Оглавление
Примечания
- ↑
- Никитин Г. А., Баканов Е. А. Основы авиации: Учебник для вузов гражданской авиации. — М.: Транспорт, 1984. — 261 с.
- ↑ Энциклопедия «Авиация». — М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1994. — 736 с.
- , с. 148—149.
- ↑ Авиация в России (к 100-летию отечественного самолётостроения). — М.: «Машиностроение» (по заказу ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского), 1983. — 736 с.
- , с. 150.
- Житомирский Г. И. Конструкция самолётов. — М.: «Машиностроение», 1995. — 416 с.
- Соболев Д. А. История самолётов. Начальный период.. — М.: РОССПЭН, 1995. — 343 с.
- . World Digital Library (17 декабря 1903). Дата обращения: 21 июля 2013.
- . Самоделкин — Изобретатели. susam.ru. Дата обращения: 4 июня 2014.
Конструкция
Основные элементы летательного аппарата:
- Крыло — создаёт при поступательном движении самолёта необходимую для полёта подъёмную силу за счёт возникающей в набегающем потоке воздуха разницы давлений на нижнюю и верхнюю поверхности крыла: давление на нижнюю поверхность самолётного крыла больше, чем давление на верхнюю его поверхность. На крыле располагаются аэродинамические органы управления (элероны, элевоны и др.), а также механизация крыла — то есть устройства, служащие для управления подъёмной силой и сопротивлением самолёта (закрылки, и др.).
- Фюзеляж — предназначен для размещения экипажа, пассажиров, грузов и оборудования, а также для крепления крыла, оперения, шасси, двигателей и т. п. (является как бы «телом» самолёта). Известны самолёты без фюзеляжа (например — «летающее крыло»).
- Оперение — аэродинамические поверхности, предназначенные для обеспечения устойчивости, управляемости и балансировки самолёта. Для управления самолётом на оперении располагают отклоняемые поверхности — аэродинамические рули (руль высоты, руль направления), или же делают поверхности оперения цельноповоротными (на многих сверхзвуковых самолётах).
- Шасси — система опор, необходимых для разбега самолёта при взлёте, пробега при посадке, а также передвижения и стоянки его на земле. Наибольшее распространение имеет колёсное шасси. Также известны конструкции шасси с лыжами, поплавками, полозьями. В СССР осуществлялись эксперименты с гусеничным шасси и шасси на воздушной подушке. Многие современные самолёты, в частности большинство самолётов военного назначения, а также пассажирских самолётов, имеют убираемое шасси.
- Силовая установка самолёта, состоящая из двигателя и движителя (например, воздушного винта), а также систем, обеспечивающих их работу — создаёт необходимую тягу, которая, уравновешивая аэродинамическое сопротивление, обеспечивает самолёту поступательное движение.
- Системы бортового оборудования — различное оборудование, которое позволяет выполнять полёты при любых условиях. Приблизительно последние 30-40 лет бортовая электроника является наиболее умным, сложным и дорогостоящим оборудованием, превосходящим по стоимости всю остальную конструкцию самолёта.
Происхождение термина
Русский самолёт «Илья Муромец»
Слово «самолёт» в русском языке до XIX века использовалось для обозначения других объектов. Так, В. П. Бурнашев приводит его в своём словаре (1843—1844 гг.) в таком значении: «В ткацком стане — челнок, который бросают не рукою, а посредством погонялки». В некоторых губерниях России самолётом называли примитивное орудие для пахоты (типа сохи).
Применительно к летательным аппаратам слово «самолёт» стало использоваться лишь со второй половины XIX века, при этом вошло в употребление далеко не сразу. Известно, что в 1857 году капитан 1-го ранга Н. М. Соковнин использовал слово «самолёт» для обозначения управляемого аэростата. В значении, близком к современному, слово «самолёт» впервые употребил журналист и писатель Аркадий Эвальд в статье «Воздухоплавание» 1863 года (газета «Голос»), где он впервые в России предложил идею подобного летательного аппарата. Но ни А. Ф. Можайский, ни Н. И. Кибальчич этого термина не употребляли. В патенте Можайского, датированном 1881 годом, его изобретение названо «воздухоплавательным снарядом».
С лёгкой руки поэта-футуриста В. В. Каменского, увлекавшегося авиацией и совершавшего самостоятельные полёты сначала на монопланах, а затем — на аэропланах собственной постройки, слово «самолёт» с 1910 года распространилось сначала в поэтической среде того времени, а потом «вышло в массы». Произошло это не так быстро; аэроплан стал называться самолётом примерно в середине 30-х годов XX столетия.
Классификация
Истребитель-бомбардировщик Су-34
Штурмовик Су-25
Противолодочный самолёт (ДПЛС) Ту-142
Классификация самолётов может быть дана по различным признакам — по назначению, по конструктивным признакам, по типу двигателей, по лётно-техническим параметрам и так далее и тому подобное.
