Оглавление
Бедность, хобби и первые победы
Спустя несколько лет Боб вместе с мамой переехать в Кингстон, прямо в столицу родного острова. Детство и юность Боба прошли в трущобах, где было насилие, бедность и другие плохие условия. Будущий певец учился на сварщика, однако его главными увлечениями были футбол, музыка и женщины.
Будущий легендарный певец понял, что не сможет жить без музыки, когда создал первую гитару из того, что было под рукой. Он вместе с друзьями играл в бараках на вечеринках. Слушатели курили травку и наслаждались музыкой. Постепенно слушателей становилось больше, однако Боб поехал в Америку для того, чтобы найти себя и музыку. Однако поначалу он всего лишь работал сборщиком на заводе «Крайслер».
Культура Ямайки
Относительно недавние времена рабовладельчества навсегда запечатлелись в памяти народа Ямайки. Они отразились на всей ее культуре, от колонизации девятнадцатого века до наших дней. Хотя рабовладение было отменено в 1834 году, африканцы и их потомки создавали свою собственную культуру, основываясь на полузабытых африканских традициях, смешанных с английскими обычаями. Она, конечно, имела много общего с культурой американских выходцев с Африки. Однако большинство населения Ямайки составляли деревенские общины, которые, в отличие от своих урбанизированных северных соседей, были гораздо более близки к своим африканским корням.
К началу двадцатого века это африканское наследие получило политическое выражение, голосом которого стал Маркус Гарви, деятельный ямайский проповедник, основавший Всемирную ассоциацию развития негроидной расы (UNIA). Эта организация выступала за создание нового негритянского государства в Африке, свободного от господства белых. Первым шагом в осуществлении этого стало образование Маркусом Гарви компании «Black Star Line», пароходной компании, которая должна была возвратить все чернокожее население Америки и Карибских островов обратно на родные земли Африки.
Несколько лет спустя, в 1930 году, был коронован Рас Тафари Макконен, который, став императором Эфиопии, получил имя Хайле Селассие. Было заявлено, что он потомок Менелика, сына Соломона и Шебы. Последователи Маркуса Гарви, основываясь на своем толковании Нового Завета, увидели в этом событии знак свыше и уверовали, что Селассие есть «Черный Владыка», призванный, по пророчеству Гарви, освободить черную расу. Так появилась новая религия Растафари.
Одна любовь
«Марли развился в, возможно, самую необычную фигуру в истории западной поп-культуры: не только признанный лидер избранной им музыкальной идиомы, но самый яркий пропагандист религии, до того неизвестной практически никому, кроме ее последователей, и самый политически влиятельный музыкант ХХ столетия», — писал известный британский журналист Чарльз Шаар Мюррей. Петь хвалу богу Джа и Растафаре с тех пор стало, впрочем, общим местом — отметились даже уроженцы нашей неритмичной северной страны. А вот политическая активность Марли была даже для 1970-х делом уникальным.
бм6
Фото: Global Look Press/Magnolia Pictures/Entertainment Pictures/ZUMAPRESS.com
Реггей изначально был стилем довольно аполитичным и преимущественно танцевальным. Музыканты поколения Марли первыми заинтересовались серьезными вопросами: сперва вошедшим в моду пан-африканизмом, позднее — и проблемами собственной страны. Политическая жизнь на Ямайке с середины 1940-х была сопряжена с насилием. Обе главные партии — правая Лейбористская и социалистическая Национальная Народная — нанимали бандитов для решения проблем (друг с другом и с «неправильно» голосовавшими избирателями). К середине 1970-х перестрелки переросли в настоящую гражданскую войну, а уровень преступности зашкаливал — сам Марли был ранен во время нападения на его дом в 1976 году.
Впрочем, спустя два дня после покушения он вышел на сцену бесплатного концерта, организованного премьер-министром Майклом Мэнли в попытке примирить нацию. «Люди, которые пытаются сделать жизнь хуже, выходных не берут. Мне тоже нельзя», — сказал тогда Марли. Предполагалось, что он споет только одну песню — выступление продолжалось полтора часа; Боба не хотели отпускать ни левые, ни правые.
