Арам габрелянов: биография и личная жизнь

Комсомольская юность

Каждый разумный человек выбирает себе профессию с учетом своих предпочтений и особенностей характера. В народе бытует мнение, что журналисту не обязательно обладать фундаментальными знаниями в какой-то конкретной сфере человеческой деятельности. Человеку пишущему достаточно иметь общее представление о многом, чтобы подготовить публикацию для газеты или отснять сюжет для телевизионной передачи. Арам Ашотович Габрелянов появился на свет 10 августа 1961 года в рабочей семье. Родители проживали в городе Дербенте. Отец работал в строительстве.  

В биографии указано, что получив аттестат зрелости, Арам начал работать ремонтником на швейной фабрике. И в этом же году его призвали в армию. Молодой человек внимательно присматривался, как живут простые люди, чем дорожат и каким целям стремятся. Отслужив как надо, Габрелянов отправился в столицу и поступил на журфак Московского госуниверситета. Общительный молодой человек выбрал гуманитарное образование, сообразуясь со своим внутренним настроем.  

Для прохождения очередной студенческой практики Арам выбрал редакцию областной молодежной газеты «Ульяновский комсомолец». Одним из побудительных мотивов было то, что будущая жена, сокурсница Габрелянова, родом из Ульяновска. Как в остросюжетном фильме, карьера будущего медиамагната началась с разбора редакционной почты. В дальнейшем обстоятельства сложились таким образом, что в 1990 году он занял должность главного редактора.

Личная жизнь

Женат, имеет двух сыновей — Артёма (генеральный директор издательства комиксов Bubble) и Ашота Габреляновых (генеральный директор babo.com). Ашот постоянно проживает в США, в городе Нью-Йорке, а до сентября 2014 года являлся генеральным директором медиа-ресурса LifeNews.

У Габрелянова русская жена из Ульяновска, но он продолжает говорить на горисском диалекте армянского языка. По его утверждениям, он старается воспитать своих сыновей в армянском духе, знакомя их с культурным наследием своего народа. Он также использует обсценную лексику русского языка на планёрках в редакции.

Покровитель из Петербурга

В частных разговорах Габрелянов признавался, что всегда мечтал о полноценном холдинге: вдобавок к «желтым» газетам «Жизнь» и «Твой день», а также созданному позже порталу Lifenews, он хотел получить еще и респектабельную политическую газету, телеканал и радиостанцию. Ковальчук дал Габрелянову шанс реализовать мечту.

Именно Ковальчук с тех пор и был главным начальником Габрелянова. Периодически Арам Ашотович приходил на работу не в традиционных джинсах и майке, а в костюме, вспоминает один из сотрудников Габрелянова. По его словам, это означало, что «шеф» в этот день поедет в Петербург к «Юрию Валентиновичу». Костюм, рассказывал Габрелянов сотрудникам, он надевал только ради двух людей — Ковальчука и Путина. Визиты к последнему, к слову, случались значительно реже.

Первые плоды дружбы с Ковальчуком появились в 2011 году. Габрелянов получил первый элемент холдинга мечты — политическую газету. За полгода до выборов Госдумы очередного созыва он был назначен председателем совета директоров газеты «Известия», которая за три года до того перешла от «Газпром-медиа Холдинг» к НМГ. Первым делом Габрелянов выселил сотрудников из исторического здания на Тверской и пересадил в здание у метро «Белорусская», где располагался офис его «желтых» активов.

Фото: en.wikipedia.org / Sergey Samoylov Life

В этот период Габрелянов стал особенно часто бывать на совещаниях в Кремле у Владислава Суркова, выполняя все задачи власти по освещению избирательной кампании «Единой России», рассказывает знакомый кремлевского чиновника. При этом власть на расходы не скупилась — Габрелянова поощряли как никого другого, утверждает на условиях анонимности высокопоставленный единоросс.

Об особом статусе Габрелянова говорит еще один факт. Когда в конце 2011 года начались протестные акции и стало ясно, что Суркова увольняют с поста куратора внутренней политики, тот решил дать что-то вроде прощального интервью. По словам человека, близкого к Кремлю, Сурков настаивал, чтобы интервью вышло именно в «Известиях», причем поставил условие, что брать его будет лично Габрелянов. Тот согласился не сразу — посоветовался с руководством редакции «Известий» и, лишь заручившись одобрением коллектива, поехал в Кремль, рассказывает сотрудник холдинга.

