Оглавление
Балет
Дебют в партии Принца на сцене БТ в «Лебедином озере», поставленном Александром Горским, оказался успешным
На молодого артиста обратили внимание театральные примы. С одной из них – 28-летней Людмилой Власовой – вспыхнул роман, который увенчался браком
Самая красивая балетная пара БТ танцевала партии в постановках «Спартак», Иван Грозный», «Ромео и Джульетта».
Танцовщик Александр Годунов
Затем правом выбирать партнера воспользовалась ведущая актриса БТ Майя Плисецкая, и танцора ввели на роль Принца в «Лебединое озеро», которое ставил балетмейстер Юрий Григорович. Искушенные зрители оценили мастерство 21-летнего артиста и стали ходить «на Годунова». Александр проснулся знаменитым, карьера стремительно развивалась, а в творческой биографии появились роли Хозе в «Кармен-сюите», Альберта в «Жизели», Солора в «Баядерке».
В БТ Годунова обожали и ненавидели. Коллеги и партнеры по спектаклям, зрители обожествляли артиста, у начальства и служащих «компетентных органов» звезда вызывал раздражение независимым характером и «неправильным» поведением на гастролях. Годунов не слушал советов, которые давали в КГБ гастролерам, встречался и разговаривал с теми, с кем запрещалось.
Александр Годунов в балете «Жизель»
На совет руководства подстричь длинные волосы ответил отказом и напоминал голливудскую звезду, а не советского артиста. Своенравного и непокорного Александра Годунова обожали в Америке и Европе. На постановки БТ билеты раскупали за месяцы вперед, иностранные импресарио требовали звезду. Бдительным служащим «органов» популярность танцора не нравилась, под разными предлогами его не выпускали за рубеж, видя в нем потенциального «невозвращенца».
После того как отказался возвращаться с гастролей в Канаде Барышников, Годунову запретили выезжать. Мысль повторить поступок коллеги все чаще посещала артиста. Барышников купался в лучах славы в Америке, а Годунов, которого многие считали более талантливым, прозябал в Союзе.
Александр Годунов и Михаил Барышников
В 1974 году режиссер Марина Пилихина сняла фильм-балет «Анна Каренина», где главные роли достались Плисецкой и Годунову (Вронский). Ехать на гастроли без танцора или заменить его было невозможно. В самолете артист признался коллеге, что не вернется домой. Плисецкая упросила не делать этого, ведь тогда смонтированный фильм положат на полку. Годунов отказался от намерения.
В 1979-м Григорович ввел звезду на партию Тибальда в «Ромео и Джульетте», на август запланировали гастроли в Америку. Годунова в списки не включили, но американская сторона поставила ультиматум: или спектакль с Годуновым, или отмена тура. Отказ от гастролей мог обернуться утратой миллионов долларов, и танцора выпустили в США.
Александр Годунов и Майя Плисецкая
Чтобы у Александра не возникло соблазна остаться, ему пообещали квартиру и звание народного. По словам супруги, Годунов не поверил обещаниям. Когда стихли аплодисменты после окончания последней гастрольной постановки, артист исчез из гостиничного номера и отправился в американское посольство. На первое время Годунова приютила семья Иосифа Бродского.
Вскоре артист вышел на сцену балетного театра, руководимого Барышниковым. Спустя год Годунов ушел из театра, не пожелав переходить из русского классического балета в современный американский. Александр создал труппу, которую назвал «Годунов и друзья». Спектакли имели огромный успех, и артисты отправились на гастроли в Японию, Аргентину, Израиль.
Александр Годунов в фильме «Крепкий орешек»
В кинематограф Годунова привлекла Жаклин Биссет. Дебют в мелодраме «Свидетель» с Харрисоном Фордом принес известность. Затем были роли в «Крепком орешке», приключенческой ленте «Камень викингов», комедии «Норт». Но главных ролей актеру не предлагали, а останавливаться на второстепенных он не желал. Исключение сделал для эпизода в драме «Зона», съемки которой проходили в Будапеште.
