Буддийские пещерные храмы

5 красивейших храмов буддизма в России

Золотая обитель Будды Шакьямуни — Калмыкия, Элиста

Этот молодой храм буддизма открыли в 2005 году. Он стал одним из крупнейших в Европе. В семиуровневом здании расположены резиденции главы буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьяцо.

Вокруг храма буддистов стоят 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда и более сотни белоснежных ступ. А внутри находится самая большая статуя Будды в Европе. Она украшена сусальным золотом и бриллиантами, а внутри спрятаны священные предметы — мантры, благовония, драгоценности и земля из всех районов республики.

Сякюсн-сюме — Калмыкия, Элиста

Еще один буддийский храм расположен на окраине Элисты. Храм в тибетском стиле украшен резьбой по дереву, соответствующей символикой и скульптурами. Внутреннее убранство организовано в традиционном стиле — большую статую Будды окружают панно с изображениями божеств и монахов.

Снаружи тоже есть, на что посмотреть — вокруг храма расположены молитвенные барабаны, сюме, домик для лам и 3 ступы.

Читинский дацан «Дамба Брайбунлинг» — Забайкальский край, Чита

Целый монастырский комплекс за 5 лет выстроили в Чите в начале 2000-х. Дацан продолжал преображаться и после открытия — спустя несколько лет с трех сторон буддийского храма возвели конструкции с молитвенными барабанами. Из Улан-Удэ в храм приехали латунные фигуры львов, жертвенный сосуд-курильница и статуя Будды Шакьямуни.

Сейчас дацан — место проведения служб-хуралов, ежедневных ритуалов и других обрядов.

Агинский дацан «Дэчен Лхундублинг» — Забайкальский край, Амитхаша

Этот буддийский монастырь основали в начале XIX века и уже тогда он обосновался собственными медицинской, философской и астрологической школами. Сейчас в дацане действует один храм, где живут около 20 лам и действует Агинская Буддийская Академия.

Вокруг буддийского храма возвели множество культовых сооружений: ступа «Юндум Шодон», дуган Зула, «Восемь священных ступ» и статуя Майдари.

Буддийский храм в Санкт-Петербурге — «Дацан Гунзэчойнэй»

Необязательно уезжать на российский Восток, чтобы увидеть один из красивейших буддийских храмов. Он находится в Санкт-Петербурге и стоит уже больше века. Храм выстроили из колотого гранита, а витражи в нем разрисовывал Николай Рерих.

Помимо духовной ценности, он насыщен и эстетической: чего только стоят восточный колорит и буддийский барабан, который приносит счастье.

Немного истории

История храма Боробудур начинается в 8 веке нашей эры, в период правления династии Шайлендров. Власть этой семьи была сосредоточена именно на острове Ява, что и стало причиной возведения храма именно здесь. По одной из версии, семья Шайлендров прибыла в Индонезию из Индии, но некоторые историки считают, что семья была родом с острова Ява. Несмотря на это, в тот период правящая семья Шайлендров поддерживала тесные связи с Индией, являясь сторонниками буддизма Махаяны. Именно это направление распространялось на территории правления династии.

Пиком правления семьи Шайлендров стало строительство храма Боробудур. Предположительно, храм был возведен в период с 750 года по 850 год. Для строительства было привезено более 2 миллионов камней, которые собирались из местных рек и ручьев. Проект храма был создан поэтом и мыслителем Гунадхармой, который на сегодняшний день считается одним из важнейших людей в мире.

После окончания строительства, Боробудур был главным местом паломничества, куда съезжались верующие из Индии и Китая. Однако в 1500-е года храм был внезапно брошен. Историки связывают это с тем, что центр жизни острова сместился на восток. К тому же, примерно в то время на территории Индонезии появился ислам. Пока Боробудур был заброшен, вокруг него выросло немало растительности, а сам храм погряз в вулканическом пепле.После прихода британцев на остров Ява, было принято решение восстановить храм. В первую очередь был удален многолетний слой пепла и удалена часть растительности.

