Оглавление
Как вылечить выученную беспомощность у ребенка?
Основным способом преодоления выученной беспомощности у дошкольников является формирование оптимистичного жизненного настроя, желания заниматься различными видами деятельности
Для детей важно получение разнообразного жизненного опыта, в том числе опыта преодоления неудач и успешного поведения
Как мотивировать детей на успех? Как учить преодолевать трудности? Одна из главных ошибок, которую делают взрослые — это сравнение детей друг с другом и демонстрация личного опыта.
Взрослые используют такие выражения как: «посмотри, Саша уже умеет делать это упражнение», «я тоже не умел прыгать, а потом научился» и подобные. В итоге дети начинали чувствовать себя не успешными, у них развивался пессимистичный настрой. Ребенок начинает сравнивать себя с тем, кто уже что-то умеет, и ему кажется, что он никогда не научится делать все так же хорошо.
Поэтому при занятиях с ребенком, например, физической культурной, стоит соблюдать принцип: «Нет неправильных движений. Главное — делать!»
Тем самым удается избежать неравного сравнения. Можно сравнивать ребенка только с ним самим, каким был в прошлом.
Американский психолог Кэрол Двек выявила, что дети, которые имели признаки выученной беспомощности, объясняли свои успехи наличием способностей, а не затраченными усилиями. Дети отказывались от заданий, если присутствовали раздражающие факторы (например, экспериментатор, при котором они постоянно терпели провал), даже если ранее они с лёгкостью справлялись с этими задачами (в присутствии экспериментатора, при котором они постоянно добивались успеха).
Поскольку выученную беспомощность гораздо легче предупредить, чем лечить, при занятиях с ребенком надо показывать ему возможности контроля над внешней средой, предоставлять синхронную и разнообразную обратную связь: разную в ответ на разные его действия.
Что касается детей с ограниченными возможностями здоровья, им в этом вопросе могут помочь профессионалы. Крайне полезны будут занятия адаптивной физкультурой и арт-терапия с опытными педагогами. Такие занятия помогают детям-инвалидам по-настоящему жить, узнавать себя, «выбраться из запертой клетки» в социум. На занятиях происходит формирование личности, познание себя и своего окружения, радости движения и творчества. Ребенок начинает чувствовать себя частичкой целой системы, начинает понимать, что он не один такой, что есть дети, находящиеся в похожем положении, учиться взаимодействовать с ними, дружить, работать в команде, ощущать вкус победы или поражения.
Если сложно вылечить сейчас всех взрослых, «зараженных» выученной беспомощностью (а таких очень много), то стоит помочь хотя бы детям. И, может быть, следующее поколение россиян наконец-то будет способно на реальный прорыв.
Андрей Андреев,юрист общественной организации автора проекта «Помочь не таким как все»
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: , Фэйсбук и |
Чем раньше, тем лучше
Некоторые родители подвергают своих детей гиперопеке. Мать и отец делают все за ребенка и не дают ему возможности проявить инициативу. Из-за этого формируется отдельный тип личности, в психологии он называется «тревожно-пассивный» и может усугубляться из-за критики окружающих. В итоге вырабатывается выученная беспомощность, которая мешает самореализации.
Но для детей и подростков есть и хорошие новости: чем моложе человек, тем больше у него шансов преодолеть такое поведение. Гибкость психики в юном возрасте позволяет быстро справляться с негативом из собственного опыта.
Экономика образования
Курс молодого родителя: как воспитать счастливого ребенка
Полезные советы по преодолению заученной беспомощности
1. Не упускайте шансы
В большинстве случаев лучше попробовать, чем не пытаться вовсе. Если вы не будете пробовать и продолжите ждать более удобного случая или более надежного варианта, вы рискуете так и не изменить то, что вас не устраивает
Конечно, важно продумывать риски и потенциальные негативные последствия, но поставьте себе в приоритет принцип «Использовать все имеющиеся возможности»
2. Не сдавайтесь после первой неудачи
Примите для себя и еще один принцип: «Неудача – повод попробовать еще раз»
Важно не сворачивать с пути после первого же препятствия или поражения. Продолжайте двигаться к своей цели, даже если пока что-то идет не по вашему плану. Помните о пресуппозиции НЛП: «Нет неудач, есть обратная связь»
Таким образом, если у вас что-то не получается, это не повод расстраиваться и перестать действовать, это лишь повод пересмотреть текущие действия
Помните о пресуппозиции НЛП: «Нет неудач, есть обратная связь». Таким образом, если у вас что-то не получается, это не повод расстраиваться и перестать действовать, это лишь повод пересмотреть текущие действия.