В 1995-м Годунов прилетел из Будапешта в Ригу, мечтая увидеть родителей и брата. Но отец на встречу не приехал, а мать заявила, что сына у нее нет. Возвратившись в США, актер погрузился в депрессию и запил.
Судьба Александра Годунова и Людмилы Власовой
Александр Годунов родился на Сахалине, в семье военного. Вскоре маленький Саша вместе с родителями переехал в Ригу. Ему было три года, когда семья распалась. Сашу вместе с братом воспитывала мама.
Мальчик мечтал стать военным, но мама, несмотря на отчаянные протесты сына, отдала его в Рижское хореографическое училище.
В его истории есть что-то от сказки о гадком утёнке — когда Александр пришёл в училище, то был самым маленьким, стоял в ряду у балетного станка последним. В этот момент вряд ли кому-то могло прийти в голову, что этот мальчик, загнанный в балет мамой, станет высоким и статным красавцем, артистом, которому будет рукоплескать весь мир.
К моменту окончания училища о Годунове уже говорили как о восходящей звезде. В 1967 году молодого артиста пригласил к себе Игорь Моисеев, руководивший Государственным хореографическим ансамблем «Классический балет».
В 1971 Годунов перешел в труппу Большого театра и дебютировал в партии Принца в «Лебедином озере» в постановке Юрия Григоровича. 21-летний танцор срывал овации публики и восторги критиков.
В том же году молодой артист познакомился с 28-летней ведущей балериной Большого театра Людмилой Власовой. Пылкая влюблённость Годунова не знала преград — его не остановила ни разница в возрасте, ни то, что его избранница была замужем.
Впервые Власова вышла замуж, влюбившись в красавца Вячеслава Власова. Он был балетмейстером. Вторым мужем балерины стал Александр Годунов. Вместе они прожили восемь лет. Юрий Статник стал третьим мужем балерины.
Главные роли, зарубежные гастроли… У успешности Годунова была и обратная сторона. Балетный мир всегда был полон интриг. Александр умудрился нажить недоброжелателей. Посыпались анонимки, изобличавшие «гнилую сущность артиста Годунова». Его обвиняли в том, что он собирается остаться за рубежом. Проблемы усилились после того, как его лучший друг остался в Америке.
Причина — соперничество с Барышниковым
— Первопричина, на мой взгляд, многолетнее соперничество советских звезд балета — Годунова и Барышникова, — говорит писатель Геннадий Соколов. — Оба — из неблагополучных семей. Миша Барышников родился в рижской коммуналке. Его мама страдала психическим расстройством. Покончила с собой, когда сыну было 12. С мачехой он не поладил, жил у друзей. Родители Годунова развелись, когда Саше было три года. Мать привезла его с братом с Сахалина в Ригу. В коммуналку. Тяжелое детство породило у обоих желание любой ценой выбиться в люди.
В Рижском хореографическом училище мальчики попали к одному педагогу. Были самыми маленькими в классе, требовалось подрасти. Часами делали упражнения на растяжку. Барышников с трудом достиг 168 см. Годунов же стал гигантом — 190 см!
Повзрослев, одноклассники продолжали ревниво следить за успехами друг друга. Оба быстро добились признания. Перспективы в СССР были блестящие. Но дети коммуналок считали, что полностью оценить их смогут только на Западе.
Первым «ушел» Барышников. Годунов не скрывал, что тоже хочет остаться за бугром… КГБ установил за ним слежку. Сделал невыездным.
