Оглавление
Запоминающиеся иллюстрации
Простые и чуть грубоватые рисунки идеально подходили для советского плакатного искусства: они позволяли выразить месседж, не перегружая картинку деталями. Во многом советские агитационные плакаты убедительные и запоминающиеся благодаря своим иллюстрациям. Негативных персонажей зачастую рисовали карикатурно — эти яркие образы невозможно игнорировать.
Так, по мнению художников, выглядит типичный алкоголик. И. Янг, А. Черномордик, 1929 год
Чтобы привлекать внимание к персонажам, на плакатах использовали однотонные заливки: часть изображения просто закрашивали каким-нибудь цветом. На этом плакате однотонная синяя одежда и головные уборы на иллюстрации помогают привлечь внимание к главному:. Главное — глумливые лица и растерянный молодой рабочий
И. Янг, А. Черномордик, 1930 год
Главное — глумливые лица и растерянный молодой рабочий. И. Янг, А. Черномордик, 1930 год
Позитивные герои изображались розовощёкими, улыбчивыми, освещёнными солнцем. Конечно, на многих советских плакатах были скучные однотипные положительные герои — чем-то напоминающие улыбающихся человечков с современных стоковых фото. Но также выпускали и более привлекательные картинки.
Сталинская эпоха
Главные темы плакатов сталинской эпохи – прославление лидера страны, индустриализация, развитие сельского хозяйства и агитация во время Второй мировой войны.
«О каждом из нас Сталин заботиться в Кремле»
Сталина называют символом «дружбы народов» — одного из главных идеологических принципов Советского союза, согласно которому должен быть сформирован единый «советский народ», пренебрегая национальной и религиозной идентичностью.
«Любимый Сталин – счастье народа»
В 30-е годы полным ходом идет индустриализация страны и развитие сельского хозяйства. Конечно, эти события не были упущены советскими плакатистами.
«Строительство социализма»
Плакат призывает женщин, работающих на заводах повышать свою квалификацию и овладевать новым оборудованием
Призыв закончить пятилетний план развития страны за четыре года.
С началом правления Сталина страна развивается «Пятилетками». Принимается план развития страны на этот срок, после его завершения принимался следующий план и так далее. Такая практика просуществовала вплоть до 1991 года.
Еще один плакат, призывающий форсировать выполнение пятилетнего плана.
Кстати, подобные слоганы были заимствованы Джорджем Оруэллом для его романа-антиутопии «1984». С помощью формулы 2+2=5 он наглядно демонстрировал политику «двоемыслия», которая господствовала в тоталитарном обществе.
Крестьянам предписывается увеличивать количество посевов и активней использовать в сельском хозяйстве современную технику.
А тут речь идет уже об уборке урожая.
В 1941 году Германия нападает на СССР. Все работы советских плакатистов отныне посвящены борьбе с врагом.
Плакат демонстрирует «превращение» немецких солдат
«Свет в окне – помощь врагу»! Во время войны действовали правила светомаскировки, по ночам во всех домах и на транспорте отключали свет, чтобы противнику было сложнее определять цели для бомбардировок.
Для поднятия боевого духа солдат было решено использовать образы выдающихся полководцев прошлого.
«Кто с мечем к нам войдет, от меча и погибнет». На заднем плане изображен Александр Невский – русский князь и полководец, во время сражения с немецкими рыцарями.
Хоть плакат и приписывает это выражение полководцу, на самом деле оно было придумано для фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», снятого в 1938 году.
На заднем плане изображен Михаил Кутузов – главнокомандующий русскими войсками в войне с Наполеоном.
Внизу плаката цитата из речи Сталина во время военного парада в ноябре 1941 года, которая призывает вдохновляться мужеством великих предков.
Разногласия между странами-союзницами появятся только после войны. Сейчас же плакаты отражают совместную борьбу Англии, СССР и США с Германией.
«Так будет с фашистским зверем»
«С Новым годом, ребята!»
Обзор плакатов
О художниках
Среди них было и творение Кукрыниксов под названием «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». На плакате советский воин протыкал штыком Гитлера, который был изображен в образе какой-то нечисти, вылезающие из подписанного ранее договора о ненападении на СССР. Этот плакат стал одним из лучших плакатов времен Великой Отечественной Войны.
Топ-5 плакатов
Агитационный плакат «За Родину! За Сталина!»
«Родина-мать зовет»
Этот плакат появился уже в июле 1941 года. Автором был все тот же Ираклий Тоидзе.
