Бунтарская гениальность нонконформизма

Память о мастере

После художника осталось не менее 30 тысяч работ. Проведение искусствоведческой экспертизы для определения их подлинности осложняется смешением школ, обстоятельств, при которых были созданы полотна. Единственным способом определения подлинности остается «знаточество».

Анатолий Тимофеевич скончался 9 декабря 1986 года. Художник вел дневники, писал стихи. Они подтверждают остроту ума, высокую культуру и истинную аристократичность. Ранимый и душевный человек всегда был готов помогать ближнему.

При этом его сознательным выбором стало одиночество. Он не вписывался в творческие объединения и систему в целом. Называли мастера русским Ван-Гогом, сравнивали судьбу с жизнью Модильяни, Пиросмани.

Своеобразие и масштабность таланта сделали имя художника таким же значимым в культуре. В 2013 в столице открылся частный музей АZ. В нем представлены работы живописца из коллекции Георгия Костаки. По ним люди смогут узнавать удивительный мир Анатолия Зверева.

Портрет генсекретаря ООН

После того как на Зверева обратили внимание известные коллекционеры, его слава начала распространяться и на Западе. Его работы пользовались спросом у западных коллекционеров и крупных музеев (например, у МоМА в Нью-Йорке), участвовали в выставках нового русского искусства

В Париже проводили и персональные выставки Зверева, но сам художник не был ни на одной из них — он ни разу не выезжал за границу.

Примечательно, что в России, помимо квартирных и коллективных выставок неофициального искусства, его творчество нашло признание в посольских кругах. Понимая, что такому художнику, как Зверев, не имеет смысла ждать официальных правительственных заказов, главный коллекционер художника Георгий Костаки активно рекламировал его среди знакомых послов и дипломатов. Представителям западной культуры творчество Зверева было намного ближе (вероятно, благодаря сильной связи с модернизмом начала века), у этого явления даже появился особый термин — дип-арт, обозначающий искусство, которое особенно ценится среди высокопоставленных иностранцев. Для портретов Звереву позировали дипломаты, сотрудники посольств, их жены и подруги и даже генеральный секретарь ООН в 1953–1961 годах Даг Хаммаршёльд.

За рубежом и на родине

Гравюры работы Анатолий Тимофеевича были показаны на столичной Молодежной выставке, проводимой к VI Международному фестивалю молодежи и студентов. С 1959 на своих страницах репродукции произведений художника разместили новостной журнал «Life». Три акварели кисти Зверева в 1961 приобретены Нью-Йоркским музеем современного искусства.

Выставки мастера проводятся в столицах многих европейских стран. В 1984 прошла единственная персональная выставка живописца на родине. Его творческий путь стал самоотторжением казенщины, общешаблонных норм и представлений об искусстве.

Влияние его новаторства в творчестве ощутимо по сей день. Кульминацией стали пятидесятые-шестидесятые годы. Зверев превратился в воплощение духа свободы в современном искусстве и одного из лидеров нонконформизма. Найти в творческой манере какие-либо исторические корни крайне сложно. Учителем мастер называл великого Леонардо да Винчи. Мастер лишь по небольшим фрагментам мог определить любую картину в Третьяковской галерее.

После шестидесятых Анатолий Тимофеевич картин не писал. Однако даже для развлечения окружающих он сумел создать потрясающие произведения. Его рисунки отличает выразительность штрихов,точность, легкость, свойственная графике мастера. Написанная им в пятидесятых «Сидящая обнаженная» признана шедевром мирового уровня.

Творческий выбор

Его биография началась в 1931 году. На свет будущий живописец появился в Москве 3 ноября. Семья ребенка была далекой от искусства, но сам мальчик рано проявил способности к творчеству. Первая награда за творчество мальчиком получена в четырехлетнем возрасте. Картина называлась «Уличное движение».Рисование ему преподавал знаменитый художник-график Николай Синицын.

Образование Зверев получил в художественно-ремесленном училище. Став высококлассным маляром по художественной отделке, Зверев работал в доме пионеров, парке «Сокольники». Впервые о Звереве узнали благодаря балетмейстеру, танцору и актеру Александру Румневу.

Увиденные им в конце сороковых картины поразили его. Знакомство произошло, когда молодой маляр расписывал забор в Сокольническом парке фантастическими птицами при помощи киновари, белил и самодельной кисти. В 1954 Зверев стал студентом столичного художественного училища памяти 1905 года. Вскоре он оставил обучение.

В личной жизни перемены произошли в 1957. Анатолий Тимофеевич и Людмила Назарова стали мужем и женой. В семье появилось два ребенка, сын Миша и дочь Вера. Брак распался. Зверев построил новые отношения с Ксенией Синяковой. 