Когда намечались гастроли Большого в США в августе 1979‑го, Годунова в труппу не включили. Хотя театр вез спектакль «Ромео и Джульетта», где Александр танцевал с супругой Милой Власовой. Американцы пригрозили: без этой пары гастроли не состоятся! И Годунов отправил в КГБ письмо, уверяя: бегства не будет. Кураторы с Лубянки дали гарантии, что после возвращения из Штатов он получит возможность заключать сольные контракты с западными продюсерами, будет спокойно ездить за рубеж. Обещали новую большую квартиру в Москве и звание народного артиста СССР. И отпустили на гастроли в США. Но Годунов решил остаться. Кое-кто на Лубянке лишился тогда погон.
Власова, похоже, о планах мужа не знала. Позже их назовут «Ромео и Джульеттой холодной войны».
А Барышников и Годунов продолжали соперничать и за океаном. Не только в балете. Барышников несколько лет жил со звездой Голливуда Джессикой Лэнг. Та родила ему ребенка. Снимался в кино, даже был номинирован на «Оскар». Годунов жил с кинодивой Жаклин Биссет, мечтал о семье, но Жаклин отказалась рожать. В Голливуде Годунов снимался в ролях второго плана. А хотел быть первым! В Америке «малыш» Барышников обошел «великана» Годунова на всех поворотах. Александр все чаще заглядывал в рюмку и умер одиноким в 45 лет.
— Есть версия, что Годунову помогли уйти на тот свет.
— Полагаю, смерть наступила от естественных причин. Подогретых алкоголем. Другое дело, что поведение его секретарши Арлин Медани было странным. Она запретила делать вскрытие. Когда знаменитая балерина Нина Ананишвили, ученики, друзья пришли проститься с покойным, оказалось, что его уже три часа как кремировали. По распоряжению Медани. Но, думаю, ЦРУ ни при чем. Медани вела все финансовые дела Годунова. Полагаю, дама хорошо погрела руки на его капиталах, имуществе. И заметала следы.
В ТЕМУ
Новая любовь — Жаклин Биссет
Перед Александром в США, казалось, открывались великие возможности. Его однокашник по Рижскому хореографическому училищу Михаил Барышников, директор Американского театра балета, взял его премьером на очень неплохой контракт. Узнав об этом, труппа заволновалась, и выход Годунова на американскую сцену был отложен на полгода. Премьера прошла не в Нью-Йорке, а в Чикаго. Но в труппе Барышникова Годунов не прижился. Там не было масштабных балетов, в которых был бы виден весь гений Годунова, а переучиваться Александр не захотел. Вскоре его уведомили об увольнении.
Позже он собрал свою труппу «Годунов и друзья» и гастролировал с коллективом по США и зарубежью. Их неплохо принимали.
Как-то на светском рауте Александр познакомился с одной из самых красивых женщин Голливуда — Жаклин Биссет. Актриса позже говорила, что для нее это была любовь с первого взгляда. Роман продлился семь лет. Впрочем, Жаклин почти сразу поняла: Александр — однолюб. Спустя годы она прилетела в Москву и попросила устроить ей встречу с Людмилой Власовой. Актриса хотела посмотреть на ту, которую ее Александр так и не смог забыть. «Всю жизнь он любил только тебя», — сказала голливудская звезда «сопернице».
Биссет составила Годунову протекцию в Голливуде. В 1985-м он оставил балет, стал брать уроки актерского мастерства и начал сниматься в кино: его можно увидеть в нескольких известных фильмах — «Свидетель», «Крепкий орешек», «Музей восковых фигур 2».
…Годунов ушел из жизни внезапно, в 1995 году, когда ему было всего 45 лет. Артиста нашли мертвым в кресле в его собственной квартире в Голливуде.
Друзья рванули в морг, чтобы увидеть тело Годунова, но их туда не пустили. Зато сообщили, что кремация назначена на утро. Однако когда друзья в назначенный час явились на похороны, оказалось, что тело уже кремировали. Ночью, без свидетелей.
«А ты будешь мне звонить?»
