Смысл фильма «большой лебовски»

Оглавление

В чем смысл Собчака, Большого Лебовски, его дочери Мод и остальных персонажей?

Галерея забавных персонажей призвана не просто позабавить зрителя: с их помощью высмеивается огромное количество важнейших для Америки ХХ в. событий, явлений и идей — от войны во Вьетнаме до феминизма. Уолтер Собчак — пародия на растиражированный сотнями культовых фильмов образ ветерана вьетнамской войны, а заодно и высмеивание современного подхода к религии. В первом же монологе Большого Лебовски высмеиваются едва ли не все американские ценности — от индивидуализма до культа успеха. Мод Лебовски — комическое воплощение идей феминизма, а заодно и современного искусства с его перфомансами и инсталляциями.

Нимфоманка и порноактриса Банни — пародия на всех «дев, попавших в беду» вместе взятых, равно как «немцы-нигилисты» представляют собой пародию на кинематографических фашистов и реальных рокеров одновременно. Даже образы таких эпизодических персонажей, как шеф полиции Малибу и Марти, домовладелец Чувака, исполнены сатирического подтекста.

Лебовски: герой своего времени или лоботряс?

Финал картины посвящён организации похорон. Героям приходится торговаться с хозяином погребальной фирмы. После кремации прах бедняги будет развеян на высоком утёсе, однако часть пепла попадает на лицо Чуваку. Вместо поминального обеда приятели снова идут играть в боулинг.

При создании использовались реальные люди со своими странностями и проблемами. Трудно понять замысел авторов, фильм не стоит смотреть старикам, которые верят в Сталина и подвиг Матросова. Это лента для молодёжи, сторонников хиппи, антиглобалистов. В ней нет особой морали и идеи. Мнения критиков очень противоречивы: одни считаю фильм шедевром, другие — абсолютной безвкусицей. В картине переплетаются тупость и юмор, приколы и крылатые фразы, доброта и полный абсурд.

Что это за коктейль

Несмотря на свое название, мешать водку с молоком придумали не в России или Беларуси. Правда, славянские корни у коктейля Белый Русский есть.

По легенде, название напитку дали американские бармены в честь сбежавших из Российской империи белогвардейцев. Только название тогда было другое – Белый Медведь, а состоял коктейль из водки, какао-ликера и джина.

Старое название не совсем отражало суть напитка и в 1950-х годах его решили улучшить, убрав джин и добавив сливки. Новый напиток хорошо приняли в барах, а позже, в 80-х, он стал настоящим хитом дискотек и одним из любимых коктейлей молодежи. Настолько любимым, что позже это имя даже дали кальянному табаку. Он так и называется Argelini White Russian (аргелини белый русский).

Интересные факты из истории коктейля

  1. До определенного времени Белый Русский был довольно нишевым напитком, который не особо знали за пределами танцплощадок. Реальная популярность пришла позже, когда в 1998 году в кинотеатрах вышел культовый фильм «Большой Лебовски». В кино коктейль Белый Русский стал излюбленным напитком главного героя по прозвищу Чувак.

  1. Существует брат-близнец Белого Русского – коктейль «Черный Русский». По цвету он действительно черный, поскольку в него не добавляют сливки. Свое название он получил от бармена посольства США в Люксембурге.
  2. В фильме «Женщина-кошка», главная героиня в исполнении Хэлли Берри заказывала в баре именно этот коктейль. Но из-за своих животных наклонностей, она попросила убрать из него водку и кофейный ликер.
  3. Коктейль мелькал во множестве лент, например, в сериале «Сверхъестественное» его готовил сам Альберт Эйнштейн (имеется ввиду актер, который его играл).

В какой посуде подают

В большинстве заведений Белый Русский подадут в бокале рокс. Эту посуду часто используют для виски, бренди, рома и джина. Благодаря своей распространенности, она стоит относительно мало и ее не жалко разбить.

В некоторых, наверное, более продвинутых местах, Белый Русский нальют в широкий стакан Олд фешен. У него толстое дно, идеально подходящее для виски со льдом и коктейлей на его основе. Иногда встречается подача в стакане формата хайбол.


Для дома подойдут любые стаканы, из которых будет удобно пить. Единственное, я бы не советовал варианты с тонкими стенками. По рецепту ингредиенты нужно перемешать, а лед или ложка могут повредить тонкое стекло.

Крепость

Несмотря на попытку сгладить крепость водки ликером и сливками, Белый Русский нельзя назвать легким коктейлем. Его средняя крепость составляет около 25-30 градусов, что делает напиток довольно пьянящим по нынешним меркам.