Храм после обнаружения британцами

В 19 веке о храме Боробудур узнал британский губернатор острова Ява Томас Стэмфорд Раффлиз. Он приказал изучить местность и оценить возможность восстановления комплекса. В результате раскопки были проведены, но некоторая часть ценностей комплекса были проданы коллекционерам. Например, были вывезены некоторые сокровища и головы Будды. Некоторая часть вывезенных ценностей была отправлена в государственные музеи.

В 1960-х годах ЮНЕСКО и власти Индонезии начали масштабные восстановительные работы храма Боробудур. Нижнее основание храма было демонтировано и очищено от пепла и пыли. Также поверхности храма были обработаны специальными составами, которые позволяют защитить их от атмосферного воздействия. За 8 лет восстановительных работ было обработано более 1 миллиона камней, которые были установлены на свои места. В результате, храм был полностью восстановлен.

ислам

Мечеть (/ mɒsk /; с арабского языка : المسجد Аль-Масджид ), буквально означает «место прострации», с тем же корнем , как «سجدہ», является местом поклонения для последователей ислама . В суннитской юриспруденции (фикх) существуют строгие и подробные требования к тому, чтобы место поклонения считалось мечетью, а места, не отвечающие этим требованиям, считались мусаллами. Существуют строгие ограничения на использование территории, официально обозначенной как мечеть (которая часто является небольшой частью более крупного комплекса), и, согласно законам исламского шариата, после того, как территория официально обозначена как мечеть, она остается таковой до тех пор, пока последний день.

Многие мечети имеют тщательно продуманные купола, минареты и молельные залы в различных стилях архитектуры. Мечети возникли на Аравийском полуострове, но теперь они встречаются на всех обитаемых континентах. Мечеть служит местом, где мусульмане могут собираться вместе для намаза (صلاة ṣalāt, что означает «молитва»), а также центром информации, образования, социального обеспечения и разрешения споров. Имам ведет собрание в молитве.

Lang Kuat

Очень неординарное и потому любимое туристами местечко находится в провинции Сисикет. Тут располагается Храм миллиона бутылок. Такому названию он обязан тому, что в действительности сделан из полутора миллионов стеклянных пивных бутылок.

Коричневое стекло использовали местные пивоварни, зеленое – иностранные. Так фасад приобрел буро-зеленый цвет.

Пивные крышки также пригодились – из них монахи сотворили мозаики. Строительство и обустройство территории продолжается, возводятся туалеты, кельи, крематорий. Постояльцы будут рады вкладу в виде пустых бутылок не меньше, чем денежному пожертвованию.

Индия [ править ]

На дизайн храмов в Индии повлияла идея о месте поклонения как о представлении вселенной. В буддийских храмовых комплексах один высокий храм часто располагается в центре и окружен меньшими храмами и стенами. Этот центр окружен океанами, небольшими горами и огромной стеной.

Chaitya , Chaitya зал или Chaitya-Griha относится к святыне, святилища, храма или молитвенного зала в индийских религиях . Этот термин наиболее распространен в буддизме , где он относится к пространству со ступой и закругленной апсидой в конце, противоположном входу, и высокой крышей с закругленным профилем. Строго говоря, чайтья — это сама ступа, а индийские здания — это залы чайтья, но это различие часто не соблюдается. Многие ранние Чайтья были высечены в скалах , как в пещерах Карла или Аджанте .

Высокий круглый буддийский храм, начало I века н.э., музей Матхуры .

Некоторые из самых ранних отдельно стоящих храмов могли быть круглого типа. Ашока также построил храм Махабодхи в Бодхгае около 250 г. до н.э., круглую структуру, чтобы защитить дерево Бодхи, под которым Будда нашел просветление. Храм Байрата также представляет собой круглое сооружение, которое можно увидеть через археологические находки . Изображения этой ранней храмовой структуры находятся на рельефе 100 г. до н.э., вырезанном на перилах ступы в Бхархуте , а также в Санчи . С того периода Алмазный тронОстается почти нетронутая плита из песчаника, украшенная рельефами, которую Ашока установил у подножия дерева Бодхи . Эти храмы круглого типа были также найдены в более поздних высеченных в скалах пещерах, таких как пещеры Тулджа или Гунтупалли .