В 1978 году он организовал собственный фестиваль — «Концерт одной любви» — окрещенный западной прессой «Вудстоком Третьего мира». Кульминацией фестиваля, собравшего цвет ямайской сцены, стало, естественно, выступление самого Марли. Ближе к финалу, во время исполнения песни Jammin’ он вдруг сымпровизировал текст:
Автор цитаты
На сцену поднялись ошеломленные премьер-министр Мэнли и лидер оппозиции Сиага. Боб Марли скрепил их руки в пожатии — и казалось, что на Ямайке наконец воцарится мир. Увы, историческое рукопожатие, хотя и попало на первые полосы газет всего мира, так и не привело к прекращению столкновений между сторонниками лейбористов и ННП. Сам Марли был вынужден из соображений безопасности покинуть остров. Последние два года жизни он провел на чужбине.
Rastaman Vibration
«Rastaman Vibration», следующий альбом Боба Марли 1976 года, снова бьет рекорды популярности. Его содержание было ярчайшим отражением убеждений Марли. Примером служит, возможно, самая значимая песня этой пластинки «War», прозаический текст которой является речью императора Хайле Селассие.
Международный успех Боба Марли укрепил его растущий политический авторитет на Ямайке. Его непоколебимые растафарианские взгляды вызвали сильный резонанс среди молодежи ямайского гетто. Марли решает дать бесплатный концерт 5 декабря 1976 года в Кингстоне с целью призвать к миру группировки, начавшие настоящую войну между собой в районах трущоб столицы. Сразу после анонса готовящегося выступления правительство заявило о проведении приуроченных к нему выборов. Это повлекло за собой лишь усиление беспорядков, и накануне концерта в дом Марли ворвались несколько вооруженных людей и открыли стрельбу. К счастью, в потасовке несостоявшиеся убийцы лишь ранили Боба Марли. Тем не менее, 5 декабря он вышел на сцену и исполнил несколько песен.
Это было последним пребыванием Марли на Ямайке за следующие восемнадцать месяцев. После выступления он покинул страну и в течение 1977 года жил в Лондоне, где работал над альбомом «Exodus». Пластинка, выйдя летом 1977-го, продержалась в английских чартах 56 недель, и три сингла с нее «Exodus», «Waiting In Vain» и «Jamming» стали бестселлерами. Также группа Боба Марли давала концерты в театре «Rainbow» в последние дни их пребывания в Лондоне.
В 1978 году четвертое место в английском чарте занимает новая работа Боба Марли «Kaya». Альбом собрал разнообразные по своему настроению песни о любви и, конечно же, силе ганжи. Кроме того, в 1978-м происходят еще три события, имеющие особое значение для Марли. В апреле он возвращается на Ямайку для участия в «One Love Peace Concert», на котором присутствуют премьер-министр Ямайки Майкл Мэнли и лидер оппозиции Эдвард Сига. Тогда же Боб получает приглашение в Нью-Йорк на вручение ему Медали Мира. В конце этого же года Марли впервые посещает Африку, в первую очередь Кению и Эфиопию обетованную землю Растафари.
Группа дает концерты в Англии и Америке, записывает второй концертный альбом «Babylon By Bus». Также «Уэйлерс» посещают Австралию, Японию и Новую Зеландию. «Survival», девятый альбом Боба Марли, выходит летом 1979 года. Его тематика солидарность африканских государств в борьбе за независимость.
В начале следующего года Боб Марли и «Уэйлерс» прилетают в Габон, где дают первый концерт на африканском континенте. Малоприятным для группы оказалось то, что пришлось выступать перед местной государственной элитой. Тем не менее, вскоре музыканты возвращаются в Африку, на этот раз по официальному приглашению правительства освобожденного Зимбабве на Церемонию празднования независимости в апреле 1980 года. Это была великая честь для группы приглашение подчеркивало заслуги «Уэйлерс» перед странами третьего мира. «Uprising», следующий альбом Боба Марли, выпущенный в мае 1980 года, моментально становится хитом.
