Лучшие стендап-комики мира, которых стоит послушать

Список тем для стендапа

Четко ограниченного списка тем для стендапа нет. По крайней мере, их нет в прямом доступе, так как это интеллектуальная собственность, и вам никто не будет писать и преподносить на блюдце с голубой каемочкой.

Но если вдруг вы заинтересовались этой темой, у меня для вас припасено несколько советов, откуда брать список тем для стендапа.

Начните с жизненного опыта. Как говорят матерые стендаперы, наша жизнь не состоит только из цветочков и пряничков. В ней есть то, из чего можно сделать шутку

Итак, первое, на что вы обращаете внимание, это на жизненные неприятности, из которых можно выйти с улыбкой. Даже в оскорблении и агрессии вы можете найти что-то шуточное

Но не переборщите, на агрессию тоже нужно правильно реагировать.

На какие темы можно писать шутки? Да на всякие:

  • отношения в семье;
  • проказы детей;
  • взаимоотношения с бывшими;
  • конфликты на работе;
  • женская зависть;
  • мужская свобода;
  • нехватка финансов;
  • политика – это, вообще, беспроигрышный вариант шуток (но нужно аккуратно).

Дилан Моран – Dylan Moran

Дилан Моран – британский комик ирландского происхождения, который совмещает стендап с режиссурой и литературной деятельностью. Он начал сатирические выступления в 1992 году и почти сразу стал успешным. Всего через год после начала комедийной карьеры Моран получил приз на юмористическом фестивале в Эдинбурге.

Моран несколько раз снялся в фильмах и сериалах. В 2000 году он создал свой ситком под названием Black Books. Сериал завоевал огромную популярность как в Великобритании, так и за ее пределами. Зрителям особенно полюбился образ мрачного мизантропа Блэка, которого сыграл Моран.

Дилан Моран выступает в мешковатой одежде, небритый, растрепанный и уставший на вид. Часто он пьет или курит прямо на сцене, а также постоянно жалуется на жизнь и делает язвительные замечания по любому поводу. Его выступления циничные, но очаровательные и очень смешные. Он часто рассказывает о жизни обычных британцев, упоминает политические и религиозные темы, а его самая любимая тема – отношения с алкоголем.

Why would anybody want to go skiing? You could sit in the comfort of your own kitchen and break your knees with a hammer.

Почему люди любят кататься на лыжах? Можно же сидеть с комфортом на кухне и ломать свои колени молотком.

Выступление Дилана Морана о русских:

Рики Джервейз – Ricky Gervais

Рики Джервейз – английский комик и актер. Он начинал с музыки, затем увлекся телевидением и лишь после этого вышел на сцену в качестве юмориста. Джервейз хорошо известен в мире по сериалам «Офис» и «Массовка», в которых он не только снялся в главных ролях, но и выступил в качестве режиссера и сценариста. Также Рики регулярно проводит церемонии вручения «Золотого глобуса». Сам он – обладатель трех «Золотых глобусов», а также двух «Эмми» и еще нескольких премий и наград.

Опыт комедийных выступлений у Джервейза пока небольшой, но зрителей привлекают его вопиющая неполиткорректность и невероятное обаяние. Комик посвящает свои выступления серьезным темам – например, политике или науке.

Remember, being healthy is basically dying as slowly as possible.

Запомните, быть здоровым это всего лишь значит умирать как можно медленнее.

Видео Learn English with Ricky Gervais:

https://youtube.com/watch?v=videoseries

Бо Бернем – Bo Burnham

Бо Бернем – молодой, но уже популярный американский комик и музыкант. Он начал свою карьеру необычно по сравнению с другими комиками: с канала на Youtube, на котором он выкладывал свои забавные песни под гитару и электрическое фортепиано. Затем он начал выкладывать комедийные видео на темы религии, гендера, гомосексуальности, инвалидности. Вскоре Бо стал выступать в клубах и на телевидении, а в 2010 году на комедийном фестивале в Эдинбурге его номинировали на приз за лучшее комедийное шоу.

Бо Бернем снялся в нескольких сериалах и выступил сценаристом и продюсером ситкома «Зак Стоун собирается стать популярным». Но его главными увлечениями по-прежнему остаются музыка и комедия.

