Оглавление
[править] Начало творческой деятельности
В 1962 году Боб Марли записал первый сингл «Judge Not», но, не сумев поделить гонорар с продюсером Лесли Конгом (Leslie Kong), порвал с ним отношения. В 1963 году Марли собрал свою первую группу, которую назвал Teenagers. Участниками группы были Питер Тош (Peter Tosh), Банни Ливингстон, Джуниор Брейсвейт (Junior Braithwaite), Бенерли Келсо (Benerly Kelso) и Черри Смит (Cherry Smith). Группа не раз меняла название, называясь Wailing Rudeboys, пока наконец не превратилась в The Wailers. Вскоре в легендарной Studio One команда уже записывала свою первую серьезную работу — сингл «I’m Still Waiting» с продюсером Коксоном Доддом (Coxsone Dodd).
В начале 1966 года, несмотря на первоначальный успех и около 70 уже готовых песен, участники Wailers разбежались кто куда. В феврале Боб Марли женился на Рите Андерсон (Rita Anderson), вокалистке группы Soulettes, и перебрался с ней в Соединенные Штаты, где жила его мать. Молодое семейство поселилось в Нью-Йорке, и Боб нашел работу на фабрике. Его энтузиазма едва хватило на полгода. Вернувшись в октябре 1966 года на Ямайку, он реанимировал Wailers при участии Ливингстона и Тоша. Все трое музыкантов к тому времени примкнули к растафарианам, адептам доминирующей на Ямайке веры Rastafari, значительно повлиявшей на мировоззрение Боба Марли и все его музыкальное творчество.
В 1968 году Wailers наладили отношения с продюсером Дэнни Симсом (Danny Sims) и записали с ним массу нового материала, хотя их сотрудничество продлилось всего год. Его заменил Ли «Скретч» Перри (Lee «Scratch» Perry), под руководством которого музыканты сделали новые версии самых известных своих песен: «My Cup», «Duppy Conqueror», «Soul Almighty», «Small Ахе» и других. С помощью бэк-группы Upsetters в этот период Wailers добавили звучанию регги те характерные черты, которые позволили ему уверенно выйти на мировой музыкальный рынок: оригинальные ритмы, мощный вокал и изобретательное продюсирование.
Музыканты Upsetters, басист Эстон Барретт (Aston «Family Man» Barrett) и его брат, барабанщик Карлтон Барретт (Carlton Barrett) в 1970 году влились в ряды Wailers. Через год команда основала собственный независимый лейбл Tuff Gong и успела выпустить несколько синглов, прежде чем отправиться в Лондон, где были узаконены их взаимоотношения с компанией звукозаписи Island Records, которая взяла под свою опеку новый лейбл.
Личная жизнь
Религия
Боб Марли в течение нескольких лет был членом движения Растафари , культура которого была ключевым элементом в развитии регги. Он стал ярым сторонником Растафари, выводя его музыку из социально неблагополучных районов Ямайки на международную музыкальную сцену. Однажды он дал следующий типичный ответ на вопрос, заданный ему во время записанного интервью:
Архиепископ Абуна Йешак крестил Марли в эфиопской православной церкви , дав ему имя Берхане Селассие, 4 ноября 1980 года, незадолго до своей смерти.
Семья
На официальном сайте перечислены:
- Шэрон , родившаяся 23 ноября 1964 года, дочь Риты от предыдущих отношений, но затем удочерила Марли после его брака с Ритой.
- Седелла родилась 23 августа 1967 года в семье Риты.
- Дэвид «Зигги» , родился 17 октября 1968 года в семье Риты.
- Стивен , родился 20 апреля 1972 года в семье Риты.
- Роберт «Робби», родился 16 мая 1972 года в семье Пэта Уильямса.
- Рохан родился 19 мая 1972 года в семье Джанет Хант.
- Карен родилась в 1973 году в семье Джанет Боуэн
- Стефани, родилась 17 августа 1974 г .; по словам Седеллы Букер, она была дочерью Риты и человека по имени Итал, с которым у Риты был роман; тем не менее, она была признана дочерью Боба
- Джулиан родился 4 июня 1975 года в семье Люси Паундер.
