Музыкальный критик артемий троицкий: биография, личная жизнь

Жизнь в Эстонии

Сам журналист бывал в Эстонии многократно, еще ребенком частенько приезжал на каникулы к бабушке. Сравнивая Эстонию и Россию, Троицкий отмечает, что в Эстонии отсутствует бюрократия, на улицах городов чисто и комфортно, а Таллин даже чем-то похож на родной Ярославль. Младшая дочка Лидия с детства растет билингвом: когда только они переехали в Эстонию, ее определили в двуязычный детский сад, где преподаватели разговаривали и на эстонском, и на русском. Журналист также доволен местными русскими школами. По его словам, они оборудованы по последнему слову техники, и уровень образования высокий.

Общественная позиция

  • В октябре 2008 года подписал открытое письмо-обращение в защиту и поддержку освобождения юриста нефтяной компании ЮКОС Светланы Бахминой.
  • В январе 2010 года в интервью интернет-журналу SLON заявил: «Я считаю русских мужчин в массе своей животными, существами даже не второго, а третьего сорта».
  • Принимал участие в митингах «За честные выборы»: 24 декабря 2011 года — на проспекте Сахарова, а также 4 февраля 2012 года — на Болотной площади в г. Москве.
  • 3 апреля 2014 года, в свете развития событий вокруг Крыма, в интервью программе «Особое мнение» на радио «Эхо Москвы» Троицкий подверг резкой критике Россию и лично президента В. В. Путина за внешнюю политику по отношению к Украине, в частности, «российскую военную интервенцию» на Украину в марте 2014 года и проведённый 16 марта 2014 года крымский референдум. Подписал соответствующее обращение.
  • 2 ноября 2015 года в интервью Европейскому радио для Беларуси на вопрос «Какой вам видится Россия сегодня?» заявил: «Это страна тупиковая, бесперспективная, противная, малоприспособленная для жизни и полностью лишенная элементарных прав и удобств современной цивилизации», а также: «Говорят, что страна будет проваливаться всё глубже в кризис, зависнет у некоего дна на сколько-то лет, а потом постепенно начнёт выкарабкиваться. Для меня худшей картины, чем эта, быть не может. Я бы хотел, чтобы Россия распалась, чтобы на улицах появились дикие звери. По той простой причине, что это означает те самые перемены, о которых когда-то пел Виктор Цой».
  • В интервью в декабре 2015 года охарактеризовал Путина как «злодея и прагматика».

Журналистика

Дебют Артемия Троицкого в роли музыкального критика состоялся в 1967 году. Он написал очерк на альбом группы The Beatles. Отзыв разместили в подпольном журнале, доступном для чтения немногим. Также в то время журналист создавал обзоры на рок-музыку в издании «Ровесник», притом что такой стиль не одобрялся представителями власти. Впервые публикацию для широкой аудитории Артемий выпустил в 1975 году, написав о коллективе Deep Purple. Благодаря отцу он получил возможность побывать на концертах многих легендарных рок-групп и вокалистов в странах соцлагеря. Поэтому молодой музыкальный критик писал со знанием дела и довольно профессионально. Троицкий стал поклонником новейших течений европейской музыки.

В 1977 году парень успешно защитил диплом и устроился на работу в столичный Институт истории. Здесь он попытался защитить диссертацию на любимую тему — поп и рок-музыка. Но время для таких «смелых» тем еще не подошло. Артемию ничего не оставалось, как смириться и попробовать свои силы в другом занятии. Он начал организовывать концерты коллективов, чье творчество относилось к андеграунду. Так соотечественники смогли познакомиться с песнями «Машины времени», «Кино», «Динамика» и «Центра». Последняя рок-группа для Артемия имела особенное значение, так как он тесно общался с музыкантами.

Артемий Троицкий и Александр Башлачев

Журналист мечтал познакомить с новыми российскими группами, течениями и стилями не только соотечественников, но и зарубежных слушателей. И он начал организовывать концерты вышеназванных коллективов, а также появившихся групп «Браво», «Звуки Му», «Телевизор» и других за рубежом. В 1981 году критика приняли на работу в издание «Зеркало».