Людмила и Александр после расставания в 1979-м больше никогда не виделись. В 1982‑м их развели через посольство. Была попытка устроить им встречу в Германии. Александр из западной части должен был приехать в восточную. Но в последний момент Мила решила отказаться от этого свидания: опасалась, что Александра тут же схватят.
Тем не менее, как рассказала нам Людмила Власова, они с Годуновым часто созванивались. В этих беседах Саша регулярно говорил ей: «Передай привет счастливчику», имея в виду нового мужа Власовой. Третий супруг Людмилы, солист оперы Большого театра Юрий Статник, оказался человеком деликатным.
— Когда Саша звонил, Юра махал мне рукой — «разговаривайте» — и уходил в другую комнату, — говорит балерина. — Саша как-то спросил: «А ты сама будешь мне звонить?» Я ответила: конечно, дай номер. Саша пообещал. Сказал, что заведет себе второй номер и он будет только для нашего общения. Тот телефон, что у него уже был, всегда стоял на автоответчике: Саша почти никогда не брал трубку. Но дать новый номер он мне не успел. Это был наш последний разговор.
В то время мобильников еще не существовало. Но вскоре они появились. Однажды мне приснился сон: Саша в окружении облаков движется мне навстречу и в руках держит этот огромный телефон, собираясь отдать его мне…
|
ВЕРСИИ
А как красиво все начиналось!
Он был несказанно талантлив и подавал блестящие надежды. После рижского балетного училища Александр Годунов работал некоторое время в Латвийском театре оперы и балета, а потом приехал в Москву. В 1971-м дебютировал на сцене Большого в «Лебедином озере». Созданные им образы приводили публику в неистовство.
По воспоминаниям одного из его педагогов:
Она была старше него на несколько лет и у нее был муж. Между молодыми людьми вспыхнул и разгорелся роман. Муж, артист балета Станислав Власов, дал ей развод. По распоряжению Фурцевой молодые получили трешку в престижном районе столицы. Ими любовалась вся театральная Москва. В семидесятых Годунов станцевал в Большом все ведущие партии. Людмила Иосифовна вспоминает о тогдашней жизни своего бывшего супруга:
И вдруг неожиданно для всех муж совершает побег.
«Она будет моей»
Когда они встретились, ему был 21 год, ей 28. Годунов увидел Милу на репетиции в зале Чайковского и сразу сказал себе, что завоюет эту женщину. Не влюбиться в нее было невозможно. Если вы не поклонник балета, посмотрите знаменитый советский фильм-мюзикл «31 июня». Там она снялась в роли леди Нинет — красивая, гибкая, колдовская. Людмила между тем была счастлива в браке со своим партнером по сцене Станиславом Власовым.
Годунов попал в Большой театр в 1972-м. Станцевал «Лебединое озеро», успех был ошеломляющий. В это же время его взяла к себе в партнеры Майя Плисецкая.
— Он был могуч, горделив, высок, — вспоминала знаменитая балерина. — Сноп соломенных волос, делавший его похожим на скандинава, полыхал на ветру годуновского неповторимого пируэта. Человек был верный, порядочный и вопреки своей мужественной внешности совершенно беззащитный.
Балетоманы тоже оценили его достоинства и стали ходить «на Годунова».
А у него начался роман с Людмилой Власовой. Полгода они скрывали свои отношения, украдкой встречаясь в театре. Потом Людмила все-таки решила уйти от мужа. Сделать это удалось не с первой попытки.
Бежал от «рабства» Минкульта
Жизнь любого артиста в то время сильно зависела от Министерства культуры. Не понравился чиновнику — стал невыездным. Годунова четыре года не брали в зарубежные поездки. А ведь век балетного артиста короток! Чтобы его выпустили, однажды потребовалось личное поручительство Екатерины Фурцевой, министра культуры СССР. Балетная пара пришла к ней на прием, и Екатерина Алексеевна зачитала им донос: «Годунов в таком-то месте и в такое-то время говорил, что хочет остаться». «Разве будет человек, мечтающий остаться, заявлять об этом во всеуслышание?» — парировала Власова. «Логично», — ответила Фурцева и отпустила тогда Годунова в поездку.