Сам плакат был создан довольно спонтанно, после того, как было сообщено о начале войны от Советского Информбюро. Прообразом «родины-мать» и собирательным образом всех советских женщин стала жена художника Тамара Тоидзе, которая вбежала к мужу с сообщением о начале войны. Заниженая линия горизонта на плакате придает образу еще большую монументальность. Встревоженное лицо и традиционный жест грузинских женщин создали призывающий и всем понятный образ. В одной руке «родина-мать» держит присягу военнослужащих, напоминая о гражданском долге каждого мужчины.
«Не болтай!»
До начала войны и в ее процессе на территории СССР действовали многочисленные диверсионные группы и немецкие шпионы. Им было совершено множество диверсионных действий – обрывы линий электропередачи, уничтожение гражданских и военных объектов, нарушено водоснабжение в крупных городах, разрушены мосты, убиты многие военные и политические деятели.
«Выстоять!»
Этот плакат появился в самое сложное время Великой Отечественной Войны, в 1942 году, когда немецкие войска подбирались уже к Москве. Автор плаката Н. Жуков. На самом плакате изображен солдат, зубами завязывающий окровавленный бинт на руке, а второй рукой замахивающийся гранатой. В самом плакате интуитивно читается образ врага – немецкого солдата, которого нужно сдержать любой ценой.
«Воин Красной Армии, спаси!»
Это агитационно-эмоциональный плакат, созданный В. Корецким.
Первый раз был опубликован 5 августа 1942 года в газете «Правда». На плакате изображена женщина, которая защищает собственного ребенка. На первом плане мы видим окровавленный и направленный на беззащитных людей штык немецкого солдата. Этот плакат вызывал особую ненависть солдат Красной Армии к врагу. Плакат выполнен в черно-белом варианте, при этом ярко красным выделен только окровавленный штык, что дополнительно подчеркивает кровавость фашистов.
«Выступали — веселились, отступали – обслезились»
Этот агитплакат создан в 1942 году и выполнен в виде карикатуры. Авторами творения являются художники Б. Ефимов и Н. Долгоруков. Сам плакат поделен на два сюжета. В верхней части плаката изображены немецкие солдаты, которые победным маршем шагают на завоевание СССР. На дальнем плане можно разглядеть образы Геринга, Гитлера и Геббельса, провожающих солдат в направлении «Nach USSR».
Леттеринг
Рисованные буквы — фишка советских плакатов. Леттеринг — это создание уникальных надписей от руки для конкретного проекта: сейчас он популярен в рекламе, анонсах и логотипах. Рисование надписей — непростое искусство, ведь нужно не только сделать буквы визуально интересными, но и сохранить их основные пропорции, чтобы не возникало проблем с чтением. Советские художники делали это мастерски.
Вот креативный плакат, чем-то напоминающий современные мемы. Но здесь важную роль играют надписи: они будто летят и растворяются в космическом пространстве.
Смотрится очень необычно. А. Иогансон, 1959 год
Очень популярным был леттеринг, стилизованный под рукописный почерк. Он, как и почерк, бывает разным. Например, буквы в следующем плакате нарисованы нарочито небрежно: в отличие от рубленых шрифтов, такое написание — попытка доверительного общения с народом.
Это не призыв, не реклама, а мягкое наставление. Б. Решетников, 1956 год
Леттеринг оживлял советские надписи: с помощью уникального написания можно придавать буквам разные форму и наклон.
Когда появились плакаты?
Принято считать, что современные агитационные плакаты уходят своими корнями в середину позапрошлого столетия. Считается, что искусство плаката родилось благодаря эволюции и попыткам объединения шрифтовых, наборных объявлений с афишами.
Необходимость в плакате появилась из-за возникновения различного рода манифестаций, демонстраций и общественных акций. Одних только лозунгов на белом листе бумаги было недостаточно для привлечения общественного внимания и воздействия на власть имущих.
Задействовались плакаты не только на политических митингах. Большей частью они были востребованы на акциях, устраиваемых профсоюзами, ставящими своей целью не политические изменения, а всего лишь улучшение условий трудовой деятельности и, разумеется, увеличение заработной платы. Таким образом появился первый агитационный плакат по охране труда.
Многое для развития искусства плаката сделали художники, работавшие в жанре постимпрессионизма, например, Анри Тулуз-Лотрек. Благодаря постимпрессионистам плакаты обрели присущую им и по сей день лаконичность и избавились от множества витиеватых орнаментальных деталей, визуально перегружающих изображение и мешающих его однозначному восприятию.
Однако тот факт, что впервые о плакатах заговорили с середины позапрошлого столетия, не означает их появление из ниоткуда именно в данный исторический временной промежуток. Прародителями плакатов являются гравюры и картинки в жанре лубка. К примеру, агитационные гравюры