Оглавление
- Классический период: Бог А
- Анубис
- НИЧЕГО ЛИЧНОГО?
- Аид и Персефона
- Мифология Юго-Восточной Азии
- «Стильная» преисподняя
- дальнейшее чтение
- Оркус
- Изучаем японский язык с нуля! レッスン3 — Урок 3
- Аид – не только бог, но и правитель
- Анубис и Осирис
- Смерть – женского пола?
- Интересные факты о боге
- Боги первого поколения
- Божество смерти у древних славян
- Аид – бог, рождённый отцом и братом
- Ритуал
- Пугающие уродства
- Оборванная нить
- Кельты и Германия
- Мифология
- Потомки и дети Зевса
Классический период: Бог А
В классический период его живот иногда заменяется струями крови или гниения. Его обычно сопровождают пауки, многоножки, скорпионы, стервятник, сова и летучая мышь. Его обычно изображают с украшениями на запястьях и лодыжках. На нижней конечности у него круглая табличка «моло», от которой гнилостный запах смерти. Над его головой парит объект в форме буквы «S», вероятно, насекомое с фонариком. На лбу, как и у других божеств подземного мира, он носит «акабал», также известный как эмблема «тьмы». Его голова в культуре майя использовалась для обозначения числа 10, нижняя челюсть означала цифру десять, которая была вписана во все другие варианты головы чисел с тринадцатого до девятнадцатого. Его часто изображали танцующим и держащим в руке курящую сигарету. На его шее — ошейник смерти, состоящий из воплощенных глаз, подвешенных на своих нервных связках. Черные пятна на его теле символизируют разложение плоти. Поскольку на некоторых изображениях он представляет собой гниющий труп, он показан с раздутым животом.
Анубис
Анубис — еще один бог смерти у древних египтян. Он был сыном Осириса и его помощником. Анубис провожал души умерших в подземное царство, а также помогал отцу вершить суд над грешниками.
До того как в Древнем Египте появился культ Осириса, именно Анубис считался главным богом смерти. Его изображали в виде человека с головой шакала. Это животное было выбрано не случайно. Египтяне считали, что шакалы — предвестники смерти. Эти хитрые животные питались падалью, а их вой напоминал крики отчаянных.
В руках у Анубиса были весы Истины. Именно они решали судьбу душ умерших. На одну чашу весов клали перо богини Маат, которое было символом справедливости, а на другую — сердце покойного. Если сердце было таким же легким, как перо, то человек считался чистым духом и попадал в райские поля. Если же сердце было тяжелее, то умерший считался грешником, и его ждала ужасная кара: чудовище Амат (существо с головой крокодила и телом льва) поедало сердце. Это означало, что существованию человека пришел конец.
Анубис считался также покровителем некрополей и создателем погребальных ритуалов. Его называли богом бальзамирования и мумификации.
НИЧЕГО ЛИЧНОГО?
Образ костлявой Смерти в чёрном балахоне и с косой в руках зародился в средневековой Европе. В эпоху Столетней войны и страшнейших эпидемий чумы близость и неотвратимость смерти ощущалась особенно остро. Такие живописцы, как Гольбейн Младший и Бернт Нотке, ввели в моду символический сюжет «Пляски смерти». В образе обыкновенного скелета Смерть вела за собой в могилу короля и нищего, старика и младенца — художники лишний раз напоминали людям о бренности всего сущего, а заодно избавили Смерть от нужды в посредниках. Так появился на свет Мрачный Жнец.
Одним из первых смерть попытался очеловечить режиссёр Роберт Батлер. В его картине 1934 года «Смерть берёт отпуск» Жнец в образе импозантного кавалера материализовался в нашем мире. Пытаясь понять людей, он влюбился в смертную женщину, и ему пришлось выбирать между собственным счастьем и жизнью избранницы.
![]() |
Из живописи «Пляска смерти» перекочевала в музыку и архитектуру. |
Пожалуй, самый яркий образ Смерти в кино создал в 1957 году Бенгт Экерут в фильме Ингмара Бергмана «Седьмая печать». В нём Мрачный Жнец… играет в шахматы с рыцарем, едущим домой из крестового похода. Ставкой в игре становится жизнь крестоносца
Простому вояке не тягаться с таким опытным игроком, но рыцарю удаётся отвлечь внимание Смерти и спасти доверившуюся ему семью
В детстве Терри Пратчетт случайно увидел по телевизору «Седьмую печать» — фильм навсегда запомнился будущему писателю и впоследствии вдохновил его на создание цикла о Смерти.