Три дня в самолете
Самолет стоял на взлетном поле три дня в кольце оцепления американских спецслужб. Штурмовать лайнер, чтобы «освободить удерживаемую КГБ балерину» (это была основная версия западных СМИ), они не могли. По закону борт самолета — это территория СССР, грянул бы международный скандал со всеми последствиями. Каждый день к Людмиле приходили делегации переговорщиков, умоляя ее остаться с мужем. Поэт Иосиф Бродский взял на себя роль переводчика Годунова. Ежедневно навещал Власову и Юрий Григорович — главный балетмейстер Большого театра, который был в Нью-Йорке на гастролях вместе с труппой. Пока Юрий Николаевич шел к ней по «кишке», его окликали американские полицейские: «Хэллоу, Юрий! Передай привет Людмиле».
В салоне все три дня рядом с Власовой дежурили сотрудники советского консульства. Выход из ситуации искали на высшем уровне: президент США Джимми Картер и генсек Леонид Брежнев созванивались и обсуждали происходящее.
Через три дня самолет наконец поднялся в воздух и взял курс на Москву.
— Как только лайнер взлетел, я вышла к пассажирам во второй салон и поблагодарила их, — рассказала Людмила Власова. — Это была очень теплая встреча. В салоне были люди многих национальностей — армяне, украинцы, русские. Они стали просить у меня автограф. Я удивилась, но расписалась — прямо на билетах.
Людмила Власова сегодня
Первое время Власова не хотела даже выходить из дома, но она была в афише, и надо было репетировать, чтобы никого не подвести. За границу Власову уже не выпускали. Лишь раз она выезжала на гастроли в Польшу, но там от неё не отходили, следили за каждым шагом.
Когда Власовой пришло время выходить на пенсию, то ей позвонила Наталья Линчук и пригласила Людмилу приехать на тренировку фигуристов, предложив ей стать хореографом. У Власовой не было подобного опыта, но уверенность Линчук в том, что у неё получится, заставила попробовать.
Первые пары, с которыми работала Людмила, были Фёдоров и Крылова, затем Платов и Грищук, а так же Авербух и Анисина. Был опыт работы в Италии. Там Власова работала с парой, которая завоевала титул чемпионов мира. Людмила Власова была хореографом чемпионской пары Илья Авербух-Ирина Лобачева.
Сегодня хореограф работает с Никитой Кацалаповым и Еленой Ильиных. Будучи юниорами, они взяли золото на чемпионате мира.
Рейс 222
Из отеля Людмилу вывозили со всеми предосторожностями, сумев перехитрить американские спецслужбы. Артистку доставили на борт самолёта «Аэрофлота», вылетавшего в Москву
Когда американские власти поняли, что Власова в самолёте, они пошли на крайние меры: советскому авиалайнеру запретили вылет, его блокировали на полосе. На борт буквально ворвались представители властей США с переводчицей, заявившие: Власову вывозят насильно, мешая ей соединиться с мужем, «выбравшим свободу».
Александр Годунов и Людмила Власова
Противостояние в аэропорту растянулось на трое суток. Всё это время на борту находились 112 пассажиров, лишённых нормальных человеческих условий (в 35-градусную жару в самолёте не работал даже кондиционер).
Коса нашла на камень — яростное желание американцев развить пропагандистский успех от побега Годунова наткнулось на русское упрямство.
Американские СМИ надрывались, разоблачая «варварство Кремля», лишающего жену любимого мужа. К делу подключили даже поэта Иосифа Бродского, выступавшего в качестве переводчика и переговорщика с американской стороны.
На третьи сутки состоялась решающая встреча Власовой с представителями США. На неё американцы привели даже врача, дабы убедиться, что Советы не накачали артистку наркотиками.