- Ки-Мани родился 26 февраля 1976 года в семье Аниты Белнавис.
- Дамиан родился 21 июля 1978 года в семье Синди Брейкспир.
Другие сайты отметили дополнительных лиц, которые утверждают, что являются членами семьи, как указано ниже:
- Македа родилась 30 мая 1981 года в семье Иветт Крайтон после смерти Марли. В книге Мередит Диксон она указана как ребенок Марли, но на официальном сайте Боба Марли она не указана как таковая.
- Например, на различных веб-сайтах есть список Имани Кэрол, родившейся 22 мая 1963 года в семье Шерил Мюррей; но она не появляется на официальном сайте Боба Марли.
У Марли также есть трое известных внуков, музыкант Скип Марли , игрок в американский футбол Нико Марли и модель Села Марли .
Ассоциация футбола
Помимо музыки, футбольный клуб играл важную роль на протяжении всей его жизни. Как играть в игру, на парковках, поля, и даже в студиях звукозаписи, растет он последовал за бразильский клуб Сантос и его звездный игрок Пеле , а также был сторонником английского футбольного клуба Тоттенхэм и аргентинский полузащитник Осси Ardiles , который десять лет играл за клуб с 1978 года. Марли окружил себя людьми из спорта, а в 1970-х годах сделал ямайского международного футболиста Аллана «Скилла» Коула своим тур-менеджером. Он сказал журналисту: «Если вы хотите узнать меня поближе, вам придется сыграть в футбол против меня и Wailers».
Панафриканизм
Марли был панафриканистом и верил в единство африканского народа во всем мире. Его убеждения уходят корнями в его религиозные взгляды растафари. Он был в значительной степени вдохновлен Маркусом Гарви и имел антиимпериалистические и панафриканистские темы во многих своих песнях, таких как « Зимбабве », «Исход», «Выживание», «Искупление Блэкмана» и « Песня искупления ». «Песня искупления» основана на речи Маркуса Гарви в Новой Шотландии в 1937 году. Марли считал, что независимость африканских стран от европейского господства была победой для всех представителей африканской диаспоры. В песне «Africa Unite» он поет о желании всех народов африканской диаспоры объединиться и сражаться против «Вавилона»; Точно так же в песне «Зимбабве» он отмечает освобождение всего африканского континента и призывает к единству между всеми африканцами, как внутри, так и за пределами Африки.
Каннабис
Марли считал каннабис лечебной травой, «таинством» и «помощником в медитации»; он поддержал легализацию наркотика. Он считал, что употребление марихуаны широко распространено в Библии, читая такие отрывки, как Псалом 104: 14, как свидетельство одобрения ее использования. Марли начал употреблять каннабис, когда он перешел в растафари из католицизма в 1966 году. Он был арестован в 1968 году после того, как его поймали с каннабисом, но продолжал употреблять марихуану в соответствии со своими религиозными убеждениями. О том, как он употребляет марихуану, он сказал: «Когда вы курите траву, она открывает вам себя. Все злодеяния, которые вы делаете, трава открываются вам, вашей совести, проявляйте себя чистым, потому что трава заставляет вас медитировать. Это всего лишь естественный t’ing, и он растет как дерево «. Марли рассматривал употребление марихуаны как жизненно важный фактор в религиозном росте и связи с Джа, а также как способ философствовать и стать мудрее.
Детство и юность
В 1944 году в северной части Ямайки существовала маленькая деревенька под названием Найн-Майлс. Проживавшая там чернокожая молодая девушка по имени Седелла Букер вышла замуж за белого моряка европейца Норвала Марли. Капитану было 50 лет, раньше он служил офицером в военно-морских силах Великобритании, а потом в качестве рулевого его прикомандировали в британский Вест-индийский полк, дальше последовала служба управляющим на плантации Ямайки. А в феврале 1945 года Седелла родила сына, ей на тот момент было 18 лет, мальчика назвали Роберт Неста Марли.