На страницах этого журнала Артемий бичевал советскую эстраду и, не сдерживая эмоций, рассказывал о застое в современном музыкальном сегменте культуры СССР. В 1983-м молодого сотрудника уволили, запретив публикацию его очерков и статей в советских изданиях. Ограничения отменили только в 1985 году.

Вскоре времена поменялись. С приходом оттепели рамки дозволенного постепенно расширялись. После развала СССР Артемий Троицкий смог вернуться к работе музыкального критика и получить роли в нескольких фильмах. В 1995 году журналист был назначен руководителем российской версии Playboy. Мужчина попросил об этом сам, и американское руководство доверило ему такую должность. Артемий уверен, что он был лучшим кандидатом, несмотря на полное отсутствие подобного опыта работы. Троицкому предоставили полную свободу. Начальники из Америки выставили только несколько требований, в основном журналист не имел ограничений. Его попросили держаться подальше от политики, но тот все равно публиковал интервью с представителями власти. Мужчина покинул пост в 1999 году. Также критик попробовал себя и в роли телеведущего — в 1995 году на протяжении года вел программу «Кафе “Обломов”».

Артемий Троицкий, Виктор Цой и Юрий Каспарян в молодости

В 2018 году внимание музыкальных журналистов и Артемия в том числе оказалось привлечено к скандальной картине режиссера Кирилла Серебренникова о Викторе Цое. Фильм получил название «Лето» и еще до выхода стал называться социальным феноменом

Режиссер снимал кинокартину в условиях домашнего ареста и социальной истерики, а критики бросились анализировать картину еще до выхода. Очень быстро Артемий подхватил волну и также высказался, выразив сильные сомнения по поводу сюжетных линий картины. Критик акцентировал внимание на любовном треугольнике с участием Виктора Цоя. Он подчеркнул, что как исследователь рок-сцены и андеграундной музыки тех времен даже не слышал о таком романе, который лег в основу фильма.

С 2015 года мужчина сотрудничает с «Радио “Свобода”», где ведет программу «Музыка на “Свободе”». В 2018-м главными героями авторского блога стали музыканты группы «Сейф».

В том же году в интервью Артемий Кивович высказал мнение, что социальные сети и платформа «Ютьюб» уже давно заменили телевидение

Отдельное внимание он уделил Юрию Дудю. Журналист подчеркнул, что не видел ни одной его программы, но слышал много положительных отзывов о работе блогера

Журналистика

В качестве музыкального критика Троицкий впервые проявил себя в 12-летнем возрасте. Он написал отзыв в одном подпольном журнале на альбом британской рок-группы «The Beatles».

После этого Артемий комментировал различные рок-течения и коллективы в журнале «Ровесник». Его первая публикация, рассчитанная для широкой публики, была издана в 1975 г. Она была посвящена творчеству легендарной группы «Deep Purple».

Благодаря положению отца, Троицкий имел возможность присутствовать на концертах разных известных рок-коллективов и певцов, выступавших на постсоветском пространстве. Это помогало ему в работе, поскольку он комментировал те или иные события со знанием дела.

К тому моменту биографии Артемий Троицкий уже увлекался современной европейской музыкой. В 1981 г. он работал в редакции самиздата «Зеркало». Интересен факт, что в период 1983-1985 гг. его статьи находились под запретом в СССР. Во многом это было связано с его критикой в адрес советской эстрады.

После распада Советского Союза Троицкий был главным редактором русской версии издания «Playboy». Параллельно с этим, он сотрудничал с разными газетами и журналами. В новом тысячелетии он стал членом Международного экспертного совета продюсерского центра «Record v 2.0».

Общественная позиция

С осени 2014 г. Артемий проживает в Эстонии, где занимается преподавательской деятельностью. Одновременно с этим, он преподает в Финляндии и Великобритании, а также выступает с лекциями в различных городах и странах.

Троицкий относит себя к либералам. В одном из интервью он заявил, что его переезд в Эстонию был обусловлен несогласием с политическим курсом российского правительства.

Сейчас мужчина часто посещает известное шоу «Особое мнение», выходящее в эфире «Эха Москвы». При этом, вместо обсуждения музыки, он комментирует политическую, культурную и социальную обстановку в России.

Троицкий неоднократно выступал с критикой Владимира Путина считая, что тот ведет страну к пропасти. В частности, он не поддерживает присоединение Крыма к РФ, называя это оккупацией.