«Уэйлерс» отправляются в большое европейское турне, которое бьет рекорды популярности по всему континенту. Группа дает самый большой в своей истории концерт в Милане: более 100.000 зрителей. Без преувеличения можно сказать, что «Уэйлерс» были тогда самой популярной группой в Европе, а их альбом «Uprising» занял первые места во всех европейских хит-парадах. Это было время самых грандиозных планов и надежд; Боб Марли планировал совместное со Стиви Уандером турне по Америке. После окончания европейского турне группа едет в Америку, дает два концерта в «Мэдисон Сквер Гарден», после чего здоровье Марли резко ухудшается.
Дискография
«Bob Marley and The Wailers» во время Uprising Tour, 1980 год
- Студийные альбомы
- 1965 — The Wailing Wailers
- 1970 — Soul Rebels
- 1971 — Soul Revolution
- 1971 — The Best of the Wailers
- 1973 — Catch a Fire
- 1973 — Burnin’
- 1974 — Natty Dread
- 1976 — Rastaman Vibration
- 1977 — Exodus
- 1978 — Kaya
- 1979 — Survival
- 1980 — Uprising
- 1983 — Confrontation (посмертно)
- Концертные альбомы
- 1975 — Live! (Запись концерта в «Lyceum Theatre», Лондон, июль 1975)
- 1978 — Babylon by Bus (Записи с концертов в Европе, 1978)
- 1991 — Talkin’ Blues (Запись концерта в «Record Plant», Сан-Франциско, 1973)
- 2003 — Live at the Roxy (Запись концерта в «Roxy», Уэст-Голливуд, 26 мая 1976)
- 2011 — Live Forever: The Stanley Theatre, Pittsburgh, PA, September 23, 1980
[править] Дискография
Год | Название | Примечания |
---|---|---|
Soul Rebels | Студийный альбом | |
Catch A Fire | Студийный альбом | |
1973 | Burnin’ | Студийный альбом |
Rasta Revolution | Студийный альбом | |
1974 | Natty Dread | Студийный альбом |
Live! | Запись концерта в «Lyceum Theatre», Лондон, июль | |
Rastaman Vibration | Студийный альбом | |
Exodus | Студийный альбом | |
Kaya | Студийный альбом | |
1978 | Babylon by Bus | Записи с концертов в Европе |
Survival | Студийный альбом | |
Uprising | Студийный альбом | |
Legend | Сборник; благодаря его популярности, неоднократно позже выходил в различных дополненных версиях | |
Talkin’ Blues | Запись концерта в «Record Plant», Сан-Франциско, | |
Live At The Roxy | Запись концерта в «Roxy», Голливуд, май |
Дополнительно
Альбом | Год | Лейбл |
The Wailing Wailers | 1966 | Studio One |
The Best of the Wailers | 1970 | Beverley’s |
Soul Rebels | 1970 | Upsetter/Trojan |
Soul Revolution | 1971 | Upsetter/Trojan |
Soul Revolution Part II | 1971 | Upsetter/Trojan |
African Herbsman | 1973 | Upsetter/Trojan |
Rasta Revolution | 1974 | Upsetter/Trojan |
Catch a Fire | 1973 | Island/Tuff Gong |
Burnin’ | 1973 | Island/Tuff Gong |
Natty Dread | 1974 | Island/Tuff Gong |
Rastaman Vibration | 1976 | Island/Tuff Gong |
Exodus | 1977 | Island/Tuff Gong |
Kaya | 1978 | Island/Tuff Gong |
Survival | 1979 | Island/Tuff Gong |
Uprising | 1980 | Island/Tuff Gong |
Confrontation (posthumous) | 1983 | Island/Tuff Gong |
Концертные альбомы | ||
Live! | 1975 | Island/Tuff Gong |
Babylon by Bus | 1978 | Island/Tuff Gong |
Talkin’ Blues (записан в 1973) | 1991 | Island/Tuff Gong |
Live at the Roxy (записан в 1976) | 2003 | Island/Tuff Gong |
Компиляции | ||
Legend | 1984 | Island/Tuff Gong |
Reggae Greats | 1984 | Island/Tuff Gong |
Rebel Music | 1986 | Island/Tuff Gong |
