Оглавление
- Судьба художника
- Данте и Вергилий в аду: Вильям Бугро, 1850
- Контекст создания полотна
- История создания картины: две версии
- Критические замечания к картине[править]
- Полотно-откровение
- Перед атакой. Под Плевной (1881)
- Сюжет
- Ночь: Аксел Вальдемар Йоханнессен, 1920
- Меняю карьеру военного на мольберт!
- Задний план
- «Ужасы войны»
- Смерть скупца: Иероним Босх, 1490
- История
- «Апофеоз войны», Верещагин Василий Васильевич — описание картины
- Скандальная слава
- История создания
- Апофеоз войны — программное произведение Василия Верещагина
- Значимость полотна
- Картины Верещагина предлагали сжечь
- Что такое костница (костехранилище)
- Смертельно раненый (1873)
- Могильные Товары: Джефф Кристенсен
Судьба художника
После Средней Азии Верещагин объездил весь свет: Индия, Япония, Сирия, Палестина, США, Куба и Филиппины, не говоря уже о Европе. Из каждой экспедиции он привозил свои батальные и этнографические сюжеты. По мнению живописца, настоящий художник должен путешествовать — искать натуру, собирать материал.
Идейная позиция художника определилась после поездки в Туркестан и Индию. Верещагин вернулся с мыслью об ужасе и бесчеловечности «азиатского варварства». Именно поэтому в Туркестанской серии есть подсерия «Варвары» (куда входит и картина «Торжествуют»).
Верещагин был художником с фотографическим видением. Он считал, что каждая картина может передать только один момент жизни. Поэтому для выражения полноты замысла и описания ситуации он прибегал к принципу серийности.
За Туркменскую серию Третьяков отдал 92 тыс. рублей
Верещагин, в отличие от художников-современников, особое внимание уделял человеческой психологии: во-первых, он изучал своеобразие психологического склада личности по этническому типу; во-вторых, рассматривал, как отразился этот психологический склад на материальной культуре. Вице-адмирал Макаров и Верещагин в каюте, 1904 год
(wikimedia.org)
Вице-адмирал Макаров и Верещагин в каюте, 1904 год. (wikimedia.org)
При всём пацифизме, Верещагин всё же оставался человеком войны. Критикуя жестокость и агрессию, он оправдывал действия русской армии в Средней Азии. По мысли художника, война, хотя и является пережитком варварства, остаётся единственным способом это самое варварство искоренить.
Данте и Вергилий в аду: Вильям Бугро, 1850
Полотно написано на сюжет знаменитой «Божественной комедии» Данте. Итальянского автора эпохи Возрождения. Бугро, один из основоположников французского романтизма, изображает экспрессиуню, яростную борьбу двух душ, которые были прокляты.
Данте и Вергилий в адуАдольф Вильям Бугро
Эта душа Джанни Скикки, который попал в ад за обмен с целью личного обогащения, и алхимик-еретик Капоккио. Анализируя картину, следует отметить гармоничное и пропорциональное строение хорошо сложенных мужских тел, в соответствии с канонами классической живописи. Один мужчина в отчаянии грызет и кусает второго. Основной мотив картины — отчаяние и ярость.
Контекст создания полотна
Во второй половине 1860-х генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками в Средней Азии К. П. Кауфман пригласил художника к себе на службу — тот должен был состоять при генерале в чине прапорщика. Василий Верещагин согласился и отправился в Ташкент, затем в Самарканд, где он участвовал в обороне осаждённого города.
Критики называли Верещагина ташкентско-бомбейским величеством
Дважды художник отправлялся в Среднюю Азию и провёл там немало времени. Он неизменно оказывался в гуще событий, переживал лично всё происходящее, чтобы затем писать честные каратины об истинном характере войны.
Над Туркестанской серией Верещагин работал два года в Мюнхене. В предисловии к каталогу, составленному им самим, Верещагин говорил: «Варварство среднеазиатского населения так громадно, а экономическое и социальное положение в таком упадке, что чем скорее проникнет туда с того или другого конца европейская цивилизация, тем лучше. Если мои верные очерки помогут уничтожению недоверчивости английской публики к их естественным друзьям и соседям в Средней Азии, тягость путешествия и труд устройства выставки будут более чем вознаграждены».
