Оглавление
«Сука – любовь»
Amores perros
Первый фильм тогда еще мало кому известного режиссера вышел в 2000-м. Его дебют по меркам кинематографа случился довольно поздно, Иньярриту было уже 36 лет. Однако это не помешало ему снять удачную реалистичную картину о человеческой жестокости и ответственности, завоевавшую награду от прессы и премию молодых кинокритиков за лучший фильм на Каннском кинофестивале, а также приз за лучший фильм на иностранном языке Берлинской академии.
Перед зрителями разворачиваются три истории, сплетенные между собой. В каждой из них чувствуется реалистичность, присущая всем работам режиссера. Сцены насилия, драки, теневой мир Мексики показаны максимально правдиво. Здесь преступность, безнаказанность, грязь, борьба за выживание сочетаются с зачастую слепой верой людей в лучшее будущее и надеждой на любовь. В переводе с испанского perros также означает «собаки». И это не случайность. В каждой новелле рядом с героями можно заметить четвероногих созданий, которые связывают человека с жизнью. Бедный Октавио благодаря собаке получает шанс заработать и уехать с любимой, попавшую в аварию Валерию питомец спасает от одиночества, а бездомный Чиво подбирает и ухаживает за собаками, которые скрашивают его существование. Но все меняется, когда с животными что-то случается. Герои остаются один на один с реальной жизнью. О том, как они с ней справляются, и рассказывает дебютная картина режиссера.
«21 грамм»
https://youtube.com/watch?v=La53ijo_oWU
В начале XX века американский ученый Дункан Макдугалл выяснил, что после смерти человек теряет в весе 21–40 граммов. А что если именно столько весит человеческая душа, покидающая тело? Эту идею развивает картина «21 грамм», стилистически очень напоминающая дебют режиссера. Фильм, завоевавший четыре статуэтки на Венецианском кинофестивале, был также номинирован на многие другие популярные премии.
Крепкий брак, счастье отцовства и материнства, простые радости жизни – все это было у героев. По крайней мере, так казалось со стороны. Наркотики, измены, убийства, самоубийства, отчаяние и слезы – вот она, обратная сторона реальной жизни. Жестокий мир един для таких разных, на первый взгляд, героев, и он не щадит никого. Священник по воле судьбы может стать убийцей, а счастливый отец потерять всю семью. С этими ударами и пытаются справиться герои Шона Пенна, Наоми Уоттс и Бенисио Дель Торо во второй знаменитой картине режиссера.
Сука любовь
В 1999 году выходит первый полнометражный фильм Гонсалеса Иньярриту «Сука любовь» (Amores perros) по сценарию Гильермо Арриаги. Это первая часть так называемой «трилогии смерти» (куда позже вошли «21 грамм» и «Вавилон»).
«Сука любовь» состоит из трех переплетающихся историй, связанных фатальной аварией в Мехико—Сити. Будоражащую, кровавую и волнующую драму об искуплении, уязвимости и любви критики окрестили «мексиканским криминальным чтивом» и дебютом года«:
Мощный, оригинальный образец смелой режиссуры — один из самых захватывающих и впечатляющих дебютов последних лет (Philadelphia Inquirer)
В переводе фильм буквально означает «любовь — это псы», и в каждой из трёх новелл участвуют собаки — идеальные поводыри из мира живых в мир мертвых, «единственные ангелы, оставшиеся с людьми
«Любовь — предательство. Любовь — тоска. Любовь — это грех. Любовь — это эгоистично. Любовь есть надежда. Любовь — это боль. Любовь есть смерть. Что такое любовь? Любовь сука.»
Фильм был встречен публикой весьма благосклонно, получил лестные отзывы и множество престижных номинаций и наград, в том числе Гран—при недели критиков в Каннах, и номинацию на Оскар как лучший иностранный фильм,недаром только монтаж картины занял семь месяцев. Иньярриту с фанатичностью перфекциониста выстраивал каждый из кадров, советуясь с коллегами по цеху и достигая идеальной пропорции ритма и смысла.
Добротный лауреат Оскара Траффик» — езда в лимузине по сравнению с бешеным и пульсирующим кровью мексиканским номинантом на лучший иностранный фильм года (USA Today)
Наконец, кроме самой по себе незабываемой премьеры, Иньярриту явил миру еще одно чудо – он открыл для массовой аудитории Гаэля Гарсия Берналя.
«Бьютифул»
https://youtube.com/watch?v=K7NwQMwbZYA
За главную роль в этом фильме Хавьер Бардем был номинирован на «Оскара», стал обладателем Серебряной премии за лучшую мужскую роль Каннского кинофестиваля, а также премии Гойя.