Музыкальные предпочтения

Многим интересно, что думает Артемий Троицкий о музыке. Критик отрицательно относится к поп-исполнителям, в особенности к Стасу Михайлову. По мнению Троицкого, «у Стаса нет ничего», и он искренне не понимает, что дало ему такую известность и славу народного любимца.

Место одного из любимых музыкантов в его сердце по-прежнему занимает Виктор Цой. Лидер группы «Кино», безвременно ушедший в 1990 году, был другом журналиста еще со времен советского андеграунда. Троицкий отмечает, что в Викторе сочетались две натуры — бойца и романтика, а его песни были и остаются лучом света, особенно при нынешней политической обстановке. Песни группы «Кино» актуальны что 20 лет назад, что сейчас.

Известный журналист и культуролог Липницкий вспоминает, что сам Троицкий пытался попробовать себя в музыке и даже спел вместе с коллективом «Центр» в рок-опере под названием «Артюр Рэмбо»”, но, по словам Артемия, несмотря на то что в юности он играл в группе «Звуки Му», добиться известности как музыкант он никогда не хотел. «Возможно, что музыкальные критики и журналисты — это неудавшиеся музыканты. Но ко мне это никак не относится», — подчеркивает Троицкий.

Продолжение карьеры после перерыва

За бунтарский дух журналист часто попадал в немилость, ему запрещали публиковать свои тексты и всячески пытались выжить из страны. Вновь заняться любимым делом он смог только в конце 80-х на латвийском телевидении, где ему предложили работу соведущего в программе «Видеоритмы». Тогда же он попробовал себя в роли рок-исполнителя при содействии давнего друга Василия Шумова. В начале 90-х Леонид Парфенов пригласил Артемия поработать на канале НТВ. Авторская передача «Кафе «Обломов» полюбилась телезрителям и впоследствии выходила на канале РТР. Тогда же, в 90-е годы, он занимался организацией концертов зарубежных певцов и групп.

Личная жизнь

Знаток и критик музыки признается, что он любвеобильный человек. Увлечение девушками началось рано: он впервые поцеловался, когда учился в 4-м классе. Поэтому личная жизнь Артемия была всегда очень насыщенной и непредсказуемой, особенно в молодости.

О первой жене журналиста нет никакой информации, он никогда не упоминал о женщине в своих интервью. Троицкий только раз сказал, что от нее и след простыл, поэтому говорить про это нет никакого смысла. Потом гражданской супругой Артемия стала Светлана Куницына. Тогда она работала культурным обозревателем и искусствоведом. После расставания в 1995 году женщина начала сотрудничать с изданиями о стиле и моде.

Впервые Троицкий заключил официальный брак в 1995-м, когда ему было уже 40 лет. Избранницей музыканта стала Марианна Орлинкова. Она также была журналистом, работала обозревателем изданий «Известия» и Cosmopolitan. В этом браке в 1998 году на свет появился первый ребенок Артемия — дочь Александра. Супруги развелись в 2006-м. Девушка пишет собственные романы, увлекается фантастикой, занимается лепкой и рисует. По словам отца, Александра излагает мысли грамотно и их не стыдно публиковать.

Артемий Троицкий и его дочь Лидия

В 2009 году Троицкий женился на Вере Марченковой, имеющей гражданство Беларуси. Журналист представил ее как давнюю подругу, которой он доверяет. В 2010-м у супругов родилась Лидия, а в 2002-м появился на свет сын Иван.

По словам Артемия Кивовича, все его дети находят между собой общий язык и часто проводят время вместе. Старшая дочь Александра оказалась авторитетом для младших брата и сестры.

Журналист поддерживает хорошие отношения со всеми бывшими женами, ведь расставались они без скандалов и взаимных обвинений. Критик не ведет «Инстаграм», все личные фото появляются в сети благодаря журналистам. Вера Марченкова тоже не выставляет жизнь напоказ.

В 2014 году Троицкий и его семья переехали в Таллин, так как музыкант не был согласен с политикой, которой придерживались российские власти.