Но вскоре на Норвала стала давить предыдущая семья, он покинул молодую жену и только что родившегося сына. Потом он навещал их совсем редко, хотя материально всегда помогал, насколько для него это было возможным. Боб видел своего отца всего два раза. Когда мальчику было 10 лет, Норвал Марли умер.
В ямайских деревнях все жители мечтали о столице Кингстоне, им казалось, что этот город открывает для людей кучу возможностей и перспектив. Поэтому провинциалы огромными потоками ехали в столицу, хотя работы там было совсем не много. В скором времени иллюзии разрушались, но люди в деревни всё равно возвращаться не хотели. Так в западной части Кингстона разрослись трущобы, из которых Тренчтаун пользовался особенно дурной славой. Именно здесь оказался Боб Марли со своей матерью, будучи ещё подростком.
Тут он познакомился с таким же бедным мальчишкой из трущоб, Невиллом Ливингстоном, его прозвище было Банни. Вместе они стали делать свои первые робкие шаги в мир музыки. Ребята слушали американское радио, особенно им нравилась новоорлеанская радиостанция, которая передавала новые музыкальные композиции Кертиса Мэйфилда, Рея Чарльза, Брука Бентона, Фэтса Домино. Интересна была мальчишкам также музыка чернокожих исполнителей, пользовавшихся на острове невероятной популярностью.
Обучение в школе Боб не закончил и пошёл подрабатывать сварщиком в сварочные мастерские. Но в жизни у него было только одно увлечение и стремление – музыка. В совершенствовании музыкальных навыков ему помогал ямайский певец Джо Хиггс, проживавший в том же районе Тренчтаун. Он бесплатно давал мальчишкам уроки вокала. На одном из таких занятий парни познакомились с Питером Макинтошем, позже он стал известен всему миру как Питер Тош.
От девочки из Тренчтауна до «мисс мира»
Он был женат только на одной женщине – Рите Марли, которую встретил в юности в Тренчтауне, бедных кварталах ямайской столицы. Рита жила с тетушкой и на момент знакомства только-только родила ребенка, отец которого вскоре исчез. Мечтавшая о лучшей жизни для Риты тетушка была очень рассержена, хоть и души не чаяла в малышке. Отныне девушке разрешалось общаться с молодыми людьми через забор, гулять не позднее чем до восьми вечера. И никаких свиданий! Тут появился Марли, музыкант и, что еще хуже, растаман…
Раста были против того, чтобы черные люди меняли свою внешность, «черное – это красиво», говорили они. Женщины не выпрямляли волосы, не пользовались декоративной косметикой и не носили брюк, юбка – ниже колен. Боб казался серьезным молодым человеком, он сумел наладить отношения с тетушкой, заботился о Рите и ее дочке Шэрон. Влюбленные занимались музыкой, пели в разных группах и записывались на студии, их пластинки имели спрос на Ямайке, но особого дохода не приносили. Это не помешало им вскоре пожениться, и Рита начала рожать детей одного за другим, ведь растафариане не пользовались контрацептивами и не признавали абортов. Пока Рита, как могла, справлялась с нищенским бытом – таскала ведра с водой, готовила на костре, каждую ночь стирала единственную пару белья мужа, подрабатывала – Боб посвящал все время музыке. Периодически он находил подработки, например, работал сварщиком и чистильщиком ковров в отеле, но такая работа угнетала его.
Марли сложно назвать красавцем, но, как говорят, он был невероятно обаятельным и в то же время застенчивым, поэтому женщины вешались ему на шею. Через месяц после того, как Рита родила своего четвертого ребенка, сына Зигги, две женщины на Ямайке тоже родили от Боба сыновей. Всего известно об 11 детях музыканта от семи женщин. Одной из его любовниц была «мисс мира» 1976 года Синди Брейкспир, мать музыканта Дэмиана Марли.
Жена считала, что слава и деньги, свалившиеся на музыканта, сыграли с ним злую шутку. Он забыл о своих жестких принципах, сошел с праведного пути растафарианства. Женщины сменяли одна другую, однако Рита всегда оставалась неподалеку, как ангел-хранитель, она прошла с ним весь путь и была рядом в день его смерти, 11 мая 1981 года.
