Аэроплан фильм 1980

Оглавление

Примечания

  1. Никитин Г. А., Баканов Е. А. Основы авиации: Учебник для вузов гражданской авиации. — М.: Транспорт, 1984. — 261 с.
  2. ↑ Энциклопедия «Авиация». — М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1994. — 736 с.
  3. , с. 148—149.
  4. ↑ Авиация в России (к 100-летию отечественного самолётостроения). — М.: «Машиностроение» (по заказу ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского), 1983. — 736 с.
  5. , с. 150.
  6. Житомирский Г. И. Конструкция самолётов. — М.: «Машиностроение», 1995. — 416 с.
  7. Соболев Д. А. История самолётов. Начальный период.. — М.: РОССПЭН, 1995. — 343 с.
  8. . World Digital Library (17 декабря 1903). Дата обращения: 21 июля 2013.
  9. . Самоделкин — Изобретатели. susam.ru. Дата обращения: 4 июня 2014.

Конструкция

Основные элементы летательного аппарата:

  • Крыло — создаёт при поступательном движении самолёта необходимую для полёта подъёмную силу за счёт возникающей в набегающем потоке воздуха разницы давлений на нижнюю и верхнюю поверхности крыла: давление на нижнюю поверхность самолётного крыла больше, чем давление на верхнюю его поверхность. На крыле располагаются аэродинамические органы управления (элероны, элевоны и др.), а также механизация крыла — то есть устройства, служащие для управления подъёмной силой и сопротивлением самолёта (закрылки, и др.).
  • Фюзеляж — предназначен для размещения экипажа, пассажиров, грузов и оборудования, а также для крепления крыла, оперения, шасси, двигателей и т. п. (является как бы «телом» самолёта). Известны самолёты без фюзеляжа (например — «летающее крыло»).
  • Оперение — аэродинамические поверхности, предназначенные для обеспечения устойчивости, управляемости и балансировки самолёта. Для управления самолётом на оперении располагают отклоняемые поверхности — аэродинамические рули (руль высоты, руль направления), или же делают поверхности оперения цельноповоротными (на многих сверхзвуковых самолётах).
  • Шасси — система опор, необходимых для разбега самолёта при взлёте, пробега при посадке, а также передвижения и стоянки его на земле. Наибольшее распространение имеет колёсное шасси. Также известны конструкции шасси с лыжами, поплавками, полозьями. В СССР осуществлялись эксперименты с гусеничным шасси и шасси на воздушной подушке. Многие современные самолёты, в частности большинство самолётов военного назначения, а также пассажирских самолётов, имеют убираемое шасси.
  • Силовая установка самолёта, состоящая из двигателя и движителя (например, воздушного винта), а также систем, обеспечивающих их работу — создаёт необходимую тягу, которая, уравновешивая аэродинамическое сопротивление, обеспечивает самолёту поступательное движение.
  • Системы бортового оборудования — различное оборудование, которое позволяет выполнять полёты при любых условиях. Приблизительно последние 30-40 лет бортовая электроника является наиболее умным, сложным и дорогостоящим оборудованием, превосходящим по стоимости всю остальную конструкцию самолёта.

Происхождение термина


Русский самолёт «Илья Муромец»

Слово «самолёт» в русском языке до XIX века использовалось для обозначения других объектов. Так, В. П. Бурнашев приводит его в своём словаре (1843—1844 гг.) в таком значении: «В ткацком стане — челнок, который бросают не рукою, а посредством погонялки». В некоторых губерниях России самолётом называли примитивное орудие для пахоты (типа сохи).

Применительно к летательным аппаратам слово «самолёт» стало использоваться лишь со второй половины XIX века, при этом вошло в употребление далеко не сразу. Известно, что в 1857 году капитан 1-го ранга Н. М. Соковнин использовал слово «самолёт» для обозначения управляемого аэростата. В значении, близком к современному, слово «самолёт» впервые употребил журналист и писатель Аркадий Эвальд в статье «Воздухоплавание» 1863 года (газета «Голос»), где он впервые в России предложил идею подобного летательного аппарата. Но ни А. Ф. Можайский, ни Н. И. Кибальчич этого термина не употребляли. В патенте Можайского, датированном 1881 годом, его изобретение названо «воздухоплавательным снарядом».

С лёгкой руки поэта-футуриста В. В. Каменского, увлекавшегося авиацией и совершавшего самостоятельные полёты сначала на монопланах, а затем — на аэропланах собственной постройки, слово «самолёт» с 1910 года распространилось сначала в поэтической среде того времени, а потом «вышло в массы». Произошло это не так быстро; аэроплан стал называться самолётом примерно в середине 30-х годов XX столетия.

Классификация

Истребитель-бомбардировщик Су-34

Штурмовик Су-25

Противолодочный самолёт (ДПЛС) Ту-142

Классификация самолётов может быть дана по различным признакам — по назначению, по конструктивным признакам, по типу двигателей, по лётно-техническим параметрам и так далее и тому подобное.