![]() |
«Седьмая печать» снята по мотивам пьесы самого Бергмана «Роспись по дереву». |
Но небольшая уступка рыцарю выглядят мелкими оплошностями на фоне вопиющего непрофессионализма Смерти из киносериала «Пункт назначения». Стоит паре-тройке человек избежать гибели в массовой катастрофе, как Мрачный Жнец, вместо того чтобы спокойно дождаться своего часа, начинает с маниакальным упорством уничтожать счастливчиков. Здешняя Смерть ведёт себя, словно пародия на серийного убийцу: действует по одной и той же схеме, оставляет следы, расправляется со случайными свидетелями…
Аид и Персефона
Персефона была любимой дочерью Деметры (богини плодородия) и Зевса. Громовержец пообещал отдать ее в жены своему старшему брату – Аиду, но Деметра так же, как и юная Персефона, не знала об этом обещании.
Когда пришла пора, владыка Царства теней поднялся на землю и похитил прекрасную Персефону. Он силой увел ее с луга, на котором девушка собирала цветы, и спустился вместе с ней в свое царство.
Узнав о случившемся, Деметра пришла в ярость, а после ее захлестнула печаль. Она позабыла о своих обязанностях, из-за чего начался сильный голод. Обратившись к Зевсу, олимпийская богиня попросила, чтобы тот вернул ей дочь.
Громовержцу не оставалось ничего, кроме как вступить в разговор с Аидом, который был очарован своей молодой женой. Зевс попросил брата отпустить Персефону, сильно тоскующую по матери и по солнечному свету. Но бог смерти отказался.
После беседы с Зевсом он накормил Персефону гранатами, тем самым лишив ее возможности вырваться из Царства теней.
Громовержец, пытаясь отыскать реальный выход из положения, обратился к Аиду и Деметре с предложением: две трети года Персефона будет проводить вместе с матерью, а одну треть года – в мире «нижнем». Поразмыслив, бог Царства мертвых согласился на такой компромисс.
С тех пор, когда Персефона возвращается к мужу, на земле наступают стужа и холода – это Деметра тоскует о своей любимой дочери.
Мифология Юго-Восточной Азии
- Батара Кала ( балийская мифология ), бог подземного мира в традиционной яванской и балийской мифологии, правящий им в пещере вместе с Сетесуяра. Батара Кала также назван создателем света и земли. Он также бог времени и разрушения, пожирающий незадачливых людей. Он связан с индуистской концепцией Калы или времени. В мифологии он вызывает затмения, пытаясь съесть Солнце или Луну.
- Shingon (nat) ( бирманский )
- Тонгалель ( мифология манипури )
- Понг Лалондонг ( Тораджа ), бог смерти
Филиппины
- Тагбаян (мифология Ифугао): божества, связанные со смертью, питаются человеческими душами, охраняемыми двуглавыми монстрами, называемыми кикилан.
- Фулор (мифология Ифугао): дерево, на котором вырезано изображение мертвого человека, сидящего на стуле смерти; антиквариат, в котором есть дух, приносящий болезни, смерть и неудачный урожай, когда жертвы не приносятся
- Кабунян (мифология Калангуи): всемогущий творец; также упоминается как Агматтебью, дух, которого нельзя увидеть; ритуал мабаки проводится в честь божества во время посадки, сбора урожая, рождения и смерти людей, а также других мероприятий для получения средств к существованию
- Бинангеван (мифология Aeta): духи, приносящие перемены, болезни и смерть в качестве наказания
- Аринг Синуккан (мифология Капампангана): бог войны и смерти, бог войны и смерти, научил первых жителей металлургии, резки дерева, выращивания риса и даже ведения войны.
- Лакандануп (мифология Капампангана): богиня-змея, приходящая во время полных затмений; последовал голод; съедает тень человека, что приведет к увяданию и смерти; дочь Аринга Синукуана и Дапу
- Сидапа (мифология Бисая): богиня смерти; соправитель среднего мира по имени Камаритаан вместе с Макаптаном
- Сидапа (мифология Хилигайнона): бог, живущий на священной горе Мадиа-ас; определяет день смерти человека, отмечая продолжительность жизни каждого новорожденного на очень высоком дереве в Мадья-ас.
- Хангин (мифология Хилигайнона): духи ветра смерти; забирает жизнь пожилых людей
- Патагаес (мифология Суладнон): ждет до полуночи, затем входит в дом, чтобы поговорить с живым младенцем; если он обнаружит, что кто-то подслушивает, он задушит ребенка до смерти; их разговор определяет судьбу ребенка, то, как долго ребенок хочет жить и как ребенок в конечном итоге умрет, где ребенок всегда будет выбирать ответы; Сделав это, Патагаес достает свою мерную линейку, вычисляет продолжительность жизни ребенка и уходит, решая судьбу ребенка.
- Памулак Манобо (мифология Багобо): верховное божество, контролирующее хороший урожай, дождь, ветер, жизнь и смерть; в некоторых мифах главное божество просто упоминается как мужское божество Дивата.