Фото: TASS/FA Bobo/PIXSELL/PA Images/PA
Разветвление
Мэтлин снялась в телевизионной драме «Разумные сомнения» с Марком Хармоном, которая дебютировал в 1991 году и длился два сезона. В 1993 году она продемонстрировала свои комедийные способности в качестве приглашенного гостя в роли романтического интереса Джерри Сейнфелда к популярному комедийному сериалу «Сейнфельд». В том же году Мэтлин получила повторяющуюся юмористическую роль в причудливой драме «Город за забором». «Эта роль позволила мне выделить забавную сторону меня. В ней нет ничего о глухоте. Просто случается, что я глухая; мне пора исследовать что-то другое», — сказала она журналу People. Она получила номинации на премию Эмми в 1994 году за ее работу над обоими сериалами.
В том же году Мэтлин изобразила умственно отсталую женщину, изо всех сил пытающуюся удержать своего ребенка в телевизионном фильме «Против ее воли: история Кэрри Бак». Она также продолжала появляться на телевидении в таких шоу, как Spin City и ER. В 1996 году Мэтлин сыграла второстепенную роль в независимой драме «Моя партия».
Вскоре Мэтлин получила еще одну номинацию на премию Эмми за участие в юридической драме «Практика» в 2000 году. Мэтлин встретилась с Аароном Соркиным, создателем политической драмы «Западное крыло», и убедила его дать ей роль. Она сыграла Джоуи Лукаса, директора опроса, в шоу. Она также нашла время выступить в качестве гостя в криминальной драме «Закон и порядок: специальное подразделение для жертв» в 2004 году, что принесло ей еще одну номинацию на премию «Эмми».
Примерно в это же время Мэтлин развернулась в новом направлении, исполнить давнюю мечту. «Когда мне было 11 лет, я знала, что хочу написать детскую книгу и рассказать миру, каково это — быть глухим» — объяснила она журналу «Исключительные родители». В 2002 году была опубликована первая книга Мэтлин для взрослых, «Пересечение глухих детей». Затем она объединилась с Дагом Куни в «Никто не совершенен» (2006) и «Ведущие леди» (2007).
[править] Дискография
Год | Название | Примечания |
---|---|---|
Soul Rebels | Студийный альбом | |
Catch A Fire | Студийный альбом | |
1973 | Burnin’ | Студийный альбом |
Rasta Revolution | Студийный альбом | |
1974 | Natty Dread | Студийный альбом |
Live! | Запись концерта в «Lyceum Theatre», Лондон, июль | |
Rastaman Vibration | Студийный альбом | |
Exodus | Студийный альбом | |
Kaya | Студийный альбом | |
1978 | Babylon by Bus | Записи с концертов в Европе |
Survival | Студийный альбом | |
Uprising | Студийный альбом | |
Legend | Сборник; благодаря его популярности, неоднократно позже выходил в различных дополненных версиях | |
Talkin’ Blues | Запись концерта в «Record Plant», Сан-Франциско, | |
Live At The Roxy | Запись концерта в «Roxy», Голливуд, май |
Дополнительно
Альбом | Год | Лейбл |
The Wailing Wailers | 1966 | Studio One |
The Best of the Wailers | 1970 | Beverley’s |
Soul Rebels | 1970 | Upsetter/Trojan |
Soul Revolution | 1971 | Upsetter/Trojan |
Soul Revolution Part II | 1971 | Upsetter/Trojan |
African Herbsman | 1973 | Upsetter/Trojan |
Rasta Revolution | 1974 | Upsetter/Trojan |
Catch a Fire | 1973 | Island/Tuff Gong |
Burnin’ | 1973 | Island/Tuff Gong |
Natty Dread | 1974 | Island/Tuff Gong |
Rastaman Vibration | 1976 | Island/Tuff Gong |