  • Храм Махабодхи Ашоки и Алмазный трон в Бодх-Гая , построенный около 250 г. до н. Э. Фриз Бхархута .

  • Храм дерева Бодхи изображен в Санчи, Ступа 1, Южные ворота.

  • Рельеф многоэтажного храма, II век н.э., ступа Гантасала .

  • Остатки круглой высеченной в скале круглой Чайты с колоннами, Тульские пещеры .

Региональные строительные традиции

В более широком смысле, независимо от их формы или размера, все территории, здания или комнаты считаются храмами буддийской школы, которым был присвоен этот статус на церемонии открытия согласно правилам соответствующей школы.

Известные буддийские храмы включают храм Махабодхи в Бодхгайе (2 век), Тодаидзи в Японии 8 века, Боробудур на Яве 9 века и храмовые комплексы Баган в Мьянме 11 века.

Индия

Вихара является актовый зал монахов , вокруг которых группируются живые клетки монахов. Они собираются там для чтения сутр , традиционных церемоний и других общих праздников. Будучи центром религиозной практики, ступа , первоначально представлявшая собой насыпь из земли, которая была построена над останками мертвого человека (от санскритского « ступа» : «накапливать, собирать »), была отправной точкой для буддийских храмов в Индии. . Монастырский комплекс был устроен вокруг буддийского храма ( зал Чайтья ). Он состоял из прямоугольного открытого двора с окружавшими его жилыми кельями для монахов.

Пещерные храмы Индии, которым подражали во многих странах Азии , представляют собой раннюю особую форму буддийского храма .

От индийской ступы различные строительные традиции буддийских храмовых комплексов развивались на региональном уровне в Центральной , Восточной и Юго-Восточной Азии , включая китайскую пагоду , чортен в Тибете , Пайю в Мьянме и чеди в Таиланде .

Юго-Восточная Азия

Даже в храмах Юго-Восточной Азии обычно есть несколько отдельных зданий на обширной храмовой территории, которая часто также содержит одну или несколько ступ. (См. Также: Ват )

Восточная Азия

Монастыри в Восточной Азии сильно отличаются от монастырей в Индии. Центральным святилищем восточноазиатских храмов является пагода . Рядом с пагодой находится богато украшенный зал, в котором преобладают статуи различных Будд . Остальные основные здания восточноазиатских храмов окружены преимущественно прямоугольным двором, который граничит с монастырскими постройками.

До появления буддизма в Японии в VI веке центр храмового комплекса уже переместился из пагоды в главный зал (японское хондо ), в котором находится главное святилище ( хондзон ) — в основном статуя Будды. Вместе с этим началось отграничение от симметрии китайских храмов, которое характерно для современной японской храмовой архитектуры.

Тибетские мантры. Влияние тибетских мантр

Мантры тибетских монахов — это заговоры, вибрации звуков, связующее звено между исполнителем и энергией Космоса через чакру головы Сахасрара. Их произношение успокаивает, расслабляет. Мантры Тибета способны исцелить от разных болезней, устранить последствия от негативных действий, энергии, биополя.

Ценятся своей способностью раскрывать душевный потенциал, избавлять от жизненных неурядиц. Молитвы дают крепкое здоровье телу и гармоничное состояние душе, открывают все физические возможности.

Сила и суть

Сила молитвы — это ее вибрации

Важно правильно произносить текст, чтобы звук был технически чистым. В таком случае заговор будет давать желанный результат

Многократное прочтение текста отпечатывается в сознании человека и продолжает свою работу на протяжении долгого времени.

Мантры Тибета — это своего рода заклинания, кванты энергии, их тексты написаны на санскрите, постоянное прочтение имеет свою силу. Они сильно отличаются от других своим звучанием и воздействием.

Как работает

Текст молитвы может иметь или не иметь дословного перевода. Последовательное сочетание слогов дает энергетические импульсы в Космос. Дальше эта пульсация возвращается к владельцу и начинает свою «работу».

