Шон пенн, тупак, гай ричи и другие мужчины в жизни мадонны

Креольские дневники

К началу 1980-х годов Нью-Йорк был столицей современного искусства. Поп-арт прочно стоял на сваях авторитета, вкопанных Энди Уорхолом и друзьями. Улицы наполняли граффити, и их поток проникал в художественные галереи, смущая консерваторов и разбавляя гущу накопившегося застоя…
Биография Баскии писалась на стенах зданий — язык кисти облизывал цементную кожу домов, оставляя на ней цветные следы своей страсти. Житель Нью-Йорка, дитя улиц и вдохновения, он сохранил потомкам яркую и загадочную историю о нашем времени. Жан-Мишель начинал как уличный художник, был замечен известным арт-критиком Рене и после ряда успешных выставок стал знаменитым. 
Появление Баскии при поддержке самого Энди Уорхола и ведущих галеристов того времени привело к рождению нового направления в изобразительном искусстве — стрит-арта.
Стена стала не просто перегородкой, ограждением строения, архитектурным элементом — она обрела значение холста как пространства, способного раскрыться вглубь, сформировать портал в еще одно измерение, место контакта с ранее неведомым. Это мир образов, вынесенный на бетон и камень, на обозрение прохожих и ласки ветра и дождя. Аэрозольный баллончик художника стал ключом к порталу и кораблем для путешествия в иные миры.

Искусство в городском дыму

Эволюция вкуса создает противоречивое представление о красоте. Мода на искусство проходит, но возвращается интуитивное понимание прекрасного, и сама природа показывает нам путь к творчеству. На улицах городов живопись прорывается, оставляя в стороне синтетический закрытый мир художественных галерей.
Способный понимать красоту участвует в битве за существование в ней. Новая жизнь начинается с приходом прекрасного — живительного потока любви и гармонии. История мира воплощается в истории искусства, и оно вырывается из замкнутого пространства музейных залов на улицы города, входит в саму повседневность.
Вооруженный кистью, маркером и спреем, Жан-Мишель Баския создавал свои произведения на стенах, кусках фанеры и холстах — безусловный талант, неповторимая яркая гамма, философия, замешанная на панк-культуре. Жан-Мишель растворял в цвете чувства и мысли. Краска весело прыгает по поверхности, стекает, чмокает, припечатывается, съеживается и ласкает шероховатость холста — в ней сама жизнь, вырвавшаяся на волю из пространства образов художника. Электрические пчелы разносят нектар, собранный с рекламных щитов. Извивающиеся линии напряжения, энергии шума улиц городов, курящих через выхлопные трубы автомобилей и чопперов… Вписать искусство в повседневность — это еще не все, его можно сделать частью жизни, динамичной, суетливой, жадной и пронырливой.

Баския идет по улице…

За Баскией следуют оператор и звукорежиссер. О нем снимают фильм. Он знаменит…
Начало 1980-х в Нью-Йорке — период становления стрит-арта. Сюрреалистические репортажи молодого художника о возможности конца XX века украсили залы лучших галерей мира. Это был период, когда творения, созданные на улицах, стали частью мирового искусства.
Человек — летучая мышь, герой комиксов, Баския стал лидером стрит-арта. В длинном пальто, стремительно шагая, он рассекал дымный воздух Нью-Йорка, оставляя после себя шлейф славы и дерзости. Посещая музеи и художественные выставки, Жан-Мишель иногда окроплял водой пол и стены, символически соединяя искусство прошлого и настоящего. Изобразительные традиции ранних цивилизаций — Древнего Египта, Персии, Древней Греции, Византии, Средневековой Европы, — их декоративность, линейность, яркость, плоскостность присутствуют в его картинах, впитывая вибрации кислотной неоновой вечеринки, темы нашего времени.

Баския мог работать одновременно над двумя десятками картин. Комиксы, медицинский справочник, джаз, шум городских улиц — материал, из которого он микшировал свои объекты. Сочинение музыки и стихов в свойственной ему манере — продолжение его творчества. Энди Уорхол стал другом, вместе они писали, философствовали, посещали вечеринки, старались помогать менее известным талантливым коллегам.

Баския и Уорхол

В этом же году, в 1982-ом, Баския знакомится с одним из известнейших поп-арт художников – Энди Уорхолом. Влияние Уорхола трудно переоценить, тогда он был одной из культовых личностей в богеме. Знакомство с Энди не только помогло Жан-Мишелю раскрыть новые стороны своего таланта, но и сделало его более значимой личностью, ведь Уорхол тогда считался практически “полубогом”, как его привыкли называть.

Занятный факт: еще на заре своей карьеры Жан-Мишель зашел в кафе, где обедал Уорхол, и продал ему пару своих открыток. Друзья, ожидавшие Мишеля на улице не поверили ему, когда он рассказал о произошедшем.