Exodus | 1977 | Island/Tuff Gong |
Kaya | 1978 | Island/Tuff Gong |
Survival | 1979 | Island/Tuff Gong |
Uprising | 1980 | Island/Tuff Gong |
Confrontation (posthumous) | 1983 | Island/Tuff Gong |
Концертные альбомы | ||
Live! | 1975 | Island/Tuff Gong |
Babylon by Bus | 1978 | Island/Tuff Gong |
Talkin’ Blues (записан в 1973) | 1991 | Island/Tuff Gong |
Live at the Roxy (записан в 1976) | 2003 | Island/Tuff Gong |
Компиляции | ||
Legend | 1984 | Island/Tuff Gong |
Reggae Greats | 1984 | Island/Tuff Gong |
Rebel Music | 1986 | Island/Tuff Gong |
Songs of Freedom | 1992 | Island/Tuff Gong |
Natural Mystic: The Legend Lives On | 1995 | Island/Tuff Gong |
Bob Marley: Reggae Legend | 1999 | St. Clair |
One Love: The Very Best of Bob Marley & The Wailers | 2001 | Island/Tuff Gong |
Bob Marley and The Wailers: Trenchtown Rock (Anthology ’69 — ’78) | 2002 | Trojan Records |
Gold | 2005 | Island/Tuff Gong |
Africa Unite: The Singles Collection | 2005 | Island/Tuff Gong |
Компиляция записей песен в Studio One 1963-1966 | ||
One Love at Studio One (double CD) | 1991 | Heartbeat Records |
Simmer Down at Studio One | 1994 | Heartbeat Records |
Wailing Wailers at Studio One | 1994 | Heartbeat Records |
The Toughest — collection of Peter Tosh’s Studio One recordings | 1996 | Heartbeat Records |
Destiny: Rare Ska Sides from Studio One | 1999 | Heartbeat Records |
Wailers and Friends | 1999 | Heartbeat Records |
Climb the Ladder | 2000 | Heartbeat Records |
Greatest Hits at Studio One | 2003 | Heartbeat Records |
Компиляция записей песен 1966—1971 | ||
Feel Alright | 2004 | JAD Records/Universal Records |
Best of the Wailers | 2004 | JAD/Universal |
Soul Rebels | 2004 | JAD/Universal |
Soul Revolution Part II | 2004 | JAD/Universal |
Soul Revolution Part II(Upsetter Revolution Rhythm) | 2004 | JAD/Universal |
Universal Masters Collection | 2004 | JAD/Universal |
Original Cuts | 2004 | JAD/Universal |
127 King Street | 2004 | JAD/Universal |
Ammunition Dub Collection | 2004 | JAD/Universal |
Wail’N Soul’M Singles Selecta | 2005 | JAD/Universal |
Grooving Kingston 12 (3-CD boxset) | 2004 | JAD/Universal |
Fy-Ah, Fy-Ah (3-CD boxset) | 2004 | JAD/Universal |
Официально изданные ремиксы | ||
Chances Are | 1981 | WEA |
Soul Almighty: The Formative Years Vol.1 | 1996 | JAD |
Black Progress: The Formative Years Vol.2 | 1997 | JAD |
Dreams Of Freedom: Ambient Translations in Dub | 1997 | Island |
Chant Down Babylon | 1999 | Island |
Shakedown: Marley Remix | 2001 | JAD |
Наследие
Награды и почести
Восковая скульптура Марли в музее мадам Тюссо , Лондон
- 1976: Группа года по версии Rolling Stone
- Июнь 1978 года: награжден медалью мира стран третьего мира от Организации Объединенных Наций.
- Февраль 1981 года: награжден Ямайским орденом «За заслуги» , который в то время стал третьей высшей наградой страны.
- Март 1994: введен в Зал славы рок-н-ролла .
- 1999: Альбом века для Исхода по времени журнала.
- Февраль 2001: звезда на Голливудской аллее славы .
- Февраль 2001: награжден премией » Грэмми» за заслуги перед жанром .
- 2004: Rolling Stone поставил его на 11 место в своем списке 100 величайших артистов всех времен.
- 2004: Среди первых призывников в Зал музыкальной славы Великобритании
- «One Love» назвала песню тысячелетия на BBC .