Есть вариации коктейля с меньшей или большей крепостью, например, Бледный Русский, который делают на основе самогона. Не буду забегать вперед, вы о нем прочтете ниже.

Состав продукта и пропорции

Если мы говорим про современный вариант коктейля, то в его состав входят: водка, ликер Kahlua и питьевые сливки с жирностью не менее 11 %. Лучше использовать сливки от 15 %, они сделают напиток более приятным и обволакивающим.

По пропорциям ингредиентов вы не найдете четких правил. Некоторые используют больше водки, другие заливают двойную порцию сливок.

Из тех вариантов, которые посоветовал бы я:

  • 1 часть водки;
  • 1 часть ликера;
  • 1 часть сливок;
  • лед.

Тем, кто любит более крепкий вариант:

  • 2 части водки;
  • 1 часть ликера и сливок;
  • лед.

Вариации коктейля

Перечислю только наиболее популярные:

Белый Кубинец – водка заменяется ромом.
Белый Мусор – воду меняют на виски;
Бледный Русский – not so white but strong – удивительная версия коктейля с использованием самогона

Осторожно, он может быть очень крепким.
Грязный Русский – в Dirty russian вместо сливок вливаем в коктейль шоколадное молоко.
Белый Мексиканец – водку заменяем шоколадной текилой и добавляем немного мускатного ореха.

Энергетическая ценность на 100г продукта

Что можно увидеть в коктейле из ликера, водки и сливок? Я вижу настоящую калорийную бомбу.

Выпив всего 100 мл, вы получите около 250 ккал, что составляет примерно 12 % от необходимой суточной нормы для среднестатистического человека.

Кто такой Ковбой?

Если Лебовски — воплощение новой, постмодернистской Америки, то Ковбой — символическое воплощение  духа предков-первопроходцев. Не случайно у него нет имени: в титрах он указан как «Незнакомец». Его отношение к Лебовски — покровительственно-ироническое и вместе с тем дружеское. Ковбоя не удивишь похождениями Лебовски: он видел и не такое, и все же его история кажется старику заслуживающей внимания зрителей. В то же время этот персонаж подчеркивает преемственность и сохранение традиций, даже если их не всегда легко узнать в новом обличье: мир меняется, но американский дух остается прежним.

Чувак Лебовски и его похождения

Главный герой — беззаботный пацифист Джеффри Лебовски. В среде знакомых его называют Чувак. Трудно сказать, на какие доходы он живёт, но у него есть старенький автомобиль, всё свободное время он проводит в боулинг-клубе. В первые минуты картины его избивают двое криминальных парней прямо в арендованном доме. Причина насилия — возврат долгов, которые имеет его жена. Но всё дело в том, что Лебовски не был связан узами брака. Бандиты, осознав недоразумение, покидают его жилище. Вместо извинений громилы справляют малую нужду прямо на любимый ковёр.

Лебовски решил послушаться совета Уолтера, друг подсказал сходить к однофамильцу, «большому» Лебовски. Это пожилой и наглый миллионер в инвалидной коляске. Он не желает выслушивать упрёки Чувака, никакой моральной компенсации платить бездельнику не собирается. Потерпевшая сторона решает возместить свои издержки путём конфискации паласа, лежащего у входа. Попутно избитый Чувак знакомится с Банни, юной красоткой, которая вышла замуж ради богатства.

На другой день наш герой снова у однофамильца. Старик сообщает, что его супругу похитили и требуют выкуп. Он предлагает немного подзаработать, став курьером по передаче миллиона. В этот день Чувака снова избивают, насильники уносят с собой ковёр богача, отправив нашего друга в длительное бессознательное состояние. Его будит звонок от похитителей, уже скоро он должен передать выкуп в условленном месте. Авантюрист Уолтер советует обмануть злодеев, подбросив им «куклу». Неуправляемый товарищ берёт инициативу в свои руки, перечёркивает все планы Лебовски. Теперь миллион у них, а похищенная девушка так и осталась в плену. Друзья едут в боулинг-клуб, а после игры обнаруживают пропажу машины с ценным кейсом в ней.

На следующее утро Чувак попадает к Мод, это дочь богача. Она рассказывает ему, что ковёр забрали её парни, это память о маме. Дама предполагает, что похищение фальшивое. Красотка просто разводит старика на деньги. Кругленькая сумма не принадлежит ему, это достояние благотворительного фонда. Большой Лебовски просто учредитель организации. Далее следует разборка между однофамильцами. Старший отчитывает Чувака за неудачу, младший врёт и доказывает обратное. Миллионер показывает неудачнику отрубленный палец девушки, который прислали похитители.