Не бойтесь поражений – в той или иной ситуации проигрывают все, но это не значит, что надо сдаваться.
3. Не зацикливайтесь на том, насколько малы шансы
При приобретенной беспомощности человек часто не пользуется имеющимися шансами и возможностями, потому что ему кажется, что успешный исход слишком маловероятен. Вероятно, в некоторых (но только в некоторых!) случаях так и есть, однако вместо того, чтобы прикидывать мизерность шансов на успех, подумайте о другом. Насколько велика вероятность что-то изменить, если вы ничего не сделаете? Что плохого случится, если вы попробуете и у вас не получится? Что вы потеряете, если попытаетесь? А что будет, если ваша попытка все же приведет к желаемому результату?
В абсолютном большинстве ситуаций, когда вы отказываетесь действовать, вы теряете шанс на желаемые изменения. Вспоминайте это, если к вам в очередной раз придет мысль из разряда «Это бессмысленно, потому что у меня ничего не получится».
4. Не обесценивайте свои прошлые успехи, даже небольшие
Вспомните ситуации, когда вы добились желаемого. Если смогли раньше, сможете и сейчас.
Вам кажется, что тогда вам помог чистый случай и вообще такие шансы бывают раз в жизни? На самом деле очень многим помогает удачное стечение обстоятельств (хотя далеко не все осознают это в полной мере)
Но важно даже не это, а осознание того, что никакая удача не поможет, если не искать и не использовать имеющиеся возможности
5. Развивайте оптимистичный взгляд на жизнь
Почитайте наши советы в статьях «Позитивная психология» и «Пресуппозиции НЛП: почему они полезны даже тем, кто не любит НЛП».
Оптимист расценивает неудачу как возможность снова попробовать свои силы в чем-то, а не воспринимает ее на свой счет
6. Избавляйтесь от чувства вины
Привычка винить себя во всем произошедшем отнимает много энергии и демотивирует. Кроме того, зачастую она не соответствует действительности, так как многие вещи в жизни происходят из-за обстоятельств, не зависящих от нас (это касается как хорошего, о чем мы говорили выше, так и плохого). Сфокусируйтесь не на прошлом, которое изменить нельзя, а на будущем, на которое повлиять можно и нужно.
Для многих также важна работа над повышением самооценки. Адекватная самооценка поможет намного эффективнее использовать имеющиеся возможности и шансы.
7. Выходите из зоны комфорта
Выходить из зоны комфорта сложно практически всем. При приобретенной беспомощности покидать привычный кокон, который дарит ощущение стабильности и безопасности (не всегда, впрочем, оправданное), еще сложнее. Посмотрите наши советы, как научиться покидать зону комфорта.
8. Не позволяйте прошлым проблемам рушить ваше будущее
ваш предыдущий опыт и тем более опыт ваших родителей необязательно повторится сейчас
Задайте себе вопросы: в чем разница между ситуацией, которая меня травмировала, и текущим положением дел? Почему я решил, что в настоящем все пойдет по тому же сценарию? Что я потеряю, если не изменю свое поведение прямо сейчас? Не забывайте, что вы живете в настоящем, а не в прошлом.
Узнаете современную Россию?
Герт Хофстеде
Нидерландский социолог Герт Хофстеде впервые ввел термин «дистанция власти». Речь идет о том, насколько высоко мы ставим над собой каждого представителя власти, насколько мы склонны подчиняться власти и обожествлять ее.
Так вот, по показателю «дистанция власти» Россию опережают только страны с актуальными монархическими принципами управления. Основные участники любых наших взаимоотношений до сих пор — царь и раб. И проявляется это от семьи и школы до Думы, правительства и администрации президента…
Именно выученная беспомощность не позволяет нам открывать нужные двери, оставляет за нами шлейф не сделанных попыток, нерешенных проблем и мечту, к которой мы даже не дерзнули приблизиться.