- По результатам опроса BBC, признан одним из величайших авторов текстов всех времен.
- 2006: Голубая мемориальная доска была открыта в его первой резиденции в Великобритании в Риджмаунт-Гарденс в Лондоне, посвящена ему Фондом нубийских джаков и поддержана Министерством иностранных дел и по делам Содружества.
- 2010: Catch a Fire внесен в Зал славы Грэмми (альбом регги).
Другие трибьюты
Статуя Марли в Кингстоне
В память о нем рядом с национальным стадионом на Артур Винт Драйв в Кингстоне была торжественно открыта статуя. В 2006 году Департамент образования Нью-Йорка назвал часть Черч-авеню от Ремсен-авеню до Восточной 98-й улицы в районе Ист-Флэтбуш в Бруклине «Бульваром Боба Марли». В 2008 году памятник Марли был открыт в Банатски Соколац , Сербия.
На международном уровне послание Марли также продолжает распространяться среди различных коренных общин . Например, австралийские аборигены продолжают сжигать священный огонь, чтобы почтить его память в парке Виктория в Сиднее , в то время как представители индейских племен хопи и хавасупай почитают его работу. Есть также много дани Бобу Марли по всей Индии, включая рестораны, отели и культурные фестивали.
Марли превратился в глобальный символ, который бесконечно рекламировался в различных средствах массовой информации. В свете этого автор Дэйв Томпсон в своей книге « Регги и карибская музыка» сетует на то, что он воспринимает как коммерциализированное умиротворение более воинственных сторон Марли, заявляя:
Также были разработаны несколько экранизаций. Например, полнометражный документальный фильм о его жизни Rebel Music получил различные награды Грэмми . Благодаря участию Риты, The Wailers, а также любовников и детей Марли, он также повествует большую часть истории его собственными словами. В феврале 2008 года режиссер Мартин Скорсезе объявил о своем намерении снять документальный фильм о Марли. Премьера фильма должна была состояться 6 февраля 2010 года, когда Марли исполнилось 65 лет. Однако Скорсезе выбыл из-за проблем с расписанием. Его заменил Джонатан Демме , который выбыл из-за творческих разногласий с продюсером Стивом Бингом в начале монтажа. Кевин Макдональд заменил Демму и фильм, Марли , был выпущен 20 апреля 2012 года . В 2011 году бывшая девушка и режиссер Эстер Андерсон вместе с Джиан Годой сняли документальный фильм « Боб Марли: Создание легенды» , премьера которого состоялась на Эдинбургском международном кинофестивале .
В октябре 2015 года роман ямайского писателя Марлона Джеймса « Краткая история семи убийств» , вымышленный рассказ о покушении на Марли, получил Букеровскую премию 2015 года на церемонии в Лондоне.
В феврале 2020 года писатель Ли Холл и режиссер Доминик Кук объявили мюзикл «Вставай , встань !», Рассказ о Бобе Марли , с Аринзе Кене в роли Боба Марли. Он откроется в лондонском Lyric Theater в октябре 2021 года после того, как его первоначальная февральская премьера была отложена из -за пандемии COVID-19 .
Зрелое творчество
В жизни Боба Марли наступил определяющий период. К этому времени на Ямайке очень сильно распространилось движение растаманов, Марли тоже постепенно втягивался в это, и его музыка стала полным отображением новой веры и идей. Песни всё больше затрагивали проблемы духовного и социального плана.
Воссозданный коллектив пел песни разного жанра, но за пределами Ямайки популярность пока не приходила.
В 1971 году Боб с друзьями открыл фирму записи грампластинок, но ничего хорошего из этого не получилось. Однако в конце года Марли повезло, он заключил контракт с певцом из Америки Джонни Нэшем и сочинил ему две композиции, которые стали хитами. Джонни пригласил Боба сопроводить его в поездке по Швеции, Марли не отказался и уехал. Наконец, в Европе он заключил контракт с компанией CBS, и группа Боба Марли выпустила сборник песен «Catch a Fire», сделавший их знаменитыми за пределами родного острова.