По возвращении домой героя снова избивают, в этот раз это группировка нигилистов, которая разговаривает с немецким акцентом. Негодяи представляются похитителями, требуют чемодан с миллионом. На следующий день Чувак выясняет, что эти парни — давние друзья пропавшей Банни. В этот же день полиция находит угнанный автомобиль, но кейса с наличностью в нём нет. Зато горе-владелец обнаружил листок с домашним заданием ученика Ларри. Все подозрения падают на мальчишку. Уолтер и Чувак пытаются разоблачить похитителя, но ошибочно портят дорогое авто, стоящее возле дома парнишки. Итог плачевный: машина Лебовски остаётся без стёкол, она еле способна перемещаться.

В кадре снова два раздолбая, которые избили Чувака в начале фильма. Они доставляют его к Джеки Трихорну, криминальному авторитету. Он тоже в поисках Банни, ему нужны эти деньги. Наш герой оправдывается, но вскоре теряет сознание от коктейля со снотворным. Позже его ждёт очередная встреча с Мод, она караулит Чувака у него дома. Дама соблазняет его, делится семейными тайнами. Большой Лебовски беден, весь свой капитал умершая мама завещала на благотворительность. К нашему герою приходит прозрение: схема обмана налицо. Он просто стал жертвой махинации старикашки.

Становится известно: красотку никто не похищал, она просто была в другом городе. Её дружки решили воспользоваться ситуацией и выудить у старого Лебовски приличную сумму. Чувак с другом приходят в дом к однофамильцу, там они встречают Банни, разоблачают старика в афёре. Наш герой сомневается в инвалидности мнимого богача, безосновательно сбрасывает калеку с коляски. Вечером их ждёт стычка с парнями-нигилистами. Они продолжают требовать миллион, которого не существует. Коварный Уолтер откусывает ухо у одного из хулиганов, остальные сбегают. Но итог печален — от сердечного приступа умирает их друг Донни.

Ковровый переворот: «Большому Лебовски» — 20 лет

15 февраля 1998 года на фестивале «Санденс» состоялась премьера «Большого Лебовски», манифеста пофигизма от братьев Коэн, картины, в которой философский посыл важнее, чем «что» и «как». Главное в этой жизни, заявили авторы, — выработать свод собственных простых правил (знаменитое Dude abides). Например, «не относиться к вещам, как женщинам», а затем, определившись с мировоззрением, смешать себе «белый русский».

Феномен «Большого Лебовски» с трудом поддаётся осмыслению. Найти человека, равнодушного к злоключениям Чувака из Малибу, ради ковра в гостиной вступившего в неравную схватку с немецкими нигилистами из техно-группы «Автобан», практически невозможно, таких просто нет. Но что именно трогает нас в сюрреалистической притче, хулиганской фантазии по мотивам классики крутого романа, «Глубокого сна» Рэймонда Чандлера? Даже в фильмографии Коэнов «Лебовски» совсем не best of, и «Фарго» и «Бартон Финк» — гораздо совершеннее. Безусловно, это очень смешное кино, моментально расхватанное на цитаты. Но позвольте, разве мало в истории кинематографа лент, снабдивших публику уморительным вокабуляром на все случаи жизни? Отнюдь. Секрет Лебовски в другом. Прежде чем стать смешным, необходимо стать грустным.

Джефф Лебовски и его боулинг-команда, пара закадычных приятелей – Уолтер Собчак и Донни Керабатос — очевидно, трагические персонажи, символ уходящей натуры. Вопреки расхожему мнению, «Большой Лебовски» — не дружеский шарж на Голливуд (бери шире — Лос-Анджелес), умышленный город, в котором каждая улица – место действия киношедевра или напротив — киномалины, а все жители страдают биполярным расстройством, поскольку мнят себя героями «Сансет бульвара» или «Китайского квартала». Тут у Коэнов иной настрой, чем в «Фарго», зло высмеивавшем душную атмосферу провинциальной Миннесоты и ограниченный менталитет среднего американца.