Но, даже знакомство с Уорхолом не помогло Баския стать “серьезным” художником в классическом понимании этого слова. Дело в том, что его рисунки носили андеграундный характер, и даже после получения образования он продолжал использовать небрежный тон, противоречащий всем законам художественной школы. Тем не менее, он оставался культовой личностью и все люди стремились стать ближе к нему.

Дружба с Энди длилась вплоть до его кончины в 1987 году. Уорхол и Баския создали множество совместных работ, самой известной, пожалуй, из которых оказалась “Безымянная”, написанная в 1984 году. Затем они пробовали соединить трафаретную технику Уорхола со свободным и диким жанром Баския. Так родилась целая группа работ, часть которой хранится в частных коллекциях, а другая в музеях. У друзей есть огромное количество совместных фото и произведений, многие считали их лучшими друзьями, о чем Энди не раз упоминал в различных интервью.

Clot x Jean-Michel Basquiat Vol. 1 Fall/Winter 2013

В том же году бренд уличной одежды Clot объявил о выпуске своей совместной с художником капсульной коллекции. Креативный директор гонконгской компании Эдисон Чен лично отбирал каждую работу, чтобы создать коллекцию, которая «отличается ото всех предыдущих коллабораций других брендов с культовыми произведениями Жана-Мишеля». 

Коллекция была представлена серией белых футболок с принтами бейсболистов с замазанными лицами и с черными надписями, такими как «Melancholy», «Not in the army» и «Wildman», выполненными в стиле раннего Баския, когда он писал граффити на стенах, подписываясь как SAMO.

Uniqlo SPRZ NY x Jean-Michel Basquiat

  • Uniqlo SPRZ NY x Jean-Michel Basquiat Spring/Summer 2014

  • Uniqlo SPRZ NY x Jean-Michel Basquiat Spring/Summer 2016

  • Uniqlo SPRZ NY x Jean-Michel Basquiat Fall/Winter 2019

Японский гигант быстрой моды Uniqlo нередко обращается к поп-культуре при разработке дизайна своей одежды. В 2014 году бренд и Музей современного искусства запустили проект SPRZ NY, ставший связующей нитью между миром моды и искусства. 

Первая коллекция SPRZ NY включала в себя футболки Uniqlo с нанесенными на них работами Жана-Мишеля, а также Кита Харинга и Энди Уорхола. Компания интегрировала элементы картин легендарного художника — слова, корону, портреты, различные объекты. 

В феврале 2019 года Uniqlo отметил пятилетие проекта SPRZ NY, выпустив коллекцию, наполненную ссылками и репродукциями работ Баския. Акцентом стали футболки с вышитыми коронами и динозаврами.

MediCom Toy x Jean-Michel Basquiat BE@RBRICK

MediCom Toy x Jean-Michel Basquiat BE@RBRICK Spring/Summer 2019 и Fall/Winter 2017

Если корона Баския еще в 2014 году украсила статуэтку BE@RBRICK, то японская компания MediCom Toy представила свое первое официальное сотрудничество с художником только в 2017 году. Игрушки, вошедшие в коллекцию Fall/Winter 2017, поставлялись в размерах 100%, 400% и 1000% и имели разный дизайн, который ссылался на работы Жана-Мишеля. 

Продолжающееся партнерство между брендом и Фондом наследия Баския является свидетельством устойчивой коммерческой привлекательности художника. Один из последних релизов, который состоялся летом 2019 года, представлял из себя белую матовую статуэтку с заметками и зарисовками, взятыми из одной из картин художника и напоминающими о его символическом стиле. Стоимость BE@RBRICK составляла от $110 до $445.

Reebok x Jean-Michel Basquiat

  • Reebok x Jean-Michel Basquiat Fall/Winter 2009

  • Reebok x Jean-Michel Basquiat Fall/Winter 2009

  • Reebok x Jean-Michel Basquiat Fall/Winter 2009

В 2009 году Reebok объявил о запуске программы «Affili’Art», которая была призвана объединить спортивные силуэты и художественные образы. Над созданием линии бренд работал вместе с такими известными художниками, как Джон Маэда, Ролланд Берри и Жан-Мишель Баския.

В том же году Reebok выпустил коллекцию обуви с картинами Жана-Мишеля. Тогда дизайнер Джош Герр говорил, что цель коллаборации была в том, чтобы «каждый силуэт представлял одну картину Баския и отражал его стиль… потребители смогут купить свою любимую работу художника». В 2012 году помимо совместных кроссовок Top Down и Freestyle бренд впервые создал куртки и футболки с живой графикой Баския.

  • Reebok x Jean-Michel Basquiat Fall/Winter 2013

  • Reebok x Jean-Michel Basquiat Fall/Winter 2013

  • Reebok x Jean-Michel Basquiat Fall/Winter 2013

Сезон F/W 2013 стал последним совместным релизом многолетней программы Reebok «Affili’Art». В коллекции были представлены мужские модели Workout Mid и Classic Leather, а также женские — Freestyle и Princess. Все пары были украшены принтами произведений искусства Баския.