Альманах маскулизма

Маскулисты в России

Сегодня в России есть организации, которые провозглашают своей целью «борьбу за права мужчин». Одна из них — это «Мужское Движение», сайт и паблик «ВКонтакте», где и публикуются материалы объединения. Группа появилась в 2012 году, и сейчас на неё подписано почти тридцать восемь тысяч человек. На главной странице можно найти «миссию» этой организации: цели «Мужского Движения» — это «освещение аспектов дискриминации мужчин» и «разоблачение феминизма и лжепринципа „гендерного равенства“ как вредоносной и опасной идеологии». Вообще противостоянию с феминистками на сайте уделяется много внимания. В разделе «Феминизм» женское освободительное движение описывают, как «шовинистическую, сексистскую идеологию полового расизма». Феминизм, по мнению авторов сайта, рассматривает мужчину как «неполноценное, ущербное существо». Кроме того, они считают, что феминизм «насаждается во всемирном масштабе с помощью международных организаций, частных фондов и бюрократическим аппаратом матриархальных государств».

Среди примеров дискриминации мужчин «Мужское Движение» как один из основных приводит обязательную службу в армии. По закону женщины не обязаны служить — а значит, впору, по мнению сторонников движения, говорить о мужской дискриминации. Ещё один пример — это разный возраст выхода на пенсию и разница в продолжительности жизни, из-за которой мужчины якобы «фактически не имеют прав на пенсию». Наконец, маскулистов «Мужского Движения» занимает тот факт, что в большинстве случаев из-за развода родителей дети остаются с матерями — мужчины в таком случае должны платить алименты, а контролировать расход этих денег они якобы тоже не могут. «Алименты разваливают институт семьи и потому должны быть отменены безвозвратно!» — пишет на сайте пользователь с ником bai. Связаться с представителями движения Wonderzine не удалось.

Ещё одно маскулистское объединение в России называется «Эгалитарное мужское движение». Создатели «ЭМД» описывают его как «международное сообщество людей, главной целью которого является просвещение и системная помощь в выживании мужчинам в крайне враждебном и опасном для них современном мире». При этом они считают, что «глобальная дискриминация мужчин» — это причина «демографической катастрофы, ранней мужской сверхсмертности, краха института семьи» и «бесчисленных несчастий миллионов людей в личной жизни». В программе организации, кроме стандартных требований пенсионного равенства и отмены обязательного призыва в армию, — ликвидация всех «гендерных отсылок в законодательстве» и «приравнивание радикального феминизма, призывающего ненавидеть мужчин, к экстремизму».

Исследования маскулинности

Психолог Владислав Кривощёков говорит, что у мужчин в России, конечно, есть проблемы, но эксперт считает, что не все из них можно назвать дискриминацией. Среди основных он называет непропорционально высокое число самоубийств, которые совершают мужчины. Сложными можно назвать и отношения мужчин на работе: если кто-то захочет устроиться на нетипично мужскую работу или взять декретный отпуск по уходу за ребёнком, то он столкнётся с проблемами. «Иногда в регламентах компании прописано, что в декрет могут уходить только женщины. Я недавно помогал одной такой его переписать, чтобы язык в документе стал гендерно-нейтральным». Среди других примеров он вспоминает гендерно окрашенные законы — например, запрет на пожизненное заключение для женщин или невозможность исполнить смертную казнь, на которую в России сейчас наложен мораторий.

Владислав Кривощёков считает, что оформленного мужского движения в России сейчас нет, как нет и мейнстримного маскулизма. Психолог говорит, что стоит говорить о некоторых группах мужчин, которые поддерживают те или иные взгляды. «Исходя из них, они выстраивают свои активистские позиции и что-то делают, — рассказывает эксперт. — По работе мне приходилось сидеть на маскулистских сайтах, и это не самое приятное времяпрепровождение. Там было сочетание самых несочетаемых идей, историй и установок». При этом себя Кривощёков не может назвать маскулистом. «Меня приглашали вступить в Маскулистскую фракцию, но я вежливо отказался (она существует внутри «Гражданского общества» — активистского объединения, которое выросло из Либертарианской партии России под руководством Михаила Светова. — Прим. ред.)

Мне важно сохранять исследовательскую оптику», — говорит эксперт

Исследования маскулинности всё больше входят в поле зрения учёных, которые разбирают что значит «быть мужчиной» в самом широком смысле этого слова. Подавляющее большинство научных работ, посвящённых гендерному неравенству, рассказывает о гендерной дискриминации, объект которых неизменно женщина. Однако учёные отмечают, что у неравенства есть две стороны: угнетённое положение и привилегии. Исследователи маскулинности не только мужские привилегии, но и их издержки — а также ограниченный доступ мужчин к ним. В последнее время всё больше говорят и о «новой маскулинности» — переосмыслении концепции мужественности с учётом всех гендерных изменений.

История движения за права мужчин

Маскулизм почти всегда принято было считать реакцией на женское движение — даже в Оксфордском словаре его определяют как «мужской аналог феминизма». Появление термина связывают с выступлением американской писательницы и преподавательницы Шарлотты Перкинс Гилман. В 1914 году женщина прочитала серию лекций «Исследования маскулинизма», из названия которой и позаимствовали броский неологизм. Но Гилман и до этого исследовала влияние патриархата не только на женщин, но и на мужчин. В 1903 году она подготовила «Дом: его работа и влияние» — исследование, в котором изучала эффект концепции «дома» на представителей и представительниц обоих гендеров. При этом Перкинс Гилман придерживалась феминистских взглядов: исследовательница полагала, что эмансипация женщин только улучшит жизнь их близких мужчин, а расширение прав и свобод женщин в конечном счёте будет полезным всему обществу.

В шестидесятых годах в странах Западной Европы появилось мужское движение — формальное объединение разных по форме и сути организаций, которые исследовали положение мужчин в обществе, маскулинность как феномен и многое другое. Мужское движение начиналось как группы поддержки мужчин мужчинами, где все обратившиеся могли обсудить любые насущные вопросы маскулинности. С самого начала оно не было однородным: если одни мужчины, подобно исследовательницам-феминисткам, разбирали гендерные вопросы, то другие активно провозглашали себя противниками феминизма и стремились остановить женское движение через активизм и лоббизм.

Американский социолог Майкл Месснер считает, что антифеминистское крыло маскулистов сформировалось к концу семидесятых годов из тех, кто придерживался умеренной и консервативной позиции в отношении женского движения. «Прогрессивное крыло мужского освободительного движения отказалось от языка половых ролей и сформировало профеминистское движение, основанное на языке гендерных отношений и власти», — пишет он в своей работе «Пределы „мужской сексуальной роли“: анализ дискурса движений за освобождение мужчин и за их права».