В Европе работы Верещагина встретили тепло. Настал черёд везти полотна на родину. Первым был Петербург. Вокруг верещагинской выставки разгорались страсти. Военные были недовольны. Верещагину пришлось пережить резкие нападки за якобы клевету на русскую армию. Даже генерал Кауфман был оскорблён увиденным: по воспоминаниям художника, главный начальник Туркестана имел слабость рассердиться на некоторые из туркестанских картин. «Он некоторым образом шельмовал меня перед всем своим штабом на приёме, доказывая мне, что я во многом «налгал»: отряд де его никогда не оставлял на поле боя убитых и т. п. Статский генерал С*** окончательно вывел меня из терпения, рассказывая о своих впечатлениях перед моею «клеветою» на солдат. Я пожёг те картины, что им кололи глаза», — указал в дневниках художник. Речь идёт о картинах «Забытый», «Окружили — преследуют» и «Вошли».
Верещагин во время русско-турецкой войны. (wikimedia.org)
Москва получила первые сведения о картинах Верещагина из петербургских газет и из собственных источников. Например, корреспондент «Московских ведомостей» так охарактеризовал полотна Верещагина: «Это эпопея туркестанской войны, изображённая с туркменской точки зрения… Герои — туркмены, побеждающие русских и торжествующие свою победу. Поэт-художник воспевает их подвиги и венчает их апофеозой из пирамиды человеческих черепов».
Когда же выставка доехала до Москвы, все полотна купил за 92 тыс. рублей Павел Третьяков и предложил в подарок училищу живописи и ваяния, но с условием, чтобы учебное заведение сделало пристройку с верхним освещением, где бы и могла помещаться вся коллекция. В училище посчитали, во сколько обойдётся стройка, попытались получить от Третьякова ещё 15 тыс. рублей, в ответ на что услышали, что коллекционер изменил решение и намерен передать работы Верещагина Обществу любителей художества. Последнее от подарка отказалось под предлогом отсутствия площадей для хранения. Тогда Третьяков построил новые залы при своей галерее и оставить коллекцию себе.
Несмотря на критику, Верещагин всё же произвёл фурор. Академия художеств даже вознамерилась присвоить ему звание профессора, на что Василий Васильевич ответил следующее (и текст этот был опубликован в прессе): «Известясь о том, что императорская Академия художеств произвела меня в профессора, я, считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, начисто отказываюсь от этого звания». В ответ на это началась травля.
Н. Л. Тютрюмов, давно уже добивавшийся профессорского звания, решил воспользоваться моментом. Он напечатал в «Русском мире» статью под заглавием: «Несколько слов касательно отречения г. Верещагина от звания профессора живописи». Автор текста утверждал, что картины написаны не самим Василием Васильевичем, а «компанейским способом», в Мюнхене. Ведь, по мнению Тютрюмова, совершенно невероятно, чтобы один человек в столь короткий срок создал такую массу полотен.
Дело в том, что Верещагин действительно пригласил архитектора для помощи в выполнении некоторых технических деталей, но эта подсобная работа ни в какой мере не может подвергать сомнению авторство самого художника.
В защиту Верещагина выступили Репин, Крамской, Стасов, Ге, Шишкин, Якоби и многие другие. Они организовали экспертизу, результаты которой были всенародно оглашены. Честь Верещагина была восстановлена.
История создания картины: две версии
«Апофеоз войны» — картина, приобретшая такое мощное вневременное звучание, что обе версии, якобы натолкнувшие художника на создание шедевра, кажутся смехотворными.
По первой, женщины двух городов — Дамаска и Багдада — обратились с жалобой к Тамерлану на своих мужей, грешников и развратников. И вот этот исключительной порядочности человек, склонный к моногамии, принял глубоко к сердцу бабью дурь и уничтожил 200 тысяч человек, из черепов которых сложили 7 пирамид. Уничтожали сластолюбцев зверски: черепа носят следы пуль и сабельных ударов. Надо полагать, что обманутые жены остались очень довольны увиденным и бесконечно благодарили Тимура. Может быть, легенда была своего рода пиар-ходом, оправдывающим в веках зверства одного из десяти самых жестоких завоевателей.