По назначению
Военные:
- штурмовики (Су-25, А-10)
- перехватчики (МиГ-31, F-15)
- истребители
- истребители-бомбардировщики (Су-34)
- фронтовые бомбардировщики (Су-24)
- стратегические бомбардировщики (Ту-95, B-52)
- ракетоносцы
- торпедоносцы
- самолёты-разведчики (, U-2)
- топливозаправщики (Ил-78, KC-135)
- воздушные авианосцы
- противолодочные самолёты (Ил-38, P-8 Poseidon)
- патрульные самолёты (Ан-72)
- корректировщики
- военно-транспортные самолёты (Ан-12, C-130)
- многоцелевые и специальные
- Гражданские
- пассажирские
- транспортные — транспортировка грузов
- почтовые — перевозка авиапочты
- курьерские
- сельскохозяйственные
- санитарные — оказание срочной медицинской помощи
- пожарные — для тушения в основном лесных пожаров
- геологоразведочные — воздушная разведка недр
- экспериментальные — проведение лётных экспериментов (летающая лаборатория)
- спортивные — занятия авиационным спортом
- учебно-тренировочные — обучение лётного состава
- учебно-боевой самолёт — обучение военного лётного состава.
По взлётной массе
Лёгкомоторный самолёт МАИ-223
- Сверхтяжёлые;
- Тяжёлые — свыше 136 тонн (300 тысяч фунтов);
- Средние — от 7 до 136 тонн (15-300 тысяч фунтов);
- Лёгкие — менее 7 тонн (15 000 фунтов);
- Сверхлёгкие.
Классы по взлётной массе
(Класс самолёта связан с классом аэродрома, способного принять самолёт данного типа.)
- 1-го класса (75 т и более);
- 2-го класса (от 30 до 75 т);
- 3-го класса (от 10 до 30 т);
- 4-го класса (от 5 до 10 т);
- легкомоторные.
По типу и числу двигателей
Звездообразный двигатель в разрезе
Компрессор турбореактивного двигателя (ТРД)
- По типу силовой установки:
- поршневые (ПД — Ан-2, Cessna 172)
- (ТВД — Ту-95, DHC-8)
- (ТРД — Як-130, А320)
- с ракетными двигателями (БИ-1)
- с комбинированной силовой установкой (КСУ)
- с электрическими двигателями (электрический самолёт)
- По числу двигателей:
- однодвигательные (Ан-2, U-2)
- двухдвигательные (Ан-24, Боинг 737)
- трёхдвигательные (Як-42, DC-10)
- четырёхдвигательные (Boeing 747, Ан-124 «Руслан», P-3 Orion)
- пятидвигательные (АНТ-14, He-111Z)
- шестидвигательные (Ан-225 Мрия)
- семидвигательные (К-7)
- восьмидвигательные (АНТ-20, Boeing B-52)
- десятидвигательные (Convair B-36J)
- двенадцатидвигательные (Dornier Do X).
По компоновочной схеме
Классификация по данному признаку является наиболее многовариантной (см. также Классификация самолётов по конструктивным признакам и силовой установке). Ниже приводится часть основных вариантов.
По числу крыльев:
- монопланы
- полуторапланы
- бипланы
- трипланы
- мультипланы
По расположению крыла (для монопланов):
- высокопланы
- среднепланы
- низкопланы
- парасоль
По расположению хвостового оперения:
- стандартная схема (оперение сзади)
- летающее крыло (бесхвостый)
- бесхвостка
- «утка» (оперение спереди);
По типу, размерам и этажности фюзеляжа:
- однофюзеляжные:
- узкофюзеляжные;
- широкофюзеляжные;
- двухбалочной схемы («рама»);
- бесфюзеляжные («летающее крыло»).
По типу шасси:
- Сухопутные;
- с колёсным шасси:
- с хвостовой опорой;
- с передней опорой;
- с опорой велосипедного типа;
- с лыжным шасси;
- с гусеничным шасси;
- на воздушной подушке (ЭКИП и некоторые др. экспериментальные модели);
- с колёсным шасси:
-
Гидросамолёты;
- амфибии;
- поплавковые;
- «летающие лодки».
По скорости полёта
- дозвуковые — максимальное полётное число Маха не более 0,7-0,8 (Ан-74, DC-3)
- околозвуковые — максимальное полётное число Маха от 0,7-0,8 до 1,2 (Ту-154)
- сверхзвуковые — максимальное полётное число Маха от 1,2 до 5 (Ту-22М, Concorde)
- гиперзвуковые — максимальное полётное число Маха свыше 5.
- сухопутные
- корабельные
- гидросамолёты
- летающая подводная лодка.
По типу взлёта и посадки
- вертикального (ВВП — Як-38, Harrier)
- короткого (КВП — Ан-72)
- горизонтального (то есть обычного) взлёта и посадки — Ту-204, Боинг 707.
По стадии разработки и освоения модели
- экспериментальные
- опытные
- серийные
- единичные экземпляры воздушного судна (ЕЭВС), например Пе-8ОН («особого назначения», изготовлено было 2 экземпляра).
По типу выполняемых полётов
- самолёты для выполнения полётов по правилам визуально ориентирования (ПВП, правила визуальных полётов)
- самолёты для выполнения полётов по приборам (ППП, правила полётов по приборам)
(зависит от наличия авионики, позволяющей выполнять приборный полёт).