Людмила Власова заявила: я хочу уехать назад, в СССР, вернуться к матери. Для американцев это был удар. Они вынуждены были отпустить самолёт.
Эта история стала основой для снятого в СССР спустя шесть лет фильма «Рейс 222».
Почему они это сделали?
О том, почему сбежал Годунов и почему осталась Власова, спорят и по сей день. Людмила Власова и много лет спустя настаивала: она не смогла бросить мать, хоть и любила Александра. Она знала, что если бы осталась с мужем в Америке, маму это могло убить.
Поверить в это простое объяснение готовы далеко не все. Самая популярная версия — запугали люди из КГБ. Иосиф Бродский полагал, что артистка не осталась из практических соображений: ей к тому времени было 37 лет, балетная карьера на излёте, и начинать с нуля в новой стране Власовой было бы гораздо труднее, нежели Годунову, находившемуся в расцвете сил.
Что касается мотивов самого Годунова то здесь, на первый взгляд, всё ясно — «выбрал свободу». Хотя какую свободу и от чего? Годунов совершенно не интересовался политикой и уж точно не был диссидентом.
Были, правда, проблемы с коллегами по цеху, но тут уж от политического строя мало что зависит. Александр был весьма эмоциональным человеком и умел наживать врагов — что очень скоро подтвердила и новая жизнь артиста в Америке.
Бегство Годунова стало неожиданностью для всех, кто его знал. Есть даже версия, что решение попросить убежища в Америке было спонтанным. Возможно, он поддался порыву, не до конца взвесив все последствия такого поступка. К тому же он был убеждён (или его убедили) — жена обязательно останется с ним.
Разрыв с Людмилой стал первым ударом в новой, американской жизни. К сожалению, не последним.
Одиночество — сволочь…
В апреле 1995 года Годунов снимался в фильме «Зона». Съёмки проходили в Будапеште, и оттуда артист внезапно для всех отправился в Ригу, решив повидать мать и брата. Но встреча с родными получилась вовсе не такой, как он мечтал. Они были друг для друга уже чужими людьми.
По возвращении в Будапешт Годунов запил. Друзьям удалось образумить Александра, но состояние его оставалось угнетённым.
В середине мая друзья и знакомые обратили внимание на то, что Александр перестал им звонить и отвечать на телефонные звонки. Его нашли в своей квартире в Лос-Анджелесе, сидящим в кресле в комнате, оформленной пейзажами русской природы
Следствие пришло к выводу, что смерть наступила от естественных причин, по меньшей мере, трое суток назад
Его нашли в своей квартире в Лос-Анджелесе, сидящим в кресле в комнате, оформленной пейзажами русской природы. Следствие пришло к выводу, что смерть наступила от естественных причин, по меньшей мере, трое суток назад.
Годунову было всего 45 лет, и далеко не все согласились с выводами полиции
Друзья обращали внимание на странное поведение секретаря и помощницы Годунова Арлин Медани, которая по завещанию стала его душеприказчицей — женщина очень спешила с похоронами, даже перенесла на более раннее время кремацию тела
Александр Годунов
Однако каких-либо весомых доказательств того, что смерть Александра Годунова могла иметь криминальный характер, нет и, вероятно, уже не будет.
Прах танцовщика был развеян над океаном. Кенотафы (символические надгробия) артиста находятся в Лос-Анджелесе и в Москве, на Введенском кладбище. Американская эпитафия гласит: «Его будущее осталось в прошлом». Русская звучит так: «Ты всегда с нами».
Поэт Иосиф Бродский, с которого начиналась американская жизнь Александра Годунова, в некрологе написал:
И этот диагноз кажется наиболее точным.
Александр Годунов: биография
Ценители балета и критики называли Александра Годунова уникальным танцовщиком. В нем соединились все три составляющие, которые превращают артиста в звезду: безупречная техника танца, драматическая выразительность лица и тела, актерский талант.