- Малакал Маут (мифология Маранао): ангел смерти; забирает души кого-то через три-семь дней после падения листа человека со священного дерева Садиаратул Монтаха в царстве под названием Сорга; появляется либо прекрасным принцем, либо гротескными чудовищами, в зависимости от того, исходит ли душа от грешника или от добродетельного человека; наказывает души грешников до последнего суда, вознося души добрых на небо
- Кумакаток — предвестники смерти в капюшонах и плащах, которые стучат в двери умирающих в тагальской мифологии.
- Магваен — богиня загробной жизни и первое божество океана, согласно висаянской мифологии. Известна как богиня, которая собирает души и берет их в Сулад на своей лодке. Изначально души передаются ей через Пандаки, который получает душу от Сидапы.
- Ситан — бог и хранитель подземного царства злых душ, известный как Касамаан в тагальской мифологии. Макой, царством добрых мертвецов, правят Ситан и Батхала.
- Мандуяпит — перенесите души через красную реку в мифологии Манобо.
- Мама Гуайен — переправляет души на край света в мифологии Илонгго
- Бададум — божество в мифологии Варай, которое собирает членов семьи в устье реки, чтобы попрощаться с умершим.
«Стильная» преисподняя
Если мы перенесёмся на другой конец света — в Америку, то увидим, что здешнее божество смерти во многом схоже с вышеописанными. В мифологии ацтеков Миктлантекутли — владыка загробного мира Миктлан — изображался в виде окровавленного скелета или человека с черепом вместо головы. Это жуткое существо не чуждо своеобразной эстетики: его голова украшена перьями совы, а на шее ожерелье из человеческих глаз. Спутники бога — летучая мышь, паук, сова… и супруга, Миктлансиуатль. Её также изображали в виде скелета или женщины с черепом вместо головы. Эта экстравагантная дама одета в юбку из гремучих змей. Живёт супружеская чета в доме без окон, расположенном в самой нижней, девятой преисподней Миктлана. Чтобы попасть к ним в гости, умерший проделывал нелёгкий путь, длившийся четыре дня. Ему необходимо было пройти между двумя горами, которые могли обрушиться на него в любую секунду, спастись от змеи и крокодила, преследующих его, пересечь восемь пустынь, взойти на восемь гор, стерпеть ледяной ветер, мечущий в него камни и острые обсидиановые лезвия. И лишь потом, выйдя на берег подземной реки, умерший встречал проводника — маленькую собаку с рубиновыми глазами. На её спине он пересекал реку, за которой начинались владения Миктлантекутли. Покойник приносил богу смерти дары — то, что родственники положили в его могилу. Миктлантекутли оценивал щедрость покойника и определял его место в одной из девяти преисподних. И ни в одной из них ничего хорошего покойника не ждало. Этой участи избегали лишь погибшие в бою воины (а также принесённые в жертву пленники), которые попадали в мир, напоминающий скандинавскую Валгаллу. Кроме того, отдельный мир с неплохими жилищными условиями существовал для утопленников, считавшихся избранниками бога воды. Особое обиталище — «дом маиса» — было у женщин, умерших во время родов. По ночам они возвращались на землю в виде призраков, тревожа живых и предвещая беду. Увы, тех, кто ушёл навеки, в земном мире не особенно жаждут видеть.
Метки: судьба, религия, Тайны 20 века, смерть, мифология, душа, иномирье, боги
дальнейшее чтение
Ницше как предшественник теологии «смерти Бога»
- Хайдеггер, Мартин . «Nietzsches Wort ‘Gott ist tot’» (1943) переведено как «Слово Ницше: ‘Бог мертв’» на Holzwege , ed. и пер. Джулиан Янг и Кеннет Хейнс. Издательство Кембриджского университета, 2002.
- Кауфманн, Вальтер . Ницше: философ, психолог, антихрист . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1974.
- Робертс, Тайлер Т. Соревновательный дух: Ницше, Утверждение, Религия. Принстон: Издательство Принстонского университета, 1998.
- Бенсон, Брюс Э. Благочестивый Ницше: упадок и дионисийская вера . Блумингтон: Издательство Индианского университета, 2008.
- Голуб, Роберт К. Фридрих Ницше . Нью-Йорк: Туэйн, 1995.
- Магнус, Бернд и Кэтлин Хиггинс. Кембриджский компаньон Ницше . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1996.
- Пфеффер, Роза. Ницше: ученик Диониса . Кенбери: Associated University Press, 1972.
- Уэлшон, Рекс. Философия Ницше . Монреаль: UP Макгилл-Куин, 2004.
Богословие «смерти Бога»
- Габриэль Ваганян , Смерть Бога. Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1961.
- Томас Дж. Дж. Алтизер , Евангелие христианского атеизма. Филадельфия: Вестминстер, 1966.
- Томас Дж. Дж. Алтизер и Уильям Гамильтон , Радикальное богословие и смерть Бога. Индианаполис: Боббс-Меррилл, 1966.