Songs of Freedom | 1992 | Island/Tuff Gong |
Natural Mystic: The Legend Lives On | 1995 | Island/Tuff Gong |
Bob Marley: Reggae Legend | 1999 | St. Clair |
One Love: The Very Best of Bob Marley & The Wailers | 2001 | Island/Tuff Gong |
Bob Marley and The Wailers: Trenchtown Rock (Anthology ’69 — ’78) | 2002 | Trojan Records |
Gold | 2005 | Island/Tuff Gong |
Africa Unite: The Singles Collection | 2005 | Island/Tuff Gong |
Компиляция записей песен в Studio One 1963-1966 | ||
One Love at Studio One (double CD) | 1991 | Heartbeat Records |
Simmer Down at Studio One | 1994 | Heartbeat Records |
Wailing Wailers at Studio One | 1994 | Heartbeat Records |
The Toughest — collection of Peter Tosh’s Studio One recordings | 1996 | Heartbeat Records |
Destiny: Rare Ska Sides from Studio One | 1999 | Heartbeat Records |
Wailers and Friends | 1999 | Heartbeat Records |
Climb the Ladder | 2000 | Heartbeat Records |
Greatest Hits at Studio One | 2003 | Heartbeat Records |
Компиляция записей песен 1966—1971 | ||
Feel Alright | 2004 | JAD Records/Universal Records |
Best of the Wailers | 2004 | JAD/Universal |
Soul Rebels | 2004 | JAD/Universal |
Soul Revolution Part II | 2004 | JAD/Universal |
Soul Revolution Part II(Upsetter Revolution Rhythm) | 2004 | JAD/Universal |
Universal Masters Collection | 2004 | JAD/Universal |
Original Cuts | 2004 | JAD/Universal |
127 King Street | 2004 | JAD/Universal |
Ammunition Dub Collection | 2004 | JAD/Universal |
Wail’N Soul’M Singles Selecta | 2005 | JAD/Universal |
Grooving Kingston 12 (3-CD boxset) | 2004 | JAD/Universal |
Fy-Ah, Fy-Ah (3-CD boxset) | 2004 | JAD/Universal |
Официально изданные ремиксы | ||
Chances Are | 1981 | WEA |
Soul Almighty: The Formative Years Vol.1 | 1996 | JAD |
Black Progress: The Formative Years Vol.2 | 1997 | JAD |
Dreams Of Freedom: Ambient Translations in Dub | 1997 | Island |
Chant Down Babylon | 1999 | Island |
Shakedown: Marley Remix | 2001 | JAD |
Награды и номинации
Звезда Боба Марли на Голливудской «Аллее славы»
- Июнь 1978: Награждён медалью «третьего мира» от Организации Объединённых Наций
- Февраль 1981: Награждён орденом «За заслуги», за вклад в историю Ямайки
- Июль 1992: Эфиопским Императорским домом в изгнании посмертно награждён Орденом Хайле Селассие I.
- Март 1994 года: Добавлен в Зал славы рок-н-ролла
- 1999: Альбом века «Exodus»
- Февраль 2001: Получил звезду на Голливудской аллее славы
- Февраль 2001: Награждён премией «Грэмми»
- 2004: Журнал Rolling Stone поставил его на 11 строчку в списке 100 величайших артистов всех времен
- «One Love» по версии BBC песня тысячелетия
- По опросу BBC назван одним из величайших лириков[кого?] всех времен
- 2010: Сингл «Catch a Fire» введен в зал славы премии «Грэмми» (Reggae Album)
Личная жизнь
Футбол действительно занимал особое место в сердце певца. Любовь к этому спорту у Боба была настолько огромна, что пункт об обязательном доступе к футбольному полю и мячу в любое время был прописан в его райдере. И он действительно был хорош в этом виде спорта: играя на позиции опорника в центре поля, он буквально «приклеивал» мяч к своим ногам, никто и ничто не могли отобрать у Марли мяч. У него было много лет практики – любовь, даже страсть, к этому спорту у Марли появилась в далеком детстве.