Выступления Бо Бернема можно назвать музыкальной комедией, но не в классическом варианте, когда песни просто сопровождаются шутками. Шоу Бернема интереснее: в них шутки прерываются песнями и пантомимами, как будто комик насмехается над классическим стендапом.

If Jesus can walk on water can he swim on land?

Если Иисус мог ходить по воде, мог ли он плавать по земле?

Стендап Бо Бернема

Реакция на #MeToo и пересмотр юмора

Спустя 12 лет после шутки про изнасилование Сара Сильверман в очередном интервью уже после #MeToo сказала, что сейчас бы не стала этого делать: «В юморе не на всё есть зеленый свет! Есть шутки 15-летней давности, которые я бы не стала произносить сегодня, потому что я не такая невежественная, как тогда».

Уитни Каммингс в стендапе Can I Touch It? затрагивает актуальную проблему сексуальных домогательств, #MeToo и того, как это меняет сложившуюся модель поведения мужчин и женщин — критикуя и тех, и других.

«Мы все сейчас ходим словно в скорлупе — никто не говорит плохо о женщинах, иначе все развопятся. Так нельзя. Нужно вернуть возможность говорить открыто в случаях, когда женщина ведет себя как дура. А таких вокруг немало. Есть у кого подружки, которые считают себя феминистками, но на деле просто стервы? Кто-то должен был это сказать» — и Уитни говорит об этом с позиции женщины.

В ее выступлениях тоже немало самосатиры: «В наше время с женщинами надо проявлять терпение. Всё случилось очень быстро. На протяжении тысяч лет никого не волновали наши чувства или наше мнение», — говорит Каммингс и как бы просит не ожидать многого от тех, кто только недавно делал селфи с собачьими ушами, а теперь должен высказать свою позицию.

Может быть интересно:

Когда Аида Родригес поднимает тему #MeToo, она говорит женщинам об их силе: «Нам не нужно кричать в твиттере, писать глубокомысленные статьи. Нас больше, чем мужчин. Если бы мы захотели показать им, что к чему, нам лишь нужно было бы окружить мужчин, поставить геев у выходов и избить их до полусмерти».

Об этом она говорила в своем выступлении на шоу Тиффани Хэддиш «Они готовы» (They Ready). Это проект из 6 эпизодов, в каждом из которых выступает комикесса, которую выбрала сама Хэддиш. Так она дает голос талантливым комедианткам, которым сложно пробиться на вершину — но «они готовы». В шоу участвуют только женщины (в том числе цветные, лесбиянки и трансгендеры), демонстрируя всё разнообразие женского стендапа.

«Няня» (The Nanny, 1993−1999, 6 сезонов, CBS)

CBS via Getty Images

Кадр из телесериала «Няня»

Универсальность и понятность ситкомов позволяет их легко экспортировать и адаптировать под зарубежные рынки, и в этом смысле «Няня» — самый удачный и типичный пример ситуационной комедии. Забавно сегодня сравнивать американскую «Няню» и российскую «Мою прекрасную няню». На первый взгляд, одно и то же, даже мелодия на заставке и сюжет пилота похожи. Но дьявол в деталях: в американском варианте героиня Фрэн Дрешер, выходец из еврейской семьи, постоянно употребляющая в речи словечки типа «цацки» и «шикса», попадает в дом к бродвейскому продюсеру, живущему как британский аристократ. Слишком много неочевидных этнокультурных несовпадений.

В российском же варианте все куда очевиднее: этническая украинка Виктория Прутковская находится на службе у прикультуренного олигарха-продюсера, пытающегося воссоздать у себя дома атмосферу высшего света, в результате чего невольно пародирующего и русскую олигархию, и богему. Короче, в «Моей прекрасной няне» куда яснее становится социальный комментарий, возможно даже не заложенный туда авторами, но тем не менее проросший самостоятельно, как сорняк.

«Няню» посмотреть по подписке .