Впрочем, первое время Габрелянов декларировал, что не собирается требовать от «Известий» излишней лояльности. Для примера он всегда говорил, что ни за что не согласится поставить в газете по итогам выборов заголовок «Блестящая победа «Единой России» — такая степень лояльности должна была быть свойственна Lifenews (подобные заголовки появлялись там регулярно), но не респектабельной газете, которую он обещал делать. Еще один бывший сотрудник подтверждает — до 2012 года Габрелянов «горел» «Известиями» и старался, чтобы информация в газете выглядела сбалансированно.

Ситуация начала меняться незадолго до президентских выборов. В разгар протестов он вызвал ключевых сотрудников газеты и сообщил, что, возможно, газете придется занять «патриотическую позицию» на фоне протестов. К лету он сдержал обещание и окончательно превратил ее в кремлевский рупор.

В Кремль как на работу

К этому моменту Габрелянов утратил интерес к «Известиям». Он вообще так устроен: сначала чем-то горит, потом увлекается новым, а старое уничтожает, рассказывает его знакомый. Вместо «Известий» менеджер готовил к запуску новые части империи — канал и радиостанцию. 

И то и то он получил в 2013 году. Канал Life был запущен с чистого листа, но почти тут же был включен в пакеты всеми ведущими кабельными операторами, а его журналисты сразу же получили самые привилегированные позиции в кремлевском пуле. Их стали брать на все без исключения мероприятия главы государства, рассказывает собеседник NT, знакомый с ходом запуска канала. Радио Габрелянову дали уже существовавшее и до того — «Русскую службу новостей». Ее возглавлял звездный и заслуженный ведущий Сергей Доренко, но ради Габрелянова с ним попрощались.

В Кремле Габрелянов стал бывать еще чаще, чем при Суркове, утверждают его знакомые. Внутриполитический блок президентской администрации возглавлял уже Вячеслав Володин, и Габрелянов публично рассказывал о дружбе с кремлевским чиновником. Источники NT утверждают, что регулярно видели медиаменеджера в приемной Володина. Он выходил оттуда с «заданиями», утверждает один из собеседников. Заметившие это журналисты других изданий стали называть его «теневым министром печати».

Габрелянову нравилось быть инструментом в политических интригах, утверждают его знакомые. Самый яркий пример — история с разносом правительства. В 2013 году Life опубликовал скандальную видеозапись под заголовком «Владимир Путин угрожает распустить правительство». Канал сообщил, что публикует фрагмент видео с закрытой части совещания с членами правительства, записанный после просьбы президента выключить камеры. На записи слышно, как Путин резко критикует собравшихся и угрожает отставкой.

В тот же день разгорелся скандал — пресс-секретарь президента Дмитрий Песков критиковал Life за нарушение этики, после появились сообщения об исключении журналистов из кремлевского пула. На самом деле видеозапись журналистам Life передали из пресс-службы президента, утверждают два информированных источника. Президент таким образом демонстрировал народу то, как он распекает чиновников, добавляет один из собеседников NT. Это подтверждается тем, что видеозапись позже показали в эфире всех центральных каналов. Габрелянову такие «разводки» всегда очень нравились.

Но и на этом расширение империи не закончилось. В 2015 году Габрелянов после долгой подготовки запустил новый канал в Петербурге — Life78. Канал, по замыслу, должен был критически освещать деятельность губернатора Георгия Полтавченко, утверждают собеседники. Полтавченко принято относить к сфере влияния братьев Ротенбергов, чрезмерное усиление нынешнего губернатора не слишком устраивает старшего товарища Габрелянова — Юрия Ковальчука.

Легенда об альтруисте

Самую характерную легенду о Габрелянове в 2013 году рассказала телеведущая Ксения Собчак. Якобы в 2000-х Кремль захотел контролировать набравший популярность таблоид Габрелянова «Жизнь», и тогда замглавы администрации президента Владислав Сурков пригласил его в Кремль. На встрече Сурков, по утверждению Собчак, предложил Габрелянову продать половину бизнеса понятным власти людям и таким образом отдать контроль над газетой. Медиамагнат же сделал неожиданный ход: сказал, будто так любит президента, что готов не продать бизнес, а отдать даром ради нужд страны. Кремлевского чиновника ответ настолько впечатлил, что долю у Габрелянова купили за бóльшие, чем предполагалось изначально, деньги, а самого его оставили не только управляющим газетой, но и в будущем доверили огромный холдинг.

Достоверность этой истории подтвердить невозможно, но сам Габрелянов ее никогда не опровергал. «Я всегда хотел работать с президентом, — отвечал он на просьбу своего знакомого — собеседника NT — прокомментировать легенду. — Это был хороший шанс».