Основные варианты поведения
Самыми распространенными типами поведения при выученной беспомощности являются:
- Бессмысленная суета, создание иллюзии активности, которая не ведет к результатам.
- Полный отказ от деятельности, то есть апатия, потеря интереса, одним словом капитуляция.
- Состояние заторможенности, абсолютное непонимание происходящего, ступор.
- Агрессия.
- Актуализация другой деятельности, например, вместо преодоления проблем в отношениях возникает потребность в том, чтобы съесть что-то вкусное.
Эти формы поведения срабатывают автоматически, они могут сменять друг друга.
Например, у человека возникли проблемы в личной жизни, он начинает суетиться, создавать видимость, что ему не безразличны отношения с близким человеком, потом он капитулирует, наступает апатия, он входит в состояние ступора, который сменяется трудоголизмом. Человек все свое свободное время посвящает работе и карьере.
Выученная беспомощность является предпосылкой возникновения пагубных привычек, зависимостей депрессий и психосоматических заболеваний.
4 Выученная беспомощность у детей
Контроль над внешним миром формируется в раннем возрасте. Неправильное отношение родителей может привести ребенка к инфантильности. На возникновение расстройства влияют три фактора:
Фактор
Проявление
Отсутствие последствий или депривация
Чтобы понять ситуацию изнутри, нужно обратить внимание на наглядные примеры. Обеспеченная семья, имеющая свой бизнес, обращается за помощью к специалисту, так как любимый сын не проявляет никакого интереса к работе в свои 25 лет
Он ничем не занимается, только отдыхает и тратит родительские деньги. Рекомендация психолога – изменить отношение к действиям сына. Каждый поступок должен иметь последствия. Отец забирает машину у сына и отдает ее ведущему сотруднику, а сыну предлагает зарплату, зависящую от количества часов, проведенных на рабочем месте. Ставится условие: если сын не начнет вести дела, отец продает или отдает фирму кому-нибудь другому. При отсутствии рабочего процесса зарплата выплачиваться не будет. То есть ребенок получил возможность сделать свой выбор. В результате сын взял дела под свой контроль, накопил на машину и съехал на съемную квартиру, чтобы обрести независимость
Однообразные последствия
Последствия однообразных последствий можно увидеть на примере детей статусных или излишне строгих родителей. Какое бы действие ни следовало, ребенок знает, что любой поступок будет родителями прощен, или наоборот, любое действие вызовет негатив
Асинхронность
Ситуации, когда реакция на действие появляется спустя долгое время, не вызывают мотивации. Из-за большого временного отрезка ту или иную ситуацию невозможно связать с определенными действиями. Например, постоянная критика родителями ошибок в домашнем задании. У взрослых распространенная причина безынициативности на работе – нестабильная зарплата
Как бороться с выученной беспомощностью
Для того чтобы победить однажды усвоенную покорность внешним обстоятельствам, рекомендуется обратиться к психологу. Специалисты для коррекции этого состояния и формирования конструктивных моделей реагирования используют возможности психологической терапии и тренинга. Работа будет включать формирование адекватной самооценки, позитивного мышления через выполнение упражнений на выработку эффективных копинг-стратегий, развитие стрессоустойчивости.
Возникновению выученной беспомощности препятствуют:
- Наличие установки преодолеть трудности на пути к достижению целей, упорство как свойство личности.
- Умение устанавливать причинно-следственные связи. Учет внешних обстоятельств помогает подготовиться к возможным трудностям и успешно справиться с ситуацией.
- Оптимистичность как черта личности. Она позволяет человеку сохранять уважение к себе, способствует активным действиям.
Психологи выделили 4 механизма, позволяющие преодолеть усвоенную беспомощность.
Установить связи между действиями и последствиями
В любой ситуации и при любых действиях нужно стараться предвидеть последствия. Также нужно всегда сравнивать цель с конечным результатом. Привычка устанавливать связи между действиями и их последствиями помогает достичь именно той цели, которая ставилась изначально. Кроме того, умение видеть причины, которые обусловили тот или иной результат, поможет оперативно предпринять те или иные действия в случае, если результат не устраивает, вместо того, чтобы отказаться от активности.
Принятие неудач
В случае неудачи важно понимать, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Право на ошибку есть у каждого
Любая активность приветствуется. Если что-то не получилось с первого раза, ничего страшного. Зато получен бесценный опыт.