CBS via Getty Images

Кадр из сериала «Няня»

Похожие:

«Все любят Раймонда» (Everybody Loves Raymond, 1996−2005), сериал, превратившийся у нас в «Ворониных», очередная семейная история, в которой важно сожительство в соседних квартирах представителей трех разных поколений. Отсюда тема про отцов и детей, из которой вырастает подлинная драма кормильца семьи, вынужденного возвращаться домой, где непрерывно орут друг на друга его домочадцы

Кстати, о том, как шоураннер оригинального сериала Филип Розенталь приезжал в Россию и в ужасе пытался помочь запуску того проекта, который позже станет известен как «Воронины», снята замечательная документалка «Экспорт Раймонда».

«Женаты… с детьми» (Married… With children, 1987−1997), фестиваль тотального семейного и личного несчастья. «Счастливы вместе» в целом похожи на оригинал, хотя к последним сезонам русская версия стала куда фантасмагоричнее. Зато Эд О’Нил (любителям ситкомов артист должен быть знаком по роли патриарха в «Американской семейке») кажется куда более органичным в главной сатирической роли лентяя, гада и женоненавистника, чем Виктор Логинов.

Схемы

Bookers бронирование комиков на основе того , как чистый или грязный их поступок, их популярность, и их способности к рисованию аудитории.

Место проведения комедии , такое как концертный зал или спортивный объект, — это здание, строение или место, где происходит комедия.

Стенд-ап комедийное шоу

Зрители ожидают, что стендап-комик будет постоянно смеяться, а исполнитель может чувствовать давление, особенно в течение первых двух минут. Покойная Филлис Диллер является рекордсменом по количеству смеха в минуту — двенадцать смехов в минуту.

Базовый формат

Вступление, особенность, хедлайнер

Хозяина , конферансье (Великобритания), церемониймейстер ( MC или конферансье ), хозяйкой церемоний, или нож , выполняет примерно за десять минут, нагревая аудиторию, взаимодействуя между собой , делая объявления и внедряющих других исполнителей; за ним следует середина / функция, которая делает около тридцати минут; затем хедлайнер выступает примерно час. Открывашка также может использоваться как функция для путешествующих хедлайнеров.

Формат витрины

В формате Showcase есть ведущий / ведущий с несколькими другими артистами, которые выступают примерно равные промежутки времени.

Фестивали

Шарлотта Габри на фестивале комедии в Монтрё, 2010 г.

Комедийные фестивали — это фестивали искусств . Профессионалы индустрии или скауты используют комедийные фестивали, чтобы найти новых комиков для найма.

Открытый микрофон

Стендапы используют открытые микрофоны для практики. Промышленные разведчики редко смотрят открытые микрофоны.

Брингер шоу

Шоу Bringer — это открытые микрофоны, которые требуют от исполнителей-любителей привести определенное количество оплачиваемых гостей, чтобы получить время на сцене. Некоторые считают это эксплуатацией. Гости оплачивают дополнительную плату, и зачастую необходимо заказать минимальное количество напитков. Эти шоу часто бывают «витринного» формата. У разных заведений-организаторов разные требования.

Зарплата

У большинства комиков есть . В первые пять лет работы комика они будут терять деньги от путешествий и выступлений.

Стендапы начинают получать деньги от хостинга. Хотя на то, чтобы зарабатывать на жизнь комедией, может уйти около десяти лет, неизвестные комики могут добиться большого финансового успеха.

Хозяевам и ведущим платят от 0 до 200 долларов, в зависимости от местоположения и времени недели (ведущие в среднем 25 долларов); рекламные ролики получают от 10 до 75 долларов; функции получают примерно от 300 до 600 долларов; хедлайнер, у которого нет последователей, получает от 150 до 1500 долларов, в зависимости от многих факторов; хедлайнеры с подписчиками или ТВ-кредитами могут зарабатывать от 1500 до 10000 долларов за шоу. Хедлайнер зарабатывает в «10 раз» больше денег, чем полнометражный актёр. Известным хэдлайнерам платят за «дверные сделки» или процент от дохода, зависящий от количества проданных мест; эти комиксы полагаются на свою дурную славу, чтобы занять места, что приносит им больше денег, чем хедлайнеры, у которых нет подписчиков. Комиксы будут продавать товары после их шоу; это компенсирует другие расходы, например путевые.