Популярность коллектива «The Wailers» росла, в 1973 году у них был гастрольный тур по Великобритании и Соединённым Штатам Америки.
Весь 1974 год в жизни Боба был насыщен работой над новым альбомом, он очень много времени проводил на студиях.
Но в скорости Питер Тош и Банни Ливингстон приняли решение о начале сольных выступлений и ушли из коллектива. Их место заняло трио темнокожих женщин, а группу назвали «Bob Marley & The Wailers». Одна из вокалисток, Рита, супруга Боба.
Обновлённый женский коллектив отправился в большой тур по Северной и Южной Америке, Европе и Африке.
Середина 70-х годов ознаменовалась тем, что Марли со своей группой был признан мировым лидером в музыкальном стиле регги, их альбомы занимали высокие позиции в хит-парадах, а песни, которые одновременно выражали «бунт, любовь и веру», были очень популярными среди интеллектуалов.
Когда группа возвращалась после гастрольных туров домой, их встречали как самых величайших звёзд Ямайки. Вместе с музыкальной мировой известностью Боба Марли рос его политический авторитет в стране.
В течение почти всего 1977 года Боб жил и работал в Лондоне, он трудился над новым альбомом «Exodus». Три композиции с этой пластинки впоследствии стали бестселлерами.
В 1978 году Марли был приглашён в Нью-Йорк, где ему вручили Медаль Мира. В этом же году он впервые побывал в Эфиопии и Кении. В 1979 году увидел свет новый альбом Боба «Survival».
Он был посвящён солидарности стран Африки в их борьбе за независимость.
В 1980 году группу Боба Марли пригласили в Зимбабве на празднование независимости. Вышел следующий альбом «Uprising», который моментально стал хитом. Группа отправилась в большое турне по Европе, которым побила все имеющиеся пики популярности на континенте. Самый большой в истории существования группы концерт они дали в этом году в Милане, присутствовало 100 000 зрителей.
Надежды и планы были грандиозными, но болезнь Боба не позволила им осуществиться.
Музыка
Первые музыкальные эксперименты Боб Марли ставил самостоятельно, однако они не были слишком успешными. В молодости он стал участником музыкального коллектива, с которым достиг первого признания. Его группа “The Wailers”, созданная вместе с друзьями и единомышленниками, прошла долгий путь и много раз преобразовывалась, меняя состав и позиционирование на музыкальной арене, но в итоге принесла своим создателям сначала национальную, а затем и мировую известность.
Боб Марли и “The Wailers”
Боб выпускал синглы и альбомы сначала в составе группы, а затем трансформировал ее в собственный авторский проект «Боб Марли и The Wailers». Вместе они проехались с гастролями по всем Соединенным Штатам Америки, а затем и по остальным странам мира (в Европе, Африке, Азии).
В СССР Марли стал популярен уже на закате своей жизни – песни свободолюбивого необычного певца, ставшего голосом целого поколения у себя на родине, все же прошли через «железный занавес» и произвели неизгладимое впечатление на жителей Союза.
Боб Марли на сцене
Творчество Марли и его группы получает признание среди музыкальных критиков – их альбомы и синглы получают награды, а Марли неоднократно становится обладателем звания «Лучший певец».
Песни Марли объединяли самых разных людей – и жителей неблагополучных районов городов Ямайки, и «золотую молодежь». Своим творчеством он дарил людям надежду на лучшее, веру и всепрощающую и всеобъемлющую любовь.
Его культовая песня “One love’’ превратилась в неутвержденный национальный гимн жителей Ямайки, она буквально объединила политиков и группировки, которые превратили во времена Марли Ямайку в поле боя за свои интересы. Эту песню он написал после того, как на него самого было совершено покушение – в него целенаправленно стреляли.
Марли выступал на сцене и радовал своим творчеством поклонников до самой смерти.
Личная жизнь
Футбол действительно занимал особое место в сердце певца. Любовь к этому спорту у Боба была настолько огромна, что пункт об обязательном доступе к футбольному полю и мячу в любое время был прописан в его райдере. И он действительно был хорош в этом виде спорта: играя на позиции опорника в центре поля, он буквально «приклеивал» мяч к своим ногам, никто и ничто не могли отобрать у Марли мяч. У него было много лет практики – любовь, даже страсть, к этому спорту у Марли появилась в далеком детстве.