Мантра открывает новые возможности, приближает душу и тело к нирване, выполняет просьбы и помогает в благих побуждениях. Частое и правильное прочтение дисциплинирует, очищает мысли, наводит на правильный путь.

Bowonniwet Vihara

Ват Бовоннивет словно оазис безмолвия в шумном Бангкоке. Он раскинулся в районе Накхон, невдалеке от Каосан роуд. Он был основан еще в 1826 году и относился к династии Чакри.

Он и сейчас очень аутентичен, здесь свято чтятся традиции, а туристы – редкие гости. Поэтому к вопросу дресс-кода нужно подойти очень тщательно – при входе в храм обязательно об этом напомнят.

Небольшой парк, окутывающий своей прохладой, окунет в мир истинного буддизма. Единственный звук, отвлекающий от полной тишины – пение птиц и легкие отголоски мантр. Бовоннивет позволит расслабиться, отдохнуть от суеты столичного города.

История

Первые буддийские монастыри (монг. Бурханы шашны хийд) монголов, джунгаров и бурят представляли собой комплексы соответствующим образом обустроенных юрт, кочевавших вместе с родами их владельцев-лам или ставками феодалов.

Первый стационарный монастырь в северной Монголии (Халхе), — Эрдэни-Дзу, — был построен Тушэту-ханом Абатаем в 1585 году. Со времени Дзанабадзара, первого монгольского Богдо-гэгэна, в Халхе началось массовое строительство новых монастырей. Монастыри основывались и содержались всеми слоями общества — от общеимперской администрации и халхаских ханов до мелкой знати и сомонных аратских сообществ.

К моменту социалистической революции 1921 года в Монголии насчитывалось свыше тысячи крупных и мелких монастырей и храмов. В период религиозных репрессий Чойбалсана большая часть их была разрушена и заброшена; имущество конфисковано. К настоящему времени монгольским буддистам возвращена часть уцелевших монастырей и храмов. К 1997 году в стране насчитывалось более 160 храмов и монастырей, включая заново построенные.

Это интересно: Храм Сарасвати: все нюансы

Как называется буддийский храм

Храм Будды может иметь разные названия: дацан, или, непосредственно название самого храма, сочетающееся со словами дзи, дэра, тэра, гаран.

В том случае, если храм называют по местности или в честь основателей, то в названии присутствует тэра или дэра. Например, Асука-дэра так называется в связи с тем, что храм расположен на равнине Асука. А Татибана-дэра является храмом рода Татибана.

Если же в названии строения используется величание учителя или имя почитаемого божества, то используется дзи. Например: Якусидзи – храм Бхайшаджьягуру или будды-целителя Якуси.

Дополнительное название гаран применяют для обозначения древних храмов. С санскритского «сангхарама» – «общинное жилище».

Если в сооружении для проведения обрядов нет всего, что необходимо для такого помещения, то такое здание называется молельней.

Храм буддизма штата Махараштра

Дом Будды

Известный больше как монастырь Джоканг, он является одним из самых посещаемых святынь Тибета. Сюда приезжают не только буддисты-паломники, но и туристы, в том числе иностранные.

Не зря в первом году нового тысячелетия организация ЮНЕСКО признала монастырь объектом всемирного наследия. Здесь ежегодно проводится Фестиваль великой молитвы. Тут же происходит посвящение главных духовников Тибета – Далай-ламы и Панчен-ламы.

Фестиваль Великой Молитвы в Тибете

Джоканг начинает свою историю в 639 году благодаря царю Сонгцен Гампо. Эта местность тесно связана с его женой, принцессой из Китая по имени Вэньчэн – именно она, используя знания фэн-шуй, искала подходящее место для храма, и ей указали на одно озеро. С этим событием связана любопытная легенда.

Так появился Джоканг – знаменитый тибетский храм, который сегодня радует глаз сотне посетителей ежедневно. Вокруг него возник город Лхаса – колыбель буддийской мысли в Тибете, название которого так и переводится – «Святая земля». Кстати, с тибетского языка название самого храма означает — Дом Будды.