По назначению

Военные:

  • штурмовики (Су-25, А-10)
  • перехватчики (МиГ-31, F-15)
  • истребители
  • истребители-бомбардировщики (Су-34)
  • фронтовые бомбардировщики (Су-24)
  • стратегические бомбардировщики (Ту-95, B-52)
  • ракетоносцы
  • торпедоносцы
  • самолёты-разведчики (, U-2)
  • топливозаправщики (Ил-78, KC-135)
  • воздушные авианосцы
  • противолодочные самолёты (Ил-38, P-8 Poseidon)
  • патрульные самолёты (Ан-72)
  • корректировщики
  • военно-транспортные самолёты (Ан-12, C-130)
  • многоцелевые и специальные
Гражданские
  • пассажирские
  • транспортные — транспортировка грузов
  • почтовые — перевозка авиапочты
  • курьерские
  • сельскохозяйственные
  • санитарные — оказание срочной медицинской помощи
  • пожарные — для тушения в основном лесных пожаров
  • геологоразведочные — воздушная разведка недр
  • экспериментальные — проведение лётных экспериментов (летающая лаборатория)
  • спортивные — занятия авиационным спортом
  • учебно-тренировочные — обучение лётного состава
  • учебно-боевой самолёт — обучение военного лётного состава.

По взлётной массе

Лёгкомоторный самолёт МАИ-223

  • Сверхтяжёлые;
  • Тяжёлые — свыше 136 тонн (300 тысяч фунтов);
  • Средние — от 7 до 136 тонн (15-300 тысяч фунтов);
  • Лёгкие — менее 7 тонн (15 000 фунтов);
  • Сверхлёгкие.
Классы по взлётной массе

(Класс самолёта связан с классом аэродрома, способного принять самолёт данного типа.)

  • 1-го класса (75 т и более);
  • 2-го класса (от 30 до 75 т);
  • 3-го класса (от 10 до 30 т);
  • 4-го класса (от 5 до 10 т);
  • легкомоторные.

По типу и числу двигателей

Звездообразный двигатель в разрезе

Компрессор турбореактивного двигателя (ТРД)

  • По типу силовой установки:
    • поршневые (ПД — Ан-2, Cessna 172)
    • (ТВД — Ту-95, DHC-8)
    • (ТРД — Як-130, А320)
    • с ракетными двигателями (БИ-1)
    • с комбинированной силовой установкой (КСУ)
    • с электрическими двигателями (электрический самолёт)
  • По числу двигателей:
    • однодвигательные (Ан-2, U-2)
    • двухдвигательные (Ан-24, Боинг 737)
    • трёхдвигательные (Як-42, DC-10)
    • четырёхдвигательные (Boeing 747, Ан-124 «Руслан», P-3 Orion)
    • пятидвигательные (АНТ-14, He-111Z)
    • шестидвигательные (Ан-225 Мрия)
    • семидвигательные (К-7)
    • восьмидвигательные (АНТ-20, Boeing B-52)
    • десятидвигательные (Convair B-36J)
    • двенадцатидвигательные (Dornier Do X).

По компоновочной схеме

Классификация по данному признаку является наиболее многовариантной (см. также Классификация самолётов по конструктивным признакам и силовой установке). Ниже приводится часть основных вариантов.

По числу крыльев:

  • монопланы
  • полуторапланы
  • бипланы
  • трипланы
  • мультипланы

По расположению крыла (для монопланов):

  • высокопланы
  • среднепланы
  • низкопланы
  • парасоль

По расположению хвостового оперения:

  • стандартная схема (оперение сзади)
  • летающее крыло (бесхвостый)
  • бесхвостка
  • «утка» (оперение спереди);

По типу, размерам и этажности фюзеляжа:

  • однофюзеляжные:
    • узкофюзеляжные;
    • широкофюзеляжные;
  • двухбалочной схемы («рама»);
  • бесфюзеляжные («летающее крыло»).

По типу шасси:

  • Сухопутные;
    • с колёсным шасси:
      • с хвостовой опорой;
      • с передней опорой;
      • с опорой велосипедного типа;
    • с лыжным шасси;
    • с гусеничным шасси;
    • на воздушной подушке (ЭКИП и некоторые др. экспериментальные модели);
  • Гидросамолёты;
    • амфибии;
    • поплавковые;
    • «летающие лодки».

По скорости полёта

  • дозвуковые — максимальное полётное число Маха не более 0,7-0,8 (Ан-74, DC-3)
  • околозвуковые — максимальное полётное число Маха от 0,7-0,8 до 1,2 (Ту-154)
  • сверхзвуковые — максимальное полётное число Маха от 1,2 до 5 (Ту-22М, Concorde)
  • гиперзвуковые — максимальное полётное число Маха свыше 5.
  • сухопутные
  • корабельные
  • гидросамолёты
  • летающая подводная лодка.

По типу взлёта и посадки

  • вертикального (ВВП — Як-38, Harrier)
  • короткого (КВП — Ан-72)
  • горизонтального (то есть обычного) взлёта и посадки — Ту-204, Боинг 707.

По стадии разработки и освоения модели

  • экспериментальные
  • опытные
  • серийные
  • единичные экземпляры воздушного судна (ЕЭВС), например Пе-8ОН («особого назначения», изготовлено было 2 экземпляра).

По типу выполняемых полётов

  • самолёты для выполнения полётов по правилам визуально ориентирования (ПВП, правила визуальных полётов)
  • самолёты для выполнения полётов по приборам (ППП, правила полётов по приборам)

(зависит от наличия авионики, позволяющей выполнять приборный полёт).