно, разница между двумя популярными сегодня самолетами при идентичных вводных данных невелика. На миллионы рейсов, совершаемых ежегодно в мире, происходит действительно крайне малое количество аварий на воздушном транспорте с учетом многих возможных факторов. При взаимодействии с лифтами калечится и гибнет в разы больше жителей мегаполисов.

Конечно, это не абсолютные величины, но сопоставление двух статистических выборок наталкивает на главный вывод: шанс погибнуть в воздушном транспорте действительно невероятно низок.

Приветственная речь во время начала полёта – Вариант 3 (Инструктаж по технике безопасности)

И, конечно же, как не упомянуть текст Safety Briefing на английском, а точнее, текст Инструктажа по технике безопасности с переводом на русский язык.

Речь бортпроводника во время взлёта и посадки на английском языке
Речь стюардесс и пилотов при взлёте и посадке с переводом на русский
Ladies and gentlemen, on behalf of the crew I ask that you please direct your attention to the monitors in front of you as we review the emergency procedures.
Дамы и господа, от имени экипажа самолёта просим вас посмотреть на мониторы перед вами, пока мы инструктируем вас по технике безопасности.
There are 8 emergency exits on this aircraft. Please take a minute to locate the emergency exit closest to you. Note that the nearest exit may be behind you.
Этот самолёт оборудован восемью аварийными выходами

Определите расположение ближайшего к вам, и обратите внимание, что он может находиться позади вашего места.
Should the cabin experience sudden pressure loss, stay calm and listen for instructions from the cabin crew.
В случае снижения давления в салоне самолёта сохраняйте спокойствие и слушайте инструкции экипажа.
Oxygen masks will drop down from above your seat. Place the mask over your mouth and nose, like this

Pull the strap to tighten it. If you are traveling with small children, make sure that you secure your own mask first before helping your children with theirs.
Сверху вашего сиденья свалятся кислородные маски. Наденьте маску на рот и нос таким образом и потяните за ремешок, чтобы затянуть ее на лице. Перед надеванием маски на своего ребёнка сначала наденьте маску на себя.
In the unlikely event of an emergency landing and evacuation, life rafts are located below your seats and emergency lighting will lead you to your closest emergency exit.
В крайнем маловероятном случае аварийной посадки и эвакуации под сиденьями расположены спасательные жилеты, а аварийные указатели направят вас к ближайшему аварийному выходу.
We ask that you make sure that all carry-on luggage is stowed away safely during the flight.
В целях безопасности просьба на время полёта отложить всю ручную кладь.
While we wait for takeoff, please take a moment to review the airline safety sheet in the seat pocket in front of you.
Пожалуйста, перед взлётом изучите памятку авиабезопасности из кармана спинки сиденья перед вами.

Диалог со стюардессой на борту

Бортпроводники всегда приветливы, улыбаются, готовы подбодрить. В их работу входит весьма обширный круг задач. Роль психолога им тоже не чужда. Некоторые пассажиры могут бояться высоты, полета, замкнутого пространства и т. д. Наше второе видео поведает вам о том, как может бортпроводница успокоить нервничающего пассажира. Слушайте и внимайте полезные слова и фразы!

Полезные слова и фразы из видео:

Фраза Перевод
To take one’s mind off things Отвлечься от чего-либо
Flight entertainment Развлечения во время полета
Film guide Киногид
Inflight magazine Бесплатный журнал, который предлагается пассажирам на борту
Take-off Взлет
To call for assistance Попросить помощи

Какие обязанности выполняет пилот во время рейса?

Знаете ли вы, что такое deadhead ? Или squawk? Или как реагировать на сигнал pan-pan?

Это всего лишь несколько примеров специального языка, на котором должны говорить пилоты, какой бы национальности они не были.

Как сообщает The Sun, авиационный английский, состоящий примерно из 300 слов, представляет собой сочетание профессионального жаргона и простого английского языка.

Он был создан для того, чтобы пилоты и авиадиспетчеры могли избегать недопонимания, двусмысленности в разговоре друг с другом, могущих повлечь за собой несчастные случаи. Одна из ужасных авиакатастроф в истории была частично вызвана путаницей в языке.

Столкновение на Тенерифе

В 1977 году голландский капитан воздушного судна во время полета на Тенерифе, над испанскими Канарскими островами сказал авиадиспетчеру: “We are at take-off” («Мы на взлете»). К сожалению, сообщение было неправильно понято и в сочетании с плохими погодными условиями диспетчерская вышка не увидела двух самолетов, направлявшихся навстречу друг другу. По меньшей мере 583 человека погибли. Эта авария до сих пор считается одной из ужаснейших в истории авиации.

После нескольких таких авиационных происшествий Международная организация гражданской авиации (ИКАО) предложила сделать английский международным языком авиации, а пилотам и авиадиспетчерам иметь по крайней мере базовые знания. Но это не тот английский, который мы знаем.

Согласно блогу Оксфордского словаря: «Научиться говорить по радио в самолете — один из самых сложных аспектов обучения управлению ВС, и новые пилоты должны сдавать письменные и практические экзамены, чтобы доказать свое мастерство». Чтобы понять пилота, вы сначала должны выучить международный фонетический алфавит. Затем следует список слов, которые вы, возможно, слышали, как то: “roger”, что означает «понял/принял»; “affirm”, что означает «да»; и “approach”, что означает «подход (к зоне аэродрома)». В то время как язык авиации постоянно меняется, пилоты обязаны проходить строгие языковые тесты, чтобы безопасно летать на самолетах.