Детство и юность

Артемий Троицкий родился 16 июня 1955 года в Ярославле, по знаку зодиака Близнец. Его отец Кива Львович Майданик был политологом и историком, специализирующимся на латиноамериканских странах. Мама Руфина Николаевна Троицкая занималась воспитанием сына. Детство Артемия прошло в Праге, где родители были сотрудниками издания «Проблемы мира и социализма».

После возвращения в Москву будущий журналист пошел в школу. Мальчик учился очень хорошо, в его способностях не сомневались даже самые строгие учителя. В старших классах Троицкий увлекся зарубежной рок-музыкой. Раздобыть пластинки в СССР было сложно, но Артемию повезло: его отец привозил вожделенные диски из-за рубежа. Поэтому парень, в отличие от большинства ровесников, неплохо разбирался в музыкальных течениях и стилях. После получения аттестата он поступил в Московский экономико-статистический институт, где получил образование математика-экономиста.

В студенческие годы все полученные знания были очень полезными. Тогда Артемию удалось стать местным диджеем: он проводил дискотеки в МГУ в столовой Б-4.

Библиография

  • Troitsky, A. Back in the U.S.S.R : The True Story of Rock in Russia : . — London : Omnibus Press, 1987. — 154 с., 16 с. ил. — ISBN 978-0711911635. — OCLC .
  • Troitsky, A. Tusovka : who’s who in the new Soviet rock culture : . — London : Omnibus Press, 1990. — 159 с. : ил. — ISBN 978-0711914698. — OCLC . — рус. «Тусовка. Что случилось с советским андеграундом». Книга издана только в Англии, Италии и Голландии.
  • Троицкий, А. К. Поп-лексикон : . — Новосибирск : АСК-интерпринт, 1990. — 109 с. — 200 000 экз. — ББК . — краткая энциклопедия современных музыкальных терминов. По версии А. Троицкого данное издание — «стопроцентно пиратское». Книга составлена из серии статей в журнале «Музыкальная жизнь».
  • Рок-музыка в СССР : опыт популярной энциклопедии :  / сост. А. К. Троицкий. — М. : Книга, 1990. — 383 с. : ил. — ISBN 978-5-212-00240-0. — OCLC .
  • Троицкий, А. К. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е… : . — М. : Искусство, 1991. — 208 с. : ил. — 50 000 экз. — ISBN 978-5-210-02476-3. — русскоязычная, дополненная версия книги «Back in the USSR».
  • Troitski, A. Kiinnostavia aikoja : kirjoituksia 1990-luvun Venäjältä :  / toim. ja suom. A. Nikkilä. — Helsinki : Like, 1999. — 211 с. — ISBN 951-578-678-9. — рус. «Интересные времена. Статьи о России девяностых».
  • Троицкий, А. К. Москва „от зари до зари“ : Тусоводитель : . — М. : Ле Пти Фюте, 2002. — 144 с. — (От зари до зари). — 10 000 экз. — ISBN 5-86394-151-0.
  • Троицкий, А. К. Я введу вас в мир Поп… : . — М. : Время, 2006. — 408 с. — (Самое время!). — 3000 экз. — ISBN 978-5969100961. — OCLC . — переложение авторского курса в МГУ.
  • Троицкий, А. К. Back in the USSR : . — СПб. : Амфора, 2007. — 261 с., ил с. ил. — ISBN 978-5367005257. — OCLC .
  • Troitski, A. Venäjän viimeinen diversantti :  / toim. A. Nikkilä, suom. A. Lönnqvist. — Helsinki : Like, 2007. — 133 с. — ISBN 978-952-01-0024-7. — рус. «Последний русский диверсант».
  • Троицкий, А. К. Гремучие скелеты в шкафу :  / ред. М. Решетина. — СПб. : Амфора, 2008. — Т. 1 : Запад гниет. — 340 с. : ил. — (A&A). — ISBN 978-5-367-00679-7. — OCLC . — сборник из статей о зарубежной музыке, написанных с 1974 по 1985 год.
  • Троицкий, А. К. Гремучие скелеты в шкафу :  / ред. М. Решетина. — СПб. : Амфора, 2008. — Т. 2 : Восток алеет. — 272 с. : ил. — (A&A). — ISBN 978-5-367-00703-9. — OCLC . — сборник из статей о русском роке, написанных с 1978 по 1991 год.
  • Троицкий, А. К. Poplex : . — СПб. : Амфора, 2009. — 254 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-367-01008-4. — переработанное и дополненное издание книги «Поп-лексикон».
  • Троицкий, А. К. Back in the USSR : Подлинная история рока в России :  :  / исп. А. К. Троицкий, А. В. Клюквин. — М. : 1С-Паблишинг ; М. : Союз, 2009. — 1 CD (МР3, стерео, 112 Кбит/сек, 7:33:45). — ISBN 978-5-9677-1044-5.
  • Troitski, A. Venäläinen karmageddon : . — Helsinki : Into Kustannus, 2015. — 229 с. — ISBN 978-952-264-445-9. — рус. «Русский кармагеддон».
  • Troitsky, A. Subkultura 2017 : Stories of youth and resistance in Russia, 1815-2017 : . — HOME Publications, 2017. — 207 с. : ил. — ISBN 978-0-992952488. — OCLC .
  • Троицкий, Артемий. Субкультура : История сопротивления российской молодежи 1815-2018 : . — Белое яблоко, 2019. — 224 с. : ил. — 1000 экз. — ISBN 978-5-6042405-2-6.