Разумеется, приметы эпохи и genius loci налицо – кого ни возьми, актуальную ли художницу Мод Лебовски, квазифеминистку, работающую в технике дриббинг-хэппенинга, или заклятого врага Чувака – Хесуса, этакий реди-мэйд памятник вековой скорби мексиканских мигрантов, нещадно эксплуатирующий расовое и классовое неравенство – всё только ради одного — оправдать педофильские наклонности и экстравагантные вкусы в одежде. Наконец, арендодателя Лебовски, прыгающего по подмосткам пустого театра в костюме дерева. Но сами Чувак и ко в этот локальный балаган совсем не вписываются. Они из другой галактики.

Лебовски будто уехал на Вудсток и не вернулся, у Уолтера в голове по-прежнему гремят раскаты вьетнамской кампании. Кстати, с Чуваком они политику не обсуждают, будучи по разные стороны баррикад: дети цветов vs американская военщина. Ну, а Донни — ему так и не дадут слова, его душа — потёмки, лишь в финале Донни выйдет на авансцену. Развеивая прах друга над Тихим океаном, Лебовски с Собчаком задумаются – что было на уме у усопшего. Прощание с молчаливым Донни, словно прощание со временем, в котором столько всего осталось недосказанным, но никому до этого нет дела, peace out.

Чуваку, несмотря на демонстративную обломовщину, дело есть. Он — странная реинкарнация Филиппа Марлоу, пробирающегося через каменные джунгли, потому что кто-то должен ответить за несправедливость. «Разве я писал на твой ковер?», — ключевую деталь интерьера, читай — вселенной, вопрошает, в общем, риторически Лебовски. И он абсолютно прав. Наступили времена, когда маленькому или большому Лебовски невозможно остаться в стороне. Мир лезет к тебе в душу без приглашений, как незваные немецкие панки, у которых ничего святого или таксист с нездоровой страстью к творчеству группы Eagles. Они думают, можно заявиться к человеку домой, вытащить его из ванны, обломать кайф. Не выйдет. Вокруг слишком много гнева, но опять же — «это всего лишь ваше мнение».

Больше Кино ТВ — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Действующие лица[править]

  • Джеффри «Чувак» Лебовски — постаревший хиппи, одинокий безработный бездельник, живущий в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, основными и практически единственными интересами которого являются курение марихуаны, употребление алкогольного коктейля «Белый русский», прослушивание песен группы Creedence Clearwater Revival и боулинг. Полный тёзка заглавного героя.
  • Уолтер Собчак — страдающий ПТСР ветеран войны во Вьетнаме, лучший друг Чувака и товарищ по боулингу.
  • Теодор Дональд «Донни» Каработсос — член команды по боулингу вместе с Чуваком и Уолтером.
  • Джеффри Лебовски — заглавный герой, прикованный к инвалидной коляске миллионер, женатый на молодой потаскушке по имени Банни. Получил паралич ног во время участия в Корейской войне. Полный тёзка Чувака.
  • Банни Лебовски — молодая жена Большого Лебовски, сбежавшая в юности из родительского дома в Морхед (Миннесота) и ставшая порноактрисой. В порнофильмах больше известна под псевдонимом Банни Ла Хоя.
  • Мод Лебовски — эксцентричная дочь Большого Лебовски и падчерица Банни, старше своей мачехи.
  • Ули Кункель, Франц и Дитер — троица немецких головорезов-нигилистов, которые некогда были участниками музыкальной техно-поп-группы. Узнав про исчезновение Банни, решили воспользоваться этим и написали Большому Лебовски письмо с требованием выкупа.
  • Джэки Трихорн — режиссёр порнофильмов, в том числе снимавший фильмы с участием Банни, которая задолжала ему крупную сумму денег. Наёмники Трихорна вламываются к Чуваку в начале истории.
  • Незнакомец — нарратор, одевающийся как ковбой.
  • Хесус Кинтана — психованный фанат боулинга, главный соперник команды Чувака. Постоянно ругается, используя грубые сексуальные метафоры, всё время говорит о себе в третьем лице. По словам Уолтера, он шесть месяцев провёл в исправительной колонии за совращение восьмилетнего ребёнка.

Интересные факты

Джеффри Лебовски кажется великолепным порождением фантазии сценаристов, но на самом деле у этого героя есть реальный прототип — Джефф Дауд, помогавший Коэнам снимать их первый фильм. В образе Лебовски отразились как черты характера Дауда, так  и некоторые факты его биографии, например, участие в Сиэтлской семерке. А прозвище главного героя — Dude, которое переводят и как «Дюдя», и как «Чувак», в дословном переводе означает «лошадиный член» и используется в американском жаргоне для фамильярного обращения.