Переход к оптимизму
Оптимистический настрой и умение радоваться мелочам – главные враги беспомощности и апатии. Для того чтобы прийти к оптимизму, нужно учить себя давать грамотные объяснения событиям и явлениям, соотносить неудачи с имеющимися условиями. Это кардинально изменит систему мировосприятия.
Оптимистичность
Использование метода ABCDE
М. Селигманом и А. Эллисом была разработана уникальная методика для преодоления пессимизма. Те, кто опробовал ее на себе, научились адекватно реагировать на стрессовые ситуации.
Авторы методики предлагают описывать неприятные жизненные ситуации по следующей схеме:
- A – описать ситуацию без использования эмоциональных выражений, только констатируя факты. Например, «Я опоздал на встречу с коллегой».
- B – формулирование мыслей, которые возникают по поводу этой ситуации. Например, «Я воспользовался общественным транспортом, но в час пик на дорогах пробки. Водитель ехал очень медленно».
- C – описание своего эмоционального состояния в этой ситуации. Например, «Я был раздосадован, ведь подписать деловой контракт не получилось. В офис я прибыл с чувством вины».
- D – когнитивный самоанализ ситуации. Например, «О времени встречи знал заранее, но не подумал о пробках. Водитель делал все правильно: если бы он начал обгонять машины по встречной полосе, мы могли бы попасть в аварию. Впредь мне нужно планировать другие маршруты».
- E – описание своего эмоционального состояния после анализа и переосмысления ситуации. Например, «Досада и обида ушли. Я извлек опыт из этой ситуации и понял свою ошибку».
Такой разбор каждой неудачи – первый шаг к позитивному мышлению. Тот, кто мыслит позитивно, гарантированно защищает себя от выученной беспомощности.
Итак, феномен выученной беспомощности связан с пессимизмом, низкой самооценкой и неуверенностью в себе. Он появляется в результате того, что человек часто сталкивался с безвыходными ситуациями. Однако следует помнить, что стиль мышления можно изменить. Использование специальных психологических методик позволяет повысить самооценку и стрессоустойчивость, настроиться на позитивный лад. Следование рекомендациям психологов помогает избавиться от заученной беспомощной модели реагирования.
Позитивное мышление
Выученная беспомощность и дети с ОВЗ
В последние годы в России значительное внимание уделяется проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Как недостаток внимания, так и гиперопека, характерная для семей, воспитывающих детей-инвалидов, способствует формированию у них зависимости, безответственности и, в конечном счете, психологической беспомощности перед жизненными трудностями
Как недостаток внимания, так и гиперопека, характерная для семей, воспитывающих детей-инвалидов, способствует формированию у них зависимости, безответственности и, в конечном счете, психологической беспомощности перед жизненными трудностями.
И, как показывает практика, дети-инвалиды часто используют беспомощность как средство манипуляции, прежде всего своими родителями, сами не понимая, насколько данное поведение ухудшает их психическое здоровье, а закрепляясь, превращает их в зависимых и пассивных.
Вельгельм Райх
Согласно мнению австрийского и американского психолога, одного из основоположников американской школы психоанализа Вильгельма Райха, беспомощность формируется у человека в случае, если был закрыт путь к нормальной жизнедеятельности. А ведь многим детям ОВЗ социум закрывает путь к нормальной жизнедеятельности. Как итог — формируется беспомощность и проникнутая чувством вины зависимость от родителей и социальных льгот общества. Переживание беспомощности связано со многими эмоциями — страхом, застенчивостью, страданиями, ненавистью, злостью, виной, тревогой и прочим.
Эрик Эриксон
Психолог в сфере психологии развития и психоаналитик Эрик Хомбургер Эриксон известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности. Он считает, что большинство этих негативных эмоций приводят к появлению острого ощущения неудачи, поражения и восприятию себя как беспомощного. Психологическая беспомощность становится причиной неспособности к адаптации, к нарушению основных правил социума, действующих в тех или иных условиях (на работе, в школе, в семье, в государственном учреждении, в любом объединении). И преодолеть их очень сложно.
Феномен психологической беспомощности у детей-инвалидов, как и обычных детей, проявляется в форме депрессии, апатии, «ухода в болезнь», внешней агрессии.