Боб Марли с женой Ритой
Всю жизнь с Марли рука об руку прошла его жена Рита, которая работала у Боба на подпевке в начале его карьеры. Совсем молодой еще Боб однажды встретил на улице девушку, которая шла и пела с друзьями. Ее талант и внешность привлекли двадцатилетнего Боба, и он стал за ней ухаживать. Закрутился бурный роман, молодые влюбленные решили пожениться.
В начале карьеры Боба пара жила в любви и согласии, однако с приходом невероятной популярности муж стал все реже бывать дома и все чаще заводить случайные романы.
Боб Марли с женой и детьми
У Риты и Боба Марли была большая и дружная семья – жена подарила певцу сыновей и дочерей. Все дети – а их у четы Марли целых четверо – в настоящее время так или иначе связаны с музыкой и другими видами творчества. Всего же у Марли одиннадцать детей, не считая одного приемного сына.
Рита проявила героические черты, зачастую воспитывая и родных детей, и отпрысков Марли от интрижек с другими женщинами. По словам Риты, в начале отношений Боб был заботливым и любящим примерным мужем, однако с течением времени он стал изменять законной жене. В свое оправдание он говорил, что он хочет много детей и просто не желает утруждать Риту многочисленными беременностями. Кстати, свою самую популярную песню «Нет, женщина, не плачь» Марли посвятил именно своей единственной законной жене. Женщина признается, что, хоть ее отношения с Бобом можно назвать нормальными с большим трудом, она простила бывшего мужа и хранит о нем нежнейшую память.
Многочисленные дети Марли отдают дань таланту отца, продолжая его дело. Они выступают, поют, создают авторские музыкальные проекты или занимаются другими творческими профессиями. Иными словами, они все стараются оставить след в истории и сделать этот мир немного лучше.
Дети и внуки Боба Марли
Мечта о мире
«…Пока не перестанут существовать высший и низший класс граждан любой нации, пока цвет человеческой кожи играет иную роль, нежели цвет глаз, я говорю – будет царить война. Так будет, пока основные права человека не станут равными для всех, без разделения на расы, a пока – война…», – песня War была одной из важнейших песен в творчестве Марли. Мир на Ямайке, мир в Африке, любовь – это то, о чем хотел петь Боб Марли, чему хотел посвятить свою жизнь. Ямайка времен его юности была местом постоянных уличных разборок, в Кингстоне существовало несколько враждующих гетто.
В середине 70-х основным конфликтом на Ямайке было противостояние последователей ультраконсервативной Лейбористской и социалистической Национальной Народной партии. Уличные разборки превратились в серьезные столкновения, почти что гражданскую войну, в которой каждый день гибли люди. Среди знакомых Марли были гангстеры с обеих сторон баррикад, он оказался вовлечен в политику, за что поплатился, став жертвой покушения в 1976 году. В него стреляли, но пуля лишь прошла по касательной мимо груди и ранила руку. Дело в том, что через два дня Боб должен был выступить на бесплатном концерте, организованном премьер-министром Майклом Мэнли, лидером Национальной Народной партии. После того, как о концерте громко сообщили на пресс-конференции, Мэнли заявил, что через две недели состоятся выборы. Музыканты оказались втянуты в неприятную историю и начали серьезно опасаться за свою жизнь, но Марли происходящее не спугнуло – он хотел призвать людей к миру. 5 декабря 1976-го он вышел на сцену.
В 1978-м Марли организовал фестиваль «Концерт одной любви», на который собрал лучших музыкантов Ямайки. В середине действа он неожиданно вызвал на сцену Мэнли и лидера оппозиции Эдварда Сиага. Он поднял и соединил их руки, люди чувствовали единство и ликовали… К сожалению, мир так и не пришел на Ямайку. Кто знает, как бы сложилась история, если бы Боб Марли был жив сегодня?
Фото: Википедия / Eddie Mallin