Рецепт любимого коктейля Чувака, название которого опять же переводят по-разному, выглядит так: 2 части водки смешиваются с 1 частью кофейного ликера, после чего в смесь добавляется 1 часть молока/сливок.

Съемки фильма продолжались всего 11 недель: все сцены были отсняты в Лос-Анджелесе.

Что здесь есть?[править]

Огромное количество иронии.
Аллюзия:
Особое внимание Уолтера на простоте его плана — это скорее всего отсылка к фильму «Простой план», учитывая, что его режиссер Сэм Рэйми дружит с Коэнами.
Уолтер постоянно говорит Донни замолчать, что является отсылкой к «Фарго» — еще одному фильму братьев Коэнов, в котором персонаж Стива Бушеми никак не заткнётся.
Да Фино водит VW Beetle, как Лорен Виссер из триллера Коэнов 1984 года «Простая кровь».
Группа Uli Kunkel Autobahn — огромная отсылка на Kraftwerk. И дело не только в обложки, но и в том, что «Autobahn» — название одной из самых известных песен Kraftwerk.

Антигерой — Чувак и Уолтер.
Вот сейчас обидно было — вляпавшись в проблемы с Лебовски и нигилистами, Чувак на требование Уолтера отбросить негатив перед предстоящим турниром раздражённо бросает ему: «Идёт этот турнир нах*й

И ты иди нах*й, Уолтер». Тот возмущается только частью про турнир и обиженно уходит играть.
Вырежу сердце ложкой — Кинтана заявляет, что если Уолтер на финальной игре повторит выходку с пистолетом, то «отнимет его, вставит тому в задний проход и будет жать на курок, пока патроны не кончатся».
Дети в финале — .
Камео:
Эми Манн появляется в качестве четвёртого на короткое время появляется в качестве четвёртого члена нигилистической банды.
Басист Red Hot Chili Peppers Фли выступает в роли нигилиста по имени Дитер.
Комик Дом Иррера играет водителя лимузина Мод.
Пацифиста Смоки в боулинг-клубе сыграл американский певец кантри Джимми Гилмор.

Капитан Очевидность — часто Капитаном выступает Донни.
Кармический Гудини Большой Лебовский. — Уолтер, который наставлял пистолет на человека в кегельбане, где все знали, кто он, при этом уничтожив новый роскошный автомобиль. Однако каким-то образом за подобный поступок данному герою удалось избежать тюремного заключения или любой другой формы реального наказания.

Кнопка берсерка — у Уолтера множество таких кнопок.
Коронная фраза:
«Мы ни во что не верим!» — нигилисты.
«Заткнись, Донни» — Уолтер.
«Я ошибся?» — снова Уолтер.
«Пошли в боулинг» — и ещё раз Уолтер.

Красная сельдь — Да Фино, парень, который следует за Чуваком в Фольксвагене, оказывается, не имеет никакого отношения к заговору — он просто следит за ним.
.
Наспех набросанная записка Джеки Трихорна.
Эссе в машине Чувака.

Кусака — Уолтер во время драки смог откусить ухо одному из нигилистов.
Матомная бомба — слово «fuck» и его производные употребляются персонажами фильма 281 раз.
Мисс Фансервис — Банни и Мод Лебовски.
Неадекватное возмездие — Уолтер готов был застрелить Смоки за то, что он отказался аннулировать свой результат из-за перехода черты во время броска шара для боулинга.
Палец в конверте — Лебовски присылают палец его жены Банни после того, как похитители не получили выкуп в миллион долларов. .
Пейсы, кашрут и день субботний. Ну Уолтер Собчак — однозначно да (см. троп ниже). Режиссёры — наверняка тоже. А как же Лебовски? Неужто нет?
Перейти на КРИК — Уолтер доходчиво объясняет Донни, почему ему нельзя играть в боулинг по субботам:

Суббота, Донни, это Шабат, еврейский день отдыха. Это значит: я не работаю, не катаюсь на машине, не вожу бл*ть машину, не беру в руки деньги, не включаю микроволновку И ШАРЫ ТОЖЕ НИ*УЯ НЕ КАТАЮ!
Здесь что, все РЕХНУЛИСЬ?! Я ЕДИНСТВЕННЫЙ, КОМУ НЕ НАСРАТЬ НА ПРАВИЛА?! ПИШИ НОЛЬ!
  • Пнуть собаку — точнее, спихнуть собаку: Большой Лебовский поступил так с собакой, которая пыталась его утешить.
  • Поступай неправильно — Чуваку Лебовски поручают доставить сумку с денежным выкупом за жену его однофамильца, Уолтер предлагает подменить деньги «куклой» (то есть нарезанной бумагой), а настоящие деньги прихватить себе. .
  • Разрушение четвёртой стены — в финале Лебовски в боулинге общается с рассказчиком. После чего Лебовски уходит, а рассказчик напрямую обращается к зрителям, подводя итог истории.
  • Роман мая с декабрём — Большой Лебовский и Банни.
  • Хитрый план — .
  • Чудо одной сцены — Джон Туртурро с явным удовольствием грызёт реквизит в крошечной роли Хесуса, невыносимо отвратительного соперника в боулинге.

Кто такой Лебовски по прозвищу «Чувак»?

На первый взгляд, с социальным профилем Джеффри Лебовски все ясно: человек принципиально не хочет работать, предпочитая труду в поте лица боулинг, общество друзей и доступные формы гедонизма наподобие ароматической ванны со свечами. Одевается он соответствующим образом (одни пестрые штаны чего стоят), широкой эрудицией не блещет. Однако ряд обстоятельств мешает считать героя Джеффа Бриджеса кем-то вроде Генри Чинаски из фильма «Пьянь», и не только потому, что Лебовски пьет умеренно. Дело в том, что простота Лебовски — мнимая, а среди архетипов, к которым апеллирует этот образ, есть весьма неожиданные и любопытные.

Один из самых древних «предков» Лебовски — это, конечно же, хитроумный Одиссей. Для непонятливых связь между этими героями раскрывается в сцене фантастического танца, в котором Мод Лебовски облачена в костюм богини Афины, покровительницы ловкого грека. Лебовски обладает тем же удивительным талантом — проходить между Сциллой и Харибдой, не расплескав ни капли из стакана. Но удивительный микс житейской хитрости и оптимистичного простодушия — лишь часть этой многогранной натуры. Другой архетипический образ, связь с которым прослеживается не менее отчетливо — это благородный рыцарь. Как и положено подлинному рыцарю, Лебовски целыми днями готовится к турниру — пусть не рыцарскому, но турниру, и готов выступить в роли спасителя прекрасной дамы.

Есть в Лебовски что-то и от неформала 1960-х, а заодно и от Махатмы Ганди с его проповедью ненасилия. И все же всего этого недостаточно, чтобы объяснить необыкновенную популярность этого героя. Мало ли было в истории кино обаятельных бездельников, но фан-клубы создают и  ежегодные фестивали проводят только в честь Лебовски. И дело здесь не в великолепной игре Джеффа Бриджеса. В гедонисте, воспринимающем жизнь как игру, американское общество неожиданно узнало само себя. Лебовски  — неоднозначный американский герой эпохи постмодерна, сумевший при всех своих недостатках сохранить базовые, главные ценности в мире, где ценностей больше нет: дружбу и оптимизм.

В чем смысл фильма?

Можно сказать, что фильм братьев Коэнов развенчивает одну за другой все американские ценности, но его суть заключается не в этом.  В финале все ценности загадочным образом оказываются на своих местах, а вместо гражданского негодования и прочих негативных чувств зритель испытывает эмоциональный подъем. Полнее всего смысл «Большого Лебовски» раскрывается с помощью теории карнавала М.Бахтина. Во время карнавала весь привычный уклад жизни нарушается, все переворачивается вверх ногами, все высмеивается — но его смысл не в разрушении, а, наоборот, в утверждении порядка. Пройдя через горнило осмеяния и отрицания, ценности возрождаются в обновленном виде, а бурный поток жизни возвращается в привычное русло.

Коэны критикуют свое общество с карнавальной легкостью и таким смаком, что последние сомнения исчезают: вся критика идет от искренней любви. Как у товарища Сталина не было других писателей, так у Коэнов нет другой Америки. Перебирая ее составляющие с задором подростков, критикующих родителей, братья-режиссеры приходят к единственно возможному выводу: жизнь хороша, а американские ценности столь незыблемы — включая пресловутый миллион долларов — что за страну можно не переживать.

При этом, чтобы получить удовольствие от комедии братьев Коэнов, совершенно не обязательно погружаться в мифологические аллюзии, философский подтекст и прочие глубины. Как банально это не прозвучит, но «Большой Лебовски» — фильм, который способен рассмешить любого, и в котором любой найдет что-то свое: потому его и любят миллионы зрителей в разных странах.