В 17-м столетии, когда у власти стоял Далай-лама V, многие сооружения, существовавшие со времен появления комплекса, были реконструированы. Чуть позднее, в 18-19 столетиях, к архитектурному ансамблю добавились различные скульптуры, росписи.

Переломный момент пришелся на прошлый век – в 1959 году нынешний Далай-Лама XIV вынужден был покинуть Тибет из-за оккупации со стороны китайцев. Тогда многие ламы бежали вместе с ним, и территория пришла в запустение, а затем была значительно разрушена. Во время оккупации в главном храме находился свинарник, а в других постройках расположились казармы для солдат-китайцев.

Сейчас храмовый комплекс отреставрировали, и он выглядит величественно. 25 тысяч квадратных метров, четыре этажа, крыша, выполненная из бронзовой плитки, несколько просторных залов. Эти залы таинственными лабиринтами переходят в здания часовен. Во внешнем виде комплекса угадываются архитектурные следы разных стилей: китайского, индийского, непальского, тибетского.

Богатство монастыря не только выражено в его экстерьере, но и таится внутри. Главный зал разместил под своими сводами драгоценное изваяние Великого Учителя, которое принадлежало принцессе Вэньчэн – той самой, которая искала место для постройки храма.

Принцесса Вэньчэн

На нем запечатлен двенадцатилетний принц Шакьямуни в полный рост – около полутора метров. Считается, что он способен исполнять желания.

Невдалеке расположились изваяния правителя Сонгцена вместе с женами – Вэньчэн из Китая и Бхрикути из Непала. Двумя ярусами выше расположилась скульптура богини Палден Лхамо.

Все жители Лхасы знают, как попасть в Джоканг, и без каких-либо карт могут указать дорогу. С крыши, на которую можно выйти, гуляя по территории, открывается панорамный вид на весь город с его главной площадью, дворцами, монастырями, садами. Прихожане совершают обход территории по ритуальному пути, который называется «кора».

Лунмынь

В тройку главных китайских храмовых комплексов входит Лунмынь, известный также как Лунмень или Пиньинь. Это название переводится как «Пещеры из камня у ворот дракона».

Монастырь Луньмэнь, Китай

Комплекс находится в Китае, в провинции Хэнань, на десять километров южнее местечка Лоян. В конце 5-го столетия здесь протекала речка Ихе, а ее с обеих сторон окружали известняковые горы Сяньшань и Лунмэньшань. Последняя и дала название храму, который начал строиться в 495 году нашей эры, когда правило семейство Северная Вэй.

Активно возводился храм, когда у власти находилась династия Тан – с 7-го по 9-е столетие. В это время было построено больше половины от общего числа всех статуй. Завершение глобального строительства относят к рубежу 9-го и 10-го веков.

Сегодня храм отнесен в список мирового наследия Юнеско. Но даже сейчас сложно сказать точно, сколько здесь таится уникальных скульптур, фресок, произведений живописи. Несколько сотен пещер, больше 2300 гротов, 43 храма, почти три тысячи надписей и сто тысяч картин на буддийские мотивы – цифры в самом деле поражают.

К главным пещерам относятся:

  • Биньян;
  • Гуян;
  • Фынсянь.

Здесь заключены работы выдающихся мастеров, которые воплощены в барельефах и скульптурах будд, монахов, дакинь. Среди них можно выделить пятнадцатиметровое изваяние Будды Вайрочана. Всю архитектуру хочется охарактеризовать как сочетание четких мелких деталей и мягких очертаний фасадов.

15-ти метровая статуя Будды Вайрочаны в пещерном храме Лунмэнь, Китай

Ритуалы и ритуальные предметы

Далеко не каждый последователь буддизма имеет возможность прочесть священные тексты. Но большинство тибетцев суть буддизма могут постичь через сложные и красочные ритуалы, проводимые в монастырях. Не последнюю роль здесь играют ритуальные предметы, обладающие большой сакральной силой.

Подношение обрядового шарфа «хадака» — неотъемлемый элемент ритуала поклонения буддийским святыням. Нам по приезду тоже вручили белые шарфы на счастье.