Кому доступна закрытая информация

Некоторые органы имеют право на проверку пассажиров судна, отправив запрос в авиакомпанию. Это федеральная служба безопасности или налоговые органы. Сотрудникам организации предоставляются специальные постановления и бумаги, позволяющие узнать список пассажиров на самолет, летящих конкретным маршрутом. Можно уточнить, садились ли конкретные люди в салон, если с ними связаны определенные ситуации.

Данные о людях, которые сели на рейс, находят частные детективы и службы сыска. Они имеют собственные связи и договоренности с сотрудниками аэропорта.

Важно! Легальность их действий неясна, поскольку клиенты не уделяют особого внимания методам получения информации. Однако подобные службы редко наказывают за подобные операции в соответствии с законодательством

Табу перед полетом

Например, в среде летчиков ни в коем случае нельзя говорить, что этот полет последний на сегодня. Говорят: «крайний». Иначе, мол, может произойти авария.

Нельзя называть даже приблизительное время, когда планируешь вернуться из полета – посадка может оказаться проблемной. Нельзя также желать летчикам «счастливого полета» — беду накличешь.

Пилоты перед полетом никогда не фотографируются – тогда кто-нибудь из них может не вернуться назад. Не рекомендуется также фотографировать и салон самолета – полет может выйти неудачным. Между прочим, примета «работает» и если салон фотографируют пассажиры.

Перед полетом нельзя поднимать палец в небо, особенно это касается среднего пальца. Считается, что этим прогневишь небеса и погода испортится.

Перед сложными рейсами у пилотов не принято бриться и даже стричь ногти. Не следует этого делать и во время полета.

Что же опаснее для самолёта взлёт или посадка

Опасно и то и другое. Но если отвечать конкретно на вопрос, то посадка. Чтобы это объяснить, нужно рассмотреть чем опасны оба этапа.

Опасности при взлёте

  • При взлёте двигатели работают на взлётном режиме. Существует опасность их отказа в момент разбега самолета из за которого он не сможет ни оторваться от земли, ни остановиться на полосе. Поэтому при разбеге существует точка при прохождении которой пилот принимает решение — взлетать, или тормозить. Если отказ произошел после прохождения точки «рубеж» взлёт осуществляется при любых условиях. Даже на одном двигателе.
  • Вторая опасность — неправильная центровка. Перед взлетом пилот выставляет так называемую «взлетную конфигурацию» самолета. Выпускает на определенный угол закрылки и перекладывает стабилизатор. Рассчитывается как именно центрован самолет. Верен ли его расчет пилот может определить только после отрыва от земли.
  • Боковой ветер. Может мешать разбегу и сносить самолет с полосы.

Это наиболее распространенные опасности при взлёте.

Опасности при посадке

Ветер. Как боковой, так и курсовой. При сильном боковом ветре управление по удержанию курса затруднено.
Сдвиг ветра. Самолет держится в воздухе из-за обтекания его аэродинамических элементов воздушным потоком. Если при посадке сильный встречный ветер, то скорость складывается из скорости ветра и скорости самолета. Если ветер меняет направление или резко прекращается, самолет стремительно теряет высоту. При посадке запаса по высоте может уже и не быть.
Видимость. Если взлететь теоретически можно и в туман, то при посадке визуальные ориентиры играют куда большую роль. У пилотов существует разделение по классности, согласно которому они сдают экзамен на посадку в условиях ограниченной видимости. Данные категории называют «погодный минимум». Его нужно периодически подтверждать на практике.
Выдерживание параметров по приборам. Так называемый инструментальный заход. Пилот должен уметь, как это называется на сленге, «собирать стрелки в кучу». Т.е. иметь правильное представление о пространственном положении самолета полагаясь только на показания приборов и уметь правильно вести самолет без внешних ориентиров.
Центровка на посадке. По прибытию в пункт назначения, топливо уже выработано, и самолет стал легче. Однако, груз и пассажиры на месте (в большинстве случаев). Таким образом центровка самолета изменилась с момента взлета

Важно правильно её оценить, чтобы был запас по органам управления. В этой связи, иногда пилоты просят пассажиров перейти из салона в салон, или пересесть слева направо(или наоборот), особенно если рейс загружен не полностью.
Коэффициент сцепления

После касания может возникнуть опасность заноса самолета или же возникнуть проблемы с торможением из-за состояния полосы. Она может быть более скользкая, чем пилот предполагает. Важно уметь мгновенно ориентироваться в ситуации.
Важно приземляться точно на знаки, обозначенные на полосе, чтобы не было недолета или перелета. При точном следовании по КГС это условие выполняется. В аэропортах необорудованных глиссадной системой с этим есть дополнительные сложности.

Таким образом посадка сложнее. Когда известного советского пилота В. Ершова спросили какая самая сложная фигура пилотажа он тут же ответил — посадка.

Особенно сложная посадка на воду. при такой посадке наиболее часты.

Что нельзя делать в самолете?

На борту воздушного транспортного средства строго-настрого запрещается свистеть – удача «вылетит». Также летчик ни в коем случае не должен ругать свою машину, а то она «отомстит».

Нельзя играть на борту самолета в азартные игры – после этого полеты будут складываться неудачно.

Свои приметы есть у летчиков военной авиации. К примеру, нельзя класть фуражку козырьком вниз – только вверх тульей. Вниз козырьком кладут фуражку погибшего пилота.

Летчикам не рекомендуется клеить модели самолетов – считается, что это нечто вроде магического действия, которое способно привести к аварии реального самолета. Магия действует сильнее, если поставить на борту модели номер и еще какие-то опознавательные знаки.

Считается, что ни в коем случае нельзя брать с собой на борт вещи, которые ранее принадлежали другим людям, а также надевать совершенно новую одежду. Рекомендуется надевать одежду, в которой пилот ранее удачно слетал.