Второй вариант тоже свидетельствует о жестокости Тамерлана, приказавшего отрубленную голову путешественника положить на самый верх пирамиды из черепов казненных ранее людей. Очевидно, оба случая имели место, что свидетельствует о жестокости как мужчин, так и женщин, но они были частными.
Критические замечания к картине[править]
- Неправдоподобность. Как известно, череп — это не единственная составляющая человеческого скелета, за исключением такового у профессора Доуэля. Напрашивается вопрос: где остальные кости? Даже если они расположены внутри тетраэдра, то по теории вероятности хотя бы одна из них обязательно должна выглядывать из общей массы, поскольку их удельный объём довольно велик.
- Оскорбление украинского народа. Если не считать тетраэдра, то у картины наблюдается большое сходство с украинским флагом, а если судить по горе черепов в центре «флага», то напрашивается мысль, что якобы «вже вмерла України і слава, і воля», и её территорию давно пора оккупировать.
- Название. При чём тут апофеоз и война?
Полотно-откровение
Картину невозможно описать словами: она потрясает. Сила ее воздействия на нормальных людей так высока, что прусский генерал советовал Александру II сжечь ее, дабы все видевшие картину не превратились в пацифистов. Да и русский император был очень недоволен произведением, очевидно, он считал, что подобные полотна убивают патриотизм, желание воевать вообще, в том числе и защищать Родину. Вот какого апокалиптического звучания достиг в этой своей работе В.В. Верещагин. «Апофеоз войны», картина, написанная в 1871 году, входит в Туркестанскую серию (1871-1874), появившуюся в результате поездок художника в 1867-1870 годах. В. Верещагин принимал участие в военных действиях и был награжден орденом св. Георгия за бой под Самаркандом.
Все картины этой серии очень хороши («Ворота Тамерлана», «Портрет бачи», «Смертельно раненный»). Но, разумеется, центральным произведением была картина-откровение «Апофеоз войны». Василий Верещагин, показавший уже серию в Лондоне (выставка была в Хрустальном дворце), поставил условием приобретение всей серии целиком. В 1874 году П.М. Третьяков купил ее за 92 тысячи серебром.
Перед атакой. Под Плевной (1881)
Огромное четырёх метровое полотно в человеческий рост охватывает момент ожидания начала атаки. Балканская война отличалась особой жестокостью и бездарным командованием. Под Плевной полегло тысячи русских солдат. Верещагин был свидетелем происходящего. Он, рискуя своей жизнью, активно участвовал в боевых действиях. Именно это позволило создать потрясающее по своему психологическому накалу широкомасштабное полотно.
Художник говорил, что, только участвуя в событиях, проливая кровь, узнав холод и голод, можно написать достоверную картину о войне. Поэтому картины Верещагина всегда имели потрясающее влияние на зрителей.
12
Сюжет
На картине изображена пирамида из человеческих черепов на фоне разрушенного города и обугленных деревьев среди раскалённой степи. Стаи голодных хищных птиц кружат над пирамидой, садятся на черепа. Всe детали полотна, в том числе серовато-желтый колорит, символизируют смерть и опустошение, передают ощущение высушенной солнцем, умершей природы. Ясное синее небо лишь подчёркивает мёртвенность картины. Здесь живут только вороны — символы смерти в искусстве.
«Апофеоз войны» в символичной форме рассказывает об ужасах войны, что приносит только горе, уничтожение, разрушение. В ней художник сурово осуждает все захватнические войны, несущие смерть.
Известный русский художественный критик Владимир Стасов так писал об «Апофеозе войны»:
«Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожжённую степь и среди неё пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими ещё уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества…»
Ночь: Аксел Вальдемар Йоханнессен, 1920
От полотна «Ночь» исходит ощущение безнадежности, безысходности, беспросветного мрака. Художник пишет ночь как время кошмаров, бредовых снов и галлюцинаций, время безграничного человеческого одиночества. Именно ночью человек осознает, что он — никто и ничто; вот основная идея живописца.