- Бернард Мерчленд, изд., Значение смерти Бога. Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1967.
- Гамильтон, Уильям, Поиски постисторического Иисуса. Нью-Йорк: Continuum, 1994. ISBN 978-0-8264-0641-5
- Размышляя о смерти Бога: критический товарищ Томаса Дж. Дж. Алтизера , изд. Лисса Маккалоу и Брайан Шредер. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка, 2004.
- Джон Д. Капуто и Джанни Ваттимо , После смерти Бога , изд. Джеффри В. Роббинс. Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 2007.
- Воскрешая смерть Бога: истоки, влияние и возвращение радикального богословия, под ред. Дэниел Дж. Петерсон и Г. Майкл Збаращук. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка, 2014.
Оркус
Оркус, или Орк,- это самый первый бог смерти из классической древнеримской мифологии. Племя этрусков считало Оркуса одним из демонов невысокой иерархии, но затем его влияние возросло. Идола изображали огромным крылатым существом с острыми рогами, клыками и хвостом. Именно Оркус послужил прообразом современных демонов и дьявола.
До того как римляне подверглись греческому влиянию, их бог смерти считался правителем загробного мира и чем-то напоминал другое божество — Дис Патера. Затем черты и функции Оркуса полностью перешли к Плутону.
Кстати, Оркус стал прообразом не только современных демонов и дьявола, но и таких существ, как орки.
Изучаем японский язык с нуля! レッスン3 — Урок 3
Японская азбука и ее транскрипция знаками латинского алфавита
Необходимость изучения ромадзи диктуется прежде всего тем, что эта азбука используется как в Японии, так и в России и зарубежных странах. Кроме того, знание ромадзи дает возможность правильно передавать в практической русской транскрипции японские названия, имена и фамилии, встречающиеся на языках, пользующихся латинской графикой.
Со времени появления первых текстов на ромадзи, записанных миссионерами, выдвигались разнообразные системы записи японского текста латинскими буквами, однако в настоящее время наиболее распространенными из них являются две: государственная японская латиница, предназначенная для японцев, и так называемая хэпберновская латиница, созданная в свое время для говорящих на английском языке.
Здесь всё то же самое, что и в предыдущих уроках, только буквами латинского алфавита. Их и нужно запомнить. Остальное необязательно (позже будет подробнее).
Японская азбука в латинской транскрипции (Хэпберновская латиница)
A | KA | SA | TA | NA | HA | MA | YA | RA | WA | |
I | KI | SHI | CHI | NI | HI | MI | RI | |||
U | KU | SU | TSU | NU | FU | MU | YU | RU | ||
E | KE | SE | TE | NE | HE | ME | RE | |||
O | KO | SO | TO | NO | HO | MO | YO | RO | (W)O | N |
Слоги столбцов КА, SA, ТА, HA и их звонкое соответствие в латинской транскрипции (Хэпберновская латиница)
KA | GA | SA | ZA | TA | DA | HA | BA | PA |
KI | GI | SHI | JI | CHI | JI | HI | BI | PI |
KU | GU | SU | ZU | TSU | ZU | FU | BU | PU |
KE | GE | SE | ZE | TE | DE | HE | BE | PE |
KO | GO | SO | ZO | TO | DO | HO | BO | PO |
Слоги с мягкими согласными в латинской транскрипции (Хэпберновская латиница)
KI KYA SHI SHA CHI CHA NI NYA | GI GYA JI JA JI JA — | HI HYA MI MYA RI RYA | BI BYA — — | PI PYA |
KI KYU SHI SHU CHI CHU NI NYU | GI GYU JI JU JI JU — | HI HYU MI MYU RI RYU | BI BYU — — | PI PYU |
KI KYO SHI SHO CHI CHO NI NYO | GI GYO JI JO JI JO — | HI HYO MI MYO RI RYO | BI BYO — — | PI PYO |
Различия между государственной (1) и хэпберновской (2) системами латиницы
1 | SA | SI | SU | SE | SO | SYA | SYU | SYO |
2 | SA | SHI | SU | SE | SO | SHA | SHU | SHO |
1 | TA | TI | TU | TE | TO | TYA | TYU | TYO |
2 | TA | CHI | TSU | TE | TO | CHA | CHU | CHO |
1 | ZA | ZI | ZU | ZE | ZO | ZYA | ZYU | ZYO |
2 | ZA | JI | ZU | ZE | ZO | JA | JU | JO |
1 | DA | ZI | ZU | DE | DO | ZYA | ZYU | ZYO |
2 | DA | JI | ZU | DE | DO | JA | JU | JO |
1 | HA | HI | HU | HE | HO | HYA | HYU | HYO |
2 | HA | HI | FU | HE | HO | HYA | HYU | HYO |
Аид – не только бог, но и правитель
Верным помощником и спутником Аида является Цербер. Этого трёхглавого страшного пса можно увидеть на нескольких древних скульптурах, сохранившихся до нашего времени. Именно Цербер был стражем у ворот подземного царства, не позволяя душам покинуть его.