Марк Норманд заявил, что съемочная площадка Конана платит «пару тысяч» за пять минут. В 2012 году Comedy Central обычно предлагал 15 000 долларов за получасовое специальное предложение . С 2015 года Comedy Central будет платить комикам около 20 000 долларов за тридцатиминутный сет; час, специальный Comedy Central может стоить до 150 000 долларов; с 2018 года Netflix будет платить комикам более 26 000 долларов за пятнадцатиминутный сет; Netflix платит комикам-знаменитостям разные суммы друг другу.

Комик круизных маршрутов может зарабатывать до 10 000 долларов в неделю. Cruiseliners показывают и чистую комедию, и синюю комедию в разное время в течение дня, но категоричный политический материал не одобряется. около 85 000 долларов в год; а комик из колледжа может зарабатывать шестизначные суммы в год или тысячи долларов за концерт. Хедлайнеры христианских комедий зарабатывают от 1500 до 2500 долларов за шоу. Хотя один источник заявляет, что новые комиксы на национальном уровне (Лос-Анджелес) приносят от 1250 до 2500 долларов в неделю, другой источник утверждает, что это очень неточно, а сумма денег, которую вы зарабатываете, приближается к 20 долларам за ролик.

Известные комики могут платить другим профессиональным комикам за шутки и нанимать их в качестве сценаристов, но многие известные комики не раскрывают этого, поскольку считается табу допускать покупку материалов для декораций для стендап-комедий. Комедианты могут сознательно продавать анекдоты, являющиеся плагиатом.

Спасет ли «Квартал» украинский стендап

Ситуация немного изменилась, когда за популяризацию стендапа взялся «Квартал». Вначале комики, работающие в этом жанре, начали появляться в шоу «Рассмеши комика». Их лица и имена мало кто успевал запомнить, даже если монолог был максимально успешным, ведь за сезон они успевали выступить в программе максимум два раза. Но в афишах таких начинающих юмористов стали появляться приписки – «Победитель (участник) «Рассмеши комика». Более того, некоторые даже смогли устроиться благодаря участию в этом шоу в «Квартал» на работу.

«Я работал на одном телевизионном продакшене, где меня не устраивала финансовая сторона вопроса, и я решил, что нужно что-то менять. Тогда я собрался пойти на «Комика», а сам себе сказал: если я заработаю 20 или 50 тысяч, наберусь смелости, и где-то за кулисами подойду к Зеленскому и просто попрошу попробовать у них поработать. Эта схема сработала«, – говорит стендапер и сценарист «Квартала» Макс Вышинский.

Watch this video on YouTube

Вторую попытку подтянуть стендаперов «Квартал» предпринял, когда создали отдельную программу для своего автора и редактора Валерия Жидкова «Гуднайт шоу». Раскрутив его сольно, юморист изменил формат шоу и начал приглашать стендаперов. Причем некоторых – по несколько раз. 

Казалось бы, это телешоу должно серьезно поправить дела комиков. Но то ли время выхода в эфир – 22:10 по пятницам – отпугивает массового зрителя, то ли зрительская аудитория канала не совпадает с аудиторией, которая реально ходит на концерты стендап-комиков, только безумного взлета этого жанра в исполнении украинцев не произошло. Есть, правда, заметное увеличение желающих попробовать себя в стендап-комедии – на проверках материалов и «Открытом микрофоне» появляется все больше новых людей, но мало кого потом обсуждают.

Довольно странный результат, но «Лига смеха», чья аудитория пересекается со стендап-концертами, практически не породила пока ни одной украинской звезды в этом жанре. Хотя пару неплохих «выпускников» есть. Например, капитан команды «Инородный театр абсурда Воробушек», победившей в этом году в «Битве Титанов», Василий Байдак. Или белорус Андрей Колмачевский – победитель «Лиги смеха» как капитан команды «Два капитана 1955». В Киеве он создал объединение «Stand UP Клуб», но спустя несколько лет уехал в Москву, и сейчас его можно увидеть на ТНТ в Stand Up шоу. Сам комик свой переезд не комментирует, но можно предположить, что популярность и заработки в Москве больше, чем в Киеве. 