Картина рассказывает о борьбе разведенного отца двоих детей Ускабаля. О его схватке с полицией, для которой он преступник, борьбе за права иммигрантов, которым он помогает найти работу и дает шанс на лучшую жизнь, битве со смертельной болезнью. Мир Мексики нарисован так же реалистично, как и в ранних картинах Иньярриту. Буря – метафора трудностей жизни, пронизывающая весь фильм. Как говорит главный герой,«порой буря следует за тобой, куда бы ты ни пошел». Но есть ли шанс прорваться сквозь нее? И что ждет там, в затишье? Ответ на этот вопрос режиссер косвенно дал в названии картины.
Трагикомедия «Бёрдмен»
Бюджет в $16 миллионов вовсе не кажется чрезмерным, если снимать кино в течение месяца в знаменитом театре St. James на Бродвее. Говорят, режиссёр и сценарист два года работали за гроши, равно как и актёры, среди которых — Майкл Китон, Эдвард Нортон, Наоми Уоттс, Эмма Стоун и Зак Галифианакис.
Однако не это самое захватывающее в истории создания Бердмена«: интереснее всего, как после 4-летнего молчания у автора «Сука любовь», «Вавилон» и «Бьютифул» вообще могла получиться комедия, в общем и целомсмешная«? Или вот еще вопрос если у фильма сменились четыре сценариста, несколько названий, — не кажется ли вероятность удачного проекта эфемерной?
…Иньярриту отправлял своим актерам открытку с изображением канатоходца над Нью—Йорком и подписьюесли мы упадем, это будет конец… Впрочем, Иньярриту с компанией не просто не упали — судя по заявлениям зрителей и критиков, новый фильм стал прорывом
Это триумф на каждом уровне —от актерской игры до продюсерской работы (Variety)
История о закулисных приключениях актера, переживающего экзистенциальный кризис, ознаменовала возвращение Майкла Китона на большой экран. Для самого же Алехандро Гонсалеса Иньярриту фильм стал карьерной перезагрузкой, совсем новым и неожиданным явлением, абсолютно иным, чем то, что он делал раньше.
В ленте соединились натурализм зрелого и символизм раннего Иньярриту, образовав удивительный сплав магического реализмаи трагифарсаздесь есть и жгучая сатира на масскульт Голливуда, высмеивающая любовь средних американцев к супергероям и комиксам, характерная для профессии закомплексованность и неуверенность в своем таланте при одновременном самолюбовании и нарциссизме. И элементы фэнтези в виде неконтролируемого супер—альтер—эго главного героя. Есть и автобиографичность, не чуждая прочим лентам режиссерасвоеобразное психоаналитическое упражнение, закрытый личный гештальт – уязвленность творческой личности заперта на все замки и – забыта.
Я однозначно слукавлю, сказав, что в фильме нет ничего от меня самого. Там присутствует то, что окружало меня последние 10 лет, и то, от чего я страдал — начиная от взаимоотношений с актерами, и закачивая собственным эго, которое зачастую работало мне во вред… все это и есть я
И не важно, что в итоге я решил сделать своего героя актером. Я знаю, о чем говорит Ригган
И я имею полномочия утверждать, что я знаю, через что он прошел.
У Иньярриту была идея снять фильм одним дублем. Как это претворить в жизнь с реальными людьми и реальными камерами — стало ясно далеко не сразу. Режиссер хотел видеть идеально неразрывную картинку,
…это должно смотреться так же гладко, как выступление джазовых музыкантов…
Кроме того, что фильм должен быть сыгран как джазовая пьеса, идея режиссера была в том, чтобы погрузиться в сознание героя и заснять болезненный поток без остановок. Одну и ту же сцену репетировали по несколько десятков раз. Актеры вынуждены были учить страницы диалогов, чтобы без запинок и подсказок воспроизводить то, что от них требовал режиссер.
Я хотел погрузить людей в сознание Риггана. Каждый день ты просыпаешься и проживаешь эти 24 часа так, как будто это снятое на стедикам видео. Так почему бы нам не снять фильм в подобном духе? Я начать решать эту головоломку, связался со своими товарищами-сценаристами и рассказал им основную идею. Это дало старт двухлетней коллаборации и закончилось тем, что вы видите сейчас на экранах.
Гениально снял все сцены Эммануэль Любецки, знакомый Иньярриту оператор, с которым они когда—то работали над первыми короткометражками. Скрупулезно подобранные актеры, правильно заданная эмоциональная тональность, прекрасное музыкальное сопровождение, четкий ритм города и буквально звучащий в голове каждого зрителя пульс героя – и в результате получился очередной шедевр.
Мне просто нужен был тот, кто способен с одинаковым успехом разыграть трагедию и комедию, и, на мой взгляд, таких актеров в Голливуде, помимо Майкла, можно пересчитать по пальцам. Мне нужен был тот, кто мог бы сыграть разбитого, но в то же время несентиментального героя, способного вызвать у зрителя симпатию. Все, что я требую от артиста — быть честным.
Живой микс отлаженных заготовок и чудных импровизаций позволил «Бёрдмену» вырваться за пределы типичных голливудских лент и взорвать все мыслимые рейтинги. Мрачные мексиканские ребята отлично сделали свое дело – они смогли посмеяться и над собой, и над другими.