На первый взгляд, это кажется негуманным, но всё не так. Только представьте, во что превратился бы мир, если бы все умершие стали возвращаться на землю. Аид не допускал такого хаоса, однако порой делал исключения.
Яркий эпизод, характеризующий Аида-правителя, мы встречаем в мифе об Орфее. Знаменитый музыкант отправился в подземное царство, чтобы освободить свою возлюбленную Эвридику, умершую от укуса змеи. Попав в мир душ умерших, Орфей поразил его обитателей своей превосходной игрой на арфе.
Питер Пауль Рубенс (и мастерская) «Орфей и Эвридика уходят из царства Аида», 1636 – 1637 годаМестонахождение картины: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Аид и его супруга тоже были тронуты песней юноши о погибшей красавице-невесте. По приказу Аида Эвридика была освобождена. Существовало лишь одно условие: душа девушки должна следовать за Орфеем, но тот не должен смотреть на неё, пока не выйдет из мрака подземного мира. Увы, уже выходя на поверхность, Орфей обернулся к возлюбленной. Запрет был нарушен, а потому невидимая сила повлекла Эвридику обратно, в мир мёртвых. Вины самого Аида в этом не было.
У Аида были и интересные атрибуты. Например, в некоторых сказаниях есть упоминание о волшебном шлеме бога. Надевая его на голову, он становился невидимым. Согласитесь, это очень напоминает шапку-невидимку из русского фольклора. Чудесный шлем Аида пригодился не столько ему, сколько его соратникам. Его использовал Зевс во время войны с титанами, а также Персей, убивший Медузу Горгону.
Аид и Персефона. Краснофигурная вазопись. Ок. 440-430 до н. э.Находится в Британском музее, Лондон, Великобритания
Итак, какой же он – Аид? Мне кажется, в этом боге тесно переплетаются черты простого человека и мудрого правителя. Аид мог забыться в порыве страстей, но в своих делах он оставался хладнокровным и справедливым. Несмотря на то, что под его властью находился самый мрачный мир, самого Аида нельзя назвать злым и излишне суровым.
Анубис и Осирис
Итак, вы уже знаете о том, какую роль сыграл Анубис в однодневном воскрешении Осириса. Однако на этом его роль и его упоминание в египетской мифологии не заканчивается. Дело в том, что когда Гор все-таки свергнул узурпатора Сета на египетском троне, перед Анубисом открылись все карты и все тайны загробного мира.
Используя свои знания и навыки, Анубис полностью воскрешает Осириса и предлагает ему занять его должное место на троне. Однако Осирис отказывается. Вместо этого он говорит, что снова желает отправиться в царство мертвых, правителем которого он и жаждет стать. Возражений на этот счет не у кого не был, поэтому так и поступили. Так Анубис и стал полноправным советником на посмертном суде, а также проводником душ в царство мертвых.
Вопрос эксперту
Почему Анубис перестал править миром мертвых?
Скорее всего – это было ему не нужно. Ведь если верить легенде, то сила его была ничуть не меньше, чем у Гора, который был перевоплощением Ра. Видимо, его вполне устраивала роль проводника и судьи.
Смерть – женского пола?
Практически во всех культурах среди злых и темных богов есть представители обоих полов. Однако смертью и продолжительностью жизни людей чаще всего распоряжаются именно богини. Исследователи объясняют данную тенденцию по-разному. С одной стороны, божество по сути своей не может быть плохим или хорошим. Все, кроме верховного бога, лишь исполняют свои обязанности, контролируя жизнь людей в той или иной сфере. Соответственно, и богиня смерти не стремится истребить все живое, а просто забирает с собой души людей в назначенный час. Но не стоит забывать и о том, что богам не чужды чувства и эмоции. А это значит, что лишний раз вводить их в гнев не стоит.
Интересные факты о боге
- Аид – одно из самых известных имен древнегреческого бога смерти. Но в некоторых легендах он представляется как Орк, Климен, Дит, Гадес, Аидоней. Римляне величали его Плутоном.
- Черный – цвет этого божества.
- В жертву богу всегда приносили черных быков.
- Стихия Аида – земля. Он также взаимодействует с пеплом, прахом.
- Символ в царстве цветов – дикорастущие тюльпаны темного оттенка.
- В Греции некогда искренне верили, что только благодаря волшебным силам Аида порастают закопанные, посаженные в землю зерна и семена.
- В одном из мифов божество вступило в схватку с Гераклом и проиграло. Аид был серьезно ранен в бою, из-за этого ему пришлось подняться на Олимп и попросить помощи у врача Пэона.