Watch this video on YouTube

В принципе все украинские комики говорят о том, что на деньги, заработанные только на стендапе, прожить сложно. Поэтому почти все еще где-то работают – кто в «Квартале», кто – в других продакшенах сценаристами телешоу или сериалов.

«Я не могу сказать, что стендапом можно жить роскошно и ни в чем себе не отказывать – сейчас мне хватает на достаточно скромную жизнь. В этом проблема стендапа – у тебя нет фиксированной истории. У тебя может быть какой-то хороший месяц, когда ты зарабатываешь, например, тысячу долларов. Может быть плохой месяц, в который ты заработаешь 6 тыс. грн. Понятно, что это не роскошно, но я очень люблю стендап, горю этим и ни в чем другом себя не вижу«, – говорит стендап-комикесса Настя Дерская.

Watch this video on YouTube

Наибольшую пользу развитию стендапа пока принес «Женский квартал», в котором регулярно выступают комикессы. Самой популярной из них стала Лера Мандзюк. Сначала она несколько раз победила в «Рассмеши комика», после чего получила приглашение от «Квартала». На ее сольники хорошо ходят зрители во Львове и на Западной Украине. А вот Киев, наверное, еще не привык к ее суржику. Но это только вопрос времени. На данный момент, судя по просмотрам в YouTube, Лера Мандзюк является одной из самых популярных артисток в жанре стендап. Ее номера в «Женском квартале» набирают сотни тысяч просмотров. 

Watch this video on YouTube

Глядя на такие успехи, вся «промо-машина» «Квартала» теперь занялась раскруткой нескольких актрис шоу как стендаперш. Наиболее успешно пока получается у Ирины Сопонару, которая в «ЖК» попала из «Лиги смеха». 

Оппозиционный стендап

По количеству просмотров в YouTube с резидентами телешоу могут сравниться только Андрей Щегель и Антон Тимошенко. Первый в принципе не появляется на телевидении, а второй – лишь изредка. Оба раскрутились благодаря YouTube, качеству и оригинальности материала. Щегеля можно назвать самым агрессивным стендапером Украины, а Тимошенко – один из немногих комиков, который качественно шутит на политические темы и при этом не имеет отношения к «Кварталу».  

Watch this video on YouTube

Поскольку сольно успешных комиков в Украине пока немного, они создали объединения и выкладывают совместные выступления. Лидерами среди таких групп является «Подпольный стендап» и STAND UP Battle Club. Другие объединения украинских комиков либо уже не существуют, как «Stand UP Клуб», либо не раскручивают свои каналы. Хотя на афишах клубных концертов можно встретить названия «комик-группировок», которых нет в YouTube.

Watch this video on YouTube

Самоуничижительный женский юмор — наследие мужского

Гендерный дисбаланс в стендапе объясняет, почему женщины равнялись на лучших комиков-мужчин и перенимали их стиль. В сериале «Удивительная миссис Мейзел» о еврейке-домохозяйке, покоряющей комедийную сцену Нью-Йорка 1950-х, показано, как это происходило. В одном из эпизодов главная героиня после нескольких удачных выступлений решает прокачать свое умение шутить и покупает пластинку (а тогда стендапы записывали на пластинки!) легендарного комика Редда Фокса. Слушать его Мидж будет у себя в комнате, прячась от консервативной еврейской мамы.

Джоан Риверс, одна из первых комикесс новой волны, не скрывала, что восхищается Ленни Брюсом, который был кем-то вроде рок-звезды того времени — Джона Леннона, Боба Дилана, Джима Моррисона. Он даже умер, как настоящая рок-звезда, — от передозировки.

Брюс не скрывал, что известен скорее как человек скандальный и непочтительный. Так, на шоу Стива Аллена он определил себя как «семантический капкан дурного вкуса».

Ленни Брюс стал ролевой моделью для многих комиков того времени. Он одним из первых показал, как можно работать с материей юмора и какие новые формы могут обретать шутки. Брюс называл себя «хирург со скальпелем для ложных ценностей». Это тоже рифмуется с определением юмориста в понимании Бергсона:

У комедийных скетчей появились новые функции. Теперь это не просто развлекательная программа, цель которой — рассмешить зрителя.