Эрих Фромм
По мнению философа и социального психолога Эриха Фромма, люди, имеющие склонность навлекать на себя болезни, на самом деле хотят быть слабыми и бессильными, избегая таким образом личной свободы и персональной ответственности. Беспомощные находятся на иждивении не только у тех, кто может предоставить им знания или помощь, но и вообще у людей, способных их поддержать.
Проблема любви у беспомощных людей сводится к проблеме быть любимым, а не любить самому.
В итоге можно прийти к выводу, что без изменения системы отношений личности, без формирования активной жизненной позиции, самостоятельности, ответственности, индивидуальности невозможно преодолеть выученную беспомощность, затрудняющую адаптацию детей-инвалидов.
Как бороться с выученной беспомощностью
Установить связи между действиями и последствиями
Всегда ищите связь между тем, что вы сделали, и тем, что вы получили. Это касается как позитивных, так и негативных событий. Нужно понять, какой вклад сделали вы, чтобы результат стал таким, каким он стал
Важно не переставать действовать
Принять неудачи
Если у вас случаются неудачи, значит, вы действуете. Без неудач не обойтись, более того, они учат нас не совершать ошибки вновь. Относитесь к ним как к опыту, благодаря которому вы скоро добьётесь успехов.
Стать оптимистом
Селигман считал, что у пессимистов больше шансов научиться беспомощности, чем у оптимистов, так как у них разные стили атрибуции — объяснения причин тех или иных действий человека.
Чтобы стать оптимистом, нужно переосмыслить стиль атрибуции. В своей книге «Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь» Селигман предлагает тест, который поможет определить ваш стиль атрибуции. Попробуйте пройти его.
Внутренняя или внешняя атрибуция
Человек приписывает ответственность за ситуацию себе или внешним факторам.
- Как думает пессимист: «Я не справился с задачей, потому что я глуп», — пример внутренней атрибуции.
- Как думает оптимист: «Я не справился с задачей, потому что было дано слишком мало времени. Ещё чуть-чуть, и всё бы получилось», — пример внешней атрибуции.
Стабильная или временная атрибуция
Неудачи происходят постоянно или случаются иногда.
- Как думает пессимист: «Мне всегда отказывают в помощи, так было ещё со школы, потому что на меня всем плевать», — пример стабильной атрибуции.
- Как думает оптимист: «Сегодня он не смог мне помочь, потому что его жена рожала, и это важнее моей проблемы», — пример временной атрибуции.
Глобальная или конкретная атрибуция
Человек видит проблему глобально, а не в конкретной детали.
- Как думает пессимист: «Я не умею общаться с людьми, меня никто не слушает, потому что я зануда», — пример глобальной атрибуции.
- Как думает оптимист: «У меня не складываются отношения с этим человеком, потому что у него совсем другие взгляды на жизнь», — пример конкретной атрибуции.
Результаты теста покажут, как вы относитесь к разным ситуациям, какой стиль атрибуции используете и чего в вас больше — оптимизма или пессимизма.
Если в вас больше пессимизма, то нужно работать над оценкой ситуаций. Ищите причины возникшей проблемы. Если вы всегда вините во всём себя, пересмотрите это и подумайте, какие ещё факторы могли повлиять на исход событий. Речь идёт не о собственном оправдании, а об объективности и адекватности вашей оценки.
Попробовать метод ABCDE
Мартин Селигман и психолог Альберт Эллис разработали метод, с помощью которого можно победить пессимизм и научиться реагировать на неприятные ситуации адекватно.
- Ситуация. Беспристрастно опишите её: «Я опоздал на важную встречу».
- Ваше убеждение. Скажите, что вы думаете об этой ситуации: «Я вышел заранее, но автобус сломался, а потом я попал в пробку. Общественный транспорт работает отвратительно, а пробки — из-за неопытных водителей».
- Последствия. Подумайте, какие чувства и эмоции вызывают у вас убеждения: «Я был очень зол, накричал на случайного прохожего, весь день пошёл насмарку. Больше никогда не поеду на автобусе на работу».
- Внутренняя дискуссия. Обсудите с собой вашу реакцию на ситуацию: «Я погорячился? Я впервые попал в пробку на этом отрезке дороги, потому что там был ремонт. Общественный транспорт достаточно развит, перед важными встречами нужно планировать несколько маршрутов, чтобы не попасть в такую ситуацию снова».