- Древний философ Гераклит считал, что бог Дионис и бог Аид – один и тот же персонаж.
- Из-за того, что было запрещено произносить лишний раз вслух имя божества, его называли или Плутоном, или Незримым, или Богатеем.
- С точки зрения психологии, «темное» царство – зона коллективного и личного бессознательного. А сам бог – архетип отца. Психологическая работа с божеством помогает унять и принять страх смерти (умирания), поработать спрятанные в глубине души негативные эмоции.
- В одних легендах сказано, что, едва Аид появился на свет, он был проглочен своим отцом. По иной версии, Кронос сбросил старшего сына сразу после рождения в Тартар.
- Несмотря на то, что Персефона не давала своего согласия на свадьбу, со временем она полюбила мужа. Есть миф, в котором подземный владыка неожиданно увлекся прекрасной нимфой Минту, живущей у вод одной из рек в Царстве теней. Когда Персефона узнала об этом, она, не справившись с ревностью, обратила нимфу в растение – мяту.
Боги первого поколения
Древнегреческие боги первого поколения – древние сущности, давшие начало всему живому и неживому, считаются создателями мира. Они вступали в отношения, благодаря чему на свет появились другие боги, которые тоже относятся к первому поколению, а также титаны. Прародителями всех древнегреческих богов были Скотос (Мгла) и Хаос. Именно эти две сущности дали начало всему первичному пантеону Древней Греции.
Первичный пантеон богов древней Греции:
- Нюкта (Никта);
- Эреб (Мрак);
- Эрос (Любовь);
- Гея (Земля);
- Тартар (Бездна);
- Уран (Небо).
Практически не сохранилось описания каждого из этих божеств, поскольку впоследствии Олимпийцы стали ключевыми для мифологии Древней Греции.
Божества второго поколения – титаны, благодаря которым на свет появились олимпийские боги. Это 6 сестер и 6 братьев, которые активно вступали в брак между собой и воевали за власть. Самые почитаемые титаны – Кронос и Рея.
Божество смерти у древних славян
Богиня смерти в славянской мифологии имеет несколько имен.
Вот наиболее часто употребляемые из них: Морена, Марена, Мара, Мора, Маара, Моровая Дева. Простым смертным божество являлось в разных обличьях: то молодая и красивая девушка с черными волосами, то женщина в саване, то страшная старуха с косой. А некоторые утверждали, что можно увидеть Мару и в образе скелета с обнаженными костями. Богиня смерти властвует в загробном царстве, но иногда приходит и в мир людей. Наибольшая вероятность встретить ее – в темных пещерах, сырых гротах и иных мрачных местах. Славянская богиня смерти иногда являлась к людям, чтобы предупредить о грядущих событиях. Но специально искать встречи с ней не стоило, так как, подобно свирепому охотнику, владеет темная дева различными видами оружия и не всегда она готова отпустить людей, увидевших ее в том или ином обличье.
Аид – бог, рождённый отцом и братом
Я бы назвала Аида самым загадочным божеством древних греков. Главная причина этого – тайна его имени. Историки не могут сказать точно, что оно могло значить. В переводе с древнегреческого языка слова, напоминающие «аидос», имеют самые разные значения – «невидимый», «тёмный», «милосердный».
Странно, не правда ли? Но мне кажется, что именно такая характеристика является правильной для одной из граней личности Аида. Да, богу не чуждо было сострадание, он правил в мрачном мире мёртвых, оставаясь невидимым для живых, тех, кто жил под светом солнца.
Аид – властитель подземного царства Dustin Irvin / dirvin.artstation.com
О том, насколько важное место занимал Аид в пантеоне, говорит одно его происхождение. Он был сыном могущественного царя титанов Кроноса, а братом Аиду приходился сам Зевс
Тем не менее, именно брату, а не отцу Аид был обязан появлением на свет. Как же это произошло? Миф о рождении бога нам пересказывает Гесиод.
Как говорит древний автор, Кронос узнал о страшном для него пророчестве – будто его собственный сын свергнет его. После этого титан проглотил всех своих детей. Младший Зевс был спрятан матерью, а потому вырос и победил отца, после чего освободил из заточения в желудке Кроноса своих сестёр и братьев, среди которых был и Аид.
Греческий бог мертвых и царь подземного мира Аид Summer Zheng / summerzheng111.artstation.com
Ритуал
И Бог А, и Бог А занимают видное место в новогодних обрядах, описанных в Дрезденском кодексе. Бог А ‘, вероятно, соответствует богу смерти Уакмитуну Ахау в описании Ланды новогодних обрядов. Он руководит годом великой смертности. Чтобы отразить зло в течение этого года, люди ходили по ложе из раскаленных углей, которые, возможно, представляли огни Подземного мира. Жрецы храма облачались в костюмы Бога А ‘и совершали обряды кровопускания и человеческих жертвоприношений. Те, кто выдавал себя за это божество, танцевали шаги ритуального жертвоприношения, наводя ужас в душах участников ритуала и зрителей, которые были свидетелями этих священных событий.