Символом мужского начала является ваджра — самый распространенный и загадочный предмет в буддизме.

Буддийские тексты определяют ваджру как алмаз, громовой топор, пучок скрещенных молний. Она является главным символом тантрического буддизма — Ваджраны («алмазная колесница») — одно из главных и наиболее закрытых учений.

Последователи Ваджраяны утверждают, что они способны достичь состояния Будды в этой жизни, и им более не понадобится перерождаться.

Для достижения просветления в Ваджраяне было разработано множество разнообразных йогических практик. Большое значение уделялось единству женского начала (мудрости, пассивности) и мужского начала (деятельности, активности). Поэтому в буддийском искусстве Ваджраяны так много откровенно сексуальных образов.

Для традиционных культур большинства народов мира характерно использование шумовых эффектов и звонов для отпугивания злых духов и для вытеснения их за пределы сакрального пространства, в границах которого проводятся обрядовые действия. В Тибете для этих целей используют молитвенные колокольчики.

Звон их ассоциируется с произнесением магических заклинаний — мантр. Одновременно колокольчик — символ женского начала. Ваджра олицетворяет мужское начало — путь, стремление, но они не возможны без мудрости и спокойствия — колокольчика (женского начала).

Все монастыри Тибета славятся богатой библиотекой. Шкафы с книгами в монастырях стоят на деревянных ножках метровой длины. Многотомные рукописи занимают десятки шкафов.

Богомольцы, согнувшись в три погибели, гуськом проходят под рядами шкафов, опоясывающих храм по периметру. Считается, что книжная мудрость наполняет паломника не через ум, а через сердце. Предполагается, что книги сами по себе обладают такой магической силой, что раскрывать их нет необходимости, что сила эта увеличивается многократно. Если использовать серебряные или лучше золотые чернила. Поэтому книги часто закладывают в молитвенные ступы.

Практически везде можно увидеть, как паломники вращают небольшой металлический цилиндр, надетый на рукоять. Это молитвенный барабан.

Чтение молитв и священных текстов способствует улучшению кармы. А как быть безграмотным? Внутри цилиндра находятся молитвы и священные тексты. При вращении барабана по часовой стрелке, образуются завихрения воздуха, по которым содержимое молитвы отправляется к небесам.

Термины и обозначения

Европейское обозначение как храм не отражает всей концепции буддийского храма. Помимо различных построек, буддийский храм также включает сады на территории храма.

Названия буддийского храма в целом и отдельных зданий в частности различаются в зависимости от региональных традиций и языков. Для храма в целом можно использовать разные названия.

Примеры:

  • Китайский: 寺, sìyuàn 寺院
  • Японский дзи / дэра 寺, ин

В китайском и японском буддизме разные здания можно разделить следующим образом:

  • Колокольный павильон (яп.鐘楼, сюро / сюро ) или павильон литавр (鼓楼, коро )
  • Главный зал (яп.堂, хондо ) или Золотой зал (яп.金堂, кондо ): здесь находится главное святилище (яп.本尊, хондзон ) храма.
  • Учебный зал (яп.講堂, кодо ): монахи собираются в учебном зале, чтобы получить знания, медитировать, выполнять обряды, призывать Будду или читать сутры . Учебный зал — это место для толкования закона Будды ( санскрит : Дхарма ).
  • Общежитие монаха (яп.僧坊, sb )
  • Пагода (. Jap Т , к ): пагода является реликварий и приходит от индийской ступы . Он не вводится и обычно бывает многоэтажным.
  • Хранение сутр (яп.経 蔵, кёдзо ): священные писания буддизма хранятся в хранилище сутр.
  • Ворота (яп.門, пн ): одни или несколько ворот могут вести на территорию храма. В дополнение к главным воротам (яп.山門 / 三門, санмон ), центральные ворота (яп.中 門, чумон ) могут вести во внутреннюю территорию храма. На месте храма могут быть и другие ворота со специальными названиями.
  • Подсобные помещения и столовые (яп.食堂, дзикидо )
  • Больше построек