Боб Марли с женой Ритой
Всю жизнь с Марли рука об руку прошла его жена Рита, которая работала у Боба на подпевке в начале его карьеры. Совсем молодой еще Боб однажды встретил на улице девушку, которая шла и пела с друзьями. Ее талант и внешность привлекли двадцатилетнего Боба, и он стал за ней ухаживать. Закрутился бурный роман, молодые влюбленные решили пожениться.
В начале карьеры Боба пара жила в любви и согласии, однако с приходом невероятной популярности муж стал все реже бывать дома и все чаще заводить случайные романы.
Боб Марли с женой и детьми
У Риты и Боба Марли была большая и дружная семья – жена подарила певцу сыновей и дочерей. Все дети – а их у четы Марли целых четверо – в настоящее время так или иначе связаны с музыкой и другими видами творчества. Всего же у Марли одиннадцать детей, не считая одного приемного сына.
Рита проявила героические черты, зачастую воспитывая и родных детей, и отпрысков Марли от интрижек с другими женщинами. По словам Риты, в начале отношений Боб был заботливым и любящим примерным мужем, однако с течением времени он стал изменять законной жене. В свое оправдание он говорил, что он хочет много детей и просто не желает утруждать Риту многочисленными беременностями. Кстати, свою самую популярную песню «Нет, женщина, не плачь» Марли посвятил именно своей единственной законной жене. Женщина признается, что, хоть ее отношения с Бобом можно назвать нормальными с большим трудом, она простила бывшего мужа и хранит о нем нежнейшую память.
Многочисленные дети Марли отдают дань таланту отца, продолжая его дело. Они выступают, поют, создают авторские музыкальные проекты или занимаются другими творческими профессиями. Иными словами, они все стараются оставить след в истории и сделать этот мир немного лучше.
Дети и внуки Боба Марли
[править] Начало творческой деятельности
В 1962 году Боб Марли записал первый сингл «Judge Not», но, не сумев поделить гонорар с продюсером Лесли Конгом (Leslie Kong), порвал с ним отношения. В 1963 году Марли собрал свою первую группу, которую назвал Teenagers. Участниками группы были Питер Тош (Peter Tosh), Банни Ливингстон, Джуниор Брейсвейт (Junior Braithwaite), Бенерли Келсо (Benerly Kelso) и Черри Смит (Cherry Smith). Группа не раз меняла название, называясь Wailing Rudeboys, пока наконец не превратилась в The Wailers. Вскоре в легендарной Studio One команда уже записывала свою первую серьезную работу — сингл «I’m Still Waiting» с продюсером Коксоном Доддом (Coxsone Dodd).
В начале 1966 года, несмотря на первоначальный успех и около 70 уже готовых песен, участники Wailers разбежались кто куда. В феврале Боб Марли женился на Рите Андерсон (Rita Anderson), вокалистке группы Soulettes, и перебрался с ней в Соединенные Штаты, где жила его мать. Молодое семейство поселилось в Нью-Йорке, и Боб нашел работу на фабрике. Его энтузиазма едва хватило на полгода. Вернувшись в октябре 1966 года на Ямайку, он реанимировал Wailers при участии Ливингстона и Тоша. Все трое музыкантов к тому времени примкнули к растафарианам, адептам доминирующей на Ямайке веры Rastafari, значительно повлиявшей на мировоззрение Боба Марли и все его музыкальное творчество.
В 1968 году Wailers наладили отношения с продюсером Дэнни Симсом (Danny Sims) и записали с ним массу нового материала, хотя их сотрудничество продлилось всего год. Его заменил Ли «Скретч» Перри (Lee «Scratch» Perry), под руководством которого музыканты сделали новые версии самых известных своих песен: «My Cup», «Duppy Conqueror», «Soul Almighty», «Small Ахе» и других. С помощью бэк-группы Upsetters в этот период Wailers добавили звучанию регги те характерные черты, которые позволили ему уверенно выйти на мировой музыкальный рынок: оригинальные ритмы, мощный вокал и изобретательное продюсирование.