- Отдача. Опишите, как вы чувствуете себя после осмысления реакции: «Я смог справиться с гневом и мне стало легче. Я рад, что у меня получилось взглянуть на вещи разумно».
Если регулярно разбирать каждую ситуацию по полочкам, вы научитесь трезво оценивать происходящее и начнёте мыслить позитивно. А позитивный настрой важен для борьбы с выученной беспомощностью.
Когда своими силами справиться с проблемой не получается, стоит обратиться к специалисту. Выученная беспомощность — серьёзная проблема, которую не нужно игнорировать.
Выученная беспомощность у детей
Зачастую, такую модель поведения человек осваивает в детстве. Ее формируют родители с непоследовательными требованиями, или проецируя свои комплексы, в том числе и комплекс жертвы и нереализованные желания.
Чаще всего, отец не интересуется делами и чувствами ребенка, мало и некачественно общается с ним. А мать напротив, проявляет чрезмерную опеку. Она не дает возможность проявить самостоятельность и развить эти навыки.
В браке такой человек ищет покровителя и часто воспринимает своего партнера как родителя, полностью перекладывая на него ответственность за свою жизнь. Поручает решение всех важных (и не очень) вопросов. Или напротив, долгое время не может создать отношения из-за сильной привязанности к матери.
Выученная беспомощность
Этот научный эксперимент проводился сначала на собаках, и только потом на людях. Результат ученых мало порадовал.
Идея эксперимента состояла в том, чтобы сформировать у собак условный рефлекс страха на звук высокого тона. Для этого их, вслед за громким звуком, подвергали несильным, но чувствительным ударам электрического тока. Предполагалось, что спустя некоторое время собаки будут реагировать на звук, выскакивать из ящика и убегать.
Но собаки этого не делали! Они не совершали элементарных действий, на которые способна буквально любая собака! Вместо того, чтобы выпрыгнуть из ящика, собаки ложились на пол и скулили, не совершая никаких попыток избежать неприятностей!
Причина была в том, что в ходе самого эксперимента собаки не имели физической возможности избежать электрошока — и привыкли к его неизбежности. Собаки научились беспомощности.
Чтобы доказать это ученые взяли три группы собак. Первой группе предоставлялась возможность избежать болевого воздействия. Нажав на панель носом, собака этой группы могла отключить питание системы, вызывающей шок. Таким образом, она была в состоянии контролировать ситуацию, ее реакция имела значение.
Шоковое устройство второй группы было «завязано» на систему первой группы. Эти собаки получали тот же шок, что и собаки первой группы, но их собственная реакция не влияла на результат. Болевое воздействие на собаку второй группы прекращалось только тогда, когда на отключающую панель нажимала «завязанная» с ней собака первой группы. Третья группа шока вообще не получала.
Таким образом, две группы собак подвергались действию электрошока равной интесивности в равной степени, и абсолютно одинаковое время. Единственное различие состояло в том, что одни из них могли легко прекратить неприятное воздействие, другие же имели возможность убедиться в безрезультативности своих попыток как-то влиять на неприятности.
Именно так и поступали собаки из группы, имевшей возможность контролировать шок. Легко перепрыгивали барьер собаки контрольной группы. Собаки же с опытом неконтролируемости неприятностей жалобно скулили, метались по ящику, затем ложились на дно и поскуливая переносили удары током все большей и большей силы.
Из этого был сделан вывод, что выученную беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий.Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.
Собакам просто отбили желание вновь и вновь перепроверять контролируемость ситуации. И они перестали.
Поэтому специально для людей придумали следующую схему эксперимента. Сначала испытующий предложил трем группам испытуемых обнаружить комбинацию кнопок, нажатие которых будет отключать громкий раздражающий звук. У одной группы такая возможность была — искомая комбинация существовала.
У другой же группы кнопки были просто отключены. Какие бы комбинации они не нажимали — неприятный звук не прекращался. Третья группа вообще не участвовала в первой части эксперимента.
Затем испытуемых направляли в другую комнату, где стоял специально оборудованный ящик. Испытуемые должны были положить в него руку, и когда рука прикасалась ко дну ящика, раздавался противный звук.