Бог А в таблицах лунных затмений Дрезденского кодекса
Охота на людей и охота на оленей
С различными иероглифическими именами и атрибутами, Бог А фигурирует в процессиях и случайных рядах оборотней и привидений ( вайоб ). В связи с этими явлениями он, как правило, изображается либо как охотник за головами, либо как охотник на оленей (см. Рисунок). На грандиозной лепной стене Тонина отрублена голова вражеского короля. Охота бога смерти на оленей имеет две стороны. С одной стороны, охота на оленей может метафорически относиться к охоте на человеческие жертвы. С другой стороны, также, кажется, существует связь с определенным вайобом в форме оленя, но с хвостом паучьей обезьяны. Например, на знаменитом черепе пекари из Копана такой образ оленя , кажется, приветствует бога смерти, возвращающегося с охоты.
Трансформация младенца Ягуара
Вместе с Божеством Дождя Чааком Бог А присутствует в превращении в ягуара человека (возможно, героя), который обычно изображается младенцем и который, кажется, исчезает в подземном мире.
Помимо этих контекстов, на скамейке Копан несущие землю Бакабы соединяются с богами смерти А. Это может быть связано с тем фактом, что на Юкатане один из четырех Бакабов назывался «Белая Смерть» (Закчими).
Пугающие уродства
Про уродливых сущностей юрэй упоминают многочисленные древние японские легенды. Эти уродства скрывались ими до поры под волосами или были устрашающе наглядными, демонстрируя лишние части тела либо их отсутствие.
Современные японцы продолжили эту тему, сложив легенду о «женщине с разрезанным ртом» (Кутисакэ Онна). Эта дама в марлевой повязке ходит по улицам разных городов, и задает встречным детям один вопрос: «Я красивая?» Срывая повязку, скрывающую страшный шрам и оскаленные зубы, она повторяет его, держа наготове большие ножницы. И спастись можно лишь, не отвечая ничего конкретного – «да» или «нет» будут означать только получение сходного уродства или отрезание головы.
Смотреть галерею
Еще одна страшилка называется «Тэк-Тэк». Она про женщину, разрезанную поездом пополам. Несчастный ночной призрак передвигается на локтях, и его движение сопровождается характерным звуком, за что его и прозвали Тэк-Тэк. Женщина преследует детей, встреченных ею на своем пути, пока не разрубит их косой. Это предостережение для маленьких детей, заигравшихся на улице в темное время суток.
Оборванная нить
Функции бога смерти варьировались: это могло быть существо, забирающее душу человека в момент умирания, проводник, сопровождающий душу в царство мёртвых, и непосредственно властелин этого царства. При этом следует заметить, что сам срок жизни человека обычно определялся другими богами, которых можно назвать богами судьбы. Наиболее известные — древнегреческие мойры, одна из которых, Клото, прядёт нить человеческой судьбы, другая, Лахесис, определяет длину этой нити, а третья, Атропос — режет её ножницами в нужный момент. Таким образом, бог смерти не решает, кому жить, а кому умереть, он — всего лишь исполнитель. Но при этом его могущество зачастую столь велико, что даже верховный бог не в силах навязать ему свою волю.
Кельты и Германия
Хель – хозяйка загробного мира, плод любви Локи и гигантской девы Ангрбоды. Её описывали как великаншу (в маму пошла), кто-то говорит, что одна половина тела у нее черная, а вторая синяя, кто-то настаивает, что она черно-красная. Есть версия, что сверху она – живая женщина, а снизу – разлагающийся труп.
«Уйти к Хель» = умереть (что не грозило смелым героическим воинам, которых Валькирии забирали в Валгаллу – небесный чертог в божественном Асгарде).
Пеколс – прусский «сердитый, злой» глава подземного мира, уполномоченный насылать на живых землетрясения и прочие несчастья. Ассоциируется с чёртом.
Патолс – еще один прусский бог подземного мира и смерти, изображался как мертвенно бледный старик, носящий седую бороду и покрывающий себя белым платком.
Мифология
Бог Путь охотника, классический период
Kʼiche
В Пополь Вух , то герой Twins спуститься на «Место Fright» ( Ксибальбы ), где пара смерти богов, Хун-Came ( «One-Death») и Вукуб-Came ( «Семь-смерть»), правила над серией болезнетворных божеств. Они побеждают богов смерти и накладывают ограничения на их культ.
Юкатек
Согласно одному из самых ранних источников о религии майя (Франсиско Эрнандес, 1545), Эопуко (то есть Ах Пукух) жестоко обращался и убил бакаба , который воскрес через три дня.