Журналистика

Дебют Артемия Троицкого в роли музыкального критика состоялся в 1967 году. Троицкий составил критический очерк на диск «Битлз». Отзыв поместили в подпольном журнале, доступном для чтения только немногим посвященным.

Артемий Троицкий

В 1977 году Троицкий успешно защитил диплом и устроился на работу в столичный Институт истории. Здесь молодой музыкальный критик попытался защитить диссертацию на любимую тему – поп и рок-музыка. Но время для таких «смелых» тем еще не подошло. В 1983-м молодого сотрудника уволили из вуза.

Вскоре времена поменялись. С приходом «оттепели» рамки дозволенного постепенно расширялись. В 1975 году в молодежном журнале «Ровесник» начали печатать музыкальные очерки Троицкого. Впервые он высказал свое мнение о модной рок-группе «Deer Purple». Благодаря отцу Артемий получил возможность побывать на концертах многих легендарных рок-групп и вокалистов в странах соцлагеря. Поэтому молодой музыкальный критик писал со знанием дела и довольно профессионально. Троицкий стал поклонником новейших течений европейской музыки.

Журналист Артемий Троицкий

В 1981 году критика приняли на работу в издание «Зеркало». На страницах этого журнала Артемий бичевал советскую эстраду и, не сдерживая эмоций, рассказывал о застое в современном музыкальном сегменте культуры СССР. Но вскоре критика уволили, запретив публикацию его очерков и статей в советских изданиях.

Троицкому ничего не оставалось, как смириться и попробовать свои силы в ином качестве. Он занялся организацией концертов музыкальных групп, чье творчество относилось к андеграунду. Так соотечественники смогли познакомиться с творчеством коллективов «Машины времени», «Кино», «Динамик» и «Центр». Последняя рок-группа для Артемия Троицкого имела особенное значение, так как с ее музыкантами он дружил.

Артемий Троицкий

Но мечтой Троицкого было познакомить с новыми российскими группами и музыкальными течениями не только соотечественников, но и зарубежных слушателей. И он начал организовывать концерты вышеназванных коллективов, а также появившихся групп «Браво», «Звуки Му», «Телевизор» и других за рубежом.

После развала СССР Артемий Троицкий смог вернуться к работе музыкального критика. В 1995 году журналист был назначен руководителем российской версии «Плейбоя». Попробовал себя и в роли телеведущего: в 1995 году на протяжении года вел программу «Кафе Обломов».

В наше время биография Артемия Троицкого связана с публицистикой и музыкальной критикой. Артемий Троицкий — частый гость на радио и телешоу. С мнением критика считаются российские звезды поп и рок-музыки.

Биография Троицкого

Артемий Троицкий появился на свет 16 июня 1955 года в Ярославле. Он рос и воспитывался в семье политолога и историка Кивы Львовича и его супруги Руфины Николаевны.

Детские годы Артемия прошли в Праге, где его родители трудились в издании «Проблемы мира и социализма». Позднее он вместе с родителями обосновался в Москве.