Музыканты Upsetters, басист Эстон Барретт (Aston «Family Man» Barrett) и его брат, барабанщик Карлтон Барретт (Carlton Barrett) в 1970 году влились в ряды Wailers. Через год команда основала собственный независимый лейбл Tuff Gong и успела выпустить несколько синглов, прежде чем отправиться в Лондон, где были узаконены их взаимоотношения с компанией звукозаписи Island Records, которая взяла под свою опеку новый лейбл.
Текст песни Redemption Song – Bob Marley
Old pirates, yes, they rob I, Sold I to the merchant ships Minutes after they took I From the bottomless pit But my ‘and was made strong By the ‘and of the Almighty We forward in this generation Triumphantly
Chorus: Won’t you help to sing These songs of freedom? ‘Cause all I ever have Redemption songs Redemption songs
Emancipate yourself from mental slavery None but our self can free our minds Have no fear for atomic energy ‘Cause none of them can stop the time How long shall they kill our prophets While we stand aside and look? Some say it’s just a part of it We’ve got to fulfill de book
Chorus
Verse 2
Chorus
Первые шаги
Будучи подростком, Боб Марли отправился в Кингстон в конце пятидесятых. Как и многие до него, Марли и его мать в итоге осели в Тренчтауне. Его друзья были такими же уличными подростками, нетерпящими своего низкого положения в обществе Ямайки. Одним из близких друзей Марли стал Невилл ОРайли Ливингстон, впоследствии известный как Банни Ливингстон, с которым Боб сделал свои первые неуверенные шаги в музыке. Эти двое ребят восхищали своей необычной музыкой, которую они заимствовали из эфира американского радио, особенно радиостанций Нового Орлеана, передававших новейшие мелодии таких артистов, как Рей Чарльз, Фэтс Домино, Кертис Мэйфилд и Брук Бентон. Боб и Банни также интересовались и чернокожими вокальными группами, такими как «The Drifters», которые были чрезвычайно популярны на Ямайке.
Когда Боб бросил школу, казалось, у него было только одно стремление: учиться музыке. Устроившись на работу в сварочную мастерскую, все свое свободное время Боб проводил с Банни, совершенствуя свои вокальные возможности. В этом им помог известный певец, житель Тренчтауна, Джо Хиггс, дававший устремленным начинающим певцам бесплатные уроки вокала. На одном таком занятии Боб и Банни встретили Питера Макинтоша, парня с большими музыкальными амбициями.
Теории заговора в смерти музыканта
Роберт Неста Марли, простой парень, выросший в ямайской деревне, за короткое время сумел стать самым популярным музыкантом в своей стране и настоящей иконой для сотен тысяч людей. Как человек, искренне переживающий за судьбу родины, он не мог оставаться в стороне от политики. За власть на Ямайке шла ожесточенная борьба двух политических сил. Марли поддерживал действующего премьер-министра Майкла Мэнли, за что едва не поплатился жизнью. В декабре 1976 на него было совершено покушение незадолго до серии концертов, направленных на примирение враждующих сторон государственной власти.
В результате музыкант получил ранения в грудную клетку и в руку. Между прочим, пуля в руке оставалась с ним до самой смерти. По одной из версий, за нападением стояли представители ЦРУ, которое вело свою тайную игру в странах Карибского бассейна, и опасалось растущего политического влияния Марли на Ямайке. Когда первое покушение на него не увенчалось успехом, спецслужбы якобы прибегли к более изощренному способу.
По одной из версий, сын директора ЦРУ подарил музыканту пару ботинок, в одном из которых находился радиоактивный медный провод. Примеряя обувь, Марли уколол большой палец ноги, после чего на нем развилась меланома. По другой теории, с ЦРУ сотрудничал врач Йозеф Исселс, лечивший ямайского исполнителя. И выполняя тайное задание, он медленно убивал своего пациента. Впрочем, обе эти версии всегда оставались на уровне легенд и слухов, и проверкой их состоятельности никто не занимался.