В этой легенде суть представлений Габрелянова о бизнесе: он понимает, что в России можно зарабатывать деньги только на отношениях с властью, говорит знакомый с Габреляновым медиаменеджер. «В этом смысле он очень последователен, — иронизирует собеседник NT. — Если завтра к власти придет условный Госдеп, то его журналисты будут писать по-английски и восхвалять Навального».

Политические баталии

На всем протяжении 90-х годов ушедшего века, по всей стране происходили совершенно непредсказуемые события. Арам Габрелянов проявил свои лучшие профессиональные и человеческие качества. Переход печатных изданий на самоокупаемость оказался сложным и для многих газет убийственным. Для главного редактора Габрелянова газета «Слово молодежи» оказалась как любимый и слабенький ребенок. Пришлось провести аттестацию творческого коллектива. Выработать дальнейшую концепцию развития.   

Газета, изменив название, не только осталась «на плаву». Более того, Арам Габрелянов стал совладельцем популярных изданий в соседних областях. В результате больших хлопот, скандалов и финансовых затрат свет увидело региональное издание «Ведомости-Медиа». Затем последовал переезд в Москву и дальнейшее расширение бизнеса.

На фоне всех событий личная жизнь Арама Габрелянова оставалась стабильной. Муж и жена старались воспитать двух своих сыновей в соответствие с требованиями времени. Родительская любовь подкреплялась конкретной и адресной поддержкой. Старший сын возглавляет популярное книжное издательство в России. Младший – проживает в США.

Примечания

  1. Габрелянов Арам Ашотович. — Коммерсантъ, 04.04.2008. — № 56 (3873).
  2. С. Бессонов. Скифы, или Тайные проделки тейпа. — Симбирские губернские вести, 10.12.1999. — № 9(9).
  3. Вот такая пресса… — Форум vlcrime.net: о политической и криминальной жизни Дальнего Востока, 25.10.2007.
  4. Ольга Промптова. Жизненное пространство. — SmartMoney, 22.05.2006. — № 10(10).
  5. Арам Габрелянов: Хозяин «Жизни». — Главный герой (НТВ), 23.08.2008. — № 46455.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 февраля 2018.
  7. Болецкая Ксения «С „Известиями“ по жизни» // «Ведомости», 11.02.2011 г.
  8. . ТАСС (19 января 2015). — Экономика и бизнес. Дата обращения: 19 января 2015.
  9. Болецкая, Ксения; Зайцева, Надежда. . Ведомости (19 января 2015). — Компании. Дата обращения: 19 января 2015.
  10. . Радио «Свобода» (19 января 2015). — Новости. Дата обращения: 19 января 2015.
  11. (.doc). Следственный комитет Российской Федерации (14 августа 2017). — Общественный совет при СК России. Дата обращения: 27 августа 2017.
  12. Антон Степанов. . Life News (17 августа 2011). Дата обращения: 1 ноября 2013.
  13. Ксения Бурменко. . Российская газета (26 декабря 2012). Дата обращения: 22 августа 2013.
  14. Наталья Башлыкова. . Коммерсантъ-Online (17 августа 2011). Дата обращения: 1 ноября 2013.
  15. . Sostav.ru (19 августа 2011). Дата обращения: 1 ноября 2013.
  16. . Вести (10 мая 2012). Дата обращения: 1 ноября 2013.
  17. . Коммерсантъ (Волгоград), №50 (4832) (22 марта 2012). Дата обращения: 1 ноября 2013.
  18.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 апреля 2014.
  19. . «Meduza» (14 октября 2015). Дата обращения: 2 ноября 2015.
  20. . snob.ru. Дата обращения: 8 декабря 2018.
  21. . www.znak.com. Дата обращения: 8 декабря 2018.
  22. . Настоящее Время. Дата обращения: 8 декабря 2018.
  23. . meduza.io. Дата обращения: 8 декабря 2018.
  24. . Русская служба Би-би-си (5 мая 2014). — Россия. Дата обращения: 5 мая 2014.
  25. Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля 2014 г. № 269 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» официально не опубликован

Конфликты и скандалы

В 2011 году портал LifeNews опубликовал снимки со свадьбы депутата Государственной думы от «Справедливой России» Олега Пахолкова, на которых другой депутат Олег Михеев был запечатлён в форме нацистского адмирала Вильгельма Канариса. Михеев подал иск к Габрелянову с требованием признать фотографии недействительными, назвал в эфире РЕН ТВ владельца LifeNews негодяем, а после съёмок между Михеевым и Габреляновым произошла драка. Четыре экспертизы подтвердили подлинность снимков Михеева в нацистской форме, на основании чего суд Михееву в иске отказал. По встречному иску Габрелянова суд обязал Михеева возместить ему моральный вред и опубликовать опровержение своим заявлениям в эфире РЕН ТВ.