Александр Годунов
Советский и американский артист прославился ролями в балетных постановках и голливудских кинохитах. Выступал с Майей Плисецкой, дружил с Михаилом Барышниковым, выходил на съемочную площадку с Брюсом Уиллисом и Харрисоном Фордом.
В СССР имя танцора на десятилетия попало в списки «предателей родины», а на чужбине «невозвращенец» Александр Годунов не нашел счастья.
По дороге в Голливуд
Через несколько месяцев Александр Годунов впервые вышел на американскую сцену в качестве солиста Американского балетного театра. Выступал с успехом, однако вскоре вынужден был уйти из-за конфликта с руководителем труппы… Михаилом Барышниковым.
Одни называют это обычным конфликтом начальника с подчинённым, другие считают, что Барышников стал испытывать ревность к успехам друга детства. Как бы то ни было, Годунову было предложено перейти с классического балета на современный американский. Это требовало кардинального изменения техники, и Годунов наотрез отказался, покинув труппу.
Жаклин Биссет и Александр Годунов
Он создал собственный балет «Годунов и друзья», который с успехом гастролировал по городам Америки и странам мира.
В 1985 году, на пике своей карьеры, Александр Годунов ушёл из балета. Это решение он принял под влиянием своей новой подруги — актрисы Жаклин Биссет, романтические отношения с которой продолжались несколько лет. Жаклин посоветовала возлюбленному сменить амплуа, став киноактёром, и Годунов загорелся этой идеей.
У него были великолепные внешние данные, но хромало знание английского языка. Однако Годунов старательно занимался и делал большие успехи.
Личная жизнь
Годунов женился на Людмиле Власовой , солистке балета Большого театра, в 1971 году. Пара не имела детей и развелась в 1982 году после долгой разлуки.
В 1981 году Годунов начал встречаться с актрисой Жаклин Биссет после встречи с ней на вечеринке в Нью-Йорке. Они расстались в 1988 году.
По словам автора Херби Дж. Пилато , у Годунова был роман с актрисой Элизабет Монтгомери, когда она была в отношениях с Робертом Фоксвортом, но еще не была замужем . По чистой случайности, Годунов был найден мертвым в тот же день, что и Монтгомери, хотя считалось, что он умер за несколько дней до этого.
Годунов стал натурализованным гражданином США в 1987 году.
Смерть
Годунов злоупотреблял алкоголем, и с возрастом это стало проблемой. 18 мая 1995 года друзья Годунова забеспокоились, когда он нехарактерно тихо разговаривал по телефону. Медсестра, которая ничего о нем не получала с 8 мая, пришла к нему домой в Shoreham Towers, Западный Голливуд, Калифорния , где его тело было обнаружено. Установлено, что смерть Годунова наступила из-за вторичного гепатита на фоне хронического алкоголизма .
Годунов был кремирован, а его прах развеян в Тихом океане. На памятнике ему в морге Гейтс в Лос-Анджелесе выгравирована эпитафия «Его будущее осталось в прошлом».
Пообещал Плисецкой: «Убегу в следующий раз!»
Разговоры о том, что Людмила Власова тоже хотела остаться в Америке, звучат регулярно. Сама балерина это опровергает.
— Есть версия, будто бы я собиралась остаться с Сашей, но вернулась в гостиницу за бриллиантами, — рассказала Людмила Иосифовна. — Это полная ерунда!
Майя Плисецкая, которой время от времени тоже запрещали выезд из страны, была уверена, что Годунов мечтал остаться за границей. В 1974-м готовился их совместный фильм-балет «Анна Каренина». Оставался только финальный монтаж — и премьера.