Было установлено, что люди, имевшие возможность отключать неприятный звук, выключали его и во второй серии экспериментов. Они не соглашались с ним мириться, и быстро обнаруживали способ прекратить неприятные ощущения.
Так же поступали люди из группы, не участвовавшие в первой серии. Те же, кто в первой серии испытал беспомощность, переносили эту приобретенную беспомощность в новую ситуацию.
Они даже не пытались выключить звук — просто сидели и ждали, когда все кончится.
Два важных факта состояли в том, что у людей существует уже установленный на животных механизм возникновения беспомощности, и что беспомощность легко переносится на другие ситуации.
А вот эти простые практические советы, кажется, вам точно могут помочь
В 2021 году психолог-психоаналитик Елизавета Мусатова, которая живет в Белграде, написала статью, где расписала несколько средств от беспомощности. Авторка рекомендует начать с простого:
Во-первых, делайте что-нибудь. «Психолог Бруно Беттельгейм выжил в концлагере с политикой постоянного хаоса. Руководство лагеря, рассказывал он, устанавливало новые запреты, часто бессмысленные и противоречащие друг другу.
Охранники ставили заключенных в ситуации, где любое действие могло привести к суровому наказанию. В этом режиме люди быстро теряли волю и ломались. Беттельгейм предложил противоядие: делать все, что не запрещено».
Мутасова советует: выберите, чем занять свободный час перед сном, что приготовить на ужин и как провести выходные.
Помните эксперимент в доме престарелых? Дайте себе возможность контроля ситуации и выбора, когда вы сможете принимать собственные решения и исполнять их. Ведь если снова вернуться к собакам Селигмана: часто проблема не в ситуации, а в потере веры в значимость своих действий.
«Подход “делаю, потому что выбрал делать” позволяет сохранить или вернуть субъективное ощущение контроля. А значит, воля не отъезжает в сторону кладбища, укрывшись простыней, а человек продолжает двигаться в сторону выхода из тяжелой ситуации», – пишет Мусатова.
Во-вторых, прочь от беспомощности — маленькими шагами. Здесь специалистка рекомендует ставить маленькие реальные цели и обязательно отмечать их достижение. Можно даже завести такой список и перечитывать его хотя бы два раза в месяц. Со временем вы заметите, что цели и достижения стали весомее – за каждый успех награждайте себя.
«Что это может дать? Небольшие достижения помогают набраться ресурса для более масштабных действий. Нарастить уверенности в своих силах. Нанизывайте новый опыт как бусины на леску. Со временем из отдельных деталей получится ожерелье — новая история о себе: “Я важен”, “Мои действия имеют значение”, “Я могу влиять на свою жизнь”».
Известный российский психолог Михаил Лабковский тоже дает простые рекомендации, как справиться с беспомощностью.
Например, перестать делать то, что вы делать не хотите: не пытаться кому-то угодить, не оправдывать чьи-то ожидания, не бояться сказать «нет».
Также не стоит терпеть то, что вам неприятно (особенно это касается тех, кто сталкивался с насилием, буллингом в детстве).
«Если вам что-нибудь неприятно: как с вами разговаривают, как с вами обращаются или как с вами себя ведут, вы должны сказать: “Мне это не нравится”. И сказать это вы можете только один раз. После этого, если человек не меняется, вам придется принять решение и просто перестать общаться.
При этом вы не должны бояться, что можете остаться одни: как только вы начинаете бояться, вы начинаете “обслуживать” свои страхи – а у вас и так проблемы из-за страхов. Потому что выученная беспомощность – это про страхи».
Пять советов для повышения инициативности
Если чувствуете, что не можете выполнять рабочие задачи без других, боитесь вступать в отношения из-за страха в будущем расстаться, или если другие части этого материала показались схожими с вашей жизнью, обратитесь к квалифицированному психотерапевту. Профессионально помочь сможет только он. А для профилактики ранних признаков можно следовать этим советам.
- Пишите план на день и старайтесь ему следовать.
- Применяйте метод «маленьких шагов» — старайтесь выполнять задачи понемногу, но самостоятельно.
- Не избегайте неприятного и тревожного опыта, а идите ему навстречу.
- Переформулируйте негативные мысли на позитивные.
- Поощряйте себя за каждый самостоятельно выполненный шаг.