Очевидно, «мужской» стиль повлиял на то, как шутили женщины. В начале 1960-х Джоан Риверс была «борщовым» комиком — так называли артистов, выступающих на богатых еврейских курортах в горном районе Кэтскилла, также известного как «Борщовый пояс» — с шутками о том, как она росла единственной еврейкой в католическом районе. Но уже в 1970-х она затрагивала темы, о которых было не принято говорить вслух, и уж тем более женщинам. В своих выступлениях она говорила о сексе, абортах, беспорядочных сексуальных связях, заставляя всех не только слушать и смеяться, но слышать и реагировать.

В то же время она нередко прибегала к самоуничижительному юмору: шутила про пуш-ап и свою маленькую грудь, рассуждала о том, чем вторые жены лучше первых, говорила, что мужчины ищут взглядом и тратить свое время на книжки ни к чему, высмеивая вместе с тем то, как консервативное общество относится к одиноким женщинам: «Если ты незамужняя девушка старше 21 года — лучше быть мертвой».

Как пишет Сьюзен Горовиц в книге «Королевы комедии», самоуничижительный юмор для женщин тесно связан с принятием:

Когда женщина унижает себя на сцене, она как будто перестает говорить от лица женщины, что, в свою очередь, уменьшает предвзятое отношение аудитории к комедианткам. Комик на сцене доминирует, он всегда говорит с позиции власти. И аудитория (особенно ее мужская часть) не всегда готова эту власть отдать женщине.

Дара О’Бриэн – Dara Ó Briain

Дара О’Бриэн – ирландский комик и телеведущий, известный по множеству британских телевизионных шоу. Дара получил математическое и физическое образование, но уже в колледже начал понимать, что у него есть склонность к стендапу. Он начал выступления в Дублине, сначала ездил по всей Ирландии, затем по Великобритании, наконец стал выступать в Европе, Азии, Австралии, Америке. Дара О’Бриэн регулярно появлялся на Эдинбургском фестивале.

Дара О’Бриэн снимался в шоу The Panel, QI, Mock the Week, Have I Got News for You и многих других. В 2006 году он сыграл главную роль в сериале BBC «Трое в лодке», в котором сыграл самого себя.

Дара О’Бриэн – жизнерадостный, живой и активный на сцене комик. Он посвящает свои выступления серьезным темам, на которые шутит легко и непринужденно. Как и многие другие британские комики, он часто общается со зрителями во время шоу.

If we were truly created by God, why do we occasionally bite the insides of our mouths?

Если мы действительно созданы Богом, почему иногда мы случайно кусаем щеки изнутри?

Дара О’Бриен о технологиях:

Стендап-шоу – сложный материал для изучающих английский язык. Рекомендуем начинать с записей, которые сопровождаются субтитрами, и выбирать интересные для вас темы выступлений.

Творческий путь Комарова

С чего же началась любовь Виктора к юмору? Однажды он увидел по телевизору выступление зарубежного юмориста и попытался повторить увиденный сюжет, что у него отлично получилось. Молодой человек решил попробовать выступить со своей шуткой перед зрителями и получил положительный отклик. Это во многом повлияло на его судьбу. В дальнейшем парень решил покорить своими шутками Москву.


В 2010 г. Виктор Комаров оставил должность инженера на «Мосфильме» и сконцентрировался на написании юмористических зарисовок. В результате Виктора стали приглашать на различные мероприятия, в том числе принять участие в телешоу. С каждым разом его выступления получались все удачнее и удачнее, он стал верить в свои силы, показывал на сцене целые спектакли из одного актера.

Руслан Белый

Ведущий, продюсер и постоянный участник шоу StandUp, резидент Comedy Club на ТНТ. Начинал, как и многие, с КВН, где выступал в воронежских командах «Седьмое небо» (во время учебы в Военном Авиационном Инженерном Университете, был ее капитаном) и «25-я» (вместе с Юлией Ахмедовой). Некоторое время выбирал между карьерой военного и комика.

Сегодня Белый — один из самых известных российских стендап-комиков. Он много гастролирует, дал несколько больших концертов. В 2015 году он приехал в Воронеж, где живут его родители, и записал большой сольный концерт, который снимали для показа на телевидении.

https://youtube.com/watch?v=YwsRiTIxCB4