21 грамм
На волне успеха своего дебюта в 2003 году Иньярриту с Арриагой снимают вторую часть трилогии —еще одну картину со схожей структурой пересекающихся сюжетов, «21 грамм». Название позаимствовано из работ доктора Дункана МакДугалла, который взвешивал пациентов, находящихся при смерти, до и после фактической кончины, пытаясь доказать, что душа материальна и можно вычислить ее вес. На самом деле, результаты этих исследований были довольно противоречивы, но миф о том, что душа человека весит ровно 21 грамм, закрепился прочно.
«Говорят, что каждый человек в момент смерти теряет 21 грамм. Столько весит горстка монет в пять центов, плитка шоколада, птица колибри… Независимо от того, боитесь вы смерти или нет, она приходит, и в этот момент ваше тело становится на 21 грамм легче. Быть может, это вес человеческой души?»
В фильме блеснули Бенисио дель Торо, Наоми Уоттс и Шон Пенн. В 2004 году Дель Торо и Уоттс были номинированы на Оскар, а Пенн получил Кубок Вольпи как лучший актер на Венецианском кинофестивале.
Съёмки проходили уже не в Мексике, а в США, снимали сцены в хронологическом порядке, хотя в самой картине события «замиксованы» умелой рукой ди—джея. Фильм смонтирован как своего рода головоломка. Поначалу нелегко сообразить, что и в какое время происходит. Действие развивается хаотично, воспоминания и предвидения отсылают нас то в прошлое, то в будущее трёх героев, ретроспективные сцены превращаются в эпизоды из будущего. Рок и фатум ведут героев к неминуемой встрече и намертво переплетают их судьбы.
Если в фильме «Сука любовь» было три отдельные истории, которые соотносились между собой ассоциативно, то в «21 грамме» —закольцованная композиция, сложная повествовательная конструкция, которая только к концу фильма выстраивается в единую историю, рискуя запутать публику хитросплетениями сюжета. При этом Иньярриту специально отказывается от любых комментариев и пояснений
… я не люблю комментировать свои фильмы. Мне кажется, что если я должен что—то объяснять, то объясняемое теряет свою силу. Будто бы маг рассказывает, в чем суть его фокуса. Искусство должно объяснять себя само.
Впрочем, и в самой запутанной истории Иньярриту даст подсказкиего фильмы, при всей их фантастичности и символичности, всегда связаны с личностью режиссера. В Сука любовьодного из псов зовут Негро, известное прозвище Гонсалеса Иньярриту. А «21 грамм» посвящен его женекогда один из героев хочет повеситься, его спасает заключенный с огромной татуировкой на груди — Maria Eladia – именно так зовут жену режиссера.
Вавилон
Не откладывая в долгий ящик, в 2005 Гонсалес Иньярриту начал работу над третьим фильмом – «Вавилон». География съёмок на этот раз вышла за пределы одного континентафильм снимался в 4 странах на 3 континентах, на 4 различных языках!
Действие происходит в Марокко, Мексике, Соединенных Штатах и Японии, — всего 4 новеллы. Наверное, на этом этапе можно заключитьмульти—сюжетность как фирменный знак фильмов Иньярриту окончательно сформирована. В фильме снимались Брэд Питт, Кейт Бланшетт и Адриана Барраса, однако, наравне с ними участвовало много непрофессиональных актеров и новичок Ринко Кикучи.
Снимать непрофессионалов трудно. Снимать актеров, разговаривающих на чужом для тебя языке, — труднее. Снимать непрофессионалов, говорящих на языке, который ты не понимаешь, — сумасшествие. Но я сделаю снова это, не раздумывая…
Фильм был представлен в Каннах-2006, где Гонсалес Иньярриту заработал награду как лучший режиссер. «Вавилон» получил семь номинаций на 79-й Ежегодной премии Оскар (в том числе «лучший фильм» и «лучшая режиссура»), и был назван лучшей драмой на «Золотом глобусе». Это были оглушительные и безусловные признание и успех.
Примечания
- ↑
- ↑
- . news.bbc.co.uk. Дата обращения: 30 октября 2016.
- Roger Ebert. . www.rogerebert.com. Дата обращения: 30 октября 2016.
- Karin Badt Associate Professor of Cinema, Theater in Paris. . The Huffington Post (19 мая 2010). Дата обращения: 4 ноября 2016.
- . laht.com. Дата обращения: 4 ноября 2016.
- Nikki Finke, Nikki Finke. . Deadline (14 декабря 2010). Дата обращения: 4 ноября 2016.
- HuffPost/DAVID GERMAIN Huffington Post/AP. . The Huffington Post (25 января 2011). Дата обращения: 4 ноября 2016.
- . www.boxofficemojo.com. Дата обращения: 5 ноября 2016.
- . Дата обращения: 5 ноября 2016.
- . www.boxofficemojo.com. Дата обращения: 5 ноября 2016.