Наследие
Награды и почести
Восковая скульптура Марли в музее мадам Тюссо , Лондон
- 1976: Группа года по версии Rolling Stone
- Июнь 1978 года: награжден медалью мира стран третьего мира от Организации Объединенных Наций.
- Февраль 1981 года: награжден Ямайским орденом «За заслуги» , который в то время стал третьей высшей наградой страны.
- Март 1994: введен в Зал славы рок-н-ролла .
- 1999: Альбом века для Исхода по времени журнала.
- Февраль 2001: звезда на Голливудской аллее славы .
- Февраль 2001: награжден премией » Грэмми» за заслуги перед жанром .
- 2004: Rolling Stone поставил его на 11 место в своем списке 100 величайших артистов всех времен.
- 2004: Среди первых призывников в Зал музыкальной славы Великобритании
- «One Love» назвала песню тысячелетия на BBC .
- По результатам опроса BBC, признан одним из величайших авторов текстов всех времен.
- 2006: Голубая мемориальная доска была открыта в его первой резиденции в Великобритании в Риджмаунт-Гарденс в Лондоне, посвящена ему Фондом нубийских джаков и поддержана Министерством иностранных дел и по делам Содружества.
- 2010: Catch a Fire внесен в Зал славы Грэмми (альбом регги).
Другие трибьюты
Статуя Марли в Кингстоне
В память о нем рядом с национальным стадионом на Артур Винт Драйв в Кингстоне была торжественно открыта статуя. В 2006 году Департамент образования Нью-Йорка назвал часть Черч-авеню от Ремсен-авеню до Восточной 98-й улицы в районе Ист-Флэтбуш в Бруклине «Бульваром Боба Марли». В 2008 году памятник Марли был открыт в Банатски Соколац , Сербия.
На международном уровне послание Марли также продолжает распространяться среди различных коренных общин . Например, австралийские аборигены продолжают сжигать священный огонь, чтобы почтить его память в парке Виктория в Сиднее , в то время как представители индейских племен хопи и хавасупай почитают его работу. Есть также много дани Бобу Марли по всей Индии, включая рестораны, отели и культурные фестивали.
Марли превратился в глобальный символ, который бесконечно рекламировался в различных средствах массовой информации. В свете этого автор Дэйв Томпсон в своей книге « Регги и карибская музыка» сетует на то, что он воспринимает как коммерциализированное умиротворение более воинственных сторон Марли, заявляя:
Также были разработаны несколько экранизаций. Например, полнометражный документальный фильм о его жизни Rebel Music получил различные награды Грэмми . Благодаря участию Риты, The Wailers, а также любовников и детей Марли, он также повествует большую часть истории его собственными словами. В феврале 2008 года режиссер Мартин Скорсезе объявил о своем намерении снять документальный фильм о Марли. Премьера фильма должна была состояться 6 февраля 2010 года, когда Марли исполнилось 65 лет. Однако Скорсезе выбыл из-за проблем с расписанием. Его заменил Джонатан Демме , который выбыл из-за творческих разногласий с продюсером Стивом Бингом в начале монтажа. Кевин Макдональд заменил Демму и фильм, Марли , был выпущен 20 апреля 2012 года . В 2011 году бывшая девушка и режиссер Эстер Андерсон вместе с Джиан Годой сняли документальный фильм « Боб Марли: Создание легенды» , премьера которого состоялась на Эдинбургском международном кинофестивале .
В октябре 2015 года роман ямайского писателя Марлона Джеймса « Краткая история семи убийств» , вымышленный рассказ о покушении на Марли, получил Букеровскую премию 2015 года на церемонии в Лондоне.
В феврале 2020 года писатель Ли Холл и режиссер Доминик Кук объявили мюзикл «Вставай , встань !», Рассказ о Бобе Марли , с Аринзе Кене в роли Боба Марли. Он откроется в лондонском Lyric Theater в октябре 2021 года после того, как его первоначальная февральская премьера была отложена из -за пандемии COVID-19 .