9 апреля 2014 года стало известно о том, что Габрелянов принял решение закрыть украинскую газету «Жизнь» из-за отказа местной редакции публиковать на фоне политического кризиса и «русской весны» пророссийские материалы. В частности украинские журналисты не согласились выпустить присланные из Москвы материалы «Защити нас, Россия», «Россия, помоги» и «Необандеровская диктатура». По словам сына Габрелянова Ашота, являвшегося исполнительным директором News Media, политического конфликта с украинской редакцией у московского руководства холдинга не было, а отказ публиковать материалы сотрудники объясняли возможностью последующего применения к ним санкций властями Украины.

14 октября 2015 года депутаты петербургского Законодательного собрания обратились к Владимиру Путину с просьбой не допустить одновременного закрытия старейших городских газет «Вечерний Петербург», «Смена» и «Невское время». Решение о закрытии газет вследствие убыточности, а также увольнениях работников 100ТВ и его закрытии, принял Габрелянов, ставший в 2015 году новым руководителем «Балтийской медиагруппы».

В 2016 году хакерская группа «Анонимный интернационал» опубликовала часть переписки Габрелянова. В частности, в переписке упоминался пентхаус на Лазурном берегу. Комментируя публикацию, Габрелянов заявил, что у него нет зарубежной недвижимости, и пообещал «подарить пентхаус» тому, кто его найдёт. В 2018 году Алексей Навальный опубликовал расследование, согласно которому в 2009 году Габрелянов купил квартиру в Париже за 1,9 млн евро. Ссылаясь на обещание Габрелянова, Навальный потребовал подарить ему эту квартиру. Габрелянов прокомментировал требование Навального следующим образом: «Я заработал, я купил, и купил её давно! Хомячков не разводил, денег с Госдепа не получал! А то, что я доказываю то, что ты шнурок, по-любому, и буду доказывать!».

Хроника падения

В конце 2015 — начале 2016 года на рынке появились невероятные, как тогда казалось, слухи: у Габрелянова отнимут «Известия». Сам он долго опровергал эту информацию, но в газете вскоре начались перестановки. В начале февраля прошлого года с поста главного редактора ушел назначенный Габреляновым Александр Потапов. Его место занял бывший вице-губернатор Калужской области Арсений Оганесян. Он — креатура председателя совета директоров НМГ Кирилла Ковальчука, хотя до того решения по менеджменту редакции принимал только сам Габрелянов, отмечает собеседник в холдинге.

Уже летом 2016 года «Известия» вывели из управления Габрелянова и переделали в прямое ведение НМГ. Позже их объединили с другими активами группы — РЕН ТВ и «Пятым каналом». Никаких внятных объяснений произошедшего тогда не прозвучало.

В этом году процесс продолжился. В марте появилась информация о выводе из управления Габрелянова канала Life78, затем пошли сообщения о закрытии созданной Габреляновым на базе РСН радиостанции «Life звук». Наконец, в августе было объявлено о прекращении вещания канала Life. Кроме этого, стало известно, что Габрелянов уволен с должности заместителя генерального директора НМГ, которая символизировала объединение его холдинга с группой Ковальчука.

Вероятно, после выборов президента 2018 года у него отнимут и сайт Life.ru, прогнозирует человек в НМГ. Габрелянов стал жертвой модели объединения бизнеса с НМГ. Все активы находились в его управлении, но значительные доли принадлежали группе, так что забрать у него все активы было легко, продолжает собеседник. Понимая это, Габрелянов вывел всех ключевых сотрудников из Life. Уже несколько бывших сотрудников Габрелянова запустили новые проекты, в которых он выступает инвестором.

Один из таких проектов — футбольный клуб «Арарат». Габрелянов сейчас им сильно увлечен, сообщил знакомый с медиаменежером собеседник, близкий к руководству кремлевской администрации. По данным РБК, в сентябре Габрелянов через своего представителя стал собственником клуба. Собеседник NT говорит, что слышал на высоком уровне обсуждения других вариантов дальнейшего трудоустройства менеджера. «Слышал даже идею сделать его деканом факультета журналистики», — сообщил собеседник, не уточнив, о каком вузе идет речь и насколько серьезно звучала эта идея.