— Они летели с Майей Михайловной на гастроли за рубеж, она попросила: «Саша, в этот раз не убегай! Иначе фильм ляжет на полку», — рассказала Людмила Власова. — Он ей пообещал: «Хорошо, сейчас не убегу! Убегу в следующий раз…» Саша пересказал мне этот разговор, и я спросила: зачем же ты так говоришь? «Ну не оправдываться же мне перед всеми, что я не хочу нигде оставаться», — ответил он. У Саши был очень непростой характер. По сути, его провоцировали, вольно или невольно подталкивали к этому поступку.
На вторых ролях
В 1985 году он снимается в романтическом триллере «Свидетель» с Харрисоном Фордом. Картина имела успех и у публики, и у критиков, была номинирована на «Оскар» в шести категориях и взяла награды за лучший оригинальный сценарий и лучший монтаж.
Дальше была «Долговая яма» с Томом Хэнксом и «Крепкий орешек» с Брюсом Уиллисом — оглушительный успех последней картины сделал Годунова популярным на Родине даже у тех, кто понятия не имел о нём как об артисте балета.
Александр Годунов в фильме «Долговая яма». Фото: Кадр из фильма
Первое время на новом месте, по воспоминаниям Жаклин, Годунов был в эйфории: он купил в Лос-Анджелесе просторную квартиру с видом на океан и автомобиль с открытым верхом — свою давнюю мечту. Впрочем, довольно скоро он стал наведываться в эту квартиру лишь от случая к случаю: Биссет предложила ему переселиться к ней. Эта вилла из белого камня с бассейном и прохладным патио неподалеку от Бенедикт Кань она стала домом Годунова на следующие семь лет.
Два первых года их совместной с Александром жизни Жаклин называет самым счастливым временем. Годунов был одержим стремлением стать настоящим американцем. Он практически полностью прекратил контакты с русскоязычными эмигрантами, а когда Жаклин сказала, что готова выучить русский, сообщил, что в этом нет необходимости.
Александр головой окунулся в новые знакомства, по несколько часов в день занимался английским, потому что понимал: чтобы сделать карьеру в Голливуде, нужно избавиться от акцента.
Конечно, Биссет, как всякая влюбленная женщина, была пристрастна. Но вот как описывает Александра Годунова Иосиф Бродский: «Вообразите себе всю эту массу, тяжелую челюсть, голубые глаза, блондин, длинные волосы… (…) Я потом уж подумал, что в случае Годунова особенного разрыва между искусством и индивидуумом быть не может. Он просто выходит на сцену — и это само по себе событие. В жизни — то же самое. Он не просто сидит в квартире, он присутствует. Когда он встает, ты понимаешь — что-то уже произошло».
Через пару лет Александр обнаружил, что в Голливуде, который когда-то казался таким гостеприимным, ему отведена малопочтенная ниша актера на роли террористов и русских шпионов: «Минимум слов и свирепая рожа».
Жаклин говорила, что перед ним словно выросла каменная стена, пробить которую не могли ни её влияние, ни несомненный драматический дар Годунова.
За 10 лет он снялся в восьми картинах — потрясающий результат для русского актёра в Голливуде. Но не для Годунова. Он привык быть звездой, а здесь приходилось довольствоваться вторыми ролями малопривлекательными персонажами.
В 1987 году Александр получил американское гражданство. На вопрос журналистов, как он собирается отметить это событие, Годунов мрачно пошутил: «Гамбургером с икрой».
По слухам, сразу после церемонии он сделал Жаклин предложение и сказал, что хотел бы завести детей. Но выходить замуж Биссет не хотела, а тему материнства в любой форме считала для себя закрытой. Мелкие трещинки в отношениях стремительно разрастались до размеров пропасти.
По словам Жаклин, в последние годы жизни с Годуновым на нее словно опустилась гранитная плита: «Когда Саша был в форме, он возвращал мне ощущение легкости и молодости, рядом с ним я чувствовала себя юной и до неприличия счастливой. К сожалению, к концу 80-х такие дни стали редкостью».
Они расстались.