В школе Троицкий получал высокие отметки по всем дисциплинам. В старших классах он начал проявлять живой интерес к рок-музыке, впрочем, как и многие его сверстники. После получения аттестата, юноша поступил в столичный вуз, в котором освоил специальность – «математик-экономист».

В студенческие годы Артемий вел дискотеки, все больше увлекаясь музыкой. По окончании вуза он несколько лет трудился младшим научным сотрудником в Институте истории искусств, но был уволен, так и не успев защитить диссертацию.

Личная жизнь журналиста

Троицкий впервые женился уже в зрелом возрасте. Про первую любовь критика мало что известно.

Второй супругой Троицкого была искусствовед Светлана Куницына, которая также работала на одном из центральных каналов и в изданиях, выпускавших статьи о моде и стиле.

Третья жена, Марианна, тоже журналист, была заместителем главного редактора журнала о вкусной пище «Гастрономъ», кроме этого, работала в газете «Известия» и модном издании «Космополитан».

У Артемия четверо детей от разных жен. Старшая дочь уже учится в университете, она унаследовала писательский талант от папы: пишет рассказы, неплохо рисует. Остальные дети еще учатся в школе.

Артемий был женат четыре раза. Вера Троицкая, жена Артемия Троицкого, четвертая по счету, имеет эстонские корни.

Артемий Троицкий биография, рост, вес, дата рождения

Трейлеры и видео

Артемий Троицкий — лучшие фильмы: Фильмография

Даун Хаус (2001)

Комедия
, 2001
, Роман Качанов
, Россия
, Федор БондарчукИван ОхлобыстинАнна БукловскаяМихаил ВладимировЮозас БудрайтисЕлена Котельникова Артемий ТроицкийБарбара БрыльскаВалентина ШарыкинаЕжи Штур (Jerzy Stuhr)Александр БашировГалина Кашковская

В объявлениях о знакомствах некоторые персонажи обозначают свои свободные индивидуальности как б/к — «без комплексов». «» — это самое б/к, своими словами, переложение романа Достоевского «Идиот». В алой косоворотке неисповедимым путем въезжает в мир русской литературы Иван Охлобыстин, когда-то солнцу подобный, погоняя отрока Бондарчука когд

Неваляшка
Молодой боксер по прозвищу выступает в легкой весовой категории, выделяясь среди соперников своей худобой. Тем не менее, герой с легкостью укладывает на ринг даже опытных бойцов. Устав нокаутировать всех подряд, мечтает сразиться с противником посерьезнее и в скором времени находит его. Узнав об американском боксере по прозвищу «Пила» и его очаровательной подружке Кэтрин, которая русскому парню тут же приглянулась, пишет письмо за бугор. В нем он признается в любви Кэтрин и приглашает на ринг «Пилу». Беда в том, что во время подготовки к бою умудряется еще раз влюб

После лета (2018)
Фильм рассказывает о времени, в котором жили персонажи фильма «Лето». Исполнитель роли «Скептика» Александр Кузнецов берет интервью у Натальи Науменко, Артемия Троицкого, Игоря Петровского, Севы Новгородцева и Андрея Тропилло о русском роке, 80-х, советской молодежи, ленинградском быте и духе того времени.

Разговоры проходят в реальных локациях фильма «Лето», куда герои приходят, чтобы рассказать, как всё было на самом деле, а также окунуться в ностальгию и похвалить или, наоборот, раскритиковать «художественный вымысел».

Год: ()
, Россия
документальный,
, ,Кирилл Серебренников,
, ,

Даун Хауc
Название фильма отсылает к эпохе, в которую перенесли персонажей из классического произведения, — «Даун Хаус» сочетает в себе обозначение умственно неполноценного человека, коим на фоне прочих выглядит князь Мышкин в исполнении Федора Бондарчука, и музыки стиля хаус, который был очень популярным в нулевых. Программист Мышкин едет из Швейцарии, закончив там лечение в клинике для душевнобольных, и по пути знакомится с новым русским Парфеном Рогожиным (Иван Охлобыстин), который рассказывает ему о предмете своей страсти — Настасье Филипповне. Впечатлительный Мышкин заочно п

Критика со стороны музыкантов

Об Артемии Кивовиче в репертуаре ансамбля «Тараканы!» имеется песня под названием «Мистер музыкальный критик», в которой подвергается сомнению ценность деятельности музыкального критика как в целом, так и на примере А. Т.