Биография

Арам Ашотович Габрелянов родился 10 августа 1961 года в Дербенте (Дагестанская АССР, СССР). Его дед Николай Тер-Габриелян был настоятелем монастыря в селе Татев в Зангезур. Когда в Советском Союзе начали преследовать священников, его семья переехала в Дагестан и обосновалась в Дербенте, где проживало около 500 армянских семей. Там они поменяли свою церковную фамилию Тер-Габриелян на фамилию Габрелянов.. Отец Ашот был каменщиком.

Работал мастером по ремонту швейных машин. Служил в армии. В 1985 году Габрелянов переехал в Ульяновск, на родину жены, с которой учился на одном курсе, и стал стажёром в областной газете «Ульяновский комсомолец».

В 1988 году окончил факультет журналистики МГУ по специальности «журналист». Был распределён на работу в Ульяновск, где стал корреспондентом газеты «Ульяновский комсомолец», затем там же работал ответственным секретарём.

22 мая 1990 года Ульяновский обком ВЛКСМ переименовал газету «Ульяновский комсомолец» в «Слово молодёжи». Вскоре главным редактором ульяновской молодёжки стал Габрелянов, который сумел поднять тираж газеты с 9000 до 210 000 экземпляров. В 1992 году газета была приватизирована своими сотрудниками во главе с Арамом и ещё раз сменила название на «Симбирские губернские ведомости».

В 1995 году Габрелянов купил в городе Димитровград Ульяновской области газеты «Местное время» и «Скифы», на их базе создав региональный издательский холдинг «Ведомости-Медиа», в который позже вошли газеты Нижнего Новгорода, Самары, Саратова и Волгограда. По данным газеты «Ведомости», Габрелянов также владел газетами «Красноярский комсомолец» и «Час пик» (Санкт-Петербург).

Переезд в Москву

В 1996 году Габрелянов переехал в Москву и в 1997 году начинал издавать еженедельную газету «Московские ведомости». В 2000 году еженедельник переименован в газету «Жизнь», занимавшейся публикациями о личной жизни звёзд российского шоу-бизнеса. В 2006 году тираж издания превысил 2 млн экземпляров.

В апреле 2001 года Габрелянов вместе с шестью сотрудниками газеты учредил ООО «Издательский дом Жизнь». В 2005 году ушёл с поста генерального директора и главного редактора и в сентябре создал и возглавил холдинг ОАО «Ньюс Медиа». В 2006 году Габрелянов объединил в свой холдинг издания, выходившие под брендом «Жизнь» в 50 городах России, продав 50 % −1 акцию за $40 млн совладельцу инвестиционной группы UFG Борису Фёдорову. Осенью того же года учреждён ежедневный таблоид «Твой День». В 2007 году — председатель совета директоров и редакционный директор холдинга, с 2008 года — гендиректор «Ньюс Медиа».

11 марта 2008 года начал работать новый проект Габрелянова — информационно-развлекательный интернет-портал Life.ru. Осенью 2009 года вместо Life.ru запущен информационный портал Lifenews.ru, был открыт глянцевый таблоид — журнал «Жара», начали работать тематические интернет-порталы LifeSports.ru и LifeShowbiz.ru. В начале марта 2010 года холдинг вновь начал издавать деловую газету «Маркер».

В апреле 2011 года Габрелянов занял пост председателя совета директоров ОАО «Редакция газеты „Известия“», принадлежащей «Национальной медиа группе». Ранее Габрелянов был назначен заместителем генерального директора «Национальной медиа группы». После назначения Габрелянова, в конце мая 2011 года редакция переехала с Пушкинской площади, где находилась с 1926 года — в офисный центр на территории завода «Дукс» в промзоне САО города Москвы. Переезд был сопряжён с увольнениями большей части сотрудников и наймом новых. Часть журналистов прежнего состава назвала перемены «символическим актом насилия» и пыталась избрать новым главным редактором Сергея Мостовщикова, но после выплат выходных пособий конфликт был улажен.

19 января 2015 года вступил в должность президента холдинга «Балтийская медиагруппа», которая стала вакантной после смерти 9 января основателя компании Олега Руднова.

В 2017 году стал инвестором новостного паблика Mash, экономического шоу «Адские бабки», агентства нативной рекламы «Изюм» с «Дружко шоу», военного проекта WarGonzo, стримингового проекта Black Elephant и «Гигарамы». Руководителями этих проектов были выходцы из Life.

В сентябре 2017 года стал владельцем московского футбольного клуба «Арарат», финансировать который будут владелец группы «Ташир» Самвел Карапетян и совладелец группы «Авилон» Камо Авагумян.