Художник с 1959 до 1962 принимал участие в квартирных выставках.Персональная дебютная выставка живописца за рубежом состоялась в 1965 в Парижской галерее «Motte», в Женеве. В 1957 в парке Горького была устроена арт-студия. Иностранцы-абстракционисты снисходительно поучали столичных живописцев, рассказывая про чистое искусство. Поразил их русский художник, при помощи швабры почти моментально создавший из пятен краски изысканный женский портрет.

На что похожи работы Зверева

Художественную манеру Зверева нельзя отнести к какому-то определенному направлению, его работы перенимают черты многих европейских течений XX века: фовизма, абстракционизма, экспрессионизма. Он не мог окончательно определиться как с техникой, так и с материалом — всю жизнь Зверев рисовал в смешанной технике: мешал масло с акварелью, акварель с тушью, работал то с натуры, то без нее.

После неоконченной учебы Зверев находился в постоянном поиске своего собственного стиля. На первых порах его больше всего привлекали работы русских пейзажистов конца XIX века — Исаака Левитана и Алексея Саврасова. Но вскоре его перестал удовлетворять натурализм, присущий их работам, и в поисках большей экспрессии он обратился к динамичным и экспрессивным работам Врубеля. Следующим источником вдохновения стали работы французских художников начала XX века, фовистов и постимпрессионистов (Матисс, Ван Гог, Сезанн), которые были показаны в Москве в 1953 году впервые после долгого перерыва — событие, ставшее частью хрущевской оттепели.

«Его картины — бред больного»: Отношения с официальным искусством и властью

Как настоящего неофициального героя, Зверева недолюбливала власть и признанные ею художники — например, скульптор и первый секретарь правления Союза художников СССР Екатерина Белашова говорила, что «Зверев не художник, его картины — это просто бред больного человека», а антипод Зверева в живописи Владимир Вейсберг называл его способным, но «не имеющим ни школы, ни культуры» человеком.

Однако художественное образование у Зверева все же было: бросив среднюю школу в 15 лет, он начал учиться в художественном ремесленном училище на Преображенке у Дмитрия Лопатникова. Доучившись, Зверев отслужил два года во флоте. Потом он поступил в МГАХУ памяти 1905 года, откуда был вынужден уйти, так как был не согласен с системой преподавания — слишком архаичной и конвенциональной. Ему вообще было чуждо все официальное. По словам его друга, художника Владимира Немухина, Зверев «не любил Пушкина, считая его поэтом официальным. А вот Лермонтов — это не официальный поэт. И по Лермонтову он много рисовал».

По воспоминаниям современников, Звереву было абсолютно наплевать на славу, деньги и власть. Ему не нравилась как институциональная музейная система (на предложение Третьяковской галереи купить его работы он ответил, что лучше он нарисует работу «кому-нибудь за десятку — пусть висит дома на стене», а не пылится в запасниках), так и система правоохранительных органов: милиция и работники КГБ преследовали Зверева по статье за тунеядство. Именно поэтому он признавал единственный вид общественного транспорта — такси, «наилучший способ улизнуть от органов». По воспоминаниям друга художника Михаила Кулакова, схема бегства Зверева была проста: «как можно быстрее добраться до очередного знакомого, где можно скрыться от враждебного мира, выпив и закусив».

Сосны. 1958

«Дождь лил, а я пил»

Пристрастие к алкоголю очень цельно входило в жизнь и творчество Зверева. Даже будучи уже известным художником, он не мог изменить своего образа жизни и то и дело предлагал людям «увековечить за рубль», после чего мог написать до 20 работ за раз. Практически постоянное нетрезвое состояние отражалось и на его манере письма: это было похоже на театральное действо, ритуал, в котором были задействованы все подручные средства. Как и Поллок, для работы он часто стелил полотно на пол, и если в это время по нему пробегала кошка или собака, оставив следы лап, то Зверев не только не раздражался, но и говорил: «Они добавили существенные детали, которые мне самому не пришли бы в голову».

Особенности творчества

Поражают иллюстрации к Апулею, Гоголю, Сервантесу. Однако любое «доктринерство» было не для него. Анатолий Тимофеевич не признавал групповую ангажированность, хотя оставался нехарактерным и его выбор пути андеграундного живописца-одиночки. Он не вписывался в сложившиеся общности.

Картины мастера нередко подделывают. У него нет определенного направления. Все полотна объединяет стилевое единство, но отнести его к какому-либо общепринятому течению невозможно. Зверева называли русским экспрессионистом. Художник выслушивал поучения о необходимости точной передачи жизненных впечатлений, где страсть называли одним из способов донесения их до зрителей.

Не менее готовой картины увлекало ее создание. Живописец предпочитал импровизировать, развлекая окружающих. Работал он подручными материалами: кусочками свеклы, кухонными ножами, бритвенными помазками, пальцами. На полотна Зверев лил краску, размазывая ее обувью либо тряпками. Чтобы не запачкать окружающих, место работы приходилось огораживать.