Также Троицкий упоминается в песне группы Чайф — «Пригородный блюз № 3», рэп-группы Иезекииль 25:17 — «Уличная сага», рэпера Карандаша — «Американщина».

На концерте памяти А. Башлачёва Егор Летов обвинил Артемия Троицкого в коммерциализации советской рок-музыки.
В песне Александра Непомнящего «Конец русского рок-н-ролла» также упоминается «дело Троицкого» в точно таком же контексте.

В контексте поп-культуры упоминается в песне «Гей-Попс» группы «Крематорий».

Группа Кино (тогда ещё «Гарин и Гиперболоиды») посвящает А. Т. песню «Блюз Артему Троицкому».

Группа «Облачный край» в 1982 году выпустила песню «Скривься, критик!», где в остро-сатирической манере обличается критиканство А. Троицкого.

Группа «Алиби» на рок-фестивале Подольск−87 упоминает А. Троицкого в песне «Юбилейный блюз».

Региональные проблемы и мечта о федерализме

Почему вы стали политическим обозревателем?

— Я не становился, меня просто в это дело втолкнуло. Я политику не люблю. Ни в каких партиях не состою, политических деятелей не поддерживаю. Мне просто, начиная с какого-то времени, начали задавать вопросы на политические темы. Когда мне задают вопросы, я всегда отвечаю, и отвечаю честно. Так получилось, что мои ответы стали иметь большой резонанс, стали чаще спрашивать про политику. Постепенно, скорее нехотя, я стал о ней говорить.

В нескольких российских регионах в губернаторы пришли люди, которые до этого были охранниками, силовиками. Насколько важна личность губернатора в сегодняшней политической системе?

— На мой взгляд, реальный, честный федерализм — это спасение России. Повсеместное управление из Кремля себя явно не оправдывает. Если бы в Кремле сидели гении управления, может, это было бы оправданно, но поскольку там сидят, судя по всему, глупые, непрофессиональные и вороватые люди, то от этого централизованного управления один вред. Способ исправить ситуацию — реальная федерализация. Чтобы регионам была предоставлена максимальная самостоятельность и они управлялись людьми, которые эти регионы досконально знают и которым избиратели верят. Конечно, это должны быть люди честные, профессиональные и неподкупные. В этом случае каждый из регионов сможет эффективно решать свои проблемы. А присылать наместников, генерал-губернаторов, чтобы они держали народ в узде и не допускали крамолы — это дорога в никуда, она ведет к развалу экономики и страны в целом. В отличие от России, во всех демократических странах исполнительная власть на местах выборная. Там всех выбирают. И если эти люди не устраивают жителей региона, в следующий раз их не выбирают. Эффективнее этой системы ничего пока не придумано. Жаль, что у нас она извращена.

Как у нас выбирают — это уже второй вопрос. Потому что всякие махинации и фальсификации на выборах — тоже популярная тема. С этим более-менее понятно, как бороться — активно контролировать процесс выборов. Они должны четко фиксироваться, желательно электронным образом. Есть масса способов если не устранить, то, по крайней мере, минимизировать фальсификации.

А если нет заинтересованных в этом сторон? Например, на выборах во Владимирской области кандидат от ЛДПР отказался от наблюдателей от «Голоса».

— У нас в политике, конечно, происходит всяческая клоунада. Эта клоунада имеет для власти один скрытый смысл — люди просто не воспринимают политику всерьез и думают, что от них все равно ничего не зависит. Поэтому власть может делать что угодно. При таком мироощущении народа трудно что-то изменить.

То, что Москва забирает большую часть денег из регионов и распределяет их по своему разумению, это нормальная ситуация по европейским меркам?

— Нет, это не просто ненормальная ситуация, это абсолютно преступная практика, я считаю, потому что регионам денег не хватает, и люди в регионах живут гораздо хуже, чем в Москве. При этом Москва тратит миллиарды на всякие украшения, фестивали и прочее фуфло, в то время как эти деньги могли пойти на улучшение в регионах, на реально полезные вещи. Но они распыляются на показуху в Москве.