НочьАксел Вальдемар Йоханнессен
У каждого художника свое видение прекрасного и свое восприятие ужасного. Эти картины можно ненавидеть, но знать об их существовании необходимо. Возможно, один взгляд, брошенный на такое произведение искусства, заставит человека задуматься о важных вещах. Поэтому даже самые страшные картины в искусстве, несомненно, имеют право на существование. И чем дольше смотришь на них, тем больше понимаешь художника.
Меняю карьеру военного на мольберт!
Василий Васильевич родился в середине XIX века. Он был блестяще образованным человеком, дворянином, потомственным военным. В юности окончил Морской военный корпус и пошел служить. Однако по мере взросления Верещагин понял, что военная стезя — не его призвание. В результате переоценки ценностей молодой мичман бросил службу и поступил в Академию художеств.
По ее окончании Верещагин отправился в Париж, чтобы продолжить обучение. Завершив свое художественное образование и приобретя некоторый вес в столичном обществе, Василий Васильевич получил приглашение генерала Туркестанского округа Константина фон Кауфмана. По условиям устной договоренности Верещагину нужно было переехать в Центральную Азию.
Он сделал это с легким сердцем, надеясь получить богатый материал для творчества. Однако на месте молодому художнику опять пришлось вспомнить военную службу. Туркестанский округ почти постоянно находился на перекрестке боевых действий. Василию Васильевичу даже пришлось участвовать в многодневной обороне Самарканда, за что он был приставлен к ордену.
Задний план
Работая изолированно в последнее десятилетие своей жизни, Сезанн часто упоминал в своих письмах о смертности: «Для меня жизнь стала смертельно однообразной»; «Что до меня, я стар. У меня не будет времени выражаться»; и «С таким же успехом я мог бы умереть». Не исключено, что смерть его матери 25 октября 1897 года — она оказывала защитное и поддерживающее влияние — ускорила его размышления о смертности, предмете, который преследовал художника с конца 1870-х годов, но не нашел изобразительной формы для другого. двадцать лет. В то же время начало ухудшаться здоровье Сезанна.
Озабоченность Сезанна смертью была постоянной темой, которую можно идентифицировать в ряде натюрмортов с черепами, которые он создал между 1898 и 1905 годами. Эти картины, выполненные как маслом, так и акварелью, предлагают более тонкое представление традиционной темы vanitas .
«Ужасы войны»
Картина «Апофеоз войны» действительно имела первоначальное название «Торжество Тамерлана», но планетарный трагизм полотна поднял его над границами и временем. Величайший русский художник не является баталистом в полном смысле слова, у него нет ни стройных рядов наступающих, ни блеска оружия. Он, как Гойя, показывает «ужасы войны» (так называлась серия великого испанца), трагизм, грязь и запредельную жестокость. Не многим гениям удается передать все это в одном произведении.
И название «Апофеоз войны» подобрано удивительно точно. Смерть-победительница смотрит с полотна: выжженная земля, деревья, которые никогда не зазеленеют, мертвый город вдали, обезображенные останки жителей и защитников крепости на переднем плане и ее символы и спутники — воронье, которое все еще надеется чем-то поживиться в этом мертвом месте.
Смерть скупца: Иероним Босх, 1490
Показывая жестокие мучения умирающего, один из великих художников Босх осуждает скупость — один из самых страшных смертных грехов. Своим полотном мастер пытается донести до зрителя идею о том, что скупой человек, умирая, не будет знать покоя и покаяния, одолеваемый мыслями о своем богатстве.
Смерть скупцаИероним Босх
Вероятно, произведение было написано для украшения одной из створок алтаря в католическом храме. Об этом говорит своеобразная композиция картины, ориентированная по диагонали.
Смерть человека, запертого в маленькой комнате и постоянно тревожащегося за свое богатство, не вызывает сочувствия; скорее, образ скупого вызывает отвращение и горячее осуждение.