Lacandon
Скелетный бог смерти Кисин играет видную роль в мифологии Лакандона, главным образом в следующих сказках:
- (i) Создание подземного мира верхним богом, включая смерть верхнего бога от рук Кисина, его воскресение и заключение Кисина в подземный мир; в гневе Кисин иногда ударяет ногой о столбы земли, вызывая тем самым землетрясения;
- (ii) неудавшаяся попытка сотворения людей в подражании верховному богу, приведшая к созданию « тотемных » животных определенных родственных групп ( онен );
- (iii) Сошествие предка Нусио в подземный мир, чтобы ухаживать за дочерью Кисин;
- (iv) Описание судьбы душ в подземном мире, где Кисин (а) сжигает души злодеев, (б) превращает души определенных злодеев в своих «домашних животных», (в) охота на обезьяну-паука. двойники мужчин обречены на смерть.
Потомки и дети Зевса
В мифологии Древней Греции большое значение имеют рожденные сыновья Зевса. Это боги второго порядка, каждый из которых был покровителем той или иной деятельности людей. Согласно легендам, они часто входили в контакт с земными жителями, где плели интриги и строили отношения. Ключевые из них:
Аполлон
В народе его называли «лучезарный» или «сияющий». Представлялся златокудрым юношей, наделенный внеземной красотой внешности. Являлся покровителем искусств, покровителем новых поселений и врачевателем. Широко почитался греками, большие культы и святилища были найдены в Делосе и Дельфах. Является покровителем и наставником муз.
Арес (Арей)
Бог кровопролитной и жесткой войны, из-за чего часто противопоставлялся Афине. Греки представляли его, как могучего воина с мечом в руке. В поздних источниках изображен рядом с грифоном и двумя спутницами – Эридой и Энио, сеявших раздор и злобу среди людей. В мифах описан, как любовник Афродиты, в отношениях которых родились многие божества и полубоги.
Артемида
Покровительница охоты и женского целомудрия. Считалось, что принесение даров Артемиде подарит счастье в браке и облегчит роды. Часто изображалась рядом с ланью и медведем. Самый известный храм находился в Эфесе, позднее являлась покровительницей амазонок.
Афина (Паллада)
Высокопочитаемая богиня в Древней Греции. Являлась покровительницей организованной войны, мудрости и стратегии. Позднее стала символом знаний и ремесел. Изображалась древними греками, как высокая и хорошо слаженная женщина, с копьем в руке. Храмы Афине возводились повсеместно, был широко распространен культ почитания.
Афродита
Древнегреческая богиня красоты и любви, позднее считалась покровителем плодородия и жизни. Оказывалась огромное влияние на весь пантеон, в ее власти были как люди, так и боги (кроме Афин, Артемиды и Гестии). Являлась супругой Гефеста, но ей приписывают любовные интриги с Аресом и Дионисом. Изображалась с цветами роз, мирты или мака, яблока. В ее свиту входили голубки, воробьи и дельфины, а спутниками являлись Эрот и многочисленные нимфы. Самый крупный культ находился в городе Пафос, распложенный на территории современного Кипра.
Гермес
Крайне противоречивый бог древнегреческого пантеона. Он покровительствовал торговле, красноречию и ловкости. Был изображен с крылатым жезлом, вокруг которого обвиты две змеи. Согласно легендам, он был способен им мирить, будить и усыплять людей. Гермес часто изображен в сандалиях и широкополой шляпе, а также с ягненком на плече. Зачастую не только помогал земным жителям, но и плел интриги, сводя граждан между собой.
Гефест
Бог-кузнец, являющийся покровителем кузнечного дела и строительства. Именно он изготовил атрибуты большинства богов, а также делал молнии для Зевса. Согласно легендам, его родила Гера без участия супруга, из своего бедра в отместку за рождение Афины. Часто изображался широкоплечим и некрасивым внешне мужчиной, хромым на обе ноги. Был законным супругом Афродиты.
Дионис
Самый младший олимпийский бог, широко любимый древними греками. Является покровителем виноделия, растительности, веселья и безумия. Его мать – земная женщина Семела, убитая Герой. Зевс лично выносил ребенка с 6 месяцев, родив его из бедра. Согласно мифам, этот сын Зевса изобрел вино и пиво. Диониса почитали не только греки, но и арабы. Часто изображается вместе с посохом, имеющим навершие из хмеля и гроздью винограда в руке. Основная свита – сатиры.
Древнегреческий пантеон представлен несколькими десятками крупных богов, божествами, мифическими созданиями, чудовищами и полубогами. В легенды и мифы Античности имеют множество толкований, поскольку при описании использовались разные источники. Древние греки любили и уважали всех богов, им поклонялись, приносили дары и обращались для благословления и проклятия. Подробно древнегреческая мифология была изложена Гомером, который описал все крупные события и внешность богов.