История
Задний план
«Апофеоз войны» был написан Верещагиным в 1871 году. В то время Верещагин проживал в Мюнхене, Германия, где он написал 13 произведений искусства (включая « Апофеоз» ), изображающих его более раннее путешествие с Российской Императорской Армией по Средней Азии. сражаясь против различных фракций и завоевывая то, что впоследствии станет Русским Туркестаном . Как классически образованный военный художник , многие работы Верещагина были сосредоточены на сценах сражений между русской армией и войсками Хивинского и Кокандского ханств .
Описание
Апофеоз изображает груду человеческих черепов, установленных на бесплодной земле после битвы или осады. Видно, что стая падальщиков занята сбором кучи; некоторые птицы уже приземлились, а другие прилетают или устраиваются на ночлег на ближайших деревьях. Земля под ними — землисто-желтая, покрытая травой, дополняющая грязный цвет слоновой кости частично обесцвеченных черепов. Тень, отбрасываемая курганом, в сочетании с множеством черных отверстий, созданных пустыми челюстями и глазницами, придает картине ощущение глубины, еще больше усугубляя масштабы смертоносной груды. Гряда гор служит разделительной линией для картины, отделяя просторы степей от пустоты неба, в то время как город Самарканд можно увидеть в дальнем правом углу картины. Стены города явно прорваны, что является отсылкой к осаде Самарканда летом 1868 года, когда русский гарнизон отбил атаку Бухарида . Пирамидоподобная груда черепов относится к монгольским завоеваниям , поскольку, согласно письменным источникам, монголы построили пирамиды из черепов своих врагов. Документально подтверждено, что это произошло в Ургенче , Киеве , Багдаде и в самом Самарканде в 1220 году. На раме работы Верещагин написал, что он посвящает картину «всем великим завоевателям прошлого, настоящего и будущего».
Прием
Верещагин выставлял свое искусство на нескольких площадках в 1870–1880-х годах. Хотя его более традиционные работы были хорошо приняты, две его работы из кампании вызвали серьезные споры. В частности, «Апофеоз войны» и « Оставленный позади» считались глубоко антивоенными и некоторыми рассматривались как изображение российской армии в плохом свете; в результате российское правительство запретило показ этих двух картин на выставках Верещагина в России. Художник испытал аналогичную негативную реакцию, когда выставлял свои работы в Германии, особенно когда « Апофеоз» увидел немецкий фельдмаршал Гельмут фон Мольтке Старший . В широко цитируемом событии картина вызвала смущенную и ошеломленную реакцию Мольтке, который приказал запретить немецким солдатам видеть картину. Этот приказ был поддержан военным министром Австрийской империи , издавшим аналогичный запрет.
Верещагина не волновали запреты на просмотр его картин, но его беспокоило растущее количество обвинений в России в клевете на российскую армию. В ответ художник сжег три свои менее известные картины. Несмотря на споры вокруг некоторых его работ, Верещагин продолжал рисовать сражения и их последствия до своей смерти во время русско-японской войны .
«Апофеоз войны», Верещагин Василий Васильевич — описание картины
Это полотно можно считать самым ярким и выразительным обличителем ужасов войны. Хотя она была создана под впечатлением от примитивной жестокости восточных завоевателей, у нее нет узкой направленности — она адресована всем, кто затевал и затевает войны. Недаром сам автор оставил на раме полотна надпись о том, что картина посвящается завоевателям прошлого, настоящего и будущего.
По легендам, за войсками Тимура оставались груды трупов и черепа, сложенные в пирамиду. Даже в те дни, когда жил художник, варварская традиция сохранилась — восточные правители рассматривали отрубленные части тела врагов как военные трофеи. Художник воспринял эту привычку как символ. В результате получилась уникальная по своей выразительной силе картина, которая не утратила своей актуальности и в наше время.
По силе воздействия на сознание смотрящего, заключенной в этом полотне, ее вполне можно сравнивать с лучшими произведениями Дали, настолько она пропитана самим духом символизма. Но, в отличие от Дали, ее символизм не безобиден и лишен абстрактности. Все, что изображено на полотне — это символы одного конкретного, безжалостного и неотвратимого бедствия — войны.
Лишив картину характерных временных, исторических зацепок, художник сделал ее отражением результата любых военных действий, вне зависимости от того, когда и где они могли происходить. Такой эффект война производила тысячу лет назад, в наши дни, такой она может остаться и в будущем. Полотно просто кричит об этом: «Люди, посмотрите, что вы делаете!?».
Огромная выразительная сила полотна достигнута минимальными художественными средствами. Перед нами обширная панорама, представляющая собой пустынную, выжженную местность с отдельными уцелевшими остовами сгоревших, обугленных деревьев. В ней нет жизни, нет ни капли зеленого цвета — только мертвый желтый песок и черные сухие деревья. Единственный признак жизни здесь — это стая черных воронов, символов смерти. Они на полотне везде — летают в небе, сидят на деревьях, справляют тризну по павшим.
Вдалеке виднеется разрушенный город, также изображенный желтыми «сухими» красками. Он пуст и заброшен, в нем не осталось жителей, вообще нет ничего живого. Всю эту картину массового опустошения освещает яркое безжалостное солнце под холодным, безжизненным и равнодушным небом.
На переднем плане полотна изображена огромная гора человеческих черепов, сложенных в пирамиду. На ней сидят вороны, а множество следов от ударов сабель и пуль свидетельствуют о том, что перед нами защитники и мирные жители города. Вот что принесла с собой война — смерть, разрушения и полное опустошение. Край, который когда-то был ярким и цветущим, полным жизни и радости, превратился в страшное место, где остались только падальщики.
На картине нет указания ни на конкретное место действия, ни на временной период, ни на того, кто совершил все эти злодеяния. Хотя изначально картина задумывалась как историческая, отражающая итоги походов Тамерлана, который славился своей жестокостью и особым пристрастием к отрубанию голов, замысел перерос сам себя. Полотно стало гениальным обличителем всех войн. Где бы они не велись, за что бы ни боролись люди, итог войн всегда один — массовые бессмысленные жертвы, разрушенные до основания города, плодородные земли, превращенные в бесплодные пустыни, населенные лишь воронами и ползучими гадами.
Художник, всю жизнь участвовавший в военных действиях и отдавший свою жизнь за царя и Отечество, как никто другой хорошо знал суть войны, видел ее итоги собственными глазами. Ему удалось создать уникальную по выразительности и символичности картину — яркое обличение безжалостности войны.
http://www.proza.ru/2017/08/27/1449http://www.syl.ru/article/178434/new_apofeoz-voynyi—tsentralnoe-polotno-turkestanskoy-serii-hudojnika-vereschaginahttp://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2077-apofeoz-voyny-vereschagin-vasiliy-vasilevich-opisanie-kartiny.html
Скандальная слава
Не все современники Верещагина понимали и принимали его творчество. Почему так происходило, объяснить нетрудно. Одна из самых известных картин мастера была названа «Апофеозом войны». На ней изображена целая гора человеческих черепов, над которыми кружат стаи воронов. Вокруг — выжженная, опустошенная земля. Никаких тебе триумфальных шествий, маршей и бравых офицеров-победителей!
Верещагинская трактовка апофеоза войны пришлась тогда по душе не многим. Слишком уж откровенно, предельно трагически и без прикрас он писал. Особенно не понравились картины Василия Васильевича бравым офицерам, всей душой ратовавшим за славу русского оружия. Художника начали травить.
Самое большое возмущение вызывала его картина «Забытый». На ней изображено тело погибшего в бою русского солдата, о котором все забыли. Труп клюют ненасытные падальщики. Героя, отдавшего жизнь за Российскую империю, некому даже похоронить по-человечески.
Картина «Забытый» была настолько явным упреком имперским устремлениям России, что официальные власти заклеймили творчество Верещагина. Солдатам запрещали посещать выставки его работ, настолько те были провокационными и попахивали бунтом. Элита полностью игнорировала Верещагина. Галереи не хотели выставлять его полотна. Не было на них и покупателей.
История создания
Картина была написана в 1871 году. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». Замысел был связан с Тамерланом, войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов, однако картина не носит конкретно-исторический характер. Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда он приказал каждому воину из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено семь пирамид из голов.
По другой версии, известная картина «Апофеоз войны» была создана Верещагиным под впечатлением рассказа о том, как правитель Кашгара Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей. В 1867 году Верещагин уехал в Туркестан, где он состоял прапорщиком при генерал-губернаторе К. П. Кауфмане. Россия тогда покоряла эти земли, и Верещагин насмотрелся на смерть и трупы, вызвавшие у него сострадание и человеколюбие. Здесь и появилась известная «Туркестанская серия», где художник-баталист изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены быта Средней Азии. А после поездки в Западный Китай в 1869 году, где поднявшиеся в 1864 г. на борьбу против власти империи Цин повстанцы-мусульмане зверски вырезали местное китайское население, оставив на своем пути груды непогребенных скелетов, появилась картина «Апофеоз войны».
Однако ни в коем случае нельзя считать «Апофеоз войны» зарисовкой с натуры. Более реалистичной зарисовкой, из которой, по всей видимости, выросло это гениальное полотно, была малоизвестная картина Верещагина «Развалины театра в Чугучаке», где среди руин здания лежат человеческие черепа. Оригинал этой картины хранится в Государственной Третьяковской Галерее.
Известно, что после того, как в течение 1864-1865 гг. повстанцы ликвидировали цинские гарнизоны в Кашгарии и вырезали местных китайцев и маньчжуров, отказавшихся принять ислам, в регионе не осталось цинских войск. Подавление восстания мусульман, создавших свое государство Йеттишаар, цинскими войсками под командованием Цзо Цзунтана произошло только в 1877-1878 гг., поэтому в 1869 г. в Чугучаке Верещагин видел результат действий повстанцев, а не цинских войск, как принято считать в популярной литературе.
Апофеоз войны — программное произведение Василия Верещагина
Картина «Апофеоз войны» была написана Василием Верещагиным в 1871 году. На современников художника она произвела сильное впечатление, но и более ста лет спустя перед ней останавливаются, размышляя о жизни и смерти. «Апофеоз войны» можно назвать программным произведением Верещагина. В настоящее время произведение находится в Государственной Третьяковской галерее. И искусствоведы продолжают спорить об истории возникновения сюжета, находя всё новые подтверждения или опровержения то одной, то другой версии.
Василий Васильевич Верещагин наиболее известен как художник-баталист. Он родился в 1842 году в Череповце, закончил морской кадетский корпус, недолго служил, затем поступил в петербургскую Академию художеств, обучался живописи в Париже.
В 1867 году Верещагин уехал в Туркестан, где в звании прапорщика состоял художником при генерал-губернаторе К. П. Кауфмане. «Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал…»», — писал художник. Здесь он замыслил известную «Туркестанскую серию», в которой позже изобразил не собственно батальные сцены, а моменты, предшествующие сражению либо следующие за ним. Также он писал природу и сцены быта жителей Средней Азии. Впрочем, на войне Верещагин не просто созерцал происходящее, чтобы запечатлеть его после на бумаге. Сменив карандаш на ружье, он участвовал в боях, выдержал вместе с солдатами и офицерами осаду Самарканда, за боевые заслуги получил орден Св. Георгия 4–го класса. Но в любых условиях делал зарисовки.
Вернувшись из Туркестана, Верещагин в 1871 году уезжает в Мюнхен, где на основе этюдов и привезённых коллекций усиленно работает над туркестанскими сюжетами. В окончательном виде «Туркестанская серия» включала в себя тринадцать картин, восемьдесят один этюд и сто тридцать три рисунка. В таком составе она была показана на первой персональной выставке Верещагина в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 в Петербурге и Москве.
Ряд батальных картин был объединён художником в серию, которую он назвал «Варвары». Картина «Апофеоз войны» входит именно в неё, а она в свою очередь является частью «Туркестанской серии».
Значимость полотна
Надо отметить, что Василий Верещагин предъявлял претензии не к каким-то абстрактным завоевателям, он корил и себя конкретно за участие в боевых действиях. Об этом он писал в письме к Стасову. И поэтому не удивляют слова о том, что полотна Туркестанской серии заставляют сердце наполняться гордостью, потому что «Верещагин русский». Так высоко оценил Крамской «Апофеоз войны».
Описание можно закончить тем, что, по словам того же Крамского, художнику удалось в картине достичь единой цветовой гаммы, что холст размером 127 х 197 см является украшением зала Верещагина в Третьяковской галерее. Смерть и война отомстили художнику-обличителю: броненосец, в котором Василий Верещагин отправлялся на русско-японскую войну, подорвался на мине в 1904 году.
Картины Верещагина предлагали сжечь
«Апофеоз войны» произвёл гнетущее впечатление на великосветскую публику в России и за рубежом. Императорский двор счёл это и другие батальные полотна художника порочащими русское воинство. Один генерал из Пруссии даже уговаривал Александра II сжечь все картины Верещагина о войне, потому что они оказывают «самое пагубное влияние». Из-за этого произведения мастера не продавались, лишь частный меценат Третьяков купил несколько полотен из Туркестанской серии.
Василий Верещагин умер не в своей постели. В начале русско-японской войны художник вновь поехал туда, где гремели бои. В Тихом океане на внешнем рейде Порт-Артура он погиб при взрыве мины на броненосце «Петропавловск» вместе с адмиралом Макаровым.
К сожалению, современный человек так привык к насилию и смерти, происходящих ежедневно по всему миру, что массовыми убийствами сейчас никого не удивишь. Чтобы создать «Апофеоз войны», Верещагин имел всего несколько черепов, которые он и изобразил в различных ракурсах. Однако в современной истории уже есть случаи, когда на практике воссоздаются нарисованное художником. Верещагин не знал, что для того, чтобы пирамида из человеческих голов была устойчивой, черепа должны быть без нижней челюсти. Однако ужасающие реалии ХХ века делают нас всех печальными «экспертами» в этом деле.
Публикация по теме: «Три царевны подземного царства были написаны по заказу мецената Саввы Мамонтова»
Елена Сурикова
Фото: открытые источники
Что такое костница (костехранилище)
В Кутне-Гора возвышается небольшая церковь с костехранилищем. Эта своеобразная готическая усыпальница входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Почётный статус костёл заслужил благодаря своему удивительному убранству, для оформления которого использовались материалы природного происхождения, являющимися человеческими останками. Трагический стиль декора привлекает миллионы туристов. В других странах и городах также можно встретить подобные достопримечательности, но более мелкого масштаба. Только в Чехии имеется единственный костёл в мире, где собрано огромное количество предметов из человеческих костей.
Тазобедренные, берцовые и плечевые кости, рёбра, позвонки, а также черепа украшают стены и потолок базилики. Люстры, кресты, чаши, вазы, канделябры, гирлянды и другие детали церковной утвари выполнены из скелетов более 50 000 тел. Большинство костей датируются 1318 годом, когда Чехию поразила чума.
Смертельно раненый (1873)
Последние мгновения жизни раненного солдата выхвачены художником, как фотографический кадр. Сейчас русский солдат сделает ещё пару шагов, и умрёт на чужой земле. Вокруг разбросано оружие и лежат трупы убитых солдат. Всё происходит в Средней Азии во время колониальных войн России. Ослепительное солнце Туркестана освещает белоснежные рубахи солдат, дым и песок окутывают всё пространство картины.
Эта картина — жестокий укор безжалостности всех войн. Жизни солдат ничего не стоят при этом. Война — это тотальное безжалостное уничтожение людей.
Кстати, о самых красивых картинах мира читайте на нашем сайте most-beauty.ru интересную статью.
7
Могильные Товары: Джефф Кристенсен
Кристенсен — один из самых известных представителей направления сюрреализм. В своих полотнах он развивал и продолжал идеи Сальвадора Дали, изображая жуткие сны, кошмарные видения, парадоксальные фантазии душевнобольных людей.
Вид могильных товаров заставляет зрителя задуматься о том, что человеческая жизнь преходящая, а смерти избежать невозможно. Жуткий натюрморт написан в темном, зловещем колорите, создавая у зрителя ощущение безысходности бытия, отчаяния и беспросветного мрака. Продолжая традиции сюрреализма, художник намеренно искажает и деформирует формы отдельных предметов, чтобы усилить